Урок русского языка по теме «Простое и сложное предложение. Запятая в сложном предложении»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предмет | Русский язык |
Класс | 3 б |
Тема: | «Простое и сложное предложение. Запятая в сложном предложении» |
Целевые установки: | Личностные: Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, определять границы незнания. Метапредметные: развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы, соотносить информацию, представленную в разных формах, умения изучающего чтения (задавать вопросы, составлять план, пересказывать с опорой на план и т.д.) Предметные: формирования понятия простого и сложного предложения, умения отличать предложения разной структуры, составлять схемы предложений, расставлять знаки препинания в предложениях разной структуры. Коммуникативные: развитие умений устной связной учебно-научной речи при обобщении сведений о простом и сложном предложении, умение работать в группах, паре. Регулятивные: Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
Оснащение урока (материалы к уроку) | Учебник, рабочие тетради, экран, проектор, (этапы урока, алгоритмы) |
Этапы урока | Содержание этапа | |
Мотивация к учебной деятельности: Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне - актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности (“надо”); - создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”); - устанавливаются тематические рамки (“могу”) | - Найдите лишнее слово: сказуемое, существительное, однородные, второстепенные члены, подлежащее. (С объяснением почему). По какому признаку можно объединить эти слова? (ПУУД На основе анализа объектов делать выводы) - Над какой темой мы работали с вами на предыдущих уроках? (Над предложениями с однородными членами) - Как определить однородные члены предложения? - Для чего мы это делали, Чему учились? (Расставлять знаки препинания) (РУУД Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.) - Где эти знания вам нужны? (ЛУУД. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности). Сейчас все наши знания о предложении занесёте в таблицу. Работать будем в группах. Готовность в группах просигналите. (поднимают руки) НА ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЯ 1 МИНУТА.. 1 гр. В грамматическую основу предложения входит Подлежащее и Сказуемое 2гр. По цели высказывания предложения бывают: повествовательные, вопросительные, побудительные 3 гр. По интонации Восклицательные, невосклицательные Закрыто листом ПРЕДЛОЖ С ОДНОЙ ГРАМ/ ОСНОВОЙ_ПРОСТЫЕ, С 2- СЛОЖ 4 гр. По наличию второстепенных членов распространённые нераспространённые 5 гр. По наличию однородных членов в предложение (с однородными или без) 6 гр. В предложениях запятая ставится, если есть однородные члены, союз а, но, повторяющийся союз И На доску вывешивается таблица. - Проверьте работу друг друга. Все группы справились с заданием без ошибок? Оцените свою работу в группах (опрашивается одна группа)
- Вернёмся к работе последней группы. С чего нужно начать, чтобы правильно поставить запятую в предложении? (выделяем грамм основу, ищем однород. члены). | |
Этап актуализации и пробного учебного действия: Цель: готовность и осознание потребности к построению нового способа действий - воспроизведение ЗУНов, достаточных для построения нового способа действий - активизация соответствующих мыслительных операций, внимания, памяти и т.д. - индивидуальное задание, требующее нового способа; - фиксация учащимися возникшего затруднения | - Примените ваши знания и объясните, почему в данных предложениях стоят запятые. Составьте схемы предложений. Сначала работаете группой на листах аккуратно, затем записываете в тетрадь и оцениваете работу на полях. Предложения на слайде. НА РАБОТУ 4 МИНУТЫ. По окончании свои работы вывешиваем на доску. Готовность ПРОСИГНАЛЬТЕ.
ДАТЬ 2 ГРУППАМ И СРАВНИТЬ РЕЗУЛЬТАТ. Устно объясните, в прямом или в переносном значении употреблены глагол "разгорается» | |
Этап выявления места и причины затруднения: Цель: выявление места и причины затруднения - сопоставление детьми действий с используемым способом (где?); - выявление и вербальное фиксирование причины затруднения (почему?); - учащиеся ставят цель деятельности, предлагают вариант формулировки темы урока, который уточняется учителем |
- Какая группа выполнила верно задание? В чём возникло затруднение? (Здесь два подлежащих, два сказуемых, но они не являются однородными членами. Что тогда здесь разделяет запятая?) - Почему возникло затруднение? (Раньше не встречали такого предложения, где две грамматические основы. Не знаем, что это за предложение. Не знаем, почему стоит запятая). (РУУД Осуществлять познавательную и личностную рефлексию). | |
Этап построения проекта выхода из затруднения: Цель: формулирование учащимися темы урока, уточняемой учителем учащиеся в коммуникативной форме : - ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения); - согласовывают тему урока; - выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель. | - Где мы можем это узнать? (в учебнике) Прежде чем мы обратимся к учебнику, попробуем сами определить … - Сравните оба предложения, чем они отличаются На востоке медленно разгорается заря. На востоке медленно разгорается заря, по лесу звонко разливается соловьиная трель . Как можно назвать предложение с двумя грамматическими основами? ( Выслушать все мнения и по возможности записать) (Если в слове два корня – сложное, а один? Синоним слову сложное - простое).– Чем отличаются схемы простого и сложного предложения? (Две пары квадратных скобок.) Что здесь разделяет запятая? (2 простых предложения)
– Чем отличается схема простого предложения с однородными членами и схема сложного предложения? (Одна грамматическая основа, но 2 сказуемых, две грамматически основы – 2 подлежащих и 2 сказуемых.) -Проверим наши предположения. (учебник и слайд с правилом) - Какое предложение называется простым? Сложным? - Как определить, что это сложное предложение? (посчитать грам.основы) - Назовите тему нашего урока. ( ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ) - Какую цель мы сегодня поставим на уроке? (Научиться находить сложные предложения, составлять схемы сложных предложений, поупражняемся в постановке запятой в подобных предложениях). | |
Этап реализации построенного проекта: Цель: усвоение нового способа действий - обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися; -выбирается оптимальный вариант; -оптимальный вариант фиксируется в языке вербально и знаково; -построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение; -уточняется общий характер нового знания ; -фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения | Найдите Упр. 444 – Какие умения будем сейчас развивать? (развивается умение отличать сложные предложения от простых и предложений с однородными членами). (РУУД Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.) - Прочитайте на слайде предложения. Как найти среди них сложные? - Давайте вместе составим алгоритм различения простого и сложного предложения. Составление алгоритма различения простого и сложного предложения: (фиксация на доске, слайде) 1) Нахожу и подчёркиваю карандашом главные члены предложения. 2) Определяю количество грамматических основ. 3) Если одна грамматическая основа – предложение простое, 2 и больше - сложное. 4) Цифрами показываю границы частей. 5) Определяю место постановки запятой. (между частями сложного предложения – т.е между двумя простыми предложениями). В простом предложении смотрю, есть ли однородные члены или союз а, но или повторяющиеся союзы. | |
Этап первичного закрепления Цель: построение детьми нового способа действий и формирование способностей и его выполнении Решение типовых заданий на новый способ действий с проговариванием вслух алгоритма, понятия, свойства . | Упр. 444 НА РАБОТУ 7 МИНУТЫ Дети записывают в тетрадь. (заранее записать сложные предложения на доске. Разбор предложений). - А как записать схему этого предложения? (самооценка по алгоритму). | |
Физкультминутка. Цель: Профилактика утомляемости и перенапряжения в ходе учебного процесса. | СМЕНА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (КОНТОРКИ И ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ПРИ РАБОТЕ В ГРУППАХ). | |
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону: Цель: применение нового способа действий; рефлексия достижения цели - учащиеся самостоятельно выполняют задание на новый способ действий; - самостоятельная проверка по эталону; - создание ситуации успеха; - допустившие ошибки выявляют их причину и исправляют ошибки | Выполнение упражнения на слайде – развивается умение отличать сложные предложения от простых и предложений с однородными членами (СВЕРКА С ОБРАЗЦОМ И ОЦЕНИВАНИЕ СВОЕЙ РАБОТЫ) ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ 5 МИНУТ. -Кого получилось по - другому? Где допустил ошибку? Над чем ещё надо поработать? (РУУД Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.) - Подведём итог данной части урока - ЧТО НУЖНО ДОБАВИТЬ В НАШУ ТАБЛИЦУ? ВОЗВРАЩ. К СХЕМЕ ПО НАЛИЧИЮ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОСНОВ – ПРОСТОЕ или СЛОЖНОЕ. | |
8. | Этап включения в систему знаний и повторения: Цель: самооценка результатов деятельности; осознание метода преодоления затруднений в деятельности, границ применения нового знания - организация рефлексии и самооценки учениками своей деятельности на уроке; - фиксация соответствия результатов деятельности и поставленной цели; - планирование дальнейшей деятельности и определение заданий для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества) | Прочитайте веселое стихотворение Б. Заходера. Очень-очень странный вид: -Сколько предложений в этом стихотворении? Какое оно? -Что интересного в этом стихотворении? -Что бы вы изменили? |
9. | Этап рефлексии: · Рефлексия и самооценка учащимися совей учебной деятельности · Соотнесение учащимися своих целей и результатов · Планирование учащимися целей дальнейшей деятельности | -Подведём итоги урока. - Какая была тема урока? .– Какую цель ставили в начале урока? (Формирование понятия простого и сложного предложения, умения отличать предложения разной структуры, составлять схемы предложений, расставлять знаки препинания) - Что делали для её достижения? (Определяли, сколько частей может быть в сложном предложении, как отличить сложное предложение от простого с однородными членами, как расставлять запятые в сложном предложении, составили алгоритм) - В чём главное отличие простого и сложного предложений? (Предметные умения) - Какие встретились затруднения? Оценивание учителем работы детей на уроке. -Оцените свои знания, полученные на уроке по лесенке успеха.
Домашнее задание: выучить правило с. 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме: "Понятие определения. Синтаксическая функция имен прилагательных в предложении"
Урок русского языка по теме: "Понятие определения. Синтаксическая функция имен прилагательных в предложении" по УМК "Перспективная начальная школа". Второй урок по этой теме....
Урок русского языка по теме "Знаки препинания в простом,сложном предложении и в предложениях с прямой речью"
Данный урок направлен на умение распознать предложения и в соответствии с типом предложений ставить знаки препинания.На уроке используется групповая форма работы. Использование...
Конспект открытого занятия по русскому языку по теме «Простые и сложные предложения. Связь между простыми и сложными предложениями в составе сложного»
Цель урока: создание педагогических условий для ознакомления учащихся с понятиями "простые и сложные предложения"; сформировать представление о простых и сложных предложениях....
Презентация к уроку русского языка на тему "Простая и сложная форма будущего времени глаголов"
Презентация к уроку русского языка на тему "Простая и сложная форма будущего времени глаголов". 4 класс. УМК "Перспективная начальная школа"....
Методическая разработка к уроку русского языка на тему: «Простое и сложное предложение»
Методическая разработка к уроку русского языка на тему: «Простое и сложное предложение»...
Самоанализ урока русского языка по теме: "Простые и сложные предложения"
Самоанализ урока русского языка по теме: "Простые и сложные предложения"...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Значение глаголов в речи. Роль глаголов в предложении" (УМК "Школа России" - 4 класс)
Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: знакомство с новым разделом учебника, повторение изученных знаний о глаголе, как части речи.Задачи урокаДидактические:Сформировать зн...