Интегрированный урок русского языка и окружающего мира «Мир древности: далёкий и близкий. Обобщение об имени прилагательном»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Канабаева Лена Ихсановна

Интегрированный урок русского языка и окружающего мира «Мир древности: далёкий и близкий. Обобщение об имени прилагательном».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 23_02_russskiy_okr_mir_drevniy_mir_1.doc427 КБ
Файл kartochka_no1_-_kopiya.docx818.21 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Данная методическая разработка рассчитана на учащихся 4-х класса. Тема «Мир древности: далёкий и близкий» изучается на 2-м в разделе …, тема «Имя прилагательное. Закрепление» изучается на 8-м уроке в разделе «Имя прилагательное».

В целях поддержания познавательной активности обучающихся на уроке использовались: работа над фразеологизмами, грамматическое задание к предложению, морфологический разбор, морфемный разбор, творческое задание на функциональную грамотность в парах, интерактивная игра, сообщение учащегося, здоровьесберегающая физкультминутка.

Домашнее задание так же направленно на поддержание интереса к изучаемой теме, что дает возможность оживить опрос и активизировать работу учащихся на следующем уроке.

Обе темы являются значимыми, как в изучении окружающего мира, так  и русского языка.

К моменту проведения урока учащиеся уже имели некоторые знания по теме «прилагательное» и старались их демонстрировать. Материал по окружающему миру являлся практически новым.

Программа: «Школа России».

Тип урока: комбинированный (ОНЗ и закрепление).

Тема: «Мир древности: далёкий и близкий. Обобщение об имени прилагательном».

Цели урока: обобщить знания об имени прилагательном; дать начальные знания учащимся о Древнем Египте, Древней Греции и о Древнем Риме.

Задачи урока:

  • развивать орфографическую зоркость;
  • развивать познавательные интересы, способствовать развитию речи учащихся;
  • формировать интерес к истории Древнего Мира;
  • совершенствовать умение работать в коллективе, самостоятельно;
  • воспитывать интерес к изучаемым предметам, любовь к слову.

Оборудование:

  • карточка «Моё настроение»;
  • рабочие листы;
  • мультимедийный проектор;
  • презентация по теме урока, включающая ссылку на интерактивную игру;
  • карточки с домашним заданием.


ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

– Ребята! Сегодня вас ожидает необычный урок. На этом уроке мы совершим  виртуальное путешествие. Как вы понимаете выражение «виртуальное путешествие»?  (Выслушать ответы детей) – Верно, кажущееся перемещение в пространстве и во времени.

  1. Актуализация знаний

– Обратите внимание, у каждого из вас есть карточка с изображением жука – скарабея и солнца. Священный скарабей – один из самых знаменитых жуков на свете. Ему поклонялись как могущественному божеству. Вспомните, что же это за жук и почему он удостоился таких почестей? – Какая особая взаимосвязь существовала у жука-скарабея с солнцем?        Заранее подготовленное сообщение:

- В каком государстве жук-скарабей считался священным животным? (В Древнем Египте)

- Как вы думаете, куда мы совершим сегодня наше первое виртуальное путешествие? Сегодня мы совершим виртуальное путешествие в Древний Египет).

-Откройте тетради, запишите число, классная работа. Не забудьте обозначить орфограммы.
Минутка чистописания

– Египтяне писали особыми знаками, как они назывались? (Иероглифы)

– Знаете, что означает первый иероглиф?  – Идти. Второй? – Солнце.
Как вы думаете, что за фраза выражена в этих двух иероглифах?  (
Идти вперед к солнцу). Так и мы с вами пойдем вперед к солнцу, навстречу знаниям.
- Один иероглиф мог означать целое слово, один или несколько согласных звуков. Не существовало знаков для обозначения гласных звуков. С почтением относились египтяне к тем, кто овладел мудрёной грамотой.

- Согласитесь, писать такие иероглифы очень непросто. Давайте мы с вами попробуем тоже написать красиво и правильно привычными нам буквами.

  1. Сообщение темы урока.

- Погружаясь в древность, мы вспомним все об имени прилагательном, его морфологические признаки, синтаксическую роль в предложении.

IV. Работа по теме урока (Словарно-орфографическая работа)

- Я назову имена существительные, вы преобразуйте их в имена прилагательные и запишите в тетрадь:

Солнце, звезда, архитектура

(солнечный, звездный, архитектурный).

1 слово разобрать по составу (солнечный)

- Что объединяет эти слова? (тема Египта)

-  Древние египтяне считали, что миром управляют боги. Боги египтян были похожи на животных. Бог Солнца РА изображался человеком с головой птицы (слайд  )


1. Египетское царство.

Продолжаем путешествие.

- Люди этой древней цивилизации верили в загробную жизнь и потому сохраняли мумии умерших людей. Правителей называли фараонами (Египетское царство)  –На берегах какой реки возникло Египетское царство? (Нил)                 

– Запишите предложение:

Египетское царство возникло на берегах полноводного Нила.

– Выполним синтаксический разбор.

- Выполним морфологический разбор слова полноводного. ЛАКУНЫ

- Назовите морфологические признаки имени прилагательного (число, род, падеж)

4. Физминутка

5. Функциональная грамотность – разминка. Работа в парах.

 Прочитайте текст. Задайте вопросы по тексту друг другу.

Древние пирамиды в Египте – одно из признанных чудес света. Они были построены без помощи каких – либо машин и механизмов.
Большой сфинкс, статуя фантастического существа с телом льва и головой человека.

Пирамида Хеопса – крупнейшая пирамида Мира. Эта чудо-пирамида является усыпальницей фараона Хеопса, её высота 148 метров, вес около семи миллионов тонн.

2. Древняя Греция.

– Мы вновь отправляемся в путь. 

- Мы с вами на берегу древнего Понта Евксинского (Черного моря).  Вот мы и в море: ветер надувает паруса, и корабли весело бегут по волнам.

- Мы подходим к проливу Босфор. Много дней плыли корабли через Пропонтиды (Мраморное море), через пролив Дарданеллы вышли в Эгейское море, проплыли мимо островов.

- Наши корабли входят в гавань и порт Перей.

- Догадайтесь, где мы окажемся на этот раз: «На севере этого государства есть высокая гора Олимп, на которой поселились главные боги: Зевс, Гера, Аполлон и другие». (Древняя Греция).

- Перед нами на холмах столица Греции - Афины.

- Посмотрите на достопримечательности Древней Греции. (Акрополь, храм Парфенон)

ВИДЕО


- Именно из Древней Греции (ее мифов и легенд) попали в нашу речь некоторые устойчивые выражения (фразеологизмы). Наверняка, многие из них вам уже известны.

Вот, например, «крокодиловы слезы» - не имеют ничего общего с количеством или объемом пролитых слез. Так говорят, ТОЛЬКО когда видят, что плач притворный, а эмоции неискренние. Почему именно крокодиловы?

При поедании добычи в глазах этой рептилии можно увидеть «слезы». С точки зрения биологии все достаточно просто: наличие потовых желез возле глаз приводит к тому, что при употреблении пищи, излишек солей выходит через потоки, создавая видимость плача. 

Фразеологизм «муки Тантала» или «Танталовы муки» означает «страдание от сознания близости желанной цели и невозможности её достигнуть»
По древнегреческому мифу Тантал, фригийский царь за оскорбление богов был жестоко наказан: он был обречён вечно испытывать муки жажды и голода, хотя  вода и роскошные плоды были рядом с ним.

Авгиевы конюшни – очень загрязнённое, запущенное место.
Ариаднина нить – это то, что помогает найти выход из затруднительного положения.
Ахиллесова пята –  уязвимое место.
Дамоклов меч – постоянно грозящая опасность, неприятность. 

5. Древний Рим.

- Название следующей страны нам подскажет этот предмет (самовар) - Появился он не где-нибудь, а в Древнем Риме и назывался очень красивым словом аутепса («αὐθέψης» - «самокипящий»).Аутепса представляла собой высокий сосуд, внутри которого помещали жаровню для раскаленных углей, согревающих воду. В этом же устройстве можно также было охлаждать напитки в знойные дни, и для этого вместо угля использовали лед.В современном Риме сохранилось немало древних построек, которые рассказывают нам о прошлом. Очень интересен Римский форум. Он был центром общественной жизни города. Здесь красиво располагались храмы, торговые лавки и банковские конторы. (Римский форум, храм Пантеон)

VII. Домашнее задание

Вставьте подходящие по смыслу имена слова, определите их синтаксическую роль.

Примерно пять тысяч лет назад на берегах Нила возникло _______________ царство. Воды ____________  несли с собой жизнь. Во время разлива _____  не выходила из берегов и не орошала поля __________.
Слова для справок:

Земледельцев, Греческое, Нила, река

VIII. Итог урока

Наше путешествие подходит к концу. На этих уроках вы узнали о древних цивилизациях. Их культура и искусство оказали особенно большое влияние на нашу современную жизнь. - О каких государствах шла речь на уроке?
      – Какую тему по русскому языку мы сегодня повторили?

– На изображении солнца отметьте, какое у вас сейчас настроение. Спасибо.


ЕСЛИ БУДЕТ ВРЕМЯ

Самостоятельная работа.

Установи соответствие: (Работа на карточках-7шт. в парах)

Проверка на слайде

Древний Египет                                  иероглифы

Древний Рим                                       папирус

Древняя Греция                                  Акрополь

                                                             Колизей

                                                             алфавит

                                                             мумия

                                                             форум


Приложение.


Скарабей – это жук-навозник, довольно крупный, длиной около 3 см. Из навоза он лепит шарики, которые перекатывает в удобное для него место и закапывает. Эти шарики – запас корма для личинок жука. 
Древние египтяне часто наблюдали, как жуки-скарабеи катят по пустыне шарики. И видели в этом символ движения солнца по небосводу.
Древние египтяне связывали образ скарабея с солнцем, а солнце было для них главным божеством. Вот и стал жук священным. 


Установи соответствие:

Древний Египет                                  иероглифы

Древний Рим                                       Нил

Древняя Греция                                  Акрополь

                                                             Колизей

                                                             фразеологизмы

                                                             мумия

                                                             форум

Установи соответствие:

Древний Египет                                  иероглифы

Древний Рим                                       Нил

Древняя Греция                                  Акрополь

                                                             Колизей

                                                             фразеологизмы

                                                             мумия

                                                             форум

Установи соответствие:

Древний Египет                                  иероглифы

Древний Рим                                       Нил

Древняя Греция                                  Акрополь

                                                             Колизей

                                                             фразеологизмы

                                                             мумия

                                                             форум




Предварительный просмотр:

Мир древности . Повторение имени прилагательного .

C:\Users\Asus\Downloads\png-transparent-animated-sun-caricature-drawing-sun-photography-orange-computer-wallpaper-thumbnail-Photoroom.png

Карточка №1

Полноводного-_________________________

I.Н.ф.-________________________________

II.____________________________________

III._____________________________ _______        

Ниломеры: древние египтяне строили не только храмы и пирамиды, но и  водомерные посты

Древние пирамиды в Египте – одно из признанных чудес света. Они были построены без помощи каких – либо машин и механизмов.
Большой сфинкс, статуя фантастического существа с телом льва и головой человека.

Пирамида Хеопса – крупнейшая пирамида Мира. Эта чудо-пирамида является усыпальницей фараона Хеопса, её высота 148 метров, вес около семи миллионов тонн.

Вставьте подходящие по смыслу  слова, определите их синтаксическую роль.

Примерно пять тысяч лет назад на берегах Нила возникло _______________ царство. Воды ____________  несли с собой жизнь. Во время разлива _____  не выходила из берегов и не орошала поля __________.
Слова для справок:

земледельцев, Египетское, Нила, река

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка и окружающего мира в рамках здоровьесберегающей технологии.

Расширению познавательного интереса учащихся, формированию устойчивой положительной мотивации к  обучению способствуют приёмы интегрированного обучения.     Научить детей бы...

Открытый интегрированный урок русского языка и окружающего мира

2 класс "Безударная гласная в корне слова. Обобщение. Весна в природе" 4 четверть, школа 2100....

Интегрированный урок русского языка и окружающего мира "Виды текстов. Дикие и домашние животные".

Ребята познакомятся с различными видами текста, научатся их распозновать. Вспомнят, что они знают о диких и домашних животных....

Интегрированный урок русского языка и окружающего мира

Цель урока: 1 Обобщить материал по теме "Слова, обозначающие действие предметов" 2. Развивать орфоргафическую грамотность 3. Воспитывать любовь к птицам...

Интегрированный урок русского языка и окружающего мира 3класс "Обобщение об имени существительном. Зелёная одежда земли.

Урок русского языка по программе "Ш-2100" зкласс, но можно использовать по любому УМК....

Интегрированный урок русского языка и окружающего мира 2 класс УМК «Школа России» Тема урока «Обобщение по теме предложение»

Цель урока:  обобщить знания о словосочетаниях, главных и второстепенных членах предложения, о видах предложения. Задачи урока:развивающие  формировать умение оценивать свои учебные дей...