Приёмы работы с текстом на уроке окружающего мира в рамках технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо".
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Самойленко Любовь Александровна

Урок по окружающему миру во 2 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приемы работы с текстом на уроке окружающего мира в рамках технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"

В технологии РКМЧП тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, дискутируют, наконец, сочиняют. Обучающемуся надо освоить свой текст, выработать собственное мнение, выразить себя ясно, доказательно, уверенно.

Роль учителя - в основном координирующая.

Первая стадия - вызов (побуждение). Когда определяется тема урока, происходит актуализация имеющихся у учащихся знаний по тебе, выясняется, что дети уже знают об этом или думают, что хотят узнать, что нужно узнать, или для чего это нужно знать. Роль учителя на этом этапе невелика, дети должны чувствовать себя комфортно. На этой стадии используется прием "мозгового штурма", который активизирует внимание всех учеников (и слабых и сильных). У детей появляется интерес к предмету разговора. На стадии вызова у учащихся есть возможность, используя свои предыдущие знания, строить прогнозы, самостоятельно определять цели познавательной деятельности на этом уроке.

Вторая стадия - осмысление (поиск ответов). Поиск ответов на вопросы, поставленные в начале урока. Дети больше работают самостоятельно, в парах или группах по четыре человека. Если что-то непонятно, то они могут обратиться за помощью к учителю.

Это этап познания, на котором учащиеся получают возможность ознакомиться с новой информацией, идеями или понятиями, связать их с уже имеющимися  знаниями, активно отслеживая свое понимание. Для этого используются самые разные приемы:

- чтение текста с остановками;

- составление таблиц, диаграмм, нахождение ключевых слов;

- изложение текста в паре и т. д.

Третья стадия - размышление (рефлексия). Данный этап позволяет учителю выяснить, на сколько хорошо ребенок понял тему. Ученикам можно задавать как закрытые (выражающие одно мнение), так и открытые (выражающие несколько мнений) вопросы. Ответы должны  быть по возможности полными и расширенными. Учащиеся осмысливают все то, что они изучали на уроке, выражают мысли и понятия через информацию, которую они получили. Эта стадия реализуется также с помощью различных приемов: групповой дискуссии, написания мини-сочинения или эссе, пятистишия-синквейна, кластера и др. Происходит целостное осмысление, обобщение и присвоение полученной информации выработка собственного отношения к изучаемому материалу, выявление еще не познанного.

Описание приемов и методов работы в рамках технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"

Стадия урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы и приемы работы

Вызов

Выявление у учеников уже имеющихся знаний. Учитель задает вопросы, на которые хочет получить ответ. Задача учителя - выслушать все ответы, записать основные тезисы.

Вспоминают и анализируют имеющиеся знания по данной теме. Систематизируют информацию до ее изучения. Задают вопросы, на которые хотят получить ответы. Строят предположения о содержании текста, исходя из заголовка выделенных слов и т. д. Публично демонстрируют свои знания с помощью устной и письменной речи.

1. Составление списка известной информации по вопросу.

2. Рассказ-активизация по ключевым словам.

3. Систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы.

4. Верные и неверные утверждения, перепутанные логические цепочки и т. д.

Осмысление

Стимулирует интерес обучающихся к теме при работе с новой информацией. Организует непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, материал параграфа).

Читают или слушают текст, используя предложенные учителем активные методы чтения. Делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации.

1. Методы активного чтения (ведение различных записей, маркировка текста с использованием специальных значков).

2. Поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы.

Рефлексия

Возвращает учащихся к первоначальным предположениям. Организует установление учениками причинно-следственных связей между блоками информации. Организует творческую переработку, анализ, интерпретацию школьниками изученной информации.

Соотносят новую информацию с уже имеющейся, используя знания, полученные на стадии осмысления. Классифицируют и систематизируют полученные данные. Обмениваются друг с другом мнениями, аргументируя свою точку зрения. Осуществляют самооценку своей деятельности.

1. Обсуждение ключевых слов, верных и не верных утверждений.

2. Ответы на поставленные вопросы.

3. Организация дискуссий различных видов.

4. Написание творческих работ: пятистишие-синквейны, эссе.

5. Творческие, исследовательские или практические задания на основе осмысления изученной информации.

Открытый урок по окружающему миру во 2 классе.

Тема: Изучаем карту полушарий.

Цель урока: 1) Познакомиться с понятиями "части света" и "материк".

                     2) Научиться узнавать "в лицо" и показывать на карте все части света, материки и океаны.

Оборудование: карта полушарий, глобус.

Ход урока: Приветствие, оргмомент.

                   Запись числа.

Учитель: Попробуйте отгадать, о чём пойдет речь на сегодняшнем уроке.

Загадка: Страна без людей,

                Города без домов,

                Леса  без деревьев,

                Море без воды.

Или

                Моря есть - плавать нельзя,

                Дороги есть - ехать нельзя,

                Земля есть - пахать нельзя.

                Что это?                                       (Карта).

- Объясните, пожалуйста, а что такое карта? (Дети объясняют, как они понимают значение этого слова).

- А теперь посмотрим, как даётся значение этого слова в словаре Ожегова. (Карта - это уменьшенное изображение земной поверхности или плоскости с помощью условных знаков).

- Что обозначают на карте различные цвета?

(Синий - моря, реки, озёра; зеленым и жёлтым - равнины; коричневым - горы).

- Но мы сегодня с вами на уроке будем говорить и знакомиться с картой полушарий. Поэтому запишите в тетрадь тему нашего урока: "Карта полушарий".

- Давайте вспомним какова форма Земли?

- Что такое полушарие и сколько их можно выделить на глобусе?

(Это половина земного шара. 4 полушария: Западное и Восточное, разделенное по меридиану; Северное и Южное, разделённое по экватору).

- Сегодня наша задача познакомиться с картой полушарий и с новыми понятиями. Работать мы будем в парах и в четвёрках, работать будем чётко, по времени (звоночек). Сейчас каждый из вас получит кусочек текста (1а, 1б, 2а, 2б).

- Как вы будете работать? Давайте вспомним алгоритм нашей работы.

Дети вспоминают:

1) Чтение текста, осмысление.

2) Выявление опорных слов, подчёркивание карандашом.

3) Придумывание и запись вопросов (в тетради).

4) Рассказывание своего кусочка текста соседу по парте.

5) Задавание вопросов 1а → 1б, 1б →1а, 2а → 2б, 2б → 2а.

6) Если пара готова, просигнализируйте.

Поработали в парах, затем идёт работа в четвёрках.

1а рассказывает свой кусочек, используя опорные слова, 1б может помочь. 1б рассказывает, 1а помогает, затем 1б задаёт свои вопросы и т. д.

На доске запись 1а → 1б

                                 

                             2а → 2б

(Сигналят обо окончании работы).

- Как работали в группах? (Ответы детей).

- Задайте вопросы своим одноклассникам (проверка внимательности).

- Хотите послушать текст полностью? (Текст читается, если остаётся время на уроке).

Игра "Узнай материк, части света, океаны".

На доске таблички: Материки   Части света   Океаны

(Дети по очереди выходят к доске, читают карточку со словом и приклеивают в нужный столбик).

Работа с картой.

- А теперь покажите на карте все океаны.

- Покажи на карте материки, части света.

- А можно я задам вам несколько вопросов? (Учитель задаёт вопросы, которые не звучали у детей).

1) Чем часть света отличается от материка?

2) Сколько ты знаешь частей света и сколько материков?

3) В какой части света мы с вами живём?

4) Назовите самый тёплый материк?

5) Назовите самый маленький материк?

6) Назовите самый холодный материк?

Рефлексия (можно записать в тетради).

Учитель: Что нового узнали на уроке?

Дети: Я узнал на уроке...

          Мне помогали...

Итог: Главный вывод из всей темы состоит в том, что знание частей света, материков и океанов позволяет путешествовать по карте, легко находить места интересующих тебя событий.

Дом. задание с. 76-79, карта с. 8-9

Комментарий к уроку: Посещение курсов "Развитие критического мышления через чтение и письмо" подтолкнуло меня к апробации технологий исследовательского обучения в целях развития креативности мышления учащихся, склонных к научной деятельности.

Любая технология включает три части:

1. Вызов (вспоминать какой-то материал);

2. Осмысление;

3. Рефлексия.

Познавательная деятельность учащихся строится таким образом, чтобы каждый ученик на каждом уроке имел возможность слушать, записывать, видеть и проговаривать учебный материал на разных уровнях.

На этом уроке учащиеся сами открывали новые знания через текст. Текст был разделён мною на несколько частей. Затем кусочек текста получает каждый учащийся, который работает сначала индивидуально, затем в паре, группе. Каждый ребёнок вовлечён в учебный процесс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по теме: «Развитие критического мышления через чтение и письмо при работе с художественным текстом»

Материал составлен для проведения мастер-класса  для учителей начальных классов, чтобы познакомить с «Технологией критического мышления через чтение и письмо» и подробно рассмотреть некоторые вид...

Урок окружающего мира в технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Тема: «Тела и вещества» Цели урока: развивающие: - способствовать развитию аналитического мышления (умение устанавливать причинно-следственные связи, рассматривать новые знания в контексте уже име...

Антарктида- текст для работы по технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Классическим текстом технологии развития критического мышления через чтение и письмо является текст "Антарктида".Предлагаю применить стратегию, которая называется: «Знаю. Хочу узнать. Узнал».Она ...

Использование приёмов технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках литературного чтения.

  Современный школьник должен получить не только знания, но и умение применять их на практике, ориентироваться в нестандартных условиях.   На уроках литературы обучающийся должен...

Приёмы работы с текстом на уроках окружающего мира в Способе диалектического обучения

Значительная роль в овладении  читательскими компетентностями отводится предмету «окружающий мир», при изучении которого ученики работают с научно-познавательными текстами учебника. О...

Приёмы работы с текстом на уроках окружающего мира

Продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет ребенку получать из большего объема информации нужную и полезную....