Главные вкладки

    Конспект урока русского языка 2 класс УМК "Школа России". Урок-сказка.
    план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

     

    Цели и задачи урока:

    1. Образовательные:

    - закрепить знания, умения, навыки учащихся о проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова.

         2. Развивающие:

    - развивать речь детей;

    - пробуждать интерес к родному языку.

         3. Воспитательные:

    - формирование организации учебного труда;

    - прививать любовь к родному языку через игру, используя занимательные задания, интересные сведения о словах;

    - показать связь устного народного творчества с русским языком;

    - эстетическое воспитание.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_2_klass.doc72.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок русского языка 2 класс по программе «Школа России»

    Урок – сказка .

    ( Нетрадиционный урок по сюжету сказки «Теремок» ).

    Тема урока. Закрепление знаний о проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова.

    Цели и задачи урока:

    1. Образовательные:

    - закрепить знания, умения, навыки учащихся о проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова.

         2. Развивающие:

    - развивать речь детей;

    - пробуждать интерес к родному языку.

         3. Воспитательные:

    - формирование организации учебного труда;

    - прививать любовь к родному языку через игру, используя занимательные задания, интересные сведения о словах;

    - показать связь устного народного творчества с русским языком;

    - эстетическое воспитание.

    Ход урока.

    1. Оргмомент.

    1. Эмоциональный настрой.

    - Вы любите сказки? Хорошо знаете? Почему сказки называют народными?

    - Сегодня мы с вами совершим путешествие в сказку, которую вы хорошо знаете.

          3. Тема и цели урока.

    - Мы завершаем изучение темы – «Правописание безударных гласных», вспомним весь пройденный материал по этой теме, в конце урока подведём итог. А вы на уроке покажете свои знания, умения работать. В путь!

    1. Словарная работа.

    - Стоит в поле теремок,

      Он ни низок, ни высок.

    Бежит мимо мышка – норушка, собирает колосок.

    Увидела теремок, остановилась.

    Да колоски уж очень хороши.

    - Поможем ей, ребята, собрать быстрее колоски и добежать до теремка?

    - Вставить пропущенные буквы в словарные слова, назвать ударные и безударные гласные.

    П…льто, м…роз, к…рандаш, р…бята, т…етрадь, р…бота, м…дведь, п…тух.

    - Что можете сказать о пропущенных буквах? ( Эти гласные надо запомнить, т. к. их нельзя проверить, это словарные слова.)

    - Запишите любых 5 слов в тетрадь, подчеркните безударные гласные, которые надо запомнить, поставьте знак ударения.

    - Добежала мышка до теремка, постучалась и спрашивает:

    - Кто в теремочке живёт?

     Никто не отзывается. Попробовала открыть дверь, не  может.    Помогите ей открыть дверь.

    1. Работа над предложением.

    - На двери такое задание:

    - Запишите предложение, найдите проверочные слова, вставьте пропущенные безударные гласные. Найдите и подчеркните главные члены предложения.

    В н…ре играли г…лодные в…лчата.

    - Мышка очень рада, что дверь открылась. Зашла она и стала жить в теремке. Она благодарит вас за помощь.

    - Прискакала к теремку лягушка – квакушка и спрашивает:

    - Кто в теремочке живёт?

    - Я, мышка – норушка, а ты кто?

    - Я, лягушка – квакушка. Можно я с тобой буду жить?

    - Можно, если выполнишь задание.

         5.- Заменить одним  словом и подобрать проверочное слово.

    * Сигнал, предупреждающий о начале и конце урока

        звонок – звон

    • Дом, где живёт сторож.   Сторожка – сторож.
    • Самое упрямое домашнее животное.  Осёл – ослик.
    • Столовая для зимующих птиц.   Кормушка – корм.
    • Человек, который ухаживает за садом.  Садовник – сад.
    • Дом диких животных в земле.  Нора – норы.
    • Свободное от деревьев место в лесу.   Поляна – поле.
    • Мастер, который чинит часы.   Часовщик – час.

    - Лягушка прыгнула в теремок. Стали они жить вдвоём.

         6.Работа по карточкам.

    - Бежит мимо петушок – золотой гребешок. Остановился и спрашивает:

    - Кто в теремочке живёт?

    - Я, мышка – норушка,

    - Я, лягушка – квакушка. А ты кто?

    - Я, петушок – золотой гребешок. Можно мне жить с вами?

    - Можно, если выполнишь следующее задание.

    -Вставить пропущенные буквы и подобрать проверочные слова.

    ( Работа в парах).

    б…льной – боль

    д…леко – даль

    м…сной – мясо

    сн…гирь – снег

    св…ча - свечка

    в…ренье – вар

    к…чели – качка

    н…зина – низ

    л…карство – лекарь

    …вилась - явка

    пос…дить – сад, 

    заб…жать – бег

    д…щечка – доски

    в…дяной – воды

    ст…ричок - старый

    м…слёнка – масло

    г…лубятня – голубь

    в…шнёвый – вишня

    пр…вдивый – правда

    подл…тели - лётная

    п…лезный – польза

    с…рдечный – сердце

    л…сник – лес

    с…лонка – соль

    в…ренье - вар

    в…лчица – волк

    х…трец – хитрый

    з…мной – земли

    вр…дитель – вред

    сн…гопад - снег

       

    - Стали они жить втроём.

    - Бежит мимо зайчик – побегайчик. Остановился и спрашивает:

    - Кто в теремочке живёт?

    - Я, мышка – норушка.

    - Я, лягушка – квакушка.

    - Я, петушок – золотой гребешок. А ты кто?

    - Я, зайчик – побегайчик. Возьмите меня к себе жить.

    - Мы бы взяли, да только надо показать какая гласная пропущена.

    - Ребята, помогайте!

    7. Работа с сигнальными карточками (а, я, о, е)

    - Я читаю слова, а вы поднимаете соответствующую карточку, проверочное  слово называете устно.

    К…рмушка (корм),  кр…льчиха( кролик),  м…слёнка ( масло),  см…льчак (смелый),  ч…рвивый ( червь),  п…лезный ( польза),  в…здушный ( воздух),  б…глец ( бег),  в…рхушка ( вверх),  ц…почка ( цепь),  п…лпть ( пилит),  г…стинец (гость),  д…чурка ( дочь),  т…шина ( тишь),  с…сновый ( сосны),  р…бина ( рябь),  п…тнистый ( пятна),  д…тишки ( дети).

    - Стали они жить вчетвером.

    Петушок печку топит. Мышка пирогов напекла, а пироги непростые, с вопросами.

    8. Повторение изученного материала (работа с терминами)

    - Что такое ударение?  (Это выделение голосом одного из слогов в слове).

    - Какой слог называется ударным? ( Тот слог, который произносится с большей силой).

    - Какие гласные звуки называются ударными? (Гласные в ударных слогах).

    - Какие гласные звуки называются безударными? (Гласные в безударных слогах).

    - Почему безударные гласные звуки нуждаются в проверке? (Гласные а, о, е, и, я не всегда чётко слышны в словах)

    - Как проверить написание безударного гласного в слове? (Нужно изменить слово так, чтобы безударный гласный стал ударным).

    - Лягушка поскакала за водой к колодцу, а колодец волшебный, пока не вставишь нужные буквы, не будет воды.

    - Кто из вас, дети, смелый? Кто поможет лягушке?

                              стр…жи                                                 ( стриж)

                              зв…рьки                                                ( зверь)

      И                     стр…ла                  Е                                ( стрелы)

                              шм…ли                                                  ( шмель)

                              л…ства                                                   ( лист)

                              р…ка                                                       ( реки)

    - Молодцы!

    - Заяц в огороде вырастил морковку, а она оказалась волшебной.

    9. Распределение слов на группы (гласные А и О)

    - Поможем, ребята, зайцу распределить морковку в две кучки!

    А     гр…чи – грач                          О    скв…рцы – скворушка

           тр…винка – травы                         др…зды – дрозд

           лош…дь – лошадка                        к…злёнок – козы

    - Живут они весело, дружно.

       Идёт лисичка – сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:

    - Кто в тереме живёт?

    - Я, мышка – норушка.

    - Я, лягушка – квакушка.

    - Я, петушок – золотой гребешок.

    - Я, зайка – побегайка. А ты кто?

    - Я, лисичка – сестричка. Пустите меня, я с вами хочу жить.

      Подумали звери и говорят:

    - Мы согласны, если ты разгадаешь кроссворд.

    10. Кроссворд.

    По горизонтали: 1. Хоть верь, хоть не верь,

                                     Пробегал по лесу зверь.

                                     Нёс на лбу он неспроста

                                     Два развесистых куста.      ( олень)

    1. Белым шариком пушистым

    Я красуюсь в поле чистом.     ( одуванчик)

    3. Межи деревянные, а поля стеклянные.   (окно)

    4. Что за дерево стоит-

        Ветра нет, а лист дрожит?    ( осина)

    - Какое слово получилось в вертикальном столбце?

    (очки)

    11. Значение слова.

    - Знаете ли вы, откуда произошло слово « очки»?

    (От устаревшего слова «очи», «око», т.е глаз).

    12. Фонетический разбор слова.

    - Разберём слово

    ОЛЕНЬ – 2 слога, 5 букв, 4 звука, 2 гласных, 2 мягких                                                                                                                                                                                          

                                согласных.

    - Стали они жить впятером.

    Прибежал волчок – серый бочок, заглянул в теремок и спрашивает:

    - Кто в теремочке живёт?

    - Я, мышка – норушка.

    - Я, лягушка – квакушка.

    - Я, петушок – золотой гребешок.

    - Я, зайка – побегайка.

    - Я, лисичка – сестричка. А ты кто?

    - Я, волчок – серый бочок. Пустите меня в теремок. Я тоже хочу с вами жить.

    Подумали звери, хоть и тесно, да волка жалко. В тесноте, да не в обиде.

    - Пустим тебя, но только найди и исправь все ошибки.

             13. Исправь ошибки.

                          Зима в лису.

    Побилели паля и луга. Льдом покрылась рика. На диревьях лижат сниговые шубы. Пушыстые варежки на ветках сосен. Маладые ёлочьки укрылись мяхким снижком.      (13 ошибок)

    - Волк влез в теремок. Стали они жить вшестером. Вместе дружно живут, песни поют.

    Вдруг идёт мимо медведь. Увидел теремок, вкусный запах почуял, песни услыхал и заревел во всю мощь:

    - Кто в теремочке живёт?

    - Я, мышка – норушка.

    - Я, лягушка – квакушка.

    - Я, петушок – золотой гребешок.

    - Я, зайка – побегайка.

    - Я, лисичка – сестричка.

    - Я, волчок – серый бочок. А ты кто?

    - Я, медведь косолапый. Я тоже хочу с вами жить.

    Звери ему отвечают:

    - Мы бы рады тебя впустить, да ты уж очень большой, а у нас места мало.

    Медведь говорит:

    - Я буду у вас на крыше жить.

    Влез он на крышу и только уселся – трах – бабах!- раздавил теремок. Еле – еле успели звери из него выскочить. Все остались целые и невредимые.

    Принялись они брёвна носить, доски пилить, новый теремок строить. Дружба им помогла.

    А пока звери строят новый теремок, вы, ребята, тоже поработаете. Посмотрим, какие вы дружные, как умеете работать в парах.

    14. Работа в парах.

         Вставить пропущенные буквы.

    1. Тр…пинка  в…дёт  в  лес.  На  д…ревьях  др…жат  солнечные зайчики.  От  ярких  цв…тов  р…бит  в  гл…зах.
    2. Звонко  кр…чит  иволга.  М…лодой  з…йчишка  выб…жал  на  дорогу.  В  н…ре  играют  л…сята.
    3. В л…су  мы  слышим  птичьи  г…лоса. Они  сп…сают лес от  вр…дителей. Поэтому  в…сной  р…бята  развешивают  на  д…ревьях  скв…речники.  С  новосельем,  вас,  л…сные  ж…тели!
    4. В…сной  р…ка  вышла  из  б…регов.  В…да  зал…ла  весь  луг. По   р…ке  поплыли  б…льшие  льдины.
    5. Льют  д…жди  на  п…ля  и  с…ды.  Прил…тели  гр…чи, скворцы  и  др…зды.  На  лугу  пасутся  ст…да.  В  с…ду  зреют  пл…ды.
    6.  На  дв…ре  тр…ва.  На  тр…ве  р…са. Росла  на  ск…ле  с…сна.  На  дв…ре  г…рой, а  в  избе  в…дой.
    7. Растут  цв…ты.  З…ленеют  п…ля.  К…лосятся  хл…ба.  Выросли  белые  гр…бы.  В  магазинах  продаётся  м…ка.  Прил…тели  весёлые  ч…жи.
    8. Дуют  х…лодные  в…тра.  Часто  идут  д…жди.  С  п…лей давно  убрали  хл…ба.  Утром  на  тр…ве  р…са.  Тихо  бьёт  о  берег  в…лна.  Пробуем  н…гой  воду.  В…да  тёплая.
    9. Летом  была  сильная  гр…за.  В  нашей  р..ке  чистая  в…да.  На  п…ляне  много  цв…тов.  В  Гн…зде  пищат  пт…нцы.  На  гр…де  растут  огурцы.

    - Потрудились звери на славу. Выстроили новый теремок. Лучше  прежнего  получился теремок! Стали они вместе жить – поживать, да добра наживать.

    - А мы с вами проверим наши знания, проведём тестирование.

    15. Тестирование.

    16. Подведение итогов.

                               

                                                                                       

    Тест.

    1.Допиши правило.

    Чтобы проверить безударный гласный, надо изменить слово так, чтобы безударный гласный________________________

    2.Выбери из скобок и вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные слова.

    Ст…лы (а, о) - ______________________

    Д…жди (о, а) -_______________________

    З…мля ( е, и) -_______________________

    Пл…та ( и, е) -________________________

    Ст…на ( е, и) -________________________

    3. Найди и исправь ошибки там, где они есть.

    Сенева,  вода,  драва,  бежать,  трова.

    4.Вставь пропущенные буквы в словах.

    Р…дные м…ста, м…рской песок, н…чная т…шина,

     т…жёлая лопата, …довитые гр…бы, за…чьи сл…ды.

    Тест.

    1.Допиши правило.

    Чтобы проверить безударный гласный, надо изменить слово так, чтобы безударный гласный________________________

    2.Выбери из скобок и вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные слова.

    Ст…лы (а, о) - ______________________

    Д…жди (о, а) -_______________________

    З…мля ( е, и) -_______________________

    Пл…та ( и, е) -________________________

    Ст…на ( е, и) -________________________

    3. Найди и исправь ошибки там, где они есть.

    Сенева,  вода,  драва,  бежать,  трова.

    4.Вставь пропущенные буквы в словах.

    Р…дные м…ста, м…рской песок, н…чная т…шина,

     т…жёлая лопата, …довитые гр…бы, за…чьи сл…ды.

    1. Тр…пинка  в…дёт  в  лес.  На  д…ревьях  др…жат  солнечные зайчики.  От  ярких  цв…тов  р…бит  в  гл…зах.
    2. Звонко  кр…чит  иволга.  М…лодой  з…йчишка  выб…жал  на  дорогу.  В  н…ре  играют  л…сята.
    3. В л…су  мы  слышим  птичьи  г…лоса. Они  сп…сают лес от  вр…дителей. Поэтому  в…сной  р…бята  развешивают  на  д…ревьях  скв…речники.  С  новосельем,  вас,  л…сные  ж…тели!
    4. В…сной  р…ка  вышла  из  б…регов.  В…да  зал…ла  весь  луг. По   р…ке  поплыли  б…льшие  льдины.
    5. Льют  д…жди  на  п…ля  и  с…ды.  Прил…тели  гр…чи, скворцы  и  др…зды.  На  лугу  пасутся  ст…да.  В  с…ду  зреют  пл…ды.
    6.  На  дв…ре  тр…ва.  На  тр…ве  р…са. Росла  на  ск…ле  с…сна.  На  дв…ре  г…рой, а  в  избе  в…дой.
    7. Растут  цв…ты.  З…ленеют  п…ля.  К…лосятся  хл…ба.  Выросли  белые  гр…бы.  В  магазинах  продаётся  м…ка.  Прил…тели  весёлые  ч…жи.
    8. Дуют  х…лодные  в…тра.  Часто  идут  д…жди.  С  п…лей давно  убрали  хл…ба.  Утром  на  тр…ве  р…са.  Тихо  бьёт  о  берег  в…лна.  Пробуем  н…гой  воду.  В…да  тёплая.
    9. Летом  была  сильная  гр…за.  В  нашей  р..ке  чистая  в…да.  На  п…ляне  много  цв…тов.  В  Гн…зде  пищат  пт…нцы.  На  гр…де  растут  огурцы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».

    формировать  умение  выделять  приставку  и  суффикс  в  слове;развивать  умение  образовывать  новые  слова  с  помощью  пр...

    "Имя прилагательное" конспект урока русского языка УМК "Школа России" Т.Г.Рамзаева 2 класс

    Конспект урока русского языка  УМК  "Школа России" Т.Г.Рамзаева  2 класс...

    Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)

    Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...

    Конспект урока русского языка во 2 – м классе по программе «Школа России». Тема «Родственные слова» (урок объяснения и усвоения новых знаний)

    Данный урок является первым в изучаемой теме "Родственные слова". Цель урока: формирование умения находить,  различать и образовывать родственные слова; развивать речь учащихся; учить действовать...

    Конспект урока русского языка Класс: 4 В.

    Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....

    Конспект урока русского языка. УМК "Школа России" 3 класс. Тема: "Роль прилагательных в тексте"

    Я предлагаю Вам разработанный мною конспект урока русского языка....