Конспект открытого занятия по русскому языку по теме «Простые и сложные предложения. Связь между простыми и сложными предложениями в составе сложного»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Власенко Наталья Сергеевна

Цель урока: создание педагогических условий для ознакомления учащихся с понятиями "простые и сложные предложения"; сформировать представление о простых и сложных предложениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_russkomu_yazyku.docx27.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Любучанская средняя общеобразовательная школа

Городской округ Чехов Московской области

Конспект

открытого занятия по русскому языку

по теме «Простые и сложные предложения. Связь между простыми и сложными предложениями в составе сложного»

Составитель: Власенко Наталья Сергеевна,

 учитель начальных классов

2018 г.

Цель урока: создание педагогических условий для ознакомления учащихся с понятиями "простые и сложные предложения"; сформировать представление о простых и сложных предложениях.

Задачи урока:

образовательные:

  • познакомить учащихся с понятиями "простые и сложные предложения";
  • учить выделять в письменной речи "простые и сложные предложения".

развивающие:

  • учить выделять существенные признаки в изученном материале (формулирование вопросов, выводов, обобщать факты и понятия);
  • развивать у учащихся устную речь, фонематический слух, память, внимание;
  • развивать навык чёткого и красивого письма;
  • развивать познавательный интерес учащихся к русскому языку;
  • формировать умение следовать устным и письменным инструкциям учителя и учебника.

воспитательные:

  • расширять коммуникативные способности детей;
  • закреплять способы развития работоспособности и профилактики утомления.

Формируемые УУД:

предметные — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; выдвижение гипотез и их обоснование;

коммуникативные — инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра;

регулятивные — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;

личностные — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: урок развивающего обучения.

Тип проблемной ситуации: с затруднением.

Метод проблемной ситуации: побуждающий от проблемной ситуации диалог.

Поиск решения: побуждающий к гипотезам диалог.

Возраст учащихся: 4 класс.

Методы обучения: проблемно-поисковый метод; наглядный; репродуктивный и другие методы стимулирования учебной деятельности.

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Словарный диктант

Календарь природы, известный человек, сельское хозяйство, весёлые каникулы, тракторный завод, передовой комбайнёр, багажный вагон, стороны горизонта.

(Один ученик работает на закрытой части доски. Взаимопроверка, самооценка.)

2. Орфографическая минутка

— Выпишите из стихотворения слова с буквосочетаниями чк, чн, нч.

Буквы ч и н

Рядом на диванчике

Сочники, пончики едят,

Чай, налив в стаканчики.                            

Между ними мягкий знак

Втиснуться пытается.

Он и этак, он и так —

Нет, не получается!

В ч + н, запомни прочно,

Мягкий знак не нужен точно!

В н + ч не нужен он.

Кто не нужен — выйди вон!

Л. Уланова

(Взаимопроверка, взаимооценка.)

—  Выполните звуко-буквенный разбор слова точно.

(Один ученик работает у доски.)

то́чно→[точ'на]

В слове «то́чно»: слогов—2 (то-чно):

т

[т]

:

согласный, парный глухой, парный твёрдый

о

[о]

:

гласный

ч

[ч']

:

согласный, непарный глухой, непарный мягкий

н

[н]

:

согласный, непарный звонкий, сонорный, парный твёрдый

о

[а]

:

гласный

______________________

5 букв, 5 звуков.

про́чно→[проч'на]

В слове «про́чно»: слогов—2 (про-чно):

п

[п]

:

согласный, парный глухой, парный твёрдый

р

[р]

:

согласный, непарный звонкий, сонорный, парный твёрдый

о

[о]

:

гласный

ч

[ч']

:

согласный, непарный глухой, непарный мягкий

н

[н]

:

согласный, непарный звонкий, сонорный, парный твёрдый

о

[а]

:

гласный

______________________

6 букв; 6

III. Самоопределение к деятельности

—  Прочитайте и сравните два предложения.

Солнце встало и осветило окрестность. Солнце встало, и окрестность озарилась светом.

—  Чем похожи предложения? (В них содержится одна и  мысль.)

—  Чем они отличаются? (Во втором предложении cmoит запятая, а в первом нет.)

—  Как вы думаете, почему? (Ответы детей.)

—  Найдите грамматическую основу в первом предлоге ни (Солнце встало и осветило.)

—  Какую роль играет в этом предложении союз и? (Oн объединяет однородные члены предложения.)

—  Найдите грамматическую основу во втором предложении (Солнце встало, свет разлился.)

—  Какую роль играет в этом предложении союз и? (Он соединяет две части сложного предложения.)

—  Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить, какие предложения называются простыми, а какие — сложными, научиться различать простые и сложные предложения.)

IV. Работа по теме урока

1. Наблюдения над простыми и сложными предложениям

(Работа в парах по карточкам (на каждой карточке написано одно предложение).)

—  Вспомните, чем отличается простое предложение от сложного. Распределите карточки по двум группам: простые предложения и сложные предложения.

1) Мороз крепчал, но дети не мёрзли.

2) Мороз крепчал, но не кусался.

3) Охотники зарядили ружья и приготовились стрелять.

4) Охотник зарядил ружьё, и раздался выстрел.

5) Сморщились молодые побеги, и цветы завяли.

6) Молодые побеги сморщились и завяли.

7) Дорога пропадает в роще, а потом исчезает в овраге.

8) Дорога пропала в роще, и спина путника исчезла.

(Проверка. Одна пара отчитывается о выполненной работе, остальные проверяют.)

—  Чем простое предложение отличается от сложного?

—  Проверьте себя. Прочитайте материалы рубрики «Вспомните!» на с. 36 учебника.

2. Работа по учебнику Упр. 49 (с. 36).

—Прочитайте выразительно поэтические строки.

—  Прочитайте выражения, которые употреблены в переносном значении. (Ветер гонит, ель стонет, лес шепчет.)

—  Сколько предложений в этом отрывке? (Два.)

—  Какие это предложения - сложные или простые? Докажите своё мнение. (Первое предложение простое, в нём одна грамматическая основа — подлежащее ветер, сказуемое гонит. Второе предложение сложное, в нём две основы: ель стонет, лес шепчет.)

—  С помощью чего простые предложения объединяются в сложное предложение? (С помощью интонации, между ними ставится запятая.)

—  Выполните письменные задания к упражнению.

V. Физкультминутка.

Руки ставим перед грудью,

В стороны разводим.

Мы разминку делать будем

При любой погоде.  (Руки перед грудью, рывки руками в стороны.)

Руку правую поднимем,

А другую вниз опустим.

Мы меняем их местами,

Плавно двигаем руками.  (Поочередно поднять и опустить руки.)

VI. Продолжение работы по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 50 (с. 36-37).

—  Прочитайте предложения.

—  С помощью чего простые предложения объединяются в сложные?

(Учащиеся указывают способ связи в каждом предложении.)

—  Что вы можете сказать о знаках препинания в сложном предложении? (Между частями сложного предложения всегда ставится запятая.)

—  Сравните свои наблюдения с выводами в учебнике. Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!».

—  Объясните написание слов с пропущенными буквами. (Запись любых двух предложений под диктовку.)

Упр. 52 (с. 37).

- Прочитайте стихотворение Н.Хрущевой.

- Спишите. Объясните постановку запятых в предложениях.

VII. Рефлексия.

 Работа по карточкам

– Итак, чтобы определить какое предложение и какие знаки препинания нужно в нем поставить НАДО:

1. Прочитать ---------- (предложение).        
2. Найти-------------( грамматические основы).
3. Определить -----------(сложное или простое предложение).
4. Если сложное, поставить ----------(знаки препинания).

- Давайте подведём итог.

- Каким же был для вас урок?

- Приготовьтесь поднять руку те, кому:

 - Урок полезен, все понятно.

 - Лишь кое-что чуть-чуть не ясно.

 - Еще придется потрудиться.

 - Да, трудно все-таки учиться!

VIII. Подведение итогов урока

—  Какие предложения называются сложными?

—  Для чего в речи нужны сложные предложения?

Домашнее задание

Учебник стр. 37, упражнение 51.

КАРТОЧКА № 1

(для работы по вариантам)

Вариант 1

Выпишите из стихотворения слова с буквосочетаниями чк, чн, нч.

Буквы ч и н

Рядом на диванчике

Сочники, пончики едят,

Чай, налив в стаканчики.                            

Между ними мягкий знак

Втиснуться пытается.

Он и этак, он и так —

Нет, не получается!

В ч + н, запомни прочно,

Мягкий знак не нужен точно!

В н + ч не нужен он.

Кто не нужен — выйди вон!

Л. Уланова

Выполните звуко-буквенный разбор слова точно.

Вариант 2

Выпишите из стихотворения слова с буквосочетаниями чк, чн, нч.

Буквы ч и н

Рядом на диванчике

Сочники, пончики едят,

Чай, налив в стаканчики.                            

Между ними мягкий знак

Втиснуться пытается.

Он и этак, он и так —

Нет, не получается!

В ч + н, запомни прочно,

Мягкий знак не нужен точно!

В н + ч не нужен он.

Кто не нужен — выйди вон!

Л. Уланова

Выполните звуко-буквенный разбор слова прочно.

КАРТОЧКА № 2

(для работы в парах)

Предложения

Простое или сложное

Мороз крепчал, но дети не мёрзли.

Мороз крепчал, но не кусался.

Охотники зарядили ружья и приготовились стрелять.

(разберите  предложение по членам предложения)

Охотник зарядил ружьё, и раздался выстрел.

Сморщились молодые побеги, и цветы завяли.

Молодые побеги сморщились и завяли.

Дорога пропадает в роще, а потом исчезает в овраге.

Дорога пропала в роще, и спина путника исчезла.

  Разберите  предложение по членам предложения

  Охотник зарядил ружьё, и раздался выстрел.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме: "Различение твёрдых и мягких согласных звуков. Звуковая схема слова. Предложение." 1 класс, ПНШ.

Цели деятельности учителя: Закрепление навыков различения твёрдых и мягких согласных звуков:[р]-[р,],[л]-[л,],[б]-[б,],формирование умения соотносить звучащее слово с его звуковой схемой.Планируемые р...

Урок по теме:"Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного".

Урок по теме:"Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного"...

Урок русского языка в 4 классе по теме "Простое и сложное предложение. Связь между простыми предложениями в составе сложного"

Урок русского языка в 4 классе по теме "Простое и сложное предложение. Связь между простыми предложениями в составе сложного"...