Открытый урок русского языка по теме " Герой никогда не умрёт". Связь имени прилагательного с именем существительным, 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Янчилина Елена Геннадьевна

Открытый урок русского языка УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_rus._yazyka_2_kl.doc117.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Алексинская средняя общеобразовательная школа №2»

                                                            Урок русского языка во 2 классе

                                          « Герой никогда не умрёт-  

                                           он вечно в народе живёт ».

                   Связь имени прилагательного

                     с именем существительным.

                                      Подготовила учитель начальных классов

                                             Янчилина Елена Геннадьевна.

УМК « Школа России» 

       Тема: «Связь имени прилагательного с именем существительным».

       Тип урока : открытие нового знания.

       Цель:  разрешение проблемы  связи имени прилагательного с именем существительным.

Учебные  задачи:

1. Формирование предметных умений:
- находить имена прилагательные,связанные с именами существительными в тексте ;
- использовать имена прилагательные в речи.

2. Формирование метапредметных умений:

личностные умения: 

- мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

- принимать и осваивать социальную роль ученика;
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;

регулятивные умения:

- готовить рабочее место, всё необходимое для включения в учебную деятельность;
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
- совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке;

познавательные умения:

- ориентироваться в своей системе знаний;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;
- проводить анализ учебного материала;
- делать выводы в результате совместной работы учителя и класса;

коммуникативные умения:

- донести свою позицию до других;
- оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в группе.

Цель как деятельность учеников: 

ЗАДАЧИ:

  1. учиться видеть имя прилагательное в тексте,связывать его с соответствующим именем существительным;
  2.  учиться  определять род и число имени прилагательного  в тексте;
  3. ориентироваться тексте;
  4. учиться эстетически воспринимать окружающий мир.

Дидактические задачи урока: Формирование УУД в условиях решения учебных задач

(познавательная деятельность – ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя, преобразовывать информацию из одной формы в другую; речевая деятельность и работа с источником информации;

коммуникативная – оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне текста), слушать и понимать речь других, пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему и ключевые слова, учиться работать в паре, группе (выполнять различные роли лидера, исполнителя); организационная деятельность;

регулятивные - определять и формулировать цель деятельности на уроке,  планирование действий, высказывать своё предположение.

Результативность обучения: возможность нахождения имён прилагательных,связанных с именами существительными  в текстах;

Оборудование: мультимедийная презентация, карточки с текстами, карточки с пословицами, толковый словарь.

 План проведения урока:

Этапы урока

Временная реализация

  1. Организационный момент.

2 минуты

  1. Актуализация знаний.

                                           5 минут

3.Введение в тему и постановка вопроса затруднения (создание проблемной ситуации). Планирование деятельности.

3 минуты

       4. Реализация выхода из проблемной ситуации (открытие новых знаний).

                                            6 минут

  1. Самостоятельное применение новых знаний.

12 минут

  1. Физкультминутка

  2 минуты

  1. Отработка и закрепление новых знаний.

 8  минут

  1. Рефлексия. Итог урока.

5 минут

     9 . Домашнее задание.

  2 минуты

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Ι. Оргмомент.  Психологический настрой.

Цели:

- актуализировать требования  к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность

1.Использует приемы активизации внимания обучающихся, техники здоровьесбережения.

2.Организует ситуацию самооценки учениками  готовности к предстоящей деятельности на уроке.

Прозвенел уже звонок.

Начинаем наш урок.

За окном прекрасная погода. Солнышко улыбается нам .Вот и мне хочется, чтобы у вас было хорошее настроение.Возьмите друг друга за руки. Почувствуйте тепло рук ваших товарищей. Вам понадобится их поддержка и помощь.Успехов вам и удач! Мы начинаем урок русского языка.

1.Выполняют самооценку готовности настроя на урок.

Личностные результаты

1.Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные

1.Готовить рабочее место, всё необходимое для включения в учебную деятельность.
2. Осуществлять самоконтроль.
3.Совместно с учителем и одноклассниками показать эмоциональную оценку деятельности на уроке.

Коммуникативные

 1.Организационная деятельность.

ΙI. Актуализация опорных знаний.

Цели:

- организовать актуализацию учебного содержания, необходимого для восприятия нового материала

1.Фиксирует учебную задачу.

2.Организует задание  на повторение.

Орфографическая минутка. Работа в парах.

-Прочитайте слова , вставьте пропущенную букву  (пам.тник,

н.род,сч.стливый,ш.нель,в.йна,п.радв.сна,гор.д,поб.дитель).(Слайд №1).

-На какие группы можно разбить данные слова?

- Что вы расскажите о слове «победитель»?

Создание проблемной ситуации.

- Как вы думаете , какое из данных

лишнее?

-Как вы его выделили из данных слов?

 (Слайд 2)

- Сделайте вывод, что такое имя прилагательное?

1.Демонстрируют свои знания с помощью письменной речи

2.Делают вывод.

Личностные результаты  1.Принимать и осваивать социальную роль ученика.
Регулятивные 1.Определять цель выполнения заданий

на уроке.

Познавательные.

1.Осознавать роль языка и речи в жизни людей.

2.Умение ориентироваться в своей системе знаний.

Коммуникативные

1.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи. 2.Умение выражать свои  мысли в письменной речи

III.Введение в новую тему и постановка проблемы.

 Цели:

осознание места и причины собственных  затруднений.

- зафиксировать новое знание в речи;

- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения

1.Создает ситуацию, в которой ребенок обнаружит свое собственное суждение об обсуждаемом предмете: существование других точек зрения; недостаточность своего знания для решения возникшей задачи.

2.Организовывает дискуссию,  чтобы понятийное противоречие было представлено через столкновение различные точек зрения.

 3.Обеспечивает эмоциональный отклик у каждого ребенка, для принятия  проблемы.

4.Выслушивает комментирование учеников.

5. Выход на тему урока в сотворчестве с учащимися через организацию побуждающего диалога, основанного на предположении детей.

  - А так ли нужна эта часть речи в русском языке? Какую роль играет

в нашей речи?    

Создание проблемной ситуации.

- Почему имя прилагательное так называется?

- Как вы думаете какова тема нашего урока?

 

1. Вспоминают и анализируют знания по данной теме. 2.Участвуют в дискуссии, высказывая собственные  точки зрения.

3. Строят предположения о  содержании темы урока.

4.Демонстрируют  свои знания с помощью устной речи.

- Нет.

- Необходимы имена прилагательные; 

- Не нужны, можно обойтись.

- Роль имен прилагательных в речи.

-Выяснить, какая  роль прилагательных в речи.  

 

Личностные результаты 1.Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание, желание узнать больше.

Регулятивные

1. Развиваем умение высказывать своё предположение определять и формулировать тему урока.

Познавательные

1.Умение ориентироваться в своей системе знаний. 2.Постановка проблемы. Коммуникативные

1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других.

2.Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

IV.Открытие новых знаний.

Цели:

организовать постановку цели урока.

1.Обеспечивает выход на тему урока путем подводящего диалога. 2.Организует постановку цели урока.

3.Организует ситуацию решения учебной задачи, используя систему вопросов.

Работа в парах.

- Давайте подумаем! По какому признаку разделены слова на группы?

              (победный      настроение

                 праздничное      сирень

                 душистая        соловьи

                 голосистые     май ).

                   (Слайд № 3).                                                                              

-Образуйте от них словосочетания.

-Почему именно так соединили пары?

-Как вы думаете , какое слово главное в словосочетании? Почему?

(Слайд №4).

 

Определяют тему  и ставят цель,  отвечая на вопросы учителя.

Образуют пары по смыслу,

определяют род и число  существительного.

Делают вывод.

 

Личностные результаты  

1.Развиваем умения выказывать своё отношение   к учебной задаче.

Регулятивные

1.Умение определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

2.Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Осуществлять познавательную и

личностную рефлексию.

Познавательные 1.Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.
2.Целеполагание.

3.Делать выводы.

Коммуникативные 1.Умение слушать и вступать в диалог.

2.Донести свою позицию до  других.

V. Самостоятельное применение новых знаний

Цель: 

организовать

усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи

1. Организует ситуацию выполнения заданий на понимание роли имени прилагательного в речи.связи его с существительным (ведет словарно – орфографическую работу, знакомит с новым словарным словом , предлагает работу в парах по составлению пословиц).

1.Словарно - орфографическая работа.

-У нас сегодня слово – новичок.

- Отгадайте загадку.

Всё в один он миг решает,

Славный подвиг он свершает.

Он за честь стоит горой

Кто он ? Правильно …(герой).

                                 (Слайд №5)

-Кто такой герой ?Давайте уточним

значение этого слова в толковом

словаре.Запишем ,обозначим орфограмму.

-Давайте подберём однокоренные слова к слову «герой».

-Дайте характеристику герою.Какой он?

-Как называются слова с одинаковым смыслом ?(Слайд №6).

-Знакомит с героическим прошлым

родного города , с понятием «Город-герой» (Слайды №7.8,9,10)

2.Работа в группах.

-А сейчас выполните задание «Собери  послоиицу», вам поможет

инструкция – помогайка.

- Что вы заметили, выполняя это задание ?

- Какой же вывод можно сделать

после выполнения всего задания?

 

-Ребята, давайте вернёмся к нашему

вопросу,который вызвал у вас затруднение в начале урока «Почему

имя прилгательное так называется?»

1.Отгадывают загадку. 2.Производят  запись  в тетрадях.

3.Участвуют в диалоге с учителем для осуществления словарно – орфографической работы и выяснения роли имени прилагательного в речи.

Подбор однокоренных слов к слову «герой».

 Подбор имён прилагательных к слову «герой».

Синонимы. Запись в тетрадях.

Делают вывод о том ,что прилагательное стоит в том же роде и числе ,что и

существительное , к которому

оно относится.

Запись в тетрадях.

Делают вывод о том , что прилагательное связано с существительным  т.е. прикладывается , прилагается

к существительному и от него зависит.

Личностные результаты 1.Формируем мотивацию к обучению  целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные

 

1.Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные 1.Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.
2.Проводить анализ учебного материала.
3.Делать выводы в результате совместной работы учителя и класса.

Коммуникативные 1.Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

2.Донести свою позицию до других.
3.Оформлять свои мысли в устной форме.
4.Слушать и понимать речь других, пользоваться приёмами слушания.

5.Критично относиться к своему мнению.

6.Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

VI.Физкульт-

минутка.

Организует выполнение упражнений.

Выполняют упражнения.

Личностные

результаты

Установка на здоровый

образ жизни.

VII.Отработка и закрепление новых

знаний.

Цели: 

зафиксировать новое содержание урока в самостоятельной деятельности

1.Фиксирует учебную задачу для самостоятельной деятельности.

2.Организует проверку самостоятельной работы в парах.

«Вставь прилагательное».

-  Давайте продолжим наблюдение за именами прилагательными.

 Ваша задача поработать над текстом и сделать вывод.

(  Карточка с текстом.

Наступил     праздник .  …  народ

вышел на улицы города. Лица людей озаряла    улыбка. Вдруг в

небе раздались раскаты грома. Это

был    салют победы.

Слова для справок: счастливый,

радостная , долгожданный, незабываемый. )

- Как вы думаете , изменился ли смысл предложений?

-Запишите предложения по вариантам , выпишите словосочетание существительного с

прилагательным ,определите род и число прилагательного.

- Как вы определили род и число прилагательного?

1.Работают самостоятельно по

карточке.

2.Самопроверка.

3.Делают вывод.

Вывод: Имена прилагательные нужны для красоты описания,  создания образной, богатой картины.

Делают вывод.

Личностные результаты 

1. Развиваем  умение работать с текстом  и высказывать своё мнение, выражать свои эмоции. 

Регулятивные

1. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы 

 

Познавательные 1.Проводить анализ учебного материала. 2.Сопоставлять и отбирать информацию,

преобразовывать информацию.

3.Делать выводы в результате совместной работы  в паре. 

Коммуникативные 1.Умение работать в паре 2.Донести свою позицию до других.
3.Оформлять свои мысли в устной форме.

.

VIII-IX.Рефлексия.  Итог урока. Домашнее задание.

Цели:

организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

1.Акцентирует внимание на результатах учебной  деятельности на уроке.

2.Организует рефлексию.

- Вот и подходит к завершению наш урок. Подведём итоги.

- Дополни предложения.

1.Имя прилагательное – это часть

речи, которая…

2.Роль в речи.

3.Имя прилагательное связано с …

4.Род и число прилагательного зависит от …

- Мы сегодня справились с поставленной задачей , а значит одержали победу. Отметим нашу победу салютом!

Домашнее  задание:

с.42 правило, упр.68.

1.Формулируют конечный  результат своей работы на уроке.  

2.Называют основные позиции нового материала.

3.Самооценка учениками собственной учебной деятельности ( в качестве подведения итогов урока ребята раскрашивают салют, используя  разную цветовую гамму (искорки -  звёздочки),  проводя рефлексию своей работы на уроке, затем высказывают свои мнения по вопросам о том, что запомнилось на уроке и что захотелось попробовать после его окончания)

Ребята высказываются о работе друг друга, оценивая вклад каждого в урок, что способствует удовлетворению потребности в признании личностной значимости каждого.

Личностные результаты Умение давать правильную эмоциональную оценку своей деятельности на уроке.

Регулятивные

Определять самостоятельно критерии оценивания,

давать самооценку.

2.Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли  в соответствии с задачами и условиями коммуникации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка по теме "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном" 3 класс

ТЕМА: «Обобщение  знаний  об имени существительном и имени прилагательном»Тип урока:   повторение и закрепление изученного  ( части речи)....

Конспект открытого урока русского языка по теме "Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей"

Конспект урока русского языка во 2 классе УМК "Школа России" по теме "Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей"...

Открытый урок русского языка по теме "Обобщение знаний о написании заглавной буквы в именах собственных"

Сценарий открытого урока по теме "Обобщение знаний о написании заглавной буквы в именах собственных" УМК "Школа России", 2 класс...

Открытый урок русского языка по теме "Склонение имен существительных" 3 класс

Открытый урок русского языка по теме "Склонение имен существительных" 3 класс...