Интегрированный урок русского языка и окружающего мира 2 класс УМК «Школа России» Тема урока «Обобщение по теме предложение»
план-конспект урока по зож (2 класс) на тему

Ольга Александровна Ветёлкина Гребнева

Цель урока:  обобщить знания о словосочетаниях, главных и второстепенных членах предложения, о видах предложения. 

Задачи урока:

развивающие

 формировать умение оценивать свои учебные действия и их результаты;

развивать логическое мышление, умение анализировать, делать выводы;

 обучающие

формировать у детей представления о значении правильного питания в системе здорового образа жизни;

повторение и обобщение знаний учащихся о способах связи слов;

закрепление навыков правописания предложения;

воспитательные

прививать любовь к русскому языку;

воспитывать ответственность за качество своих знаний;

воспитание правильного и сознательного отношения к своему здоровью.                                              

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.rar26.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальный этап IX Всероссийского конкурса

«Учитель здоровья России - 2018»

Интегрированный урок

русского языка и окружающего мира

2 класс УМК «Школа России»

Тема урока «Обобщение по теме предложение»

Ветелкина Ольга Александровна

Учитель начальных классов

МАОУ СОШ №21 города Балаково

Саратовской области

2018 год

Конспект урока.

Обобщение по теме предложение.

ФИО:    Ветелкина Ольга Александровна

Место работы: МАОУ СОШ №21 г. Балаково

Должность: учитель начальных классов.

Предмет: русский язык и окружающий мир

Класс: 2

Тема урока: Обобщение по теме предложение

УМК Школа России

Цель урока:  обобщить знания о словосочетаниях, главных и второстепенных членах предложения, о видах предложения.  

Задачи урока:

развивающие

 формировать умение оценивать свои учебные действия и их результаты;

развивать логическое мышление, умение анализировать, делать выводы;

 обучающие

формировать у детей представления о значении правильного питания в системе здорового образа жизни;

повторение и обобщение знаний учащихся о способах связи слов;

закрепление навыков правописания предложения;

воспитательные

прививать любовь к русскому языку;

воспитывать ответственность за качество своих знаний;

воспитание правильного и сознательного отношения к своему здоровью.                                              

                                               

Тип урока: Урок  - обобщения знаний

Формы работы с учащимися: групповая, парная, индивидуальная. Необходимое техническое оборудование: проектор.

Учебно – методический комплекс: массажные коврики, тренажер для глаз, экран, проектор, раздаточный материал, пособия для групповой работы, картинки для словарной работы, жетоны – «витамины».  

Ход урока.

 

 

 I. Организационный момент. Релаксация.

Рано утром я встаю (Потянулись, руки вверх!)

Бога я благодарю

Солнцу, ветру улыбаюсь (Улыбнулись все друг другу!)

Слово «здравствуй» говорю,

С кем встречаюсь поутру.

Всем здоровья я желаю,

Никого не обижаю.

Хватит места на земле

Людям всем, животным, мне.

Чтоб земля моя цвела,

Я желаю всем добра.

Итак, здоровье начинается с утреннего настроя на работу.

Приветствуя, словом здравствуй, мы желаем друг другу здоровья.

II. Сообщение темы урока, целеполагание.

 - Чем мы будем заниматься на уроке, поможет узнать СЛОВОЗНАЙКА.

- Отгадайте, какое слово он спрятал? (Предложение)

-Да, ребята, мы будем обобщать знания о предложениях, его главных и второстепенных членах, рассмотрим связи слов в предложении.

  - Как мы свяжем наш урок русского языка со здоровьем?

 -На уроках и внеурочное время  мы с вами постоянно  отрабатываем способы и приемы сохранения собственного здоровья, поэтому эта тема будет присутствовать на уроке в словах, предложениях, текстах. Мы будем беседовать о правильном питании.

 - За хорошую работу и правильные ответы я буду поощрять вас «витаминами здоровья» (Какой ряд наберет большее количество витаминов тот и  получит высокую оценку за урок).

 

III. Актуализация знаний

- Ребята, из чего состоит  предложение? (Из слов).

 - Давайте вспомним написание некоторых слов и проведем словарную работу.

1 этап. Словарная работа.        

Поиграть слова решили

И, конечно, поспешили.

Перепутались друзья.

 На доске даны словарные слова с  «окошками»:  ралли,  хоккей, морковь, теннис, капуста, помидор, горох.

 - На какие две группы их можно разделить?

 1) Запишите в первый столбик слова  с удвоенными согласными, а во второй – с непроверяемой гласной.    

  - Для чего нам нужно заниматься спортом?

 - А как помочь организму, чтобы он справлялся с различными нагрузками?

 2)  Угадав букву в слове, вы потом узнаете, какой витамин содержится в этом овоще.

  А – капуста – С (иммунитет, кровь)

И – помидор – А (волосы, зрение, зубы)

О – морковь – А и К (кожа, глаза).

Оро –горох- В

Учитель: Слово “витамин” придумал американский учёный Казимир Функ. Он открыл, что вещество (“амин”), содержащееся в оболочке рисового зерна, необходимо для жизни. Соединив, латинское слово вита (жизнь) с “амин”, получилось слово “витамин”. Детям младшего школьного возраста надо съедать в день 500– 600 грамм овощей и фруктов.  - А вы знаете, за что каждый витамин отвечает? (Ответы детей).  

Стихи о витаминах.

Витамин А:  

А – важный витамин,
Это –  каротин.
Всем на обозрение:
Нужен он для роста
И еще для зрения!

Витамин В:              

Группы В,–  витамины,
Содержат энзимы.
Для кожи, волос, для строения,
Для бодрости и настроения!

Витамин С:

Витамин  С, – 
На Вашем лице!
С ним никогда ничего не болит!
И, в результате, –  прекраснейший вид!

Витамин D:

Сердце в порядке, движенье – вперед,
Мой витамин уставать не дает!

Работа в группах.

Группа девочек готовит фруктовый витаминный салат.

Группа мальчиков готовит овощной витаминный салат.

Выполнив правильно задания, найдутся нужные овощи и фрукты для салата.

   - Что нужно обязательно  включать в свое питание?

Вывод: Овощи и фрукты – полезные продукты! 

         2 этап. Словосочетание.

 -  А можете, например, о капусте рассказать подробнее? (Да)  

 - Добавьте к слову вопрос  какая? и поясните это слово. (Устно составляют словосочетания).

 - Что мы сейчас с вами составляли? (Словосочетания).

 - Было слово, а связали по смыслу со вторым и получили словосочетание. Помогите мне вспомнить, что такое словосочетание? (Чтение стихотворения  по группам: мальчики начинают  - девочки заканчивают стихотворение).

Внимание! Внимание!

Вот словосочетание.

В нем ходят парою слова,

Но не равны у них права.

В нем слово главное всегда

С зависимым шагает.

_________________________

Вопрос от главного идет

К зависимому слову,

И никогда – наоборот,

Запомни, как основу.

1)  Составьте и запишите каждый вариант сначала именное словосочетание со словами:

         

1 вариант -   морковь;

2 вариант – помидор.

2)  Составьте теперь глагольное словосочетание. Глаголы даны на  экране, надо только выбрать их для слов:

1 вариант – теннис;

2 вариант – хоккей.

3) Коллективная проверка и самооценивание.

 - Понаблюдав, как происходит связь слов, еще раз поучимся различать, где у нас словосочетание, решим логическую задачку  «Третий лишний» (фронтальная работа)        

 

  1.  питательные вещества;
  2. правильно питаюсь;
  3.  продукты дают

 - Определите, какая пара лишняя? (Ответ показывают на экранах)

 - Почему  № 3 не является словосочетанием?  (Главные члены предложения).   

 -   Распространим наши главные слова. (Устно  составляем предложение).

 - Что у нас получилось? (Предложение). 

 

 Продукты дают питательные вещества нашему организму.

 - Посмотрите, как мы связали слова и у нас получилось…...(предложение)

 - Так, что же такое предложение?

Разговор о предложении и о продуктах, которые помогают организму, мы узнаем после гимнастики для глаз.

               

- Покажите мимикой лица, что вы сейчас  кушаете лимон, апельсин, морковку. (Дети выполняют)

3 этап. Главные члены предложения.        

  - Что такое основа предложения?

  Раздаточный материал.

 - Прочитайте задание и выполните его на скорость. (работа индивидуальная)

Впишите в предложение слова по смыслу, выбрав из слов для справок, и подчеркните основу  во всех предложениях.                        

           ….       дает организму энергию.

Рыба       ….           организм.

* Воздерживайтесь от жирной пищи.

Слова для справок: гречка, строит, ветер, двигает.

Взаимопроверка.  

 - Чем интересно предложение со звездочкой?

  - Что происходит, если пропущен главный член предложения?

- Что для себя полезного из этих предложений вы узнали?

Вывод:  Питание должно быть умеренным и разнообразным! 

Небольшой рассказ о правильности выбора порции.

4 этап. Второстепенные члены предложения.        

- Нужно составить распространенное предложение на тему: «Гигиена питания», используя  второстепенные члены предложения.

- Что вы понимаете под «гигиеной питания»? ( Это режим  приема пищи, вредная и полезная пища.)

Раздаточный материал.

Ученики выбирают карточку для своего уровня

1 уровень – по вопросам: Как? Кто? Что делает? Какую? Что?

Разобрать по членам предложения.

2 уровень -  свежеприготовленную, Ваня, тщательно, пищу, пережевывает.

Разобрать по членам предложения.

3) Проверка по уровням.

4) Самооценивание.

- Когда есть силы и энергия, то всегда хочется размяться, подвигаться.

 Физминутка. (Массаж на ковриках). 

Видим, скачут по опушке
(Повороты в стороны.)
Две зеленые лягушки.
(Полуприседания вправо-влево.)
Прыг-скок, прыг-скок,
(Переступание с носка на пятку.)
Прыгать с пятки на носок.

На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки,
(Руки на поясе, полуприседания вправо-влево.)

Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
(Выполнять движения в соответствии с текстом.)
Ножками топали,
Ручками хлопали.
Вправо наклонялись,
Влево наклонялись.
Вот здоровья в чем секрет,
(Ходьба на месте.)

Всем друзьям физкультпривет!


 5 этап. Виды предложения.

  - Какие бывают предложения по цели высказывания?  (Выходит ученик и рассказывает стих.)                                        

                                                   По цели всегда различай предложения:

В повествовательном – сообщение,

                                              Вопрос – в вопросительном (Дашь ответ?),

   А в побудительном – просьба, совет.

- Как пишется предложение? ( Начало предложения пишется с большой буквы, в конце ставиться нужный знак, слова пишутся отдельно.)

Работа в парах.

 Раздаточный материал.

Определите количество предложений. Охарактеризуйте их.

Определите количество предложений. Поставь нужный знак. Объясни орфограммы.

о здоровье  заботятся с  детства вы соблюдаете реж.м питания    остер.гайтесь острого, сла.кого и с.леного

  1. Определение количество предложений .                                                    
  2. Орфографическая минутка                                                                                                        
  3. Самопроверка.

Текст дети проверяют самостоятельно, а характеристику предложения – коллективно с учителем по группам.                                                                                                                            

   - Для чего нужно беречь свое здоровье? (Здоровье – это наша  жизнь. При равнодушном отношении к своему здоровью, могут быть разные последствия. Например: не одеваешься тепло это приводит к простудам, головным болями и т.д. Здоровье нельзя купить, но можно сохранить.)                                                                                             

Вывод: Здоровье не купишь, ни за какие деньги!

- Еще раз потренируемся различать предложения по цели высказывания, решив  логическую задачку.  

Условие. Предложение Оли по цели высказывания повествовательное. Маша не составляла вопросительного предложения. Какое предложение придумала каждая из девочек?

Оля, Маша, Даша придумали предложения, разные по цели высказывания:                  

  1. Как быть здоровым много лет?
  2. Здоровье сохрани и болезни победи!
  3. Мои знания помогут мне сохранить здоровье.

Ответ.  Оля - № 3, Маша - №2, Даша - № 1.

- Какие минутки здоровья мы с вами вспомнили?  (Ответы).

 -  Для чего нам нужно быть здоровыми?

Вывод на экране читают все дети вместе:

 Здоровый ребенок – хороший ученик!

Здоровая планета – здоровый Человек!

   

           VII. Домашнее задание. 

 - Здоровье будет присутствовать и в вашем домашнем задании. На тему: «Как я забочусь о своем здоровье» вы составите предложения разных видов, а может быть и рассказ, используя второстепенные члены предложения.

 

        VIII. Итог урока.  Рефлексия РАДУГА

Рефлексия деятельности учащихся.

 - Вы сегодня очень хорошо поработали и показали отличные знания.

 - И самая важная оценка – это ваше собственная оценка. Попытаемся оценить себя.                                    

На доске 3 тарелочки. Вы должны положить свои витамины в ту тарелочку, которая соответствует определенной оценке сегодняшней работы.

Я справился на отлично – голубая;

Мне еще надо поработать –  желтая;

Мне нужна помощь – розовая.

Спасибо за урок.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Части речи" 2 класс (Программа "Школа России")

Урок «открытия» новых знаний. Задачи: Образовательные: дать понятие о трех самостоятельных частях речи: имени существительном, имени прилагательном, глаголе;Развивающие: создать условия для разви...

Технологическая карта урока русского языка (обучение письму, 1 класс, УМК «Школа России»)

Технологическая карта урока русского языка (обучение письму, 1 класс, УМК «Школа России») Тема: "Письмо строчной и заглавной букв ж, Ж."...

Конспект урока русского языка в 4-м классе УМК Школа России Т.Г. Рамзаева "Изложение по самостоятельно составленному плану"

учить членить текст и озаглавливать части;совершенствовать умение выделять и формулировать главную мысль в прочитанном тексте;вырабатывать орфографическую зоркость....

Интегрированный урок русского языка и окружающего мира для начальной школы

Интегрированный урок русского языка и окружающего мира....

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 «А» КЛАССЕ УМК «ШКОЛА РОССИИ» Тема: «Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе.»

Цель: Формирование умений склонять имена прилагательные женскогорода, определять их падеж.Задачи:Образовательные:•создать условия для ознакомления с падежными окончаниями именприлагательных женск...