Главные вкладки

    План – конспект урока. Русский язык. 4 класс. УМК «Школа России».
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

    Канькова Елена Александровна

     

    Тема урока: «Три типа склонения имен существительных».

     Цель урока – обобщить знания о трех типах склонения имен существительных.

     Задачи: совершенствовать умения учащихся определять тип склонения существительных, развивать орфографическую зоркость, обогащать словарный запас детей новыми словами и выражениями, воспитывать положительные черты характера.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kankova_e.a._urok_russkiy_yazyk_4_klass.docx21.27 КБ

    Предварительный просмотр:

    План – конспект урока.

    Русский язык. 4 класс. УМК «Школа России».

    Авторы учебника: Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е.

    Тема урока: «Три типа склонения имен существительных».

     Цель урока – обобщить знания о трех типах склонения имен существительных.

     Задачи: совершенствовать умения учащихся определять тип склонения существительных, развивать орфографическую зоркость, обогащать словарный запас детей новыми словами и выражениями, воспитывать положительные черты характера.

                                                              Ход урока.

    1.Организация урока. / Мотивация.

    - Прозвенел и смолк звонок

      Начинается урок.

      А чтобы урок пошёл впрок

      Активно в работу включайся, дружок!

    - Какой у нас урок? (слайд №1)

    - Чему мы учимся на уроке русского языка? (ответы детей)

    - От какого слова произошло слово «грамотно»? (грамматика)

    - Что такое грамматика? (выслушиваются предположения детей)

    - Где можно найти правильный ответ? (словари, интернет)

      (Один из учеников читает объяснение слова в словаре С. Ожегова.)

    - Прочитайте, что об этой науке говорит детский поэт А.А. Шибаев (слайд №2)

    Стихотворение

    Зачем нужна грамматика?

    Чтоб грамотно писать.

    Чтоб грубые ошибки

    В письме не допускать,

    Чтоб с детства знали дети

    И каждый ученик,

    Что лучше всех на свете

    Его родной язык!

                                      А. Шибаев  

     (чтение одним из учеников)

     

    2. Минутка чистописания.

    - Найдите орфограммы в слове «грамматика» ( безударная гласная, удвоенная мм).

    - Сегодня пропишем красиво соединение мм  (показ учителем).

    - С красной строки запишите новое слово, выделите орфограммы.

    3. Словарно – орфографическая работа.

    Выборочный диктант.

    - Слушайте предложение и выписывайте только словарное слово через запятую после слова «грамматика».

       Эта аллея ведёт нас от дома к озеру. Группа детей играла в мяч. Наш класс – это дружный коллектив.

    (слайд №3, самопроверка)

    - Какая общая орфограмма у этих слов? (правописание удвоенных согласных)

    4. Проверка домашнего задания./ Воспроизведение знаний, полученных на предыдущих   уроках через сопоставление, наблюдение, исследование имён существительных.

    (слайд №4)

     Пословицы

    Лень хуже болезни.

    От лени – болезнь,  от работы - здоровье.

    - Прочитайте пословицы и объясните их значение.

    - Найдите среди слов пословиц имена существительные, которые не относятся к 3 склонению и назовите их. (от работы, здоровье)

    - Что можете сказать об остальных именах существительных? (они 3 склонения)

    - Назовите их.  ( лень, болезнь)

    - Что общего между ними кроме принадлежности к 3 склонению? (мягкий знак на конце слова)

    (слайд №5)

    грамматические характеристики слов:

    - имена сущ., нариц., одушев., ж. р., ед. ч., 3 скл., с твёрдой основой

    - имена сущ., нариц., неодушев., ж. р., ед. ч., 3 скл., с мягкой основой

    - Какая из характеристик подходит для этих слов?

    - Почему первая не подходит?

    - Найдите среди картинок на доске слово, которое подойдёт к первой характеристике? (На доске картинки с изображением кошки, мыши, курицы).

    - Выполним морфологический разбор слова «мышь» на доске и в тетрадях.

    (Мышь – н.ф. мышь, имя сущ., нариц., одушевл., нариц., ж.р., ед.ч., 3 скл. с тв.осн.)

    - Какую работу выполняет мягкий знак на конце слова? (указывает на женский род)

    - На что нужно обратить внимание при определении типа склонения имён существительных? ( на род и окончание)

    - Сравните своё предположение с выводом в учебнике на странице 103.

    - Что можно сказать про окончание и род, если по ним мы узнаём тип склонения?

    (На доске «подсказка»:

     Окончание и род имён существительных – это ------- склонения.)

    - Прочитайте предложение и вставьте недостающее слово по смыслу. (признаки)

    5. Тема урока./ Целеполагание.

    - Сформулируйте тему урока. (один ученик формулирует тему урока)

      (Слайд №6.) Признаки склонения имен существительных.

    - Что сегодня постараемся запомнить прочно и надолго?

    6. Обобщение знаний о признаках склонений имён существительных.

     (Слайд №7.) Сводная таблица « Признаки склонения имён существительных».

    - Внимательно рассмотрите таблицу. Прочитайте заголовки столбиков. Перечислите типы склонений. Назовите, какого рода бывают существительные. Назовите признаки 1 скл., 2 скл., 3 скл.

    - В каком склонении нет ж. р.? М.р. может указывать на какие два склонения?

    - Нулевое окончание может встретиться у существительных какого склонения?

    7. Работа над пройденным материалом.

    (слайд № 8) Предложение с пропущенным словом:

                Малыш ------------ мышь.

    - Сравните слова малыш и мышь. Нужно писать букву -ь- на конце слова малыш  после шипящего или нет? Почему?

    - Придумайте предложение с этими словами, соединив их глаголом по смыслу.

    (Выслушиваются варианты детей.)

    - Запишите предложение и разберите его по членам предложения. (Проверка разбора устно.)

    8. Физминутка.  Упражнения для зрения по тренажёру В.Ф Базарного.

    1) На офтальмотренажёре

    На тренажёр мы поглядим

    Глазами взад-вперёд скользим

    Медленно двигаем за указкой слева направо (по 3 раза)

    Медленно двигаем вверх-вниз (по 3 раза)

    Вращаем плавно головой

    Мы по восьмёрке круговой.

    Остановились. В сторону другую

    Вращаем головой по кругу.

    2) Упражнение «Деревце»

    Чтобы ваша осанка была хорошей, красивой, выполним упражнение «Деревце».

    Сидя за столом, поставьте ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая.

    Сделайте спокойно вдох и выдох, плавно поднимите руки вверх. Держите их ладонями друг к другу, пальцы вместе.

    Подтянитесь всем телом. Вытягиваясь вверх, представьте крепкое, сильное деревце. Высокий, стройный ствол тянется к солнцу. Организм, как дерево, наливается силой, бодростью, здоровьем (15 – 20 секунд). Опустите руки и расслабьтесь.

    После лёгкого круженья

    Замедляются движенья.

    Замедляются движенья –

    Исчезает напряженье.

    И становится понятно:

    Расслабление приятно.

    9. Закрепление изученного материала.

    1). Работа в парах.

     Самостоятельная работа по тетрадям для проверочных работ на печатной основе.

    (Авторы Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е.)

    Страница 41, задание 3.

    - Чья пара первая закончит работу, поднимите руку. (3 первых пары зачитывают по порядку слова, относящиеся к 1 скл., 2 скл., 3 скл.)

    - Объясните свой выбор.

    2). Работа с учебником.

    Деформированный текст. Стихотворение И. Бунина «Ласточки» (Учебник: с. 104)

    - Прочитайте текст.

    - Как понимаете значение слова реять? 

    (Выслушиваются ответы детей.)

    (слайд №9) Знакомство со словарной статьёй программы Толкового Словаря Русского Языка

    Словарная статья «Реять» компьютерной программы Толкового Словаря Русского Языка 

    Один ученик вслух прочитывает толкование слова реять.

    (слайд № 10) Деформированный текст.

    - Как вы думаете, сколько предложений в тексте? (1) О чем говорится в предложении? Что заметили в нем? Чего не хватает в предложении?

    (слайд №11) Текст с выделенными однородными членами.

    - Назовите однородные члены предложения. Как они соединяются в предложении: интонационно или союзами? Прочитайте предложение, показывая паузами, где должны стоять запятые.

    (слайд №12) Текст с расстановкой запятых.

    - Спишите стихотворение. Укажите тип склонения имён существительных.

    (Фронтальная проверка)

    11. Домашнее задание.

    Стр. 104, упр.71.

    12. Итог урока.

    - Отчего зависит тип склонения имён существительных?

     Рефлексия по облачкам настроения. Мнения детей.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План конспект урока чтения 3 класс УМК Школа России

    Учить детей понимать лиричность рассказа Андрея Платонова «Ещё мама», ценить добро, тепло, которые они излучают; упражнять в выборочном пересказе; формировать умение давать оценку поступкам геро...

    План-конспект урока русского языка. 1 класс . Школа России

    Данный урок осуществляет в первую очередь задачу системности использования ИКТ в образовательном  процессе, развивает познавательный интерес  и воспитывает у детей бережное отношение к приро...

    План- конспект урока русского языка 4 класс .Тема: ,, Местоимение как часть речи. \'\' УМК ,, Школа России\'\'

    Урок изучения нового материала с использованием средств икт для осмысления,осознания и первичного закрепления новой учебной информации....

    Открытый урок "Русские писатели" 2 класс УМК "Школа России"

    Конспект открытого урока во 2 классе на тему: "Обобщение и закрепление знаний по разделу "Русские писатели"...

    план-конспект по математике, 4 класс, УМК "Школа России", тема: "дроби"

    Цель урока: формирование представления об образовании дроби, её числителя и знаменателя; умения читать и записывать дроби, выражать в процентах дроби со знаменателем 100 Планируемые результаты:Пр...

    План- конспект по математике 3 класс, УМК "Школа России", тема : «БЛИЦтурнир». «Умножение круглых чисел, сводящих к умножению на двузначное число"

    Цели деятельности учителя: -формирование умений умножать круглые числа, сводящиеся к умножению на двузначное число-раскрытие умений учащихся к исправлению допущенных ошибок на основе рефлексии собстве...