Урок русского языка по теме «Простое и сложное предложение. Запятая в сложном предложении»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Эшметова Лариса Владимировна
Урок русского языка по теме «Простое и сложное предложение. Запятая в сложном предложении» в 3 классе построен с требованиями ФГОС. ОС " Школа 2100"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет

Русский язык

Класс

3 б

Тема:

«Простое и сложное предложение. Запятая в сложном предложении»

Целевые

установки:

Личностные: Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, определять границы незнания.

Метапредметные: развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы, соотносить информацию, представленную в разных формах, умения изучающего чтения (задавать вопросы, составлять план, пересказывать с опорой на план и т.д.)

Предметные: формирования понятия простого и сложного предложения, умения отличать предложения разной структуры, составлять схемы предложений, расставлять знаки препинания в предложениях разной структуры.

Коммуникативные: развитие умений устной связной учебно-научной речи при обобщении сведений о простом и сложном предложении, умение работать в группах, паре.

Регулятивные: Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Оснащение урока (материалы к уроку)

Учебник, рабочие тетради, экран, проектор,  (этапы урока, алгоритмы)

Этапы урока

Содержание этапа  

Мотивация к учебной деятельности:

Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом  уровне

- актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности (“надо”);

- создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);

- устанавливаются тематические рамки (“могу”)

- Найдите лишнее слово: сказуемое, существительное,  однородные, второстепенные члены,  подлежащее. (С объяснением почему). По какому признаку можно объединить эти слова? (ПУУД На основе анализа объектов делать выводы)

- Над какой темой мы работали с вами на предыдущих уроках? (Над предложениями с однородными  членами)

- Как определить однородные члены предложения?

- Для чего мы это делали,  Чему учились? (Расставлять знаки препинания) (РУУД Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.)

- Где эти знания вам нужны? (ЛУУД.  Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности).

Сейчас все наши знания  о предложении  занесёте в таблицу. Работать будем в группах. Готовность в группах просигналите. (поднимают руки) НА ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЯ 1 МИНУТА..

1 гр. В грамматическую основу предложения входит Подлежащее и Сказуемое 

2гр. По цели высказывания предложения бывают: повествовательные, вопросительные, побудительные

3 гр. По интонации Восклицательные, невосклицательные

Закрыто листом ПРЕДЛОЖ С ОДНОЙ ГРАМ/ ОСНОВОЙ_ПРОСТЫЕ, С 2- СЛОЖ

4 гр. По наличию второстепенных членов  распространённые   нераспространённые

5 гр. По наличию однородных членов в предложение (с однородными или без)

6 гр. В предложениях запятая ставится,  если есть  однородные  члены, союз  а, но, повторяющийся союз И                   На доску вывешивается таблица. 

- Проверьте работу друг друга. Все группы справились с заданием без ошибок? Оцените свою работу в группах (опрашивается одна группа)

  • (РУУД Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей)

- Вернёмся к работе последней группы. С чего нужно начать, чтобы правильно поставить запятую в предложении? (выделяем грамм основу, ищем однород. члены).

Этап актуализации и пробного учебного действия:

Цель: готовность и осознание потребности к построению нового способа действий

- воспроизведение ЗУНов, достаточных для построения нового способа действий

- активизация соответствующих мыслительных операций, внимания, памяти и т.д.

- индивидуальное задание, требующее нового способа;

- фиксация учащимися возникшего затруднения

 -  Примените ваши знания и объясните, почему в данных предложениях стоят запятые. Составьте схемы предложений. Сначала работаете  группой на листах аккуратно, затем записываете в тетрадь и оцениваете работу на полях.  Предложения на слайде. НА РАБОТУ 4 МИНУТЫ. По окончании свои работы вывешиваем на доску.

Готовность ПРОСИГНАЛЬТЕ.

  1. На востоке медленно разгорается заря. (Здесь запятые не нужны, т.к. нет однород.членов, союзов а и но.)
  2. Я выглянул из шалаша и увидел рябчика.(однород. сказуемые соединены одиночным союзом И).
  3. Марина, Света и Женя играли в весёлую игру. (однородные подлежащие).
  4. Нежно, ласково, звонко разливается по  лесу соловьиная трель.  (однородные второстепенные члены). Слова нежно и ласково – синонимы. Подберите к ним антонимы.
  5. На востоке медленно разгорается заря, по лесу звонко разливается соловьиная трель . (Лексическая работа)

 ДАТЬ 2 ГРУППАМ  И СРАВНИТЬ РЕЗУЛЬТАТ. Устно объясните, в прямом или в переносном значении употреблены глагол "разгорается»

Этап выявления места и причины затруднения:

Цель: выявление места и причины затруднения

- сопоставление детьми действий с используемым способом (где?);

- выявление и вербальное фиксирование причины затруднения (почему?);

- учащиеся ставят цель деятельности, предлагают вариант формулировки темы урока, который уточняется учителем

  • Фиксация индивидуальных затруднений. (СРАВНИТЬ РЕЗУЛЬТАТ  2-х ГРУПП).  У кого верно выполнено, оценивают себя баллом  (проверка САМООЦЕНКИ)  (РУУД Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей)

- Какая группа выполнила верно задание? В чём возникло затруднение? (Здесь два подлежащих, два сказуемых, но они не являются однородными членами.  Что тогда здесь разделяет запятая?) 

- Почему возникло затруднение? (Раньше не встречали такого предложения, где две грамматические основы. Не знаем, что это за предложение. Не знаем, почему стоит запятая).

(РУУД Осуществлять познавательную и личностную рефлексию).

Этап построения проекта выхода из затруднения:

Цель: формулирование  учащимися  темы урока, уточняемой учителем

учащиеся в коммуникативной форме :

- ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения);

- согласовывают тему урока;

- выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д.

Этим процессом руководит учитель.

- Где мы можем это узнать? (в учебнике) Прежде чем мы обратимся к учебнику, попробуем сами определить …

- Сравните оба предложения, чем они отличаются

На востоке медленно разгорается заря.

На востоке медленно разгорается заря, по лесу звонко разливается соловьиная трель .

Как можно назвать предложение с двумя грамматическими основами? ( Выслушать все мнения и по возможности записать)  (Если в слове два корня – сложное, а один? Синоним слову сложное - простое).– Чем отличаются схемы простого и сложного предложения? (Две пары квадратных скобок.) Что здесь разделяет запятая? (2 простых предложения) 

  • (КУУД Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме)

– Чем отличается схема простого предложения с однородными членами и схема сложного предложения? (Одна грамматическая основа, но 2 сказуемых, две грамматически основы – 2 подлежащих и 2 сказуемых.)

-Проверим наши предположения. (учебник и слайд с правилом)

- Какое предложение называется простым?  Сложным?

- Как определить, что это сложное предложение? (посчитать грам.основы)

- Назовите тему нашего урока. ( ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ)

- Какую цель мы сегодня поставим на уроке? (Научиться находить сложные предложения, составлять  схемы сложных предложений, поупражняемся в постановке запятой в подобных предложениях).

Этап реализации построенного проекта:

Цель: усвоение нового способа действий

-  обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися;

-выбирается оптимальный вариант;

-оптимальный вариант фиксируется в языке вербально и знаково;

-построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение;     -уточняется общий характер нового знания ;

-фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения

Найдите Упр. 444

 – Какие умения будем сейчас развивать? (развивается умение отличать сложные предложения от простых и предложений с однородными членами). (РУУД Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.)

-  Прочитайте на слайде предложения. Как найти среди них сложные?

- Давайте вместе составим алгоритм различения простого и сложного предложения.

Составление алгоритма различения простого и сложного предложения: (фиксация на доске, слайде)

1) Нахожу и подчёркиваю карандашом главные члены предложения.

2) Определяю количество грамматических основ.

3) Если одна грамматическая основа – предложение простое, 2 и больше - сложное.

4) Цифрами показываю границы частей.

5) Определяю место постановки запятой. (между частями сложного предложения – т.е между двумя простыми предложениями). В простом предложении смотрю, есть ли однородные члены или союз а, но или повторяющиеся союзы.

Этап первичного закрепления

Цель: построение детьми нового способа действий и формирование способностей и его выполнении

Решение типовых заданий на новый способ действий с проговариванием  вслух алгоритма, понятия, свойства .

 Упр. 444 НА РАБОТУ 7 МИНУТЫ Дети записывают в тетрадь. (заранее записать сложные предложения на доске. Разбор предложений).

 - А как записать схему этого предложения? (самооценка по алгоритму).

Физкультминутка. Цель: Профилактика утомляемости и перенапряжения в ходе учебного процесса.

СМЕНА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (КОНТОРКИ  И ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ПРИ РАБОТЕ В ГРУППАХ).

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону:

Цель:  применение нового способа действий; рефлексия достижения цели

- учащиеся самостоятельно выполняют задание на новый способ действий;

- самостоятельная проверка по эталону; - создание ситуации успеха; - допустившие ошибки выявляют их причину и исправляют ошибки

Выполнение упражнения на слайде  – развивается умение отличать сложные предложения от простых и предложений с однородными членами (СВЕРКА С ОБРАЗЦОМ И ОЦЕНИВАНИЕ СВОЕЙ РАБОТЫ) ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ 5 МИНУТ.

-Кого получилось  по - другому? Где допустил ошибку? Над чем ещё надо поработать? (РУУД Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.)

- Подведём итог данной части урока

- ЧТО НУЖНО ДОБАВИТЬ В НАШУ ТАБЛИЦУ? ВОЗВРАЩ.  К СХЕМЕ

ПО НАЛИЧИЮ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОСНОВ – ПРОСТОЕ или СЛОЖНОЕ.

8.

Этап включения в систему знаний и повторения:

Цель: самооценка результатов деятельности; осознание метода преодоления затруднений в деятельности, границ применения нового знания

- организация рефлексии и самооценки учениками своей деятельности на уроке;

- фиксация соответствия результатов деятельности и поставленной цели; - планирование дальнейшей деятельности и определение заданий для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества)

Прочитайте веселое стихотворение Б. Заходера.

Очень-очень странный вид:
Речка за окном, Горит,
Чей-то дом, Хвостом виляет,
Песик, Из ружья стреляет,
Мальчик, Чуть не слопал
Мышку, Кот, в очках читает книжку,
Старый дед, Влетел в окно,
Воробей, схватил зерно,
Да как каркнет, Улетая:
- Вот что значит Запятая!

-Сколько предложений в этом стихотворении?  Какое оно?

-Что интересного в этом стихотворении?

-Что бы вы изменили?

9.

Этап рефлексии:

· Рефлексия  и самооценка учащимися совей учебной деятельности

· Соотнесение учащимися своих целей и результатов

· Планирование учащимися целей дальнейшей деятельности

-Подведём итоги урока.  

- Какая была тема урока?

.– Какую цель ставили в начале урока? (Формирование понятия простого и сложного предложения, умения отличать предложения разной структуры, составлять схемы предложений, расставлять знаки препинания)

- Что делали для её достижения? (Определяли, сколько частей может быть в сложном предложении, как отличить сложное предложение от простого с однородными членами, как расставлять запятые в сложном предложении, составили алгоритм)

- В чём главное отличие простого и сложного предложений? (Предметные умения)

- Какие встретились затруднения? 

Оценивание учителем работы детей на уроке.

-Оцените свои знания, полученные на уроке по лесенке успеха.

  • - Что интересного узнали? О чем бы вам хотелось рассказать своим родителям? Какие сведения были для вас совершенно новыми? (РУУД Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей)

Домашнее задание: выучить правило с. 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: "Понятие определения. Синтаксическая функция имен прилагательных в предложении"

Урок русского языка по теме: "Понятие определения. Синтаксическая функция имен прилагательных в предложении" по УМК "Перспективная начальная школа". Второй урок по этой теме....

Урок русского языка по теме "Знаки препинания в простом,сложном предложении и в предложениях с прямой речью"

Данный урок направлен на  умение распознать предложения и  в соответствии с типом предложений ставить знаки препинания.На уроке используется групповая форма работы.   Использование...

Конспект открытого занятия по русскому языку по теме «Простые и сложные предложения. Связь между простыми и сложными предложениями в составе сложного»

Цель урока: создание педагогических условий для ознакомления учащихся с понятиями "простые и сложные предложения"; сформировать представление о простых и сложных предложениях....

Презентация к уроку русского языка на тему "Простая и сложная форма будущего времени глаголов"

Презентация к уроку русского языка на тему "Простая и сложная форма будущего времени глаголов". 4 класс. УМК "Перспективная начальная школа"....

Методическая разработка к уроку русского языка на тему: «Простое и сложное предложение»

Методическая разработка к уроку русского языка на тему:  «Простое и сложное предложение»...

Самоанализ урока русского языка по теме: "Простые и сложные предложения"

Самоанализ урока русского языка по теме: "Простые и сложные предложения"...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Значение глаголов в речи. Роль глаголов в предложении" (УМК "Школа России" - 4 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: знакомство с новым разделом учебника, повторение изученных знаний о глаголе, как части речи.Задачи урокаДидактические:Сформировать зн...