Открытый интегрированный урок русского языка и окружающего мира
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Семенюк Ольга Владимировна

2 класс "Безударная гласная в корне слова. Обобщение. Весна в природе" 4 четверть, школа 2100.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый интегрированный урок русского языка и окружающего мира

«Безударная гласная в корне  слова. Обобщение. Весна в природе».

2 класс IV четверть 28.04 2011г.

  1. Организационный момент. Психологический настрой на урок.

- Проверьте порядок. Настраиваемся на рабочую волну.

-Здравствуйте, ребята,  садитесь!

- Прочитаем эпиграф к уроку!

                                                                                   «Русский народ создал русский язык,

                                                                                     яркий, как радуга весеннего ливня,  

                                                                                     меткий, как стрелы,

                                                                                     певучий и богатый, задушевный,

                                                                                     как песня над колыбельною».

(Появляется картинка «Королевство Орфографии»)

- Сегодня мы вновь прикоснемся к богатству русского языка, а начнем – с книги, нашего первого друга и помощника.

Жужжащее чтение.

- Кто хочет рассказать о своей книге?

  1. Постановка темы и целей урока.

- Над какой орфограммой работали на предыдущих уроках?

- Покажите на орфографическом веере тот лепесток нашего цветика - речецветика, который отвечает на вопрос!

- Молодцы!

- В русском языке много тайн и секретов. Мы открыли еще один и знаем, что не все слова пишутся, как слышатся.

- Сегодня мы вновь отправляемся в Страну Орфография, чтобы показать Королеве Орфографии, как мы хорошо знаем орфограмму…(Произносят дети «Безударная гласная  в корне».)

- Наш урок будет проходить  в виде соревнования, а помогать нам будет молодая, румяная, звонкоголосая красавица… (Дети отгадывают время года по иллюстрациям) - Весна!

(Можно предложить загадку о весне)

- Молодцы!

- Какая весна изображена на иллюстрации? (Ранняя)

-Если каждый из вас постарается, то наша весна станет еще краше и зеленее, т.к. за правильные ответы и активную работу, я буду давать  зеленые листики и цветочки. Вот интересно, что у нас получится в конце урока!

        III.         Обобщение знаний об орфограмме.

1). Звонок другу.

- Вспомните, какие правила мы изучали в данной теме. Проверим, насколько каждый из вас готов порадовать Королеву Орфографию!

Работа в парах

- Позвоните  другу и спросите, какое слово называется проверочным?

- Как проверить безударную гласную в корне?

- Чья пара позвонила, покажите это домиком. (Дети поднимают руки домиком, держатся замочком)

- Молодцы! Какая пара хочет порадовать своими знаниями Королеву Орфографию?

2). Живое правило.

- Важные правила у нас иногда оживают. 1, 2, 3, алгоритм проверки безударной гласной в корне, оживи!

(Выбегают дети, встают в произвольном порядке)

- Расскажите, как мы проверяем безударную гласную в корне слова?

(Дети рассказывают алгоритм из учебника)

- Молодцы! Алгоритм знаете, а применять его умеете?

3). Мячик.

- Покажите, как вы умеете придумывать проверочные слова!

(Учитель бросает мяч, называя слова: земля, вода, леса, лиса, трава, зима, гора, снега и т.д.

Дети возвращают мяч, называя проверочные слова: земли, воды, лес, лис, травы, зимы, горы, снег и т.д.)

4). Орфографический тренажер.

- В течение двух минут работаем на тренажере. Покажите, как вы сами умеете вставлять и проверять безударные гласные.

(Работа проходит в сборнике «3000…», авт. Узорова, Нефедова)

- Какие интересные слова вам встретились, какую букву вставили, как проверяли?

5). Восстановление  деформированного текста о весне.

- Весна набирает силу на нашем уроке. Много листочков уже получили некоторые…, а шанс есть у каждого!

- Ребята, Весна  просит нас помочь составить  текст!  Легкий весенний ветерок раздул все предложения! Помогите восстановить  порядок!

(Детям раздаются  предложения.  Нужно установить их последовательность, вставить пропущенные буквы).

- Кто закончил, возьмите лист – эталон для самопроверки и проверьте себя!

(Дети выполняют самопроверку по эталону).

Пришла весна. На деревьях набухли почки. Появляются  первые цветы. Запели звонкоголосые птицы. Как хорошо кругом!

- Кто хочет сказать?

Физминутка.

- Как хорошо весной в лесу, все оживает, и хочется радоваться и  поиграть! Играем!

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке скачем мы на левой ножке.

По тропинке  побежим, до лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем,  как зайки!

Стой, немного отдохнем

И опять играть пойдем!

(Ребята выполняют упражнения)

- Зайки, зайки! Задержитесь! На лужайке оглянитесь и послушайте!

- Каких птиц можно услышать  весной? ( Зяблика, скворца, дрозда, соловья).

- Посмотрите на эти картинки, оставьте только тех птиц, которые прилетают к нам весной.

 (Дети убирают лишние карточки, звучит щебетание соловья).

- Не хочется  уходить из леса, хочется наблюдать! Ведь каждый день весной неповторим… И как говорил один известный паровозик: «Если не увидеть, как распускаются ландыши, то  можно опоздать на всю весну!»

- А как называются цветы, которые появляются на проталинках, припеках, в лесу  первыми? (Первоцветы).

- Какие первоцветы вы  знаете? (Мать – и – мачеха, ключи, ветреница, медуница, ландыш  и т.д.)

(Появляются картинки первоцветов).

- Как нужно относиться к этим улыбкам весны? (Беречь, охранять).

- Поможем распуститься нашим первоцветам и сохраним их!

6). Найди пару!

(Детям раздаются карточки со словами, нужно найти пару, проверочное слово).

Первоцвет - (первый)

Медуница - (мед)

- Какие слова подобрали, почему? Вспомните  стихотворение о проверке безударной гласной? («Если гласный вызвал сомнение –

Ты его немедленно ставь под ударение!»)

- От ваших правильных ответов ярче засветило весеннее солнышко, а оно у нас не простое, а орфографическое!

7). Орфографическое солнышко.

Самостоятельная работа.

(Появляется солнышко, а на лучиках  -  карточки слов с рисунками и   пропусками  безударных гласных.  Игра «Секреты орфографии»)

- Выберете одно слово, запишите его правильно на планшете, подберите проверочное, графически обозначьте орфограмму!

(Дети берут одну карточку, работают самостоятельно).

- Проверим по цепочке, что у вас получилось! Если с ответом согласны  – стучим обратной стороной карандаша! Начали!

- Какую птицу нам удалось услышать? Покажите, как же стучит дятел! Для чего он это делает? (Ищет пару).

- Мне кажется где -  то журчит ручеек!

8). Быстрые ручейки.

- Проверим, как вы умеете работать, журчать в группе!

(Групповая работа).

- Вставьте пропущенные буквы! Сколько правильных слов, столько листочков получит ваша команда!

(Ребятам дается листок голубого цвета со словами с пропусками безударных гласных)

З –мля, в -да, тр -ва, м -ря, д -ревья, цв -ты и т.д.

- Дополнительный листок можно получить, если составить предложение с любым из слов!

- Молодцы!

IV. Итог урока.

- Над чем работали сегодня на уроке?

- Как нужно проверять слова с безударной гласной? Расскажите стихи о безударной гласной!

-  Где эти знания могут  пригодиться в жизни?

- Как нужно вести себя в природе в любое время года?

- Озвучьте смысл экологического знака, который лежит у вас  на парте!

(Детям перед уроком раздавались экологические знаки вида:  «Нельзя рвать первоцветы!», «Нельзя мусорить!», «Нужно сажать деревья!» и т.д.)

V. Домашнее задание.

- Домашнее задание сегодня такое же легкое, как весенний ветерок, яркое, как сама весна!

- На этом воздушном шарике написано слово с пропуском безударной гласной. Вам нужно не только вставить пропущенную букву, но и написать столько слов на это правило, сколько капелек в первом весеннем дождике! Желающие могут составить с  этими  словами  предложения  или текст!

(Ребятам раздаются шарики, предварительно спрашивается, какую гласную нужно вставить).

VI.Рефлексия.

- Посчитайте, сколько жетонов (листочков, цветочков) у вас получилось?!

- Молодцы!

- А теперь каждая команда по очереди  может украсить наш весенний лес  листочками, а лужайку - цветочками, у кого ярче, та команда сегодня победила!

- Кто одержал победу?

- Конечно, сегодня  у нас нет проигравших, т.к. мы стали грамотнее и научились бережному отношению к природе, встретили весну!

- Кто доволен своей работой на уроке!

- Будьте внимательными наблюдателями наступления весны, из маленьких открытий вырастает любовь к природе!

- Желаю вам успехов! Спасибо за  активную работу на уроке!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка и окружающего мира в рамках здоровьесберегающей технологии.

Расширению познавательного интереса учащихся, формированию устойчивой положительной мотивации к  обучению способствуют приёмы интегрированного обучения.     Научить детей бы...

Интегрированный урок русского языка и окружающего мира "Виды текстов. Дикие и домашние животные".

Ребята познакомятся с различными видами текста, научатся их распозновать. Вспомнят, что они знают о диких и домашних животных....

Интегрированный урок русского языка и окружающего мира

Цель урока: 1 Обобщить материал по теме "Слова, обозначающие действие предметов" 2. Развивать орфоргафическую грамотность 3. Воспитывать любовь к птицам...

Интегрированный урок русского языка и окружающего мира. Тема: "Части речи. Правила поведения человека в природе." (3 класс)

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3674193","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"473","style":"width: 48px; height: 47px;","width":"480"}}]]Интегрированный урок русск...

Интегрированный урок русского языка и окружающего мира 2 класс УМК «Школа России» Тема урока «Обобщение по теме предложение»

Цель урока:  обобщить знания о словосочетаниях, главных и второстепенных членах предложения, о видах предложения. Задачи урока:развивающие  формировать умение оценивать свои учебные дей...