Главные вкладки

    Конспект урока окружающего мира с использованием здоровьесберегающих образовательных технологий в 4 классе по теме «Мир глазами эколога»
    план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

    Шилова Наталья Петровна

    Тема урока: Мир глазами эколога.

    Цель урока: Формирование представлений учащихся о последствиях воздействия человека на природу, обогащение знаний об экологических проблемах и развитие познавательной активности детей.

    Задачи урока:

    1. Ознакомить учащихся с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе; раскрыть необоснованность мотивов преследования людьми некоторых животных; формировать правила поведения с этими животными; познакомить учащихся с системой экологических знаний; формировать умения самостоятельно работать с художественным и научным текстом;

    2. Содействовать развитию познавательной активности, формированию умения выделять главное из информации учителя и учебника, формированию способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации, умению делать сравнение, обобщение, выводы, умению работать и взаимодействовать в группах.

    3. Способствовать расширению кругозора учащихся, развивая желание познавать новое; воспитывать гуманные чувства к окружающей среде; формировать позитивный опыт взаимодействия ребенка с окружающими миром.

    Форма урока: Урок- конференция.

    Оборудование к уроку:  Пазлы с картинками по экологической проблеме, таблички к упражнению «Кресты», таблички к упражнению «Весёлые человечки», эмблемы, 2 зелёных кружочка, математические фигуры, тренажёр Базарнова В.Ф.

    Формы обучения: индивидуальная работа, работа в группах.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon plan-konspekt.mir_glazami_ekologa.doc61 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока: Мир глазами эколога.

    Цель урока: Формирование представлений учащихся о последствиях воздействия человека на природу, обогащение знаний об экологических проблемах и развитие познавательной активности детей.

    Содержание учебного материала.

    1. Мотивация к учебной деятельности. 

    – Прозвенел звонок, начинается урок.

    Выполним упражнение по тренажёру Базарова и начнём наш урок окружающего мира. Смотрим на стенд и глазами обводим 1 круг 3 раза , 2 круг 3 раза, 3 круг 3 раза , 4 круг 3 раза, 5 круг 3 раза . Закончили упражнение. Садимся за парты.

    ΙΙ. Проверка домашнего задания.

    - На прошлом занятии мы познакомились, как жили первобытные люди, как они выглядели и чем занимались. Кто рассказал нам об этом? ( О жизни первобытных людей подробно рассказывают учёные- историки, а также археологи.)

    -  Кто расскажет нам подробнее о работе археологов? (Археологи проводят раскопки и по останкам восстанавливают когда-то происшедшие события.)

    - Мы также познакомились, как можно заменить арабские числа римскими. Теперь я прошу вспомнить порядок римских чисел и собрать разрезанную картинку, расположив числа по порядку. (Один ученик будет работать у доски.)

    - Пока составляется картинка, мы поиграем в игру «Ты - мне, я - тебе». Я называю историческое событие, а вы мне – век, в котором оно произошло. Берём карточки.

    Вопросы-ответы:

    1. Первое упоминание о Москве- 1147 г.- XII век.
    2. Основание Санкт-Петербурга- 1703 г.- XVIII век.
    3. Крещение Руси, принятие христианства- 988 г. –X век.
    4. Отечественная война с войсками императора Наполеона- 1812 г.-XIX век.
    5. Начало Великой Отечественной войны с фашисткой Германией- 1941 г.-XX век.

    ΙΙΙ. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

    - Давайте посмотрим на получившуюся иллюстрацию на доске, что мы о ней можем сказать. ( На ней изображена экологическая  катастрофа нашей планеты.)

    - О чем мы будем говорить на уроке? (Об экологических проблемах.)

    - Мы сегодня на уроке познакомимся с экологическими проблемами, узнаем последствия влияния человека на природу, причины появления. А также какие меры можно предпринять для, того чтоб избежать эти проблема. И какие организации занимаются охраной окружающей среды.

    ΙV. Совместное открытие знания.

    - На сегодняшний день перед человечеством стоит немало экологических проблем, картинки на эту тему наиболее красноречивы. Мы сегодня перечислим наиболее глобальные экологические проблемы, как России, так и во всем мире. Я заранее подготовила для вас таблички и по рассеянности растеряла в классной комнате. Ваша задача будет их найти. По моей команде вы можете свободно передвигаться по классу в поисках нужного материала и крепить таблички на доску.

    (На доске дети ставят трафаретки.)

     Экологические проблемы:

    1. Вырубка лесов.
    2. Мусор.
    3. Нефтяное загрязнение.
    4. Загрязнение радиоактивными отходами.
    5. Парниковый эффект.
    6. Батарейки.
    7. Загрязнение воды.
    8. Загрязнение атмосферы.
    9. Уничтожение растений и животных.
    10. Отравление почвы.

    -Давайте поговорим о каждой проблеме подробнее. Что вы об этом знаете?

    (Сообщение учащихся)

    - Вырубка лесов. В последнее время все больше набирает актуальность проблема вырубки лесов, если ситуация в корне не поменяется мы рискуем остаться без такого природного богатства, как лес.

    - Мусор. Планета утопает в мусоре. Сегодня наша жизнь немыслима без привычных вещей: пластик, полиэтилен  или консервные банки. Самая большая проблема, что делать с этими отходами после утилизации. Из года в год количество не переработанного мусора и свалок лишь растет.

    - Нефтяное загрязнение.  Процесс добычи нефти, ее транспортировка и переработка непременно сопровождаются ее потерей, что является основной причиной отравления, гибели организмов и деградации почвы.

    -Загрязнение радиоактивными отходами. Еще долгое время природа будет оправляться после Чернобыльской аварии, в результате которой произошел выброс радиоактивных веществ.

    -Парниковый эффект. Глобальное изменение климата, в результате «парникового эффекта». Основными источниками парниковых газов считаются выбросы углекислого газа, фреона, метана и прочих.

    - Батарейки. Превращение плодородных земель в пустыни. Такая угроза существует при вырубке лесов и неправильном методе ведения сельского хозяйства.

    -Загрязнение воды. Постоянно происходит загрязнение водоемов, рек, озер стоками промышленных предприятий, а также в результате применения  различных химических веществ.

    -Загрязнение атмосферы. Активное развитие промышленности – проблема не только больших городов, а и регионов. В наши дни нередко можно увидеть смог – густой туман, закрывающий плотным покровом все небо. Большим вкладом также являются выхлопы автотранспорта и сжигание бытовых отходов.

    - Уничтожение растений и животных. Вследствие роста инфраструктуры городов, развития сельского хозяйства, продолжают исчезать с лица земли многие виды животных и растений.

    - Отравление почвы. Бесконтрольное и неправильное применение различных удобрений и ядохимикатов приводит в первую очередь к истощению почвы, а в худшем случае к отравлению грунта.

    - Все экологические проблемы я представила в виде геометрических фигурок вот они у меня на стене, давайте встанем, посмотрим вверх и проведём упражнение «Бегущий огонек».

    V. Применение нового знания.

    - Обратимся к учебнику. Прочитаем статью «Сын и покоритель» (Читает ученик.)

    Вопросы по прочитанному материалу:

    - Что решил человек? (Человек решил, что он сильнее её и даже решил покорить природу с помощью техники.) 

    - К чему привело такое покорение? (Покорение природы привело к загрязнению воды, воздуха, гибели лесов и исчезновению многих видов животных и растений.)

    - А кем человек должен быть для природы? (Человек должен быть природе сыном, потому что он сам – часть природы.)

    - Сегодня на уроке мы будем находить пути решения 3 основных экологических проблем. Каких вы определите сами, выполнив упражнение «Кресты». Я предложу вам 2 варианта, вы встанете под одним из них, какой посчитаете правильным.

    Табличка 1

    Табличка 2

    1.Как покупаться в океане.

    2.Как вырастить тропические леса.

    3.Как найти мусор.

    1.Как защитить океан от загрязнений.

    2.Как спасти тропические леса.

    3.Как избавиться от мусора.

    - А теперь послушаем выступление докладчиков по данным проблемам.

    1 проблема: Как защитить океан от загрязнений.

    (80% загрязнение океана- результат деятельности человека на суше. Для уничтожение следов нефтепродуктов используют эффективные химические препараты. Работают специальные «суда- губки», они всасывают вместе с водой нефтяные пятна, собирают твёрдый мусор, пластиковые отходы. Ограничен отлов рыбы и животных. Сконструированы суда, которым не нужен был бы мазут. Поставлены фильтры на трубах слива у заводов и фабрик.)

    2 проблема: Как спасти тропические леса.

    (На нашей планете уже уничтожено больше 50 % тропических лесов. Учёным удалось выяснить, что в этих лесах удивительные экологические связи между организмами. Важно прекратить вырубку тропических лесов, т.к. нарушаются цепи питания, уменьшается количество кислорода, разрушается почва, гибнут растения и животные. И это может сделать только человек.)

    3 проблема: Как избавиться от мусора.

    (Мусор можно сортировать, а потом перерабатывать. В некоторых странах уже существуют заводы по сортировке мусора. Некоторые предметы можно использовать вторично, например, стеклянные банки и бутылки. Эти предметы вновь послужат людям, как вторичное сырьё.)

    - Да, эти знания нам очень пригодятся.

    VI. Физкультминутка.

    - Но нам нужно двигаться дальше и давайте проведем упражнение «Весёлые человечки». Встаём и повторяем движение человечков. Садимся за парты.

    VII. Работа по теме.

    - Обратим внимание на наших докладчиков. У них на груди прикреплены эмблемы. Как вы думаете почему?

    - Что обозначают эти эмблемы? (Эмблема Гринписа.)

    -Послушать следующего докладчика о работе Международной организации Гринпис. (Днем создания международной общественной экологической организации Гринпис считается 15 сентября 1971 года, день первой организованной акции экологов против ядерных испытаний. Основатель Гринпис - Дэвид Фрейзер Мак Таггарт. Его называли "первым воином зеленого воинства". Именно под его руководством началась кампания против ядерных испытаний Франции в южной части Тихого океана. За 30 с лишним лет Гринпис вырос из группы энтузиастов до мощной международной экологической организации, которая активно действует по всему миру.)  

    - Какие ещё экологические организации вы знаете? (Всемирный фонд дикой природы и Международный зелёный крест.)

    - Назовите Международные экологические дни? (22 марта- Всемирный день воды, 1 апреля Международный день птиц.)

    VIII. Закрепление изученного.

    - Как вы думаете, может ли планета заболеть? ( Конечно, может. Мы сегодня говорили о том, к чему приводит загрязнение океана, вырубка лесов.)

    - А может ли один человек вылечить планету? (Нет, здесь нужно потрудиться всем людям.)

    - Если люди погубят окружающую природу, смогут ли сами выжить? (Нет, охрана окружающей среды- задача всего человечества. Человек является  частью природы.)

    IХ. Рефлексия учебной деятельности.

    - И в итоге нашего урока подойдём к окнам и проведём упражнение «Зелёная точка».

    Х. Домашнее задание.

    -Ваше домашнее задание будет звучать так: придумать свои пути решения экологических проблем и нарисуй их.

    Использованная литература:

    1.А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова учебник «Окружающий мир», 4 класс, в 2 ч. Ч. 1. («Мир вокруг нас») – М.: Просвещение, 2014, стр. 47-53.

    2.А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», 4 класс в 2 ч. Ч. 1. («Мир вокруг нас») – М.: Просвещение, 2015, стр.21-22.

    3.Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 4 класс. -2-е перераб. И доп.- М. ВАКО,2007, стр.47-52.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока окружающего мира в 3 классе. Образовательная система "Школа 2100".

    Урок окружающего мира в 3 классе подготовлен и проведен на основе проектной технологии, которая позволяет реализовать деятельностный подход. Работая в группах, обучающиеся учатся взаимодействовать дру...

    Урок окружающего мира с использованием ИКТ в 3 классе по теме:Разнообразие животных. УМК "Школа России" учебник: А.А. Плешаков"

    Урок природоведения проведён в 3 классе. УМК «Школа России», учебник «Мир вокруг нас» 3 кл. часть 1  А.А. Плешаков.При составлении урока были использованы материалы:методическое пособ...

    Активизация познавательной активности учащихся на уроках окружающего мира через использование современных образовательных технологий

    В данной статье содержится отчёт о работе педегога по развитию познавательной активности на уроках окружающего мира с использование современных образовательных технологий...

    План-конспект урока окружающего мира с использование технологии проблемного обучения в 1 классе

    1.     Тема урока: «Откуда берутся снег и лед? (Состояние воды: снег и лед)».2.     Возраст обучающихся: 7 лет.3.     Название предмета: окр...

    Конспект урока русского языка с использованием здоровьесберегающих образовательных технологий в 4 классе по теме «По галактике Частей Речи»

    Тема урока: По галактике Частей Речи.Цель урока: Развивать умение применять полученные знания при решении нестандартных задач.Задачи урока:1. применение знаний в нестандартных условиях; умение выполня...

    Конспект урока окружающего мира с применением здоровьесберегающих технологий.

    В материале представлен конспект урока окружающего мира для  3 класса по теме "Надежная защита организма" (УМК  "Школа России"), который проводился  в инклюзивном кл...

    Краткий сценарий урока окружающего мира с использованием карточек образовательной платформы учи.ру на тему "Кто такие рыбы?"

    УМК Школа России. Первый класс. Учебник А. Плешакова.Тема урока: "Кто такие рыбы?"Планируемые результаты: 1. Вызвать интерес к разнообразию родной природы2. Изучить признаки рыб и уметь...