Урок русского языка 3 класс Программа "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Ганиятова Светлана Равильевна

Урок русского языка по теме «Закрепление изученных орфограмм

и частей речи» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_russkogo_yazyka.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка

в 3 В классе

по теме «Закрепление изученных орфограмм

и частей речи»

на региональном семинаре для учителей начальных классов

на базе МОУ «Средней образовательной школы №15 с углубленным изучением отдельных предметов» по теме «Формирование универсальных учебных действий как необходимое условие успешного перехода в основную школу»

Автор: Ганиятова С.Р.,

учитель начальных классов.

                                                    Нижнекамск 2010

Тема урока «Закрепление изученных орфограмм и частей речи»

Цели : 1) закрепить знания об изученных орфограммах: безударных  гласных,парных согласных и непроизносимых согласных,об изученных частях речи

            2) формирование умения писать слова с изученными орфограммами , применять правильно способы проверки изученных орфограмм , умения видеть данную орфограмму в слове;

            3) воспитание умения  трудиться , аккуратности , целеустремлённости, добиваться намеченной цели и результата;

Оборудование: мультимедийное оборудование, карточки с пословицами, перфокарты, сигналы, индивидуальные карточки.

Ход урока

I Организационный момент

   Подготовка к уроку.

II Работа над новой темой

  1. Минута красивого письма

Работа с пословицами. ( В это время на карточках

выполняют индивидуальную работу)

- Собрать пословицы, вставить пропущенные буквы. Объяснить смысл пословиц.

1) Терпен.е и тру. всё перетрут.

2) Доброе слово может растопить и л.дяное сер.це.

   ( проверка с помощью сигналов карточек)

1 вариант – 1 пословицу

2 вариант – 2 пословицу

Письмо  всех букв пропущенных

ОЕОЕДЬД

  1. Сообщение темы и цели урока.

-Сегодня мы с вами закрепим изученные орфограммы. Всё постараемся вспомнить. Урок будет необычный

Урок – путешествие по Океану орфографических знаний.

Мы отправляемся на корабле в путешествие по островам Океана Орфографических знаний (слайд №1)

Во время нашего путешествия мы встретимся с законами Орфографии и постараемся доказать знания этих законов.

- Итак, в путь!

- Отправляясь в путешествие, мореплаватели запасаются провизией, в том числе овощами.

- Какие овощи мы возьмём с собой, попробуем отгадать. (На экране рисунки и слова) (слайд №2)

   1) Носил мальчик

    Зелёный кафтанчик

    Стал паном-

    Обзавёлся красным кафтаном (помидор)

  1.  Не шит, не кроен

А весь в рубцах.

Без счёту одёжек,

А все без застёжек.(капуста)

  1. Убежали как-то с грядки

Голопузые ребятки-

1,2,3,4,5

И упали , и пропали!

С головой в рассол попали:

Были все зелёными,

Стали все солёными.(огурец)

  1. Этот овощ едят неспелым,

А когда поспеет – в суп кладут.(горох)

  1. Меня – единственного в мире

Не просто варят.

А в мундире.(картофель)

  1. Красная девица

Сидит в темниц ,

А коса на улице.(морковь)

Проверка – сигналы.

- какая особенность у этих слов в правописании?

( Гласные безударные надо запомнить)

Это слова, в которых безударную гласную нельзя проверить ударением , поэтому их надо запомнить.Это словарные слова.

1-у доски (фонетический разбор)

 Горох

Проверка – сигналы.

Мы приближаемся к Острову Безударных гласных. (слайд №3)

  Но вот беда.Жителей этого острова захватили в плен злые

медузы.   Освободить же их поможет только Королева Ударение.

- Как вы думаете почему?

(обсуждение в парах , 1 даёт ответ)

Безударный гласный звук.

Причиняет много мук.

Чтобы не было сомнения.

Ставим звук под ударение.

Задание : с каждого ряда по 1 человеку у доски – вставить пропущенные буквы,определить род существительных с прилагательными.

  1. 2

к.менистое дно                                    п.тнистый осьминог

к.лючий ёрш                                        п.лосатый краб

м.л.дая чайка                                        ск.листый берег

          3

м.рской конёк

с.лёные брызги

к.товая акула      (проверка сигналы)

Остальные  дети с каждым словосочетанием составляют предложения, вставляя пропущенные буквы (на экране) (слайд №4)

    1 ряд                                                            2 ряд

З.ленеют водоросли                             Уд.вительная рыба

В.лнуется море                                     Вд.леке от острова

      3 ряд

Пос.лился  рак

Вьются рыбы – прил.палы

Освобождённые от медуз буквы: а, о, е, и

возвращаются на остров Безударных гласных Обобщение. Правило о правописании слов с безударной гласной

- Физминутка для глаз (на экране) (слайд №5)

  1. Плавание продолжается.

На нашем пути Остров Парных Согласных. (слайд №6)

Правит этим островом Господин Гласный и его помощники - добрые волшебники звонкие согласные: р, л, м, н.

- Кто догадался почему? ( Обсуждение в парах. 1 – отвечает)

Парный согласный

Самый опасный.

Корень ты их проверяй.

Рядом гласный подставляй!

Задание

1 ученик читает текст (на экране) (слайд №7)

Легко , как тень , рыбки скользят у самого дна. Рыщет по морю селёдка, друзей ищет. Вылез из-под камня краб. Уплыл из своего домика ёрш, уползла его соседка – улитка.

- Найти в тексте слова с парной согласной и подобрать проверочные слова.

(Запись в тетради с комментированием)

легко-лёгок     селёдка-селёдок           ёрш-ерши

рыбки-рыба     вылез-лезет            улитка-улиточка

соседка-соседи  краб- крабы

Обобщение. Правило.

  Смотрите. Вот ещё 1 остров. (слайд №8)

 Здесь часто бывает извержение вулканов.

Если в это время произносятся слова,

В которых есть сочетание согласных,

То 1 из согласных как будто теряется,

Как будто бы его нет. А писать надо.

- Как называтся согласные,

Которые живут на этом острове?

(обсуждение в парах.1-отвечает)

Непроизносимые согласные.

Задание: записать в тетради слова с непроизносимой согласной . Кто больше?

Порой в словах встречаются

Ужасные согласные.

Они не произносятся.

И что писать, неясно вам.

Чтобы знать, как писать,

Надо слова изменять.

Чтоб за звуком непонятным

Гласная стояла.

Физкультминутка (слайд №9)

   Волны плещут в океане.

Что там чудится в тумане?

Это мачты кораблей.

Пусть плывут сюда скорей!

Мы по берегу гуляем,

Мореходов поджидаем,

Ищем ракушки в песке

И сжимаем в кулаке.

Чтоб побольше их собрать,

Надо чаще приседать.

Сядем дружно на песок.

Снова начался урок!

6)Остров пиратов. (слайд №10)

    Наш корабль приближается ещё к одному острову. Нас встречают пираты.         Их остров называется Безграмотландия.

Пираты дают задание.

  Текст (на экране) (слайд №11)

   Вставить пропущенные буквы,

Тех, кто допустит ошибки, пираты не отпустят со своего острова.

Докажем , что мы хорошо знаем

Изученные орфограммы.

М.рские ж.тели- извес.ные хитрецы.

Они всегда ло.ко прячутся от своих вр.гов.Каждый м.рской житель прячется по своему. На неб.льшой глубине можно ув.деть целые подв.дные л.са.Это м.рская к.пуста и в.доросли.

(Взаимопроверка,  обмен тетрадями. (слайд №12)

Оценка результатов. Оценки по баллам. Баллы – на экране). Проверка – сигналы.

- Морфологический разбор существительного (на чём?) на глубине – 1 ученик у доски.

Проверка – сигналы.

Возвращение домой. (слайд №13)

Чтобы возвратиться домой, надо выполнить 1 задание.

Перфокарты - в форме рыбок.

Каждому ряду перфокарты на 1 из изученных правил.

Обсуждение всем рядом.1 ученик – отвечает:

Какое правило

1 ряд-безударные гласные

2 ряд-парные согласные

3 ряд – непроизносимые согласные

    (Проверка на экране) (слайд №14)

Все правила обобщаем.

III Итог урока.

- Какаие  орфограммы мы закрепили?

На экране вопросы: (слайд №15)

  1)Понравилось ли вам путешествие? Чем?

  1. Было ли трудно? На каком этапе?
  2. Что запомнили? (Правила)

IV Оценка результатов.

Домашнее задание: написать мини-сочинение о морских обитателях.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Имя прилагательное" конспект урока русского языка УМК "Школа России" Т.Г.Рамзаева 2 класс

Конспект урока русского языка  УМК  "Школа России" Т.Г.Рамзаева  2 класс...

Урок русского языка УМК Школа России 4 класс Тема: "Время глагола"

Урок повторения и усовершенствования знаний учащихся о глаголе....

Технологическая карта урока русского языка (УМК «Школа России», 3 класс) Тема: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Воспитывать любовь к природе и всему живому, совершенствовать умения распознавать имена существительные, отличать существительные одушевлённые  от неодушевлённых...

Технологическая карта урока русского языка (УМК «Школа России», 3 класс) Тема: Обучающее изложение

Развивать умение передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными орфограммами...

Презентация к уроку русского языка (УМК "Школы России") 3 класс "Изложение после зрительного восприятия текста"

Презентация составлена к уроку русского языка в 3 классе УМК "Школы России" по тексту упражнения 88 части 1 учебника....