урок русского языка в 4 классе "Сложные предложения" умк : школа России
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Логинова Светлана Николаевна

Цели деятельности учителя: обобщение и уточнение знаний детей о сложном предложении, о способах соединения простых предложений в сложное предложение, о постановке запятой в сложном предложении.

К конспекту прилагается презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл no35_slozhnye_predlozheniya.docx23.32 КБ
Файл no35_slozhnye_predlozheniya.pptx539.36 КБ
Файл kartochka.docx12.86 КБ

Предварительный просмотр:

Дата:20.10.23                                                                                                ФИО учителя Логинова Светлана Николаевна

Школа:№113                                                                                                

Класс: 4 «Г»                                                                                                            

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

М.с.66

У.с.36-37

Тема: Сложные предложения.  (2 урок)

Цели деятельности учителя: обобщение и уточнение знаний детей о сложном предложении, о способах соединения простых предложений в сложное предложение, о постановке запятой в сложном предложении.

Планируемые результаты

Предметные: повторить характерные черты сложного предложения ;
                       
уметь выделять грамматическую основу предложения;
                       
уметь определять вид предложения ;
                       
уметь ставить знаки препинания между частями предложения .

Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; формировать учебно-познавательный интерес к предмету.

Тип урока: урок отработки умений и рефлексии

Оборудование: УМК «ШР» учебник Русский язык: 4 кл.: Учебник:в 2ч./В.П Канакина, В.Г Горецкий М.:Просвещение/Учебник,2017.-Ч.1.; презентация, раздаточный материал

Барнаул ,2023

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

Метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности.

15.05-15.10

Ребята,  начинаем урок . Пожелаем успешной работы.

К: настраиваться на урок.

II.Этап актуализации и пробного учебного действия.

Постановка учебной задачи

Словесн.:учебный диалог

15.10-15.20

-Откройте свои тетради и запишите  число и классная работа.

-Ребята, внимание ,  на экране  предложение. Прочитайте

Со…нце встало  и окрес…ность озарилась светом.

-Какие буквы пропущены?

-Что такое окрестность? (Местность . прилегающая к чему-нибудь, окружающее пространство)

-Что значит- озарилась(ярко осветилось)

Спишите предложение, вставляя пропущенные буквы.(Один ученик работает у доски, остальные в тетради)

-Найдите и подчеркните главные члены предложения, подпишите, какой частью речи они выражены.

-Ребята. что особенного в этом предложении?

-Какую роль в предложении играет союз и?

-Нужна ли здесь запятая? Поставьте запятую.

-Как вы думаете .  какие  предложения мы повторим на уроке?  

Тема нашего урока звучит так «Сложные предложения»

-Сформулируйте цель урока.

Солнце (сущ.) встало(глаг.), и окрестность (сущ.) озарилась (глаг.) светом.

-В этом предложении две грамматические основы

-Повторить, какие предложения называются сложными. Учиться различать сложные предложения . ставить знаки препинания в сложном предложении (цель записывается схематически  на доске)

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

П: самостоятельное формулирование познавательной цели.

Р:постановка учебной задачи

III. Этап локализации индивидуальных затруднений.

15.20-15-30

 -Ребята, что мы знаем о  сложном предложении?

-Как соединены части сложного предложения?

-Сложное предложение состоит из двух и более основ. (у.с.36,37)

-части сложного предложения соединены интонацией ,союзами

П:поиск и выделение необходимой информации.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

IV.

Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений.

-Что нам поможет научиться определять сложные предложения?

  1. Наблюдение
  2. Делаем выводы
  3. Тренировочные упражнения(учебник)
  4. Работа в паре
  5. Самостоятельная работа

V.

 Этап реализации построенного проекта.

Практич.: списывание, синтаксический анализ.

-Выполним упражнение 50 (с.36)

-Прочитайте. Докажите . что предложение сложное.

-Как связаны между собой части сложного предложения?

-Объясните написание слов с пропущенными орфограммами

Выполнение упражнения по заданию учебника

-У предложения две грамматические основы.

-Части сложного предложения связаны интонацией.

Р:сличение способа действия и его результата с эталоном.

VI.

Этап обобщения затруднений во внешней речи.

Словесн.: учебный диалог.

Практич.; синтаксический анализ.

Наглядн.: демонстрация ответа учащихся.

15.30-15.40

Парная форма работы (слайд №4,5)

-Чтобы не путать простое предложение со сложным , мы переходим к работе в парах.  На парте лежит карточка с заданием .

-Чем отличается простое предложение от сложного?

Найдите  сложные  предложения .

Карточка

 Прочитайте. Запишите только номера  сложных предложений

1)Мороз крепчал, но дети не мёрзли.

2) Мороз крепчал, но не кусался.

3) Охотники зарядили ружья и приготовились стрелять.

4)Охотник зарядил ружье, и раздался выстрел.

5)Сморщились молодые побеги, и цветы завяли.

6)Молодые побеги сморщились и завяли.

7)Дорога пропадает в роще, а потом исчезает в овраге.

8)Дорога пропала в роще, и спина путника исчезла.

Сложные предложения:

-Поднимите руку, кому непонятно задание?

Проверка:

--На экране вы видите правильные ответы. Сравните с тем, что получилось у вас.

- Докажите , что это сложные предложения.

-Придумайте свое сложное предложение

Проверка. Запись 1го предложения

Сложные предложения:1.4.5,8

 В сложном предложении две и более грамматических основы

П:поиск и выделение необходимой информации.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

VII.

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Практич.: синтаксический анализ.

-Ребята вы прекрасно поработали.

-Какое слово на с.37 (слайд №6-8)

-Что обозначает это слово?

-Слово прекрасный образовано от слова красный. Которое в старославянском языке означало «красивый». Приставка «пре» со значением очень придала слову новый оттенок.

1)отличающийся необыкновенной красотой, очень красивый

2) очень хороший. превосходный

-Придумайте сложное предложение со словом «прекрасный»

На небе светило яркое солнце, в траве цвели прекрасные цветы, а меж холмов вилась еле видная тропинка.

.Чего не хватает в предложении ? (запятых)

-давайте расставим запятые

-прекрасный

П:умение ориентироваться в любой системе знаний; составлять предложения

К:умение слышать и слушать.

VIII.

Этап включения в систему знаний и повторения.

-Самостоятельная запись предложения. Подчеркивание грамматической основы

Р:сличение способа действия и его результата с эталоном.

IX. Рефлексия

15.40-15.45

-Ребята .какую цель мы ставили на уроке?

-Что такое сложное предложение?

Оцените свою работу на уроке по шкале – правильность. аккуратность

Сложные предложения.

Цели: вспомнить, какие предложения называются  сложными, научиться различать сложные предложения, ставить знаки препинания в сложном предложении

-Сложное предложение состоит из двух и более основ.

-части сложного предложения соединены интонацией ,союзами

Р:оценивание  качества и уровня усвоения материала.

Р:оценка результата работы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Со_нце встало и окрес _ ность озарилась светом. Солнце встало , и окрестность озарилась светом.

Слайд 2

Сложные предложения

Слайд 3

Цель урока : -вспомнить, какие предложения называются сложными; -научиться различать сложные предложения; -ставить знаки препинания в сложном предложении

Слайд 4

Сложные предложения:1,4,5,8

Слайд 5

Мороз крепчал, но дети не мёрзли. Охотник зарядил ружье, и раздался выстрел. Сморщились молодые побеги, и цветы завяли. Дорога пропала в роще, и спина путника исчезла

Слайд 6

пр е красный 1)отличающийся необыкновенной красотой, очень красивый 2) очень хороший, превосходный

Слайд 8

На небе светило яркое солнце в траве цвели прекрасные цветы а меж холмов вилась еле видная тропинка.

Слайд 9

На небе светило яркое солнце, в траве цвели прекрасные цветы ,а меж холмов вилась еле видная тропинка.

Слайд 10

-Сложное предложение состоит из двух и более основ. -части сложного предложения соединены интонацией ,союзами и, а, но -Части сложного предложения разделяются запятой.



Предварительный просмотр:

Карточка

 Прочитайте. Запишите только номера  сложных предложений

1)Мороз крепчал, но дети не мёрзли.

2) Мороз крепчал, но не кусался.

3) Охотники зарядили ружья и приготовились стрелять.

4)Охотник зарядил ружье, и раздался выстрел.

5)Сморщились молодые побеги, и цветы завяли.

6)Молодые побеги сморщились и завяли.

7)Дорога пропадает в роще, а потом исчезает в овраге.

8)Дорога пропала в роще, и спина путника исчезла.

Сложные предложения:____________________________________

Карточка

 Прочитайте. Запишите только номера  сложных предложений

1)Мороз крепчал, но дети не мёрзли.

2) Мороз крепчал, но не кусался.

3) Охотники зарядили ружья и приготовились стрелять.

4)Охотник зарядил ружье, и раздался выстрел.

5)Сморщились молодые побеги, и цветы завяли.

6)Молодые побеги сморщились и завяли.

7)Дорога пропадает в роще, а потом исчезает в овраге.

8)Дорога пропала в роще, и спина путника исчезла.

Сложные предложения:____________________________________

Карточка

 Прочитайте. Запишите только номера  сложных предложений

1)Мороз крепчал, но дети не мёрзли.

2) Мороз крепчал, но не кусался.

3) Охотники зарядили ружья и приготовились стрелять.

4)Охотник зарядил ружье, и раздался выстрел.

5)Сморщились молодые побеги, и цветы завяли.

6)Молодые побеги сморщились и завяли.

7)Дорога пропадает в роще, а потом исчезает в овраге.

8)Дорога пропала в роще, и спина путника исчезла.

Сложные предложения:____________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка 4 класс УМК "Школа России"

Конспект урока русского языка 4 класс по учебнику Рамзаевой "Русский язык"  УМК "Школа России"  по теме "Закрепление знаний об имени прилагательном"...

Урок русского языка. 2 класс .УМК "Школа России"

Урок русского языка по теме: Правописание гласных после шипящих"...

Урок русского языка 3 класс Программа "Школа России"

Урок русского языка по теме «Закрепление изученных орфограмм и частей речи»...

План – конспект урока. Русский язык. 4 класс. УМК «Школа России».

Тема урока: «Три типа склонения имен существительных». Цель урока – обобщить знания о трех типах склонения имен существительных. Задачи: совершенствовать умения учащихся определять тип...

Конспект урока русского языка 2 класс УМК "Школа России". Урок-сказка.

Цели и задачи урока:Образовательные:- закрепить знания, умения, навыки учащихся о проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова.     2. Развивающие:- развивать...

Урок русского языка в 3 классе "Школа России" по теме "Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне" ( урок закрепления материала)

Урок русского языка в 3 классе "Школа России" по теме "Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне" ( урок закрепления материала)...