КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 «А» КЛАССЕ УМК «ШКОЛА РОССИИ» Тема: «Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе.»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Бондаренко Ирина Васильевна
Цель: Формирование умений склонять имена прилагательные женского
рода, определять их падеж.
Задачи:
Образовательные:
•создать условия для ознакомления с падежными окончаниями имен
прилагательных женского рода в единственном числе;
•способствовать обогащению словарного запаса;
•способствовать развитию навыков составлять словосочетания с именами
прилагательными, выделять окончания, указывать падеж имен прилагательных
Развивающие:
•развивать орфографическую зоркость;
•развивать речь детей;
•развивать мышление, память, внимание, восприятие на слух, умение делать
выводы
Воспитательные:
•содействовать воспитанию интереса к русскому языку;
•воспитывать умение работать в коллективе;
•воспитывать чувство любви к своей Родине

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yaz.docx23.16 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ  УРОКА  РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 «А» КЛАССЕ УМК «ШКОЛА РОССИИ»

Тема: «Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе.» 

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Цель:  Формирование  умений  склонять  имена  прилагательные  женского

рода, определять их падеж. 

Задачи: 

Образовательные: 

•создать  условия  для  ознакомления  с  падежными  окончаниями  имен

прилагательных женского рода в единственном числе; 

•способствовать обогащению словарного запаса; 

•способствовать  развитию  навыков  составлять  словосочетания  с  именами

прилагательными,  выделять  окончания,  указывать  падеж  имен прилагательных 

Развивающие: 

•развивать орфографическую зоркость; 

•развивать речь детей; 

•развивать мышление, память, внимание, восприятие на слух, умение делать

выводы 

Воспитательные: 

•содействовать воспитанию интереса к русскому языку; 

•воспитывать умение работать в коллективе;

•воспитывать чувство любви к своей Родине 

 

Планируемые предметные результаты: 

•познакомятся  с  падежными  окончаниями  имен  прилагательных  женского

рода в единственном числе; 

•научатся склонять имена прилагательные женского рода; 

•научатся составлять словосочетания с данными именами прилагательными,

выделять окончания, указывать падеж имен прилагательных 

 

Формируемые УУД: 

Познавательные УУД: 

•самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; 

•поиск и выделение необходимой информации;

•преобразование  модели  с  целью выявления  общих  законов, определяющих данную предметную область; 

•анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; 

•синтез 

Коммуникативные УУД: 

•умение  с  достаточной  полнотой  и  точностью  выражать  свои  мысли  в

соответствии с задачами и условиями коммуникации 

Регулятивные УУД: 

•постановка учебной задачи; 

•сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; 

•оценивание качества и уровня усвоения материала 

Личностные УУД: 

•нравственно-этическое  оценивание  усваиваемого  содержания,

обеспечивающее  личностный  моральный  выбор  на  основе  социальных  и

личностных ценностей 

 

Оборудование:  учебник  русского  языка  4  класс  II  часть.  Автор:

В.П.Канакина,  В.Г.Горецкий  и  др.,  компьютер,  экран  

Х о д   у р о к а.

I. Организационный момент. 

Пословица на экране:

Знание собирается по капле.

-Как понимаете смысл пословицы?

-Мне бы очень хотелось, чтобы сегодня вы нашли ту каплю, которая пополнит ваши знания.

II. Актуализация знаний об имени прилагательном.

 - Начну наш урок с загадки. Отгадайте её. 

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом –

Все покрылось серебром.

- Да, это зима. Какие прилагательные вы бы подобрали к слову зима? (Снежная, холодная, вьюжная, морозная) 

На доске. Прочитайте предложение

Вот зима пришла серебристая,

Белым снегом замела поле чистое

-Какое это предложение? Спишите .обозначьте знакомые части речи.

-Ребята, обратите внимание, как подробно мы охарактеризовали зиму. - К какой части речи относятся названные нами слова?  (Имена прилагательные.)

-Что обозначают имена прилагательные? (Признак предмета.)

-На какие вопросы отвечают имена прилагательные?

-С какой частью речи всегда связано имя прилагательное? (С именем существительным.)

-Как изменяются имена прилагательные? (По родам, числам, падежам.)

-Как можно определить род, число, падеж имени прилагательного? (По имени существительному.)

-Как проверить правильность написания безударных окончаний имен прилагательных? (По вопросу, по прилагательному с ударным окончанием.)

  -Какого рода бывают имена прилагательные? (Мужского, женского, среднего.)

-Обратите внимание на названные нами прилагательные. В форме какого рода и падежа  они стоят? Докажите.

III. Сообщение темы и целей урока. 

Сделаем вывод: на какой вопрос отвечают и какое окончание имеют прилагательные женского рода в единственном числе в именительном падеже?

- Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы узнать, на какие вопросы отвечают и какие окончания имеют прилагательные женского рода в единственном числе в других падежах?

- Что значит просклонять прилагательное?

- Просклоняйте имена прилагательные холодная зимняя ночь, выделите окончания прилагательных. (Ученик у доски)

- Назовите окончания имён прилагательных женского рода в каждом из падежей.

- В каких падежах имена прилагательные женского рода отвечают на одинаковые вопросы и имеют одинаковые окончания?

-Сформулируйте тему нашего урока. («Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе».)

 Формулировка учебных задач
- Для ответа на данный вопрос попробуем сформулировать конкретные задачи урока.
(Научиться склонять имена прилагательные женского рода единственного числа, правильно писать окончания имён прилагательных женского рода единственного числа, определять падеж имен прилагательных женского рода.)

IV. Изучение нового материала.

1.  Работа по таблице в учебнике на стр. 29

- Исследуйте страницу. Что поможет вам проверить наши выводы? (таблица)
- В каких падежах имена прилагательные женского рода имеют одинаковые вопросы и окончания? (Р.п., Д.п., Т.п., П.п.)

 -Как в данном случае определить падеж прилагательного? (По падежу существительного определить падеж прилагательного.)
-Обратите внимание, что в Т.п. имена прилагательные ещё имеют окончания -ою, -ею. Они, как правило, употребляются в поэтической речи или в разговорной.

2.Упр.59 работа в парах.  

Прочитайте задание. Чему будем упражняться, выполняя задания? ( подбирать имена прилагательные, писать безударные окончания прилагательных женского рода).

 Составьте и запишите 5 любых словосочетаний, выделите окончания прилагательных.

Проверка ( учащиеся зачитывают составленные словосочетания. Называют окончания).

Физкультминутка.

прилагательных? (По вопросу, по прилагательному с ударным окончанием.

рилагательных? (По вопросу, по прилагательному с ударным окончанием.)

3.Игра «Заказ»

-А теперь давайте поиграем. Игра называется «Заказ». Я вам заказываю имя прилагательное в определенном роде и падеже. Ваша задача найти такое прилагательное, назвать его и объяснить написание окончания.

(слайд)

в синем море

у соседней опушки

по хорошей дороге

поздней осенью

около упавшего дуба

на письменном столе

ранним утром

Требуется

Имя прилагательное ср.р. в Т.п. (ранним утром)

Имя прилагательное ж.р. в Р.п. (у соседней опушки)

Имя прилагательное ж. р. вД.п. (по хорошей дороге)

Имя прилагательное м.р. в Р.п. (около упавшего дуба)

Имя прилагательное ср.р. в П.п. (в синем море)

Имя прилагательное ж.р. в Т.п. (поздней осенью)

Имя прилагательное м.р. в П.п. (на письменном столе)

4.К.Д.Паустовский говорил: «…волшебство русского языка родилось от волшебства природы…»

-Как вы понимаете эти слова? (Ответы детей)

Но описать и рассказать о природе России невозможно без особых слов.

-Какую часть речи я имею в виду? (Имя прилагательное)

-Вам, ребята, нужно вставить подходящие по смыслу имена прилагательные.

Фронтальная работа. (слайд)

Прочитайте текст.

__________ природа окружает нас. В ________ глуши можно увидеть и __________ сосну, и _________ березу. А как радуешься _______ птице, затерявшейся в __________лесу!

Слова для справок: удивительный, лесной, пушистый, стройный, певчий, густой.

V. Домашнее задание (разноуровневое).

— Подберите и запишите как можно больше прилагательных, относящихся к слову зима, составьте одно предложение. Это задание на «4», а на «5» — составить небольшой рассказ о зиме, используя эти прилагательные.

VI. Итог урока. Рефлексия.

Подведём итог тому, что узнали нового. Я буду начинать предложение, а вы продолжайте.

Имена прилагательные единственного числа женского рода во всех косвенных падежах, кроме винительного, отвечают на вопрос…какой?

Имена прилагательные единственного числа женского рода с твёрдой основой как и имена прилагательные с мягкой основой, при сочетании с одушевлённым. и неодушевлёнными существительными склоняются…. одинаково

То есть имеют… одни и те же окончания в каждом падеже.

- Продолжите: 

Сегодня на уроке я:

*повторил…..
*было интересно…
*было трудно ….