План-конспект урока окружающего мира во 2 классе. Раздел «Россия - твоя Родина». Тема урока : " Родной край - частица Родины".
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Акемеева Дарья Адаевна

Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности). Урок имеет личностно-ориентированный, индивидуальный характер.В приоритете  самостоятельная работа учеников, направленная на развитие универсальных учебных действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx27.34 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока окружающего мира для 2 класса составлен учителем начальных классов МКОУ «Кош-Агачская средняя общеобразовательная школа имени Л.И.Тюковой»

Тема урока: «  Родной край-частица Родины».

Цель: создать у учащихся образ родного края, как частицы великой страны.

Задачи:1)     создать благоприятные условия для знакомства учащихся с   достопримечательностями родного села Кош-Агач;

 2) развивать интерес к изучению истории родного села Кош-Агач, Республики Алтай, России;

 3)способствовать воспитанию любви к Родине, к своему родному краю, селу.  

Планируемые результаты:

Предметные

Ученик научится:

- Различать понятия: «родной край», «Родина», «достопримечательность».

- Осознавать, какие памятные места есть в селе Кош-Агач.

Личностные:

-формирование чувства гордости за родной край, Родину;

-формирование ценностное отношение к России, своему краю.

Метапредметные результаты (универсальные учебные действия)

Познавательные:

- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения.

- Выполнение задания с использованием материальных объектов (указатели), рисунков, схем, таблиц.

Регулятивные:

- Формулировать и удерживать цель и задачи учебной деятельности, поиска средств осуществления.

- Развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения.

- Контролировать собственную деятельность по результатам выполнения задания.

Коммуникативные:

- Взаимодействовать (сотрудничать) с одноклассниками, учителем.

-Строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы.

Тип урока: Урок  систематизации знаний (общеметодологической направленности)

Основные термины и понятия: Россия, Родина, родной край, достопримечательности, государственные символы.

Доля участия учителя и ученика: в процессе работы лидирующая роль принадлежит ученикам, учитель организует, мотивирует и контролирует работу детей

    Оборудование:

- компьютер, мультимедийное оборудование

- словарь С. Ожегова

-карта Республики Алтай  

-аудиозапись песни М. Матусовского «С чего начинается Родина»

-детские работы: рисунки и фотографии  « Милый сердцу уголок»  

                                 Учебно - методическое обеспечение

- Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: 2 класс: учебник - М.: Вентана-Граф, 2012;

- Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Вентана – Граф, 2016.

- Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: 2 класс: методика обучения

-М. : Вентана – Граф,2013

ХОД  УРОКА

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

2. Актуализация знаний и фиксирование затруднений.

Звучит песня М. Матусовского «С чего начинается Родина?»    

- Как вы думаете, почему мы начали урок именно с этой песни?

  • 3.  Постановка учебной задачи, целей урока.

- Какой будет тема нашего урока?

- Что вы ожидаете от нашего урока?

-Какие задачи мы можем перед собой поставить?

4. Обобщение и систематизация знаний

 -Беседа

- Задумывались ли вы, ребята, что такое Родина? Подберите синонимы к слову Родина. (Мать, Отчизна, Отечество)

-  Как называется страна, в которой вы живёте? (Россия)

  - Назовите столицу нашей Родины. (Москва).

Слайд № 1

Вот что говорил выдающий русский педагог К.Д.Ушинский:

 «Наше Отечество, наша родина-матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку наши отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное, а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила языку, как мать защищает и бережёт нас… Одна у человека родная мать, одна у него и Родина».

Отношение к Родине народ выражал в пословицах, поговорках, стихотворениях

В каких стихотворениях вы нашли   ответ на вопрос «Что такое Родина?»

-Чтение стихотворений о Родине

-Работа с текстом о малой Родине

- А теперь, прочитайте, что говорил Ю. Яковлев  «О нашей Родине»

 Слайд № 2

Ю. Яковлев

О НАШЕЙ РОДИНЕ

В большой стране у каждого человека есть свой уголок — деревня, улица, дом, где он родился.  Это его маленькая родина. А из множества маленьких разных уголков и состоит наша общая, великая Родина.

Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна.

Родина всегда с тобой, где бы ты ни жил. И у каждого она одна. Как мама.

Родина — мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них; приходит на помощь, придаёт силы.

Мы любим Родину. А любить Родину — жить с ней одной жизнью.

-   О какой Родине идёт речь?  Итак, что же такое “малая Родина”?

Место рождения - это тоже Родина, но уже другая «малая». Что для нас с вами является малой Родиной? (Село Кош-Агач)

 Найдите на карте Республики Алтай расположение нашего села. ( Показ Кош-Агача на карте). 

Много стихов и песен сложено о нашем селе.

- Чтение обучающимися стихотворения о Кош-Агаче

-Рассказ учителя об основании села

Село Кош-Агач было основано в 1801 году русскими купцами Хабаровым,  Токаревым.   Чуть  позже  к ним  присоединились  бийские  и  змеиногорские  купцы.   В  1864 г.  в  Кош-Агаче  было  уже  10  избушек-складов,  а  бийский  купец  Гилев  даже  построил  себе  жилой  дом. После 1922 года  был построен  мост  через  реку  Чую  около  Кош-Агача. В 1976 году закончено строительство металлического моста через реку Чую у села Кош-Агач. В Кош-Агаче появилась новенькая трехэтажная школа.

В «Топонимическом словаре Горного Алтая» О. Т. Молчановой (1979) приводится перевод с алтайского «Кош-Агач» как «пара деревьев», ссылаясь на путевые заметки В. Л. Попова. Перевод алтайского «Кожо Агаш» как «занавеса из деревьев» приводит И.Тенгереков (1987)

        В 2016 году нашему селу исполнилось 215 лет.      

-Беседа

Какие достопримечательности  есть в нашем селе?

-Мемориал славы в память о погибших героях во время ВОВ.

-Школы

-Центральная районная больница

- В Кош-Агаче находятся два религиозных учреждения: мечеть и церковь Апостолов Петра и Павла.

-В селе много новых и красивых магазинов.

-Здание администрации сельского поселения.

- Виртуальное путешествие по селу.

Сейчас мы отправимся в небольшое путешествие по Кош-Агачу, пройдем по знакомым улицам. Здесь наш дом, родители, здесь наши корни. Родина начинается здесь. Экскурсоводом буду не я, а вы, ребята, ведь вы готовили к сегодняшнему уроку небольшие сообщения о своем родном селе.

Экскурсовод — это человек, который отлично знает достопримечательности, проводит экскурсии (для туристов или местного населения).

-Сообщения обучающихся о достопримечательностях села

 На протяжении нескольких уроков вы собрали материал о малой Родине –Кош-Агач, фотографировали достопримечательности нашего села, нарисовали рисунки, в которых отобразили свою малую Родину. Работали над проектами. Давайте послушаем ребят, которые подготовили сообщения.

-Защита проекта «Моя Родина-Кош-Агач» (Просмотр короткометражного фильма Матаевой Амиры)

-Сообщения обучающихся о людях села

Самой главной достопримечательностью нашего села являются люди, живущие и работающие здесь. Люди какой профессии работают в селе? (учителя, врачи, полиция и т.д.)

-Выставка рисунков «Милый сердцу уголок»

-Защита проекта  «Экологическое состояние села Кош-Агач»

- Давайте с вами помечтаем, какой бы вы хотели видеть наше село в будущем?

      - А что вы, маленькие жители села, можете сделать, чтобы она была красивее, чище, краше?

(Ответы детей: следить за чистотой своего двора, содержать в порядке школьный двор, не бросать бумажки, мусор, сажать цветы, саженцы около домов, около школы)

- Составление схемы Родины. Работа в парах

(На столе лежат три круга: большой - красный, средний – синий, маленький – белый.)

-Если бы мы захотели схематично изобразить нашу Родину, то в каком кругу разместили бы страну Россию, Республику Алтай, село Кош-Агач .

Подпишите круги.

Страна - красный цвет

Республика– синий цвет

Село - пусть останется белым цветом

Какой   сделаем вывод? ( Наш родной край - маленькая частица  огромной России)

5.Рефлексия деятельности (итог).

- Ребята,  подходит к концу наш урок, давайте попробуем оценить нашу работу методом  «пяти пальцев»

М (мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?

Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?

С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня преобладающее настроение?

У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?

Б! (большой) – Понадобятся ли в жизни?  Где могу применить?

Вывод:

  1. Родины - это самое дорогое, что есть у человека;
  2. Наш родной край  является частицей  большой страны  России
  3.   Чтобы счастливо жить, надо друг друга любить и всегда помогать.

Комментирование и выставление оценок.

 Все проделали большую работу: собирали материал о малой Родине, рисовали рисунки, фотографировали, учили стихотворения. Спасибо вам за работу до урока и на уроке.

Домашнее  задание

Мы с вами живем в одном селе, каждый в своем доме, на своей улице. На каких улицах вы  живете? Подготовить рассказ о своей улице.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок окружающего мира и технологии в 3 классе на тему "Природа Астраханского края"

Интегрированный урок окружающего мира и технологии в 3 классе на тему "Природа Астраханского края"....

Презентация к уроку окружающего мира 2 класс Вахрушев "Россия - наша Родина"

Презентация к уроку окружающего мира 2 класс Вахрушев "Россия - наша Родина"...

Презентация к уроку "Родной край - частица Родины" УМК "Начальная школа 21 века"

Презентация к уроку "Родной край - частица Родины" УМК "Начальная школа 21 века"...

Технологическая карта урока "Родной край – частица Родины".

Технологическая карта урока по окружающему миру в 1-ом классе, УМК  «Начальная школа ΧΧΙ века»...

Урок окружающего мира 1 класс . УМК Н.Ф. Виноградова Тип урока: ОНЗ. Тема: «Наша Родина РОССИЯ».

Урок окружающего мира . УМК Н Ф Виноградова. 1 класс. 2 урок по теме "Наша Родина - Россия....

Мастер - класс «Эффективность использования технологии проектной деятельности на уроках окружающего мира» 3 класс, раздел «Безопасность». «Экологическая безопасность»

                      Конспект мастер-классаТема: «Эффективность использования технологии проектной деятельности на уроках окружающе...