Главные вкладки

    Интегрированный урок русского языка и окружающего мира в 3 классе « Морское путешествие и путешествие по островам орфографических знаний»
    материал по русскому языку (3 класс) по теме

    Безносюк Нина Константиновна

    Урок проведен на конкурсе "Учитель года-2012",в п. Березник, Архангельской области.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok.docx20.55 КБ
    Файл na_more.pptx2.32 МБ

    Предварительный просмотр:

    Интегрированный урок русского языка и окружающего мира в 3 классе  « Морское путешествие и путешествие по островам орфографических знаний»

    Цель: обобщить знания учащихся  написания безударных гласных и парных согласных в корне слова; закрепление знаний о море, как естественном водоеме.

    Задачи.

     Обучающие:

    - умение определять написание безударных гласных и парных согласных в корне слова;

    -научить применять полученные знания на практике;

    -пополнить словарный запас учащихся.

    Развивающие:

    -развивать орфографическую зоркость;

    -развивать умение анализировать, обобщать, делать вывод;

    -развивать образное мышление учащихся, устную речь.

    Воспитывающие:

    -воспитывать желание работать на уроке;

    -воспитывать уважение к родному языку; любовь к родной природе;

    -прививать интерес к русскому языку.

    Оборудование: Толковый словарь В.И.Даля; мультимедийный проектор; компьютер; карточки - медузы; рисунки с изображением пиратов, королевы- ударения, господина- гласного, игрушка – кораблик, рисунок- карта морских островов, карта Архангельской области, морские ракушки на каждую парту, кружки трех цветов на каждого ученика.

    I .Вступительный. Организационный момент.

     Сообщение темы и цели урока. Здравствуйте. Ребята,     сегодня я вам предлагаю побыть в роли моряков, в роли мореплавателей. Мы с вами отправимся в путешествие по морям и по островам орфографических знаний. Во время путешествия мы встретимся с правилами орфографии и докажем, что мы их знаем и умеем применять  на практике. Итак, в добрый путь. Кораблик – будет символом нашего урока. ( Прикрепляется на доску).

    1. Лексико-орфографическая работа. Подготовка к плаванию.        

    В каждом плавании путешественники ведут бортовой журнал, где описывают каждый день пути. Давайте и мы откроем бортовые журналы (тетради). Напишем число, классная работа, тема урока: «Морское путешествие». Отправляясь в путешествие, мореплаватели запасаются провизией.

    -А кто знает  значение этого слова? (ответы детей). Правильно ли вы ответили, давайте мы посмотрим в Толковом словаре В.И. Даля. (Дети читают в словаре и записывают слово «провизия» в тетради).

    В дальний путь моряки берут много овощей, которые богаты витаминами. А что мы с вами возьмем из овощей, вы узнаете, если отгадаете загадки. Отгадки пишите в свои журналы.  (Показ презентации  «Загадки к словарным словам». Во время этого задания 1 человек работает у доски, записывая отгадки и обозначая ударения в словах.)

    -Как мы называем такие слова? Почему написание их надо запомнить (Словарные слова).

    2.Окружающий мир.

    -Ребята, у нас сегодня морское путешествие.

    -А кто из вас был на море? (Дети поднимают руки)

    -Расскажите, какое оно море, поделитесь своими впечатлениями о нем. (рассказы детей)

    Какие моря вы знаете? (Черное, Белое, Балтийское …)

    Региональный компонент.

    - Ребята, какое море омывает нашу Архангельскую область?  Покажите это море на карте.

    Отправляемся на заочную экскурсию по морю. Показ презентации «На море».

    Вопросы к классу:

    -Море относится к искусственным или естественным водоемам?

    -Какие еще естественные водоемы вы знаете? (Река, озеро, пруд, океан…)

    Давайте отдохнем. У вас на партах лежат морские ракушки .

     Рассмотрите их, приложите к уху и если прислушаться, то, говорят, можно услышать море. Послушаем море.        

    Физминутка  игра «Море волнуется…»

    3. Продолжаем наше морское путешествие и приближаемся к острову Безударных гласных. Но вот беда! Некоторых жителей этого острова захватили в плен злые медузы. Освободить их нам поможет только Королева Ударение.

    -Как  вы думаете, почему? (Дети называют правило написания слов с безударными гласными). Самостоятельная работа на карточках, затем дети выходят к доске, вписывая нужную орфограмму в слова, и «освобождают» их от медуз.                                            

    к…менистое дно                                       з…леные водоросли    

    м…рской к…нек                                            ск…листый берег

    пол…сатый краб                                            с…леные брызги

    к…товая акула                                                к…лючий ерш

    рыбы - прил…палы                              п…тнистый осьминог

    4. Приближаемся к острову Парных Согласных. Здесь еще утро, некоторые звуки еще не проснулись. Давайте произнесем звуки парные парами и «спящие» тут же проснутся. Поиграем в эхо: я называю звонкие согласные звуки, а вы хором - глухие согласные. Правит этими согласными господин Гласный.

    -Кто догадался, почему? ( Правило).

    Читает учитель:        Парные согласные

             Бывают такие  опасные.

                   Звук хоть и ясно слышится,

             А буква другая пишется.

    Напишите под диктовку слова, через тире пишите проверочное слово, орфограмму выделите.

    Рыбка- …                         Ерш-…                      Краб-…

    Селедка-…                       Улитка-…

    (1 человек у доски, остальные – на карточках на местах.)

    5. Остров пиратов. Развитие речи.

    Приближаемся к острову пиратов. А вот и сами пираты (Рисунок на доске). Пираты не отпустят нас с острова, если мы не отгадаем зашифрованные ими слова:

    алакс – скала                 дакл – клад

    еребг – берег                 арбкоьл- корабль      

    калау – акула

    Назовите в словах орфограммы.

            Используя отгаданные слова придумайте и запишите по одному предложению к себе в бортовые журналы, тогда пираты отпустят нас с острова.

    III. Заключительный. Итог урока. Рефлексия. Наше путешествие закончилось. Вы сегодня доказали, что знаете правила орфографии и никогда  не утонете в морях орфографических знаний.

    Перед вами на партах лежат кружочки 3-х цветов. Выберите один из них  и прикрепите на доску, получится каменистое морское дно. Кружок красного цвета – если больше понравилось начало урока, связанное с окружающим миром  Кружок синего цвета – если больше понравилась середина урока, когда мы путешествовали по островам. Желтого – если  урок вас оставил равнодушными, т.е. ничего не понравилось.

    Д.з. Написать рассказ на тему «Море» (Не менее 5 предложений). В качестве опорных слов используйте слова нашего морского путешествия, записанные в ваших «бортовых журналах.»

    Материал «На море» взят с сайта http://papa-vlad.narod.ru/


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    НА МОРЕ На море виктория кузнецова

    Слайд 2

    Когда наступит лето, мы поедем на море. Когда наступит лето, мы поедем на море.

    Слайд 3

    Море очень большое, глубокое, чистое, голубого цвета. Оно все время в движении.

    Слайд 4

    Там, где море соприкасается с землей – называется берег . Иногда на берегу бывает много маленьких камней, которые называются галька . Там, где море соприкасается с землей – называется берег. Иногда на берегу бывает много маленьких камней, которые называются галька.

    Слайд 5

    Дети любят собирать разноцветные камешки на берегу. Посмотри, какие они яркие и красивые. Дети любят собрать разноцветные камешки на берегу. Посмотри, какие они яркие и красивые.

    Слайд 6

    Берег бывает разным. Это - скалистый берег. Берег бывает разным. Это - скалистый берег.

    Слайд 7

    А здесь берег песчаный. Морские волны любят понежиться на песочке. А здесь берег песчаный. Морские волны любят понежиться на песочке.

    Слайд 8

    Белый песок очень мелкий, нежный на ощупь, похож на муку.

    Слайд 9

    Ходить по песку босыми ногами одно удовольствие!

    Слайд 10

    В песке можно найти много разных ракушек

    Слайд 11

    Люди любят смотреть на море, оно успокаивает и дарит надежду.

    Слайд 12

    Посмотри на море. Оно бывает очень спокойным и ласковым, особенно на закате Посмотри на море. Оно бывает очень спокойным и ласковым, особенно на закате

    Слайд 13

    Когда нет ветра – море абсолютно гладкое.

    Слайд 14

    Когда поднимается небольшой ветер, на море образуются волны, которые с шумом разбиваются о берег, покрывая все вокруг белой пеной. Давай послушаем море. Когда поднимается небольшой ветер, на море образуются волны, которые с шумом разбиваются о берег, покрывая все вокруг белой пеной. Давай послушаем море.

    Слайд 15

    Иногда вода поднимается, большие волны заливают весь пляж, это явление называется приливом .

    Слайд 16

    А бывает море грозным и страшным. Сильный ветер и волны на море могут потопить большой корабль, это явление называется шторм . А бывает море грозным и страшным. Сильный ветер и волны на море могут потопить большой корабль, это явление называется шторм.

    Слайд 17

    Море красиво в любое время года!

    Слайд 18

    Кальмар ромб Каракатица Крупный кальмар

    Слайд 19

    Моллюски

    Слайд 20

    Морской петух Морской петух поёт круглый год, его пение похоже на ворчание или храп.

    Слайд 21

    Особенно сложная звуковая сигнализация у дельфинов. Их свист почти не воспринимается нашим слухом, так как они приближаются к ультразвукам.

    Слайд 22

    Звезда подушка Спрут Огненные кораллы


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированный урок русского языка и окружающего мира. Тема: "Части речи. Правила поведения человека в природе." (3 класс)

    [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3674193","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"473","style":"width: 48px; height: 47px;","width":"480"}}]]Интегрированный урок русск...

    Интегрированный урок русского языка и окружающего мира. 3 класс по программе «Школа 2100».

               Систематизировать и обобщить знания о существительном как части            речи, закреплять умени...

    ИКТ-компетенции. Методическая разработка интегрированного урока русского языка и окружающего мира в 1 классе с применением ИКТ-технологии (2016-2017 уч.г.).

    Методическая разработка включает пояснительную записку, план-конспект урока с подробным описанием видов деятельности учителя и учащихся на уроке. Применяются технологии здоровьесбережения, дифференцир...

    Интегрированный урок русского языка и окружающего мира в 4 классе

    Тема: Склонение имен существительных, вода в природе.Цель: обобщить знания детей о склонении существительных, Задачи урока:• совершенствовать умения определять тип склонения существительных внача...

    Интегрированный урок русского языка и окружающего мира 2 класс УМК «Школа России» Тема урока «Обобщение по теме предложение»

    Цель урока:  обобщить знания о словосочетаниях, главных и второстепенных членах предложения, о видах предложения. Задачи урока:развивающие  формировать умение оценивать свои учебные дей...

    Интегрированный урок русского языка и окружающего мира в 3 классе.

    Открытый  урок  по русскому языку  вместе  с окружающим  миром  в 3 классе, цель урока познакомить о жизни диких  животных зимой, опираясь на материал  нашего к...