Конспект открытого урока русского языка по теме "Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Конспект урока русского языка во 2 классе УМК "Школа России" по теме "Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx25.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Хохловская средняя школа

Смоленского района Смоленской области

Конспект открытого урока русского языка

во 2 классе (УМК «Школа России»)

«Большая буква

в именах, отчествах и фамилиях людей»

 

                                                                                   учитель начальных классов

                                                                                    Иванина Ольга Николаевна

2018 г.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема

Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей

Педагогическая цель

Способствовать формированию умения писать имена, отчества, фамилии людей с большой буквы;

Создать условия для ознакомления с правописанием словарных слов: отец, фамилия

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые результаты (предметные)

Понимают, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознают значение русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения

Личностные результаты

Проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: умеют формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно.

Познавательные: общеучебные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; логические – владеют основами смыслового чтения.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; строят понятные для партнёра высказывания.

Основное содержание темы, понятия и термины

Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей. Слова с непроверяемой орфограммой: отец, фамилия.

Образовательные ресурсы

Схема «Имя существительное», компьютер, презентация

Сценарий урока:

Этапы урока

Формы, методы, методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы контроля

осуществляемые действия

формируемые умения

Мотивирование к учебной деятельности

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствие учащихся.

- Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

- Здравствуйте, ты скажешь человеку,

Здравствуй – улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку

И здоровым будет целый век.

- Я тетрадь свою открою

И красиво запишу: число, классная работа

Спину прямо я держу,

Ножки твердо в пол упру.

Приветствуют учителя.

Организуют свое рабочее место.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.

Чистописание

Индивидуальная. Практический. Письмо.

Ф и И а м я Л

- Разделите буквы на группы

Выполняют письмо по образцу.

Вырабатывают каллиграфический почерк

Письмо

Актуализация знаний

Фронтальная. Словесный. Беседа.

Организует беседу по вопросам.

- Какой раздел мы изучаем? (части речи)

- Какую именно часть речи мы продолжаем изучать уже несколько уроков? (имя существительное)

- что такое имя существительное? И т.д.

Отвечают на вопросы.

Воспроизводят имеющиеся знания. Осмысленно строят ответы.

Беседа по вопросам

Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа.

- Послушайте стихотворение Измайлова и скажите, почему ФИО пишутся с большой буквы.

(ученик рассказывает наизусть)

           Большая буква.

Буква обычная выросла вдруг,

Выросла выше букв – подруг.

Смотрят с почтеньем на букву подруги,

Но почему? За какие заслуги?

Буква расти не сама захотела,

Букве поручено важное дело.

Ставится буква у строчки в начале,

Чтобы начало все замечали.

Имя, фамилия пишутся с нею,

Чтобы заметней им быть и виднее,

Чтобы звучали громко и гордо

Имя твое, имя улицы, города!

Большая буква – совсем не пустяк:

В букве большой – уважения знак!

- Почему ФИО пишутся с большой буквы? (имена собственные)

- Как вы думаете, для чего человеку нужны ФИО? (ответы детей)

- Кто догадался, о чем будет идти речь на уроке? (На уроке будем говорить о словах, которые пишутся с большой буквы).

- А какие слова мы пишем с большой буквы? (ответы детей)

Слушают, предлагают формулировки темы и целей урока.

Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем

Словарно-орфографическая работа

Фронтальная. Словесный, практический письмо.

- Фамилия – словарное слово.                                                                                            С новой строки с маленькой буквы запишите это слово.

- Посмотрите внимательно, это слово интересно тем, что здесь спрятались ноты. Найдите их. (фа, ми). Знакомит со значением и правописанием словарного слова «фамилия», организует его запоминание.

- Как вы думаете, что означает слово фамилия? (ответы детей)

- Заглянем в наш электронный словарь и проверим, правы ли вы были. (слушают)

Записывают и запоминают правописание слова

Усваивают написание непроверяемого слова

Письмо

Усвоение новых знаний и способов действий

Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо.

- К нам на урок пришли 2 девочки. Давайте с ними познакомимся. Но для этого надо решить задачу.

Оля и Юля имеют разные фамилии Сапожникова и Кузнецова. Какую фамилию имеет каждая из них, если Оля и Кузнецова живут в соседних домах? (Оля Сапожникова и Юля Кузнецова).

- Но кто из них Оля, а кто Юля? Хотите узнать? (да)

- У девочки справа от вас в имени 4 звука. (Юля)

- Знаете ли вы как образовались фамилии?

Люди имели имена в течение многих тысяч лет. Затем, примерно в 1066 году, стали употреблять фамилии, чтобы лучше различать людей. Только имени недостаточно, чтобы отличить одного человека от другого. Появились различные способы придумывать вторые имена людей. Например, стали упоминать имя отца. Так, Петр, сын Андрея, стал именоваться Петр Андреев сын, а позднее – Петр Андреевич. Другим способом различать людей стало упоминание местности, где они родились или проживали. Человек, живший и родившийся на мельнице, стал называться Мельников, проживавший у рощи – Рощин. Ну и, конечно, исполняемая человеком работа позволяла отличить его от других. Так появились Кожемякины, Токаревы, Плотниковы и другие.

Сейчас послушаем стихотворение Михалкова, затем вы ответите, какие интересные фамилии вы услышали.

(ученик рассказывает наизусть)

В фамилиях различных лиц,

Порою нам знакомых,

Звучат названья рыб и птиц,

Зверей и насекомых:

Лисичкин, Раков, Индюков,

Селедкин, Мышкин, Телкин,

Мокрицын, Волков, Мотыльков,

Бобров и Перепелкин!

- Какие интересные фамилии вы услышали? Как они пишутся?

- Запишите с новой строки, через запятую 3 фамилии, которые вы услышали, подчеркните «опасное место»

Взаимопроверка.

- А как называют людей, у которых одинаковые фамилии? (однофамильцы)

Физкультминутка

Коллективная. Практический.

- Если вы услышите слово, которое надо писать с маленькой буквы, т. е имя нарицательное, то приседаете. Услышав имя собственное, тянетесь и поднимаете руки вверх.

Антон, Вероника, певец, рабочий, Семенов, Николаевич, учитель, Татьяна, продавец, Егор, Борисов, Андреевна.

Выполняют движения под руководством учителя

Осуществляют профилактику переутомления

Правильное выполнение движений

- Отгадайте загадку:

- Что есть у каждого человека, живущего на Земле? (имя)

- С какой буквы пишутся имена?

- Как называют людей, у которых одинаковые имена? (тёзка)

- В русском языке есть русские имена и имена, пришедшие из других языков. Владимир, Светлана, Людмила, Вера, Надежда, Любовь и многие другие – это русские имена. Очень легко понять, что они значат. Владимир – владеет миром, а Людмила? (людям мила). А еще в русском языке есть имена, пришедшие к нам из греческого, древнееврейского, латинского языков. В этих языках у имен тоже есть значения.

- А теперь выполним задания, которые нам приготовили девочки. Задание от Оли на доске:

ва, зи, лю, ма, ми, пе, ро, та, то, ма, ля, на, ня, ра, ря, ся, тя, ша.

- Девочки из данных слогов должны собрать имена мальчиков, а мальчики -  имена девочек. (два человека работают на доске, остальные - самостоятельно. Первых трех учеников проверить.)

- Подчеркните «опасные» места. С какой буквы будем писать имена людей?

- А теперь задание от Юли:

На доске: Сережа, пение, соловьев, слушает, Соловьев

- Скажите одним словом, что у меня написано на доске? Докажите.

- Найдите слова, которые написаны с большой буквы. Почему?

- Составьте из слов предложение.

- Что заметили в предложении?

- Почему одно слово написано с большой буквы, а второе с маленькой?

- Найдите основу предложения.

- Как по-другому сказать: что мы нашли?

- Что вы можете сказать о предложении?

Отвечают на вопросы. Записывают предложение. Подчеркивают грамматическую основу.

Различают имена собственные и нарицательные. Осуществляют правописание имен собственных. Определяют главные члены предложения.

Беседа по вопросам, письмо.

- И вновь задание от девочки Оли:

- Имена могут быть полными и сокращенными, будем записывать парами, сначала сокращенное имя, а через тире полное.

На экране проектора:

Леша - …, Дима - …, Оля - …, Уля -...

- Посмотрите, чем интересны эти имена:

Анна, Алла, Жанна. (с двойными согласными)

- А эти:

Лилия, Роза, Маргарита. (имена созвучны с названиями цветов)

- А эти имена, будьте внимательны:

Женя, Саша, Валя. (могут быть и женскими, и мужскими)

Беседа по вопросам, письмо.

Задание от Юли:

- Скажите, как образуются отчества?

- Отчество означает имя по отцу, к имени ребенка добавляется имя, которое указывает, чей он сын или дочь, то есть отчество. Отчество образуется от полного имени.

На экране:

- Давайте образуем отчества:

Полина     (Александр)

Илья    (Николай)

Домашнее задание

Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя.

- Дома вы должны будете узнать, что же означает ваше имя.

- Есть такая наука – ономастика– которая изучает значения имен.

- Запишите свое имя в столбик по буквам и в соответствии с буквой подберите прилагательные, которые охарактеризуют вас.

(Например: К – красивая

                    А -  активная

                    Т – талантливая

                    Я - яркая)

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи.

Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Фронтальная. Словесный. Беседа.

- Что сегодня на уроке мы закрепляли?

- Как пишутся ФИО?

- Что понравилось на уроке?

- Что было трудным?

- Оцените свою работу на уроке смайликом на полях.

Оценивание ребят.

(ученик рассказывает наизусть)

Имена: Андрей, Иван,

Дядя Коля, дед Степан,

Нина, Вера, Валентина,

Маргарита и Марина.

Все фамилии: Петров,

Николаев, Снегирев.

Клички: Барсик и Пушок,

Мурзик, Шарик и Дружок.

Города: Москва, Казань,

Тула, Харьков и Рязань,

Вашингтон, Париж, Ханой –

Пишут с буквы прописной!

Отвечают на вопросы

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Беседа по вопросам. Саморегуляция.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока развивающего обучения по русскому языку "Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей" 2 класс

Проект урока развивающего обучения по  русскому языку  ( система Л.В.Занкова)...

Урок по русскому языку "Имена собственные и нарицательные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей" 2 класс

Знакомство с именами собственными и нарицательными. Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей....

Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей.

Разработка урока по русскому языку  по теме Презентация урока по русскому языку во 2 классе "Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей."...

Конспект урока по русскому языку "Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей." 2 класс Школа России

Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей.Цели урока:•  формировать умение писать с заглавно...

конспект урока по русскому языку на тему: "Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей" 2 класс

Конспект урока по русскому языкуТема "Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей"Цели деятельности учителя: формировать умения писать с заг...

Конспект открытого урока русского языка (коррекционная школа) «Буква Я в начале слова или слога» 2 класс

Обучающиеся должны:-анализировать слова по звуковому составу;различать звонкие и глухие согласные, твердые и мягкие согласные, твердые имягкие согласные на конце слова;-различать шипящие и свистящие с...

Урок во 2 классе «Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей»

Познакомить учащихся с именами существительными собственными и нарицательными, учить различать имена собственные и нарицательные....