Мастер-класс "Развитие критического мышления через чтение и письмо при работе с художественным текстом"
методическая разработка (2, 3 класс)
Материал был представлен на конкурс "Современный классный час"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_serdtse_materi.docx | 34.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
по теме "Развитие критического мышления через чтение и письмо"
Цель: осмыслить возможности использования технологии развития критического мышления (ТРКМ) в организации активной и эффективной деятельности в учебном процессе.
Методические задачи:
- Познакомиться с технологией развития критического мышления (ТРКМ)
- Приобрести практический опыт использования некоторых приемов ТРКМ
- Наметить пути использования ТРКМ в собственной педагогической деятельности.
Материалы и оборудование, подготовка к занятию: столы и стулья расставлены для работы в группах по 4 человека. На столах лежит: текст сказки Марии Скребцовой «Сердце матери».
Инструменты для рисования: плакаты, маркеры, стикеры.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, слайд-фильм занятия, созданный на основе программы Power Point.
Ход мастер-класса
Приветствие
- Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать Вас на мастер-классе.
- Наш мастер-класс будет посвящён технологии, которая позволяет создать на уроке атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем.
1 этап. Мотивация
-А что это за технология, попробуйте определить, посмотрев мультфильм (просмотр м\ф)
Работа в группе (на обсуждение 3 мин)
- Итак, как Вы думаете, о какой технологии пойдёт речь и, почему Вы так считаете? (о ТРКМ)
- Сегодня мы будем говорить о ТРКМЧП (слайд 1).
- План нашей работы (2 слайд)
- Узнаем, что такое критическое мышление
- Приемы развития критического мышления учащихся на уроках
- Практическое занятие по произведению Марии Скребцовой «Сердце матери».
- Рефлексия
- В начале, середине и по окончанию мастер- класса, работая в группе, Вы будете заполнять таблицу «Знаю - Хочу узнать - Узнал» (раздать постеры, начертить таблицу). Это один из приёмов ТКМ.
Работа в группе
1 задание (5 мин)
В 1 графу напишите всё, что Вы знаете или когда-то слышали о данной технологии. Во 2 графу, что бы Вы хотели узнать об этой технологии. Презентация ответов.
- Итак, ТРКМ - это американская технология. В России она начала развиваться с 1997 года. Технология представлена как система стратегий, методических приемов, видов и форм работы. Роль учителя – в основном координирующая. Данную технологию можно использовать на всех уроках, а так же во внеурочное время. Помимо этого приёмы технологию можно использовать при проведении семинаров, педсоветов, заседаний МО.
Сегодня я хочу поделиться опытом своей работы по применению данной технологии при работе с художественным текстом.
Тема моего мастер- класса «Развитие критического мышления через чтение и письмо при работе с художественным текстом»
2 этап. Теоретическая часть
Цель – обеспечить понимание участниками правильного составления урока по технологии критического мышления. Понять цели каждого этапа урока.
- Чтобы правильно составит урок по данной технологии надо соблюдать 3 стадии. Каждая, из которых имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов. Слайд 3.
Первый этап работы в технологии называется стадия вызова - «создание мотива к обучению». Слайд 4,5
Второй этап – «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Слайд 6,7
Третий этап – «рефлексия» - размышления. Необходимо, чтобы ученики сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей. Слайд 8,9
-Роль учителя в ТКМ (Слайд 10)
- направляет усилия учеников в определенное русло
- сталкивает различные суждения
- создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений
- дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы
- подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих
Современный выпускник умеет: (Слайд 11)
- формировать собственное мнение
- совершать обдуманный выбор между различными мнениями
- решать проблемы
- аргументировано спорить
- ценить совместную работу, в которой возникает общее решение
- оценить чужую точку зрения и сознавать, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов
Приёмы ТКМ (Слайд 12-34) +Преимущества технологии (слайд 35)
3 этап. Практическая часть.
-Теперь я предлагаю рассмотреть методы и приёмы ТКМ на разных этапах урока, работая над конкретным художественным текстом.
Цель: участники увидят на примере художественного произведения некоторые приёмы работы на каждом этапе урока.
Моделирование (проведение стратегии с участниками)
Урок внеклассного чтения (ТРКМЧП)
по сказке М. Скребцовой «Сердце матери»
1.Стадия вызова
-Вы слышали, как бьется ваше сердце? …
-Это услышать просто или сложно? Почему?..
-Что говорит вам ваше сердце? …
-А как вы думаете, кто «включил» вам ваше сердечко?
Слайд «Притча о маме»
Я приглашаю вас заглянуть в одну удивительную тайну.
Музыка-фон. Презентация «Разговор с богом. Притча о маме».
- Какое настроение, чувства и состояние души вызывает у вас эта притча?
-Так кто же дал возможность вашему сердечку вести вас по этой жизни?
Конечно, МАМА!
«Ассоциативная карта»
Мама… Какое маленькое слово, но сколько в нем необъятного. В тетради составьте «паутинку ассоциаций» к слову МАМА (слова-ассоциации к ключевому слову вписываются на лучиках).
Музыкальный фон
Составляем кластер
-Давайте поделимся своими словами. Только теперь мы будем вписывать слова в таблицу «Кто? Какая? Что делает?»
Кто? | Какая? | Что делает? |
Ангел Солнышко Труженица | Красивая Добрая Нежная | Учит Оберегает Готовит … |
Эту таблицу мы будем заполнять в процессе нашего урока. Вы всегда можете вернуться сюда, чтобы дописать слово, которое вы встретите в текстах, или которое вы просто вспомните.
- Как вы думаете, какие приемы мы использовали на стадии вызова?
Слайд №
(прием «Составление кластера», «Ассоциативная карта»)
2. Осмысление
Не только у человека есть мама. У кого еще есть мамы?
А сейчас мы прочитаем с вами сказку Марии Скребцовой.
Прочитайте заголовок. Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом произведении (антиципация).
Прием «Чтение с остановками»
- Итак, читаем первую часть сказки.
- Большая красавица берёза росла в лесу с тремя маленькими дочками — тонкоствольными берёзками. Своими раскидистыми ветвями Берёза мать защищала дочек от ветра и дождя. А жарким летом — от палящего солнца. Берёзки быстро подрастали и радовались жизни. Рядом с мамой они не боялись ничего.
Остановка 1
Первая остановка в чтении и беседа. Это стадия осмысления прочитанного фрагмента и одновременно стадия вызова для следующего фрагмента.
- Какая мама у дочек?
- Какие слова помогли вам ответить на этот вопрос? Подчеркните их.
- Как думаете, о чём пойдёт речь дальше?
Слайд (темный фон)
- Однажды в лесу разыгралась сильная гроза. Гремел гром, на небе сверкали молнии. Маленькие берёзки трепетали от страха. Берёза крепко обняла их ветвями и стала успокаивать: «Не бойтесь, молния не заметит вас за моими ветвями. Я — самое высокое дерево в лесу».
Остановка 2
- Как вы думаете, с чем можно сравнить грозу, гром, молнии в жизни человека?
- Вспомните, были ли у вас в жизни моменты, похожие на грозу… Как успокаивала вас мама.
- Прочитайте еще раз речь матери-березы. Почему она так сказала? (в природе молния ударяет в самый высокий предмет)
- Что будет с берёзой?
- Не успела Берёза мать договорить, как раздался оглушительный треск, острая молния ударила прямо в Берёзу и опалила сердцевину ствола. Берёза, помня о том, что должна защищать своих дочек, не загорелась. Ливень и ветер пытались повалить Берёзу, но она все-таки стояла. Ни на минуту Берёза не забывала о своих детях, ни на минуту не ослабила свои объятия.
Остановка 3
- Как вы понимаете фразу «молния опалила сердцевину». В прямом смысле. В переносном смысле.
- Как автор показал _____________________________________
- Как вы думаете, что будет дальше?
- Только когда гроза прошла, ветер стих, а над умытой землёй снова засияло солнце, ствол Берёзы покачнулся. Падая, она прошелестела своим детям: «Не бойтесь, я не ухожу от вас. Молнии не удалось разбить мое сердце. Мой поверженный ствол зарастет мхом и травой, но материнское сердце не перестанет биться в нем никогда». С этими словами ствол Берёзы матери рухнул, не задев при падении ни одной из трёх тонкоствольных дочек.
Задание: (метод предположения)
- Что вас удивило в этой части? Выпишите.
- Какие чувства у вас возникают к Берёзе и её поступку? Запишите.
- Как вы думаете, как сложилась судьба берёзок и их матери Берёзы?
Чтение авторской концовки.
Слайд (тишина)
- С тех пор вокруг старого пня растут три стройные берёзки. А возле берёзок лежит заросший мхом и травой ствол. Если вы набредёте в лесу на это место, сядьте отдохнуть на ствол Берёзы — он удивительно мягкий! А затем закройте глаза и прислушайтесь. Вы, наверняка, услышите, как бьётся в нём материнское сердце...
- Закройте глаза и прислушайтесь (в классе должна быть тишина!!!).
- Что вам поведало сердце березы?
- А вы когда-нибудь слышали, что говорит вам сердце вашей мамы?
- Как вы думаете, легко ли это услышать или сложно? Почему?
А теперь вы попробуете в группах сочинить свою мини-сказку или мини-рассказ.
1 группа «Как сокровища материнского сердца помогли ее ребенку». Вы можете взять одно какое-то сокровище…
2 группа «Что нужно сделать, чтобы в мамином сердце поселилась радость?»
3 группа «Чтобы услышать мамино сердце, нужно…»
(Напомнить о структуре текста: зачин, завязка, развитие, кульминация, развязка)
Музыка-фон
Представление работы.
РЕФЛЕКСИЯ.
Слайд 18 (синквейн, структура)
Синквейн. (МАМА, МАТЕРИНСКОЕ СЕРДЦЕ)
“Букет настроения”
В начале мастер – класса участникам были розданы бумажные цветы. На доске висит ватман, на котором изображена ваза. После заполнения цветы приклеиваются на ватман.
Цель – рефлексия, осознание того, что было сделано на занятии, достигнуты ли поставленные цели, как можно применить полученное в своей педагогической практике.
Уважаемые коллеги, давайте поделимся впечатлениями о мастер – классе. Что показалось вам особенно интересным, важным, запоминающимся?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по теме: «Развитие критического мышления через чтение и письмо при работе с художественным текстом»
Материал составлен для проведения мастер-класса для учителей начальных классов, чтобы познакомить с «Технологией критического мышления через чтение и письмо» и подробно рассмотреть некоторые вид...
Мастер-класс "Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на примере урока чтения во 2 классе по теме "В. Драгунский "Заколдованная буква"
Вашему вниманию предлагается презентация к выступлению на мастер-классе по теме "И.спльзование технологии равития критического мышления через чтение и письмо на примере урока литературного чтения во 2...
Антарктида- текст для работы по технологии развития критического мышления через чтение и письмо
Классическим текстом технологии развития критического мышления через чтение и письмо является текст "Антарктида".Предлагаю применить стратегию, которая называется: «Знаю. Хочу узнать. Узнал».Она ...
Белые медведи- классический текст технологии развития критического мышления через чтение и письмо
Классический текст технологии развития критического мышления "Белый медведь".Предлагаю применить стратегию, которая называется: «Знаю. Хочу узнать. Узнал»....
Использование приёмов технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках литературного чтения.
Современный школьник должен получить не только знания, но и умение применять их на практике, ориентироваться в нестандартных условиях. На уроках литературы обучающийся должен...
Технология развития критического мышления через чтение и письмо у младших школьников. Опыт работы. Рекомендации.
Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетен...
Приёмы работы с текстом на уроке окружающего мира в рамках технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо".
Урок по окружающему миру во 2 классе....