Главные вкладки

    Урок русского языка по теме "Знаки препинания в простом,сложном предложении и в предложениях с прямой речью"
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

    Коротенко Галина Анатольевна

    Данный урок направлен на  умение распознать предложения и  в соответствии с типом предложений ставить знаки препинания.На уроке используется групповая форма работы.   Использование  игровых   технологий   делает урок интересным и дает возможность показать свои знания всем учащимся.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_4_klass.doc71 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок русского языка  в 4 классе

    Тема

      Развитие умения ставить знаки препинания  в простом предложении, в сложном и в предложениях с прямой речью

    Педагогическая цель

    Создать условия для оценки учащимися своих достижений по теме : «Знаки препинания в простом предложении, в сложном и в предложениях с прямой речью»

    Тип урока

    Контроль знаний

    Планируемые результаты (предметные)

     Умение распознать предложения и ив соответствии с типом предложений ставить знаки препинания

    Личностные результаты

    Определяют границы собственного знания и «незнания»

    Универсальные учебные действия (метапредметные)

    Регулятивные: Уметь определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачейе.

    Познавательные: Уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.

    Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;  учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию

    Основное содержание темы, понятия и термины

    Звуки, буквы, гласные звуки, глухие и звонкие согласные звуки, мягкие и твердые согласные звуки, предложение, схема предложения

    Образовательные ресурсы

     Учебник Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева «Русский язык», Л.Ю Комиссарова  «Дидактический материал (упражнения)»

     Проектор, экран, презентация, ноутбук,  тестовые карточки, опорные схемы.

     

     

    Ход урока

     

    I. Организационный момент

    Попробуйте отгадать, что здесь зашифровано?

       З            Препи

    КИ               ния

    Какие ассоциации у вас возникают?

    Чему будет посвящён наш урок русского языка?

    К какому разделу русского языка относится эта тема? Сегодня мы с вами обобщим изученные знания по науке «Пунктуация» А, что изучает эта наука? (наука русского языка о постановке знаков  препинания в рукописном или печатном тексте)

     Всегда ли вам легко было расставить знаки препинания в предложениях? Всегда вы были успешны?

    Например, в одной известной вам сказке «Двенадцать месяцев»  был такой фрагмент, где надо было правильно поставить запятую, попробуйте и вы: «Казнить нельзя помиловать….»

    Сегодня мы попытаемся устранить ваши затруднения. За работу!

     А урок у нас будет необычный. Сегодня мы отправимся в клуб знатоков русского языка

    Класс разбивается на 3 группы по 8 человек, каждая составляет отдельную команду. Вопросы командам готовят заранее  родители,   учителя, учащиеся

     

      Каждое задание будет оценено по баллам по уровню сложности. Для команд я приготовила листы самоконтроля, в которых консультанту     необходимо записать по окончанию задания имена активных участников команды. К игре готовились не только вы ребята, но    учителя, учащиеся школы. Они готовы начать игру. А вы?

     

    Задание 1   Уважаемые знатоки !Многие поэты и писатели любили прекрасное время года осень, отражая это в своих произведениях. Я тоже очень люблю осень и задание мое тоже будет связано с осенью

    Запишите и вставьте пропущенный буквы в словах

    Ж…лтый, обл…ко, б…гровый, вет..р, …сенний, л…ст..па…

    Определите количество букв и звуков . В каком слове букв больше чем звуков, разберите его по составу.

    (Подводятся итоги.)

     Задание 2  От учителей русского языка

    -Что объединяет данные группы предложений? Какое из них лишнее и почему? Расскажите все , что вы знаете об этом предложении.

    Текст 1.

    Скоро осень проснется и заплачет спросонья.

    Скучный дождик льется , чиж уснул на жердочке.

    Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора.

    Текст 2

    Улетают журавли,  и низкие осенние облака заволакивают небо.   Ветер дул из степей и  вертел по лужам сухие листья орехов.   Огромные тучи заволокли небо, внезапно пошел дождь.

    Текст 3.

     Пишут Лисы, пишут Лоси ,пишут Зайцы: «Осень! Осень!»Собирают клюкву поздней осенью, но не все знают что самая сладкая она весной.  С неба свет лился сплошным потоком, и вершины леса казались выпуклыми.      

    Задание 3

     

                Ведущий: Следующий вопрос задаёт  учитель музыки  

                 Перед детьми – видеокадр.

    - Уважаемые знатоки! Музыка способна отражать чувства и настроение человека.                   Музыка помогала многим поэтам, писателям и художникам творить свои произведения. Перед вами два прекрасные рассказа. Прочитайте их, а затем прослушайте фрагмент пьесы Петра Ильича Чайковского «ноябрь » из альбома «Времена года». Вам надо определить, какому из них эта музыка Чайковского может служить фоном. Настроение, какого рассказа совпадает с настроением этого музыкального отрывка?  

    (Зачитываются 2 лучших сочинения, которые писали раньше.)

    VI. Музыкальная пауза

    (Исполняется музыкальный номер.)

    VII. Раунд 5

    Ведущий:   

    А теперь еще раз прочитайте текст, Выберите и запишите предложение об  этом осеннем месяце, сделайте его грамматический разбор..

    Подведение итога А теперь прочитайте   предложения, которые вы написали. Можно ли сказать, что у нас получился рассказ о ноябре. Докажите.

                Задание 4

    Ведущий: Вопрос задаёт мама ученика нашего класса  …….. .

    В учебнике русского  языка Р.Н. Бунеева часто  встречаются схемы предложения. Уважаемые знатоки!  Найдите ошибки в схемах  и составьте     предложения по схемам.  Желаю удачи!

    На доске:

    А-«П.»               ‗        ‗

             ,и           ,  и    

     

    (Подведение итогов.)        

     

     

    Задание 5

     Ведущий: Вопрос задаёт  директор школы                 которая ценит ваши знания, сообразительность. Она любит разгадывать кроссворды, увлекается различными головоломками. Для вас она приготовила трудное задание –  это.

     

    Уважаемые знатоки! Мне тоже хочется принять участие в вашей игре. Я люблю разгадывать кроссворды, увлекаюсь   различными  головоломками, шарадами. Для вас я  приготовила  задание, которое может быть вам покажется трудным .Но я надеюсь , что знатоки 4 класса справятся и с этим заданием.  

     «Тарабарская грамота».  Сначала попробуйте прочитать её без подсказки ( сделать паузу)

    TVНF           GОDFDЯU          LJJNБ              LРJЬ              JСFJUUГV   ВWGLL       FGОJ              NJRЗJ               FFДJGL           Е LМIL  

    JД     FFЕ                      FКJII                UА        LJJNБ              LРJЬ

       DFDСJI                  DFDJIМ       ОJIDFD                 FF JIС          FFТJI           LJJNО       FJUUМ

              

    Не получилось? Тогда подскажу: в этой грамоте буквы русского алфавита перемешаны с чужеземными. Теперь уже наверняка догадаетесь. Желаю удачи!

    (Ответ:  Ноябрь-ворота зимы..)

    (Подводятся итоги игры.)

    ХI. Рефлексия, награждение лучшего игрока, оценивание

    – Скажите, ребята, а нам было ли сегодня скучно на уроке? Почему?

    Молодцы! Вы ответили на все вопросы. – Какой вопрос вам больше всего понравился?

    Вот и подошла к концу наша  игра. Чем можно измерить глубину озера, глубину мыслей, знаний? Я сегодня постаралась измерить глубину Ваших знаний.    А теперь   посоветуйтесь и решите, кто был самым активным знатоком.

    – Спасибо всем за работу. Поздравляю команду “знатоков” - победительницу в этом сезоне.

    (Вручаются грамоты,   с изображением совы – символа мудрости и  знаний

      Закончить урок я хочу словами учёного Тома  Петзингера

    «Все вместе мы умнее, чем каждый из нас»

    Я, думаю, вы со мной согласитесь!    Вместе мы сила!  До новых встреч!

     

     

    Задание 2  От учителей русского языка

    Уважаемые знатоки ! Что объединяет данные группы предложений, какое из них лишнее и почему. Расскажите все , что вы знаете об этом предложении.

    Текст 1.

    Скоро осень проснется и заплачет спросонья.

    Скучный дождик льется , чиж уснул на жердочке.

    Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора.

    Текст 2

    Улетают журавли,  и низкие осенние облака заволакивают небо.   Ветер дул из степей и  вертел по лужам сухие листья орехов.   Огромные тучи заволокли небо, внезапно пошел дождь.

    Текст 3.

     Пишут Лисы, пишут Лоси ,пишут Зайцы: «Осень! Осень!»Собирают клюкву поздней осенью, но не все знают что самая сладкая она весной.  С неба свет лился сплошным потоком, и вершины леса казались выпуклыми.      

    Задание 3

     

     

                Ведущий: Следующий вопрос задаёт  учитель музыки  

                 Перед детьми – видеокадр.

    - Уважаемые знатоки! Музыка способна отражать чувства и настроение человека.                   Музыка помогала многим поэтам, писателям и художникам творить свои произведения. Перед вами три  прекрасные рассказа. Прочитайте их, а затем прослушайте фрагмент пьесы Петра Ильича Чайковского «ноябрь » из альбома «Времена года». Вам надо определить, какому из них эта музыка Чайковского может служить фоном. Настроение, какого рассказа совпадает с настроением этого музыкального отрывка? (звучит магнитофонная запись)

                Задание 4

    Ведущий: Вопрос задаёт ………..                  .

     В учебнике русского  языка Р.Н. Бунеева часто  встречаются схемы предложения. Уважаемые знатоки!  Найдите ошибки в схемах  и составьте     предложения по схемам.  Желаю удачи!

     

    Задание 5.

    Вопрос задаёт  …………………………….                 которая ценит ваши знания, сообразительность.

    Уважаемые знатоки! Мне тоже хочется принять участие в вашей игре. Я люблю разгадывать кроссворды, увлекаюсь   различными  головоломками, шарадами. Для вас я  приготовила  задание, которое может быть вам покажется трудным .Но я надеюсь , что знатоки 4 класса справятся и с этим заданием.  

     «Тарабарская грамота».  Сначала попробуйте прочитать её без подсказки

    TVНF           GОDFDЯU          LMJJNБ              LOMРJЬ              JВFJUUV           ОWGLL       FGMРJ              NJRОKJB        CXFFТJGL      LАIL  

    JKТЗMC       FFИ                      FМJII                UBЫH

              

    Не получилось? Тогда подскажу: в этой грамоте буквы русского алфавита перемешаны с чужеземными. Теперь уже наверняка догадаетесь. Желаю удачи!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к уроку русского языка "Интонация. Знаки препинания в конце предложения"

    На уроке дети учатся самостоятельно работать над новой темой, делать выводы. Роль учителя – направляющая. Используются активные формы обучения: работа в парах, взаимопроверка выполненных заданий, рабо...

    Урок русского языка 3 класс с использованием ЭОР "Главные и второстепенные члены предложения"

    Включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне, актуализировать умение правильного написания словарных слов; умение определять главные члены предложения, мотиви...

    Урок русского языка во 2 классе по УМК «2100» на тему: "Конструирование предложений с опорой на вопросы"

    Цель: Научить составлять предложения из слов, опираясь на вопросы.Задачи урока:Обучающая:-       Формировать умение ставить вопрос к словам разных частей речи.Развивающая...

    Урок русского языка по теме: "Понятие определения. Синтаксическая функция имен прилагательных в предложении"

    Урок русского языка по теме: "Понятие определения. Синтаксическая функция имен прилагательных в предложении" по УМК "Перспективная начальная школа". Второй урок по этой теме....

    Конспект урока русского языка с презентацией в 3 классе по теме "Второстепенный член предложения - определение. Его роль в предложении»

    Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Второстепенный член предложения  - определение. Его роль в предложении» по программе "Школа России"...

    Урок русского языка Тема «Знаки препинания в сложном предложении»

    Разработка урока русского языка в 4 классе в соответствии с требованиями ФГОС НОО....

    Конспект урока русского языка "Роль знаков препинания в письменной речи"

    Тип урока: "крытие нового знания"Цели урока: познакомить со знаками препинания, отрабатывать умение правильно расставлять знаки в конце предложений повторить ранее изученный материал по темам «Текст»,...