Конспект урока русского языка во 2 классе УМК "Школа России". Тема: Общее понятие о предлоге
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Меркурьева София Романовна

Конспект урока русского языка во 2 классе УМК "Школа России". Тема: Общее понятие о предлоге

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russk_yaz.docx30.6 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Общее понятие о предлоге

Цель урока: формирование знаний у обучающихся о предлоге как части речи и его роли в русском языке.

Задачи:

Образовательные: формировать знания обучающихся о предлоге как части речи, его роли в русском языке; учить писать предлоги отдельно от других частей речи; учить их различать и использовать в своей речи; повторить знания о других частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе); продолжить работу по формированию навыка грамотного письма.

Развивающие: развивать психические процессы - аналитическое мышление, долговременную память, внимание, устную и письменную речь; совершенствовать культуру речи обучающихся и способность к самоконтролю.

Воспитательные: воспитывать аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность и коммуникативную культуру обучающихся.

Тип урока – урок освоения новых знаний и способов действий 

Универсальные учебные действия:

Регулятивные:

1. Принимать и сохранить учебную задачу.

2. Формировать умение оценивать уровень овладения тем или иным учебным действием.

3. Осуществлять контроль за действиями и результатами.

Познавательные:

1. Развивать умение классифицировать по заданным критериям, строить высказывания с обоснованием.

2. Выделять существенные признаки.

3. Применять полученные знания в практической деятельности.

Коммуникативные:

1. Организация атмосферы доброжелательности и комфорта на уроке.

2. Развивать устную и письменную речи обучающихся.

3. Внимательно слушать других, учиться принимать другую точку зрения.

Планируемые результаты:

1. Предметные:

- расширены знания обучающихся о предлоге как части речи, его роли в русском языке,

- отработано умение писать предлоги отдельно от других частей речи,

- отработано умение правильно употреблять предлоги в устной и письменной речи.

2. Метапредметные:

- определять учебную задачу урока и стремиться её выполнить,

- находить нужную информацию в тексте учебника и использовать её для ответов на вопросы учителя,

- устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы.

3. Личностные:

- формировать умение высказывать своё отношение к происходящему, выражать свои эмоции,

- развивать мотивы учебной деятельности.

Ресурсы:

1. Основные: УМК «Школа России» - методические рекомендации, учебник «Русский язык» 2 кл. 2 ч.

2. Дополнительные: презентация, компьютер, проектор, карточки с заданием.

Ход урока.

Этап урока,

виды работ

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Организационный этап

1. Приветствие

2. Представление

3.Проверка готовности рабочего места

4. Эмоциональный настрой

- Здравствуйте, ребята, садитесь.

- Меня зовут София Романовна, и сегодня я буду вести у вас урок русского языка.

- Наведите порядок на рабочем месте, приготовьте все необходимое к уроку.

- Поприветствуйте, ребята, друг друга улыбкой. На дворе у нас весна. Погода солнечная, пусть и в классе будет прекрасное настроение и тёплая обстановка. Я желаю вам, ребята, узнать много интересного на уроке. Пусть он пройдёт с пользой для всех.

Приветствие.

Наведение порядка на рабочем месте.

II. Актуализация опорных знаний и способов действий.

1. Орфографическая зарядка

2. Разделить слова на группы

- Открываем тетради и записываем число и «Классная работа».

- Перед вами слова, перепишите их, вставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы.

Б*реза, п*щат, з*леный, м*ро*, под, м*стерит, за*ц, бл*стит, у*кая, б*льшая

- Какие орфограммы встретились в словах? Объясните их по цепочке.

- Прочитайте еще раз эти слова глазками и скажите, по какому признаку можно разделить эти слова на группы?

- Сколько будет групп? Какие?

- Запишите слова в три группы самостоятельно:

1 ряд - имена существительные,

2 ряд - имена прилагательные,

3 ряд - глаголы.

- Прочитайте первую группу слов. Это какая часть речи? Докажите.

- Прочитайте вторую группу слов. Это какая часть речи? Докажите.

- Прочитайте третью группу слов. Это какая часть речи? Докажите.

Записывают в тетради.

Берёза, пищат, зелёный, мороз, под, мастерит, заяц, блестит, узкая, большая.

- Часть речи.

- Имя существительное, глагол, имя прилагательное.

- Берёза, мороз, заяц. Обозначают предмет, отвечают на вопрос кто? что? - это имена существительные.

- Зелёный, узкая, большая. Обозначают признак предмета, отвечают на вопросы какой? какая? Какое? - это имена прилагательные.

- Пищит, мастерит, блестит. Обозначают действия предмета, отвечают на вопросы что делает? что делать? - это глаголы.

III. Выявление и решение проблемы.

1. Выявление проблемы

2. Целеполагание

3. Решение проблемы

- Какое слово оказалось лишнее? Почему?

- Кто знает, как можно назвать слово под?

- Ребята, изучая азбуку, русский язык, литературное чтение, мы встречались с предлогами?

- Может, кто-нибудь догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

- Какие цели мы поставим перед собой?

- Верно, сегодня мы поговорим о предлогах, как части речи; узнаем, для чего нужны предлоги в русском языке, как они пишутся с другими частями речи.

Тема нашего урока: «Общее понятие о предлоге».

- Посмотрите на иллюстрацию и ответьте:

Где происходит действие?

Где спряталась белочка?

Что делает лисичка?

Кто еще спрятался?

Почему спрятались все звери?

- Отвечая на вопросы, вы использовали слова: в, на, под, за, к. Как они называются?

- Совершенно верно, это – предлоги. В русском языке существует множество и других предлогов: на, из, по, об, от, в, у, о, с, над и много других. Прочитаем хором их на слайде.

- Ребята, попробуйте задать к предлогам вопрос. Получается у вас это сделать?

- Предлог – это такая часть речи, к которой нельзя поставить вопрос, они не изменяются.

- А вот для чего служат предлоги в русском языке, вы попробуете ответить, выполнив следующее задание. Посмотрите на слайд.

Кружатся снежинки ….. холодном воздухе. Катаются дети ….коньках …. льду. Весело детям …. зимнее время …. улице.

- Прочитайте предложения. Скажите, связаны ли в них слова по смыслу?

- Как установить связь слов в предложениях? Чего не хватает в тексте?

- Что нужно сделать?

- Запишите предложения в тетрадь, вставляя нужные предлоги.

- Какие предлоги вставили?

- Установилась ли связь слов в предложениях? Какую роль предлоги выполняют в русском языке?

- Верно, предлоги служат для связи слов в предложении. Поэтому они называются служебной частью речи.

- Обозначьте в предложениях части речи. (Цепочкой).

- Посмотрите внимательно, перед какой частью речи предлогов нет?

- Правильно, предлоги дружат с именами существительными и прилагательными, а вот с глаголами предлог не дружит, поэтому перед глаголами предлоги не употребляются.

- Обратите внимание, как написаны предлоги с другими словами.

- Верно, предлоги с другими частями речи пишутся раздельно.

Лишнее слово под. Это не имя существительное, не имя прилагательное и не глагол.

- Под это предлог.

- Да.

- О предлоге.

- Узнаем, что такое предлог, как они пишутся, какие они бывают.

- В лесу.

- На дереве.

- Спит под кустом.

- Заяц за деревом.

- Испугались медведя, который идет к дереву.

- Это предлоги.

- Нет.

- Нет.

- Предлогов.

- Вставить предлоги.

В, на, по, в, на.

- Да. Связывает слова в предложении.

Глагол, существительное, предлог, существительное. Глагол существительное, предлог, существительное, предлог, существительное. Наречие, существительное, предлог, прилагательное, существительное, предлог, существительное.

- Глагол.

- Раздельно.

IV. Динамическая пауза

Утром встал гусак на лапки,

Приготовился к зарядке.

Повернулся влево, вправо,

Приседанье сделал справно,

Клювиком почистил пух,

Поскорей за парту плюх.

Выполняют физминутку.

V. Первичное закрепление

- Откроем учебник на с. 108, упр. 183. Прочитайте задание про себя. Кто прочитает вслух?

- Что значит на полянке, у тропинки, с бугорка, под ёлкой?

- С какими именами существительными употреблены предлоги?

- Как написаны предлоги со словами – слитно или раздельно?

- Спишите и подчеркните предлоги.

- Найдите упр. 185, кто прочитает задание? Остальные следите внимательно.

- Что нужно сделать?

- Ставим пальчик на первый предлог, будем читать хором.

- Посмотрите, а что нам ещё пишут ниже, что нужно запомнить?

- Один читает, все остальные следят.

- Какие предлоги нужно запомнить?

- Как думаете, почему мы их должны запомнить?

- Найдите упр. 186, прочитайте задание про себя. Что нужно сделать?

- Один человек к доске, все остальные записывают в тетради.

- Предлоги с существительными.

- Полянке, тропинке, бугорка, ёлкой.

- Раздельно.

- Прочитать предлоги.

Без, над, под, перед, между, около, через, из, для.

- Некоторые предлоги длинные.

- Списать текст, вставляя нужные предлоги.

VI. Организация самостоятельной работы

- У нас на столе карточки с заданием, подпишите их, выполните задание.

1. Списать скороговорку на строку ниже, подчеркнуть предлоги.

У Семёна с Саней в сетях сом с усами.

2. Объединить пары слов с помощью предлогов.

Выходить…..(дом); идти…..(лес); заботиться….. (щенок).

3. Найти в предложениях ошибки, исправить их, правильно записать предложения на строке ниже.

Налесную тропку изкустов вы скочил рябчик. Мяч за бросили всетку ворот.

- Кто выполнил, отложите в сторону.

(Кто сделал быстро, упр. 184)

Выходить из дома, идти в лес, заботиться о щенке.

На лесную тропку из кустов выскочил рябчик. Мяч забросили в сетку ворот.

VII. Итог урока

- Давайте вспомним тему нашего урока?

- Какие цели мы перед собой ставили?

- Как вы думаете, мы добились целей?

- Что нового о предлоге узнали?

- Общее понятие о предлоге.

Узнать о предлогах, как части речи; узнаем, для чего нужны предлоги в русском языке, как они пишутся с другими частями речи.

- Да.

Что такое предлог, какие они бывают, как они пишутся с другими частями речи, для чего нужны предлоги.

VIII. Информация о домашнем задании

Упр. 184, 189, выучить правила на с. 109, 110.

Записывают д\з

IX. Рефлексия

- Ребята, кому понравился урок, покажите распахную ладошку, а кому не понравился – кулачек.

- Спасибо за урок, до свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 3 класс(школа России)

На уроке использовалась групповая работа. Урок построен в технологии деятельностного подхода. На этапе закрепления проведено интересное творческое задание....

Урок русского языка. 4 класс. "Школа России" Тема урока "Распознавание лица и числа глаголов. 2 лицо глаголов".

Презентация к уроку русского языка в 4 классе по программе "Школа России". Тема урока: "Распознавание лица и числа глаголов. 2 лицо глаголов единственного числа"...

Конспект урока русского языка 2 класс "Школа России" Тема: Обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами.

Конспект урока по системе "Школа России" во 2 классе. Тема: Обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами....

План-конспект урока русского языка. 1 класс . Школа России

Данный урок осуществляет в первую очередь задачу системности использования ИКТ в образовательном  процессе, развивает познавательный интерес  и воспитывает у детей бережное отношение к приро...

Конспект урока русского языка 4 класс "Школа России"

Конспект по теме "Повторение правописания безударных гласных"...

Конспект по русскому языку , 3 класс " Школа России". Тема " Винительный падеж"

Представленный конспект для урока русского языка в 3 классе....