Интегрированный урок русского языка и окружающего мира в рамках здоровьесберегающей технологии.
план-конспект урока русского языка (3 класс) по теме

 Расширению познавательного интереса учащихся, формированию устойчивой положительной мотивации к  обучению способствуют приёмы интегрированного обучения.   

 Научить детей быть здоровыми душой и телом, сформировать у них знания о законах здорового питания, научить  выбирать самые полезные продукты, убедить обучающихся, что зелень, овощи, ягоды и фрукты должны стать привычными на нашем столе,  привить им любовь к растительной пище в узких рамках одного школьного предмета – вот основная цель предлагаемого конспекта урока.

Конспект урока может быть использован учителями начальной школы в рамках программы «Разговор о правильном питании».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integr._ur.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок

 русского языка и окружающего мира

в рамках здоровьесберегающей технологии.

Тема урока:  Здоровье – овощи плюс фрукты плюс ягоды.

Цели урока:  1.  Повторить различные виды разбора ( фонетический,

                            морфемный, морфологический, синтаксический ).

  1. Развивать устную и письменную речь учащихся.
  2. Убедить детей, что зелень, овощи, ягоды и фрукты должны стать привычными на нашем столе,  привить им любовь к растительной пище.
  3. Формировать у детей знания о законах здорового питания, учить детей выбирать самые полезные продукты для здорового и рационального питания.
  4. Используя интересные научные данные, рассказать о целебных свойствах овощей, ягод и фруктов.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

-- Настал новый день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе.  Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Что мы пожелаем сегодня Ане, Оле, Диме…(Педагог перечисляет всех детей, вспоминая их вчерашние заслуги.)

-- А что вы хотите пожелать мне?

    Глубоко вдохните и выдохните…  Выдохните вчерашнюю обиду, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть и красоту осеннего утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек.

     Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

  1. Сообщение темы и цели урока.

     Тема нашего урока – «Здоровье – овощи плюс фрукты плюс ягоды». Как вы думаете, что такое здоровье? (Ответы уч-ся)

      Вы сказали, что здоровый человек не болеет, он сильный, ловкий, выносливый, добрый, ему любая работа по плечу. Но это ещё не всё. Сегодня вы узнаете, как вам следует себя вести, чтобы быть действительно здоровыми. Для этого вам нужны ручка, тетрадь по русскому языку и, конечно, ваши знания, умения и желание работать.

      Откройте ваши тетради, запишите число  и тему урока -- «Здоровье – овощи плюс фрукты плюс ягоды». В «Уголке настроения» отметьте своё настроение в начале урока.

  1. Анализ текста и письмо по памяти.

                                                Мы желаем вам, ребята,

                                                Быть здоровыми всегда.

                                                Но добиться результата

                                                Невозможно без труда.

           З а д а н и е:

  • выразительно прочитайте четверостишие;
  • назовите орфограммы, встретившиеся в тексте.
  1. Словарная работа.

1. Отгадайте загадки и запишите отгадки, подчеркнув в них непроверяемые орфограммы:                    

                                 И зелен и густ

                                 На грядке вырос куст.

                                 Покопай немножко:

                                 Под кустом…     (картошка)

С историей картофеля связано много забавных рассказов.  Когда в 16 веке картофель был привезён из Америки в Англию, то люди ещё не знали, как его готовить и употребляли в пищу его листья и стебли, которые имели отвратительный вкус. Цветами картофеля украшали свои наряды и причёски знатные вельможи. В России картофель входил в быт с огромными трудностями. Крестьяне считали грехом употребление его в пищу, называли «чёртовыми яблоками». Крестьяне шли на каторгу, а разводить картофель отказывались.

Родиной картофеля считается Южная Америка.

Картофель отличается большим разнообразием биологически активных веществ: белков, углеводов, ферментов, витаминов, минеральных веществ и т.д. основными из них являются: крахмал – до 16 %, белок --  2 %, соланин – 40 %; витамины: С – до 25 %, В1 – 0,12, Р1 – 7,0, РР – 0,90; калий – 568, фосфор – 58, железо – 0,9 мг %.

-- К какой части речи относится слово «картошка»? Определите род и число данного существительного.

2. Следующая загадка: Что за скрип? Что за хруст?

                                         Это что ещё за куст?

                                         Как же быть без хруста,

                                         Если я…      (капуста)

Большие круглые кочаны капусты напоминают голову. Название «капуста» и происходит от латинского слова «капут», что означает «голова». Отварную капусту древние египтяне подавали в конце обеда как сладкое блюдо.

Капуста весьма полезна, несмотря на то, что в её составе много (до 90%) воды. Сок её улучшает пищеварение. В капусте содержится много витамина С.

-- Образуйте от слова «капуста» однокоренные слова. Сделайте морфемный разбор полученных слов.

3. Отгадайте ещё загадку: За кудрявый хохолок

                                              Лису их норки поволок.

                                              На ощупь --  очень гладкая

                                              На вкус – как сахар сладкая.   (морковь)

В средние века морковь считали лакомством гномов – сказочных маленьких человечков. Четыре тысячи лет морковь употребляют в пищу. В наше время получено много различных по вкусу, форме и окраске сортов моркови. Многим известен сорт самой маленькой моркови, называемой каротелью. Но есть морковь длиной до 1м и шириной с крупную свёклу. Такую морковь возделывают в Китае и Японии. Для неё обрабатывают почву на глубину 1,5м.

Врачи Древнего Рима и Греции использовали морковь при лечении лёгочных заболеваний, болезней почек, глаз.

Морковь очень богата каротином (провитамином А), содержание которого в моркови превосходит почти все фрукты и овощи, за исключением облепихи. Чем интенсивнее красный цвет, тем  больше в моркови каротина.

4. Отгадайте загадку: На грядке длинный и зелёный,

                                     А в кадке жёлтый и солёный.  (огурец)

Родина огурца – Индия. Там дикие огурцы растут в лесу, обвивая деревья, как лианы. С давних пор огурцы являются любимым овощным растением в России.

Огурцы богаты калием, фосфором, серой, кальцием, клетчаткой, необходимы для работоспособности головного мозга.

5. Отгадайте новую загадку: Голова на ножке

                                                 В голове горошки.  (горох)

Белки (протеины) – один из наиболее важных элементов питания. Они необходимы для создания каждой клетки организма. Мускулы, кровь, кости, сердце, кожа, волосы – все части организма по существу состоят из белков. Без белков мы были бы безнадёжными калеками. А крахмалы и сахара являются основным источником пищевой энергии , это горючее для мускульной работы и источник физической энергии. Вот почему так важно употреблять в пищу горох и другие бобовые культуры, которые содержат в себе эти полезные вещества.

6. А вот опять загадка: Золотая голова

                                       Отдохнуть прилегла.

                                       Голова велика,

                                       Только шея тонка.  (тыква)

О тыкве можно рассказать немало интересного.

В Средней Азии из тыквы делают различную посуду: бутылки, вёдра, ложки. В больших тыквах хранят зерно и крупу.

В Индии используют тыкву для ловли обезьян. Просверлив в тыкве небольшое отверстие, индусы насыпают туда рис и другие семена. Просунув туда лапку за лакомством, жадная обезьянка не может вытащить свой кулачок обратно в узкое отверстие, и ковыляет обезьянка на трёх лапах, волоча большую тыкву. Даже когда прибегают люди, она продолжает держать кулачок в тыкве: жалко выпускать зерна, и охотники легко забирают жадного зверька. Тыква  очень богата каротином, магнием, клетчаткой и другими полезными веществами.

5. Работа над пословицами.

На доске записаны пословицы:

  • Бол..  даже (на) пал.це н.ги отражается (в) груди.
  • Дер.во держ.тся св.ими к.рнями, а ч.л.век пищей..
  • Зд.ров.е (за) ден.ги (не) купишь.
  • Т.жёлую б.лез.нь х.рошая пища лечит.

З а д а н и е:

  1. Как вы понимаете эти пословицы?
  2. Перепишите эти пословицы в свою тетрадь, объясните пропущенные орфограммы.
  3. Сделайте синтаксический разбор понравившейся вам пословицы.

6. Упражнение по развитию письменной разговорной речи.

З а д а н и е:

  1. Вставьте нужное по смыслу слово.
  2. Сделайте морфологический разбор вставленных слов.

Лесные ……..  очень полезны, в них много …….. и …….. веществ. А какие …….. блюда из ягод ……..готовят! Компоты, морсы, пироги, мармелад! И на зиму ягоды запасают -- ……., …………., варенье……. .

Слова для справок: ягоды, витамины, минеральные, вкусные, восхитительные, сушат, замораживают, варят.

7. Работа по карточкам разного уровня сложности ( ученики сами выбирают задание).

1 вариант.

Вставить буквы, записать отгадку:

В.сит, в.сит всё лето,

Ср.ди з.лёных веток,

Ударит гулко оземь,

Когда (на)ступит ос.нь.   (яблоко)

2 вариант.

Записать отгадку, вставить букву и подобрать проверочное слово:

В.ренье солнечно, как юг,

(На) пиро(ш,ж)ки  (с) повидлом – спро(с,з).

(В) сушёном виде он – урю(к,г),

А (в) натуральном …  (абрикос)

3 вариант.

Выделив корень, написать слова, для которых приведённые ниже слова являются проверочными:

Вишня, слива, арбузы, картошечка, морковочка, капуста.

4 вариант.

Подобрать к данным словам однокоренные слова, обозначающие признаки предметов. Выделить корень. Сделать фонетический разбор слова свёкла.

Земляника, свёкла, рябина, груша, дыня, лимон, капуста.

8. Домашнее задание.

          -- Нарисуйте на листочках  ягоды, овощи и фрукты. Напишите сочинение на тему «Здоровое питание».

9. Итог урока.

Анализ построения урока, предложенных вопросов, трудностей в выполнении заданий.

-- Всемирная организация здоровья приняла определение здоровья. Запишите его в тетради: «Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». (Учащиеся в тетрадях отмечают, как изменилось их настроение за урок.)

-- Закройте тетради. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности на уроках окружающего мира с соблюдением здоровьесберегающих технологий

Презентация позволяет обобщить опыт по работе над соблюдением здоровьесберегающих технологий....

ИКТ-компетенции. Методическая разработка интегрированного урока русского языка и окружающего мира в 1 классе с применением ИКТ-технологии (2016-2017 уч.г.).

Методическая разработка включает пояснительную записку, план-конспект урока с подробным описанием видов деятельности учителя и учащихся на уроке. Применяются технологии здоровьесбережения, дифференцир...

Конспект урока окружающего мира с использованием здоровьесберегающих образовательных технологий в 4 классе по теме «Мир глазами эколога»

Тема урока: Мир глазами эколога.Цель урока: Формирование представлений учащихся о последствиях воздействия человека на природу, обогащение знаний об экологических проблемах и развитие познавательной а...

Проект учебного занятия по окружающему миру в рамках технологии РКМЧП.

Проект учебного занятия  по окружающему миру составленный в рамках  технологии РКМЧП для 3 класса УМК "Перспектива". Учащиеся знакомятся с понятиями: «тело&raq...

Конспект урока окружающего мира с применением здоровьесберегающих технологий.

В материале представлен конспект урока окружающего мира для  3 класса по теме "Надежная защита организма" (УМК  "Школа России"), который проводился  в инклюзивном кл...