Мастер-класс "Развитие критического мышления через чтение и письмо при работе с художественным текстом"
методическая разработка (2, 3 класс)

Фрей Ирина Владимировна

Материал был представлен на конкурс "Современный классный час"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_serdtse_materi.docx34.91 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

по теме "Развитие критического мышления через чтение и письмо"

Цель: осмыслить возможности использования технологии развития критического мышления (ТРКМ) в организации активной и эффективной деятельности в учебном процессе.

Методические задачи:

  • Познакомиться с технологией развития критического мышления (ТРКМ)
  • Приобрести практический опыт использования некоторых приемов ТРКМ
  • Наметить пути использования ТРКМ в собственной педагогической деятельности.

Материалы и оборудование, подготовка к занятию: столы и стулья расставлены для работы в группах по 4 человека. На столах лежит: текст сказки Марии Скребцовой «Сердце матери». 

Инструменты для рисования: плакаты, маркеры, стикеры.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, слайд-фильм занятия, созданный на основе программы Power Point.

Ход мастер-класса

Приветствие

- Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать Вас на мастер-классе.

- Наш мастер-класс будет посвящён технологии, которая позволяет создать на уроке атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем.

1 этап. Мотивация

-А что это за технология, попробуйте определить, посмотрев мультфильм  (просмотр м\ф)

Работа в группе (на обсуждение 3 мин)

- Итак, как Вы думаете, о какой технологии пойдёт речь и, почему Вы так считаете? (о ТРКМ)  

- Сегодня мы будем говорить о ТРКМЧП (слайд 1).

- План нашей работы (2 слайд)

- Узнаем, что такое критическое мышление

- Приемы развития критического мышления учащихся на уроках

          - Практическое занятие по произведению Марии Скребцовой «Сердце матери». 

     - Рефлексия

- В начале, середине и по окончанию мастер- класса, работая в группе, Вы будете заполнять таблицу «Знаю - Хочу узнать - Узнал»  (раздать постеры, начертить таблицу). Это один из приёмов ТКМ.

Работа в группе

1 задание (5 мин)

В 1 графу напишите  всё, что Вы знаете или когда-то слышали о данной технологии.  Во 2 графу, что бы Вы хотели узнать об этой технологии.  Презентация ответов.

- Итак, ТРКМ - это американская технология. В России она начала развиваться с 1997 года. Технология представлена как система стратегий, методических приемов, видов и форм работы. Роль учителя – в основном координирующая. Данную технологию можно использовать на всех уроках, а так же во внеурочное время. Помимо этого приёмы  технологию можно использовать при проведении семинаров, педсоветов, заседаний МО.

     Сегодня  я хочу поделиться опытом своей работы по  применению  данной технологии  при работе с художественным текстом.

Тема моего мастер- класса «Развитие критического мышления через чтение и письмо при работе с художественным текстом»

2 этап.  Теоретическая часть

Цель – обеспечить понимание участниками правильного составления урока по технологии критического мышления. Понять цели каждого этапа урока.

 - Чтобы правильно составит урок по данной технологии надо соблюдать 3 стадии. Каждая, из которых имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов. Слайд  3.

Первый этап работы в технологии называется стадия вызова - «создание мотива к обучению».  Слайд  4,5

Второй этап – «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная.  Слайд  6,7

Третий этап – «рефлексия» - размышления. Необходимо, чтобы ученики сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей. Слайд  8,9

 -Роль учителя в ТКМ  (Слайд  10)

     - направляет усилия учеников в определенное русло

- сталкивает различные суждения

- создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений

- дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы

- подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих

Современный выпускник умеет:  (Слайд  11)

- формировать собственное мнение

- совершать обдуманный выбор между различными мнениями

- решать проблемы

- аргументировано спорить

- ценить совместную работу, в которой возникает общее решение

- оценить чужую точку зрения и сознавать, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов

Приёмы ТКМ (Слайд  12-34) +Преимущества технологии (слайд 35)

3 этап. Практическая часть.

    -Теперь я предлагаю рассмотреть методы и приёмы ТКМ  на разных этапах урока, работая над конкретным художественным текстом.

Цель: участники увидят на примере художественного произведения некоторые приёмы работы на каждом этапе урока.

Моделирование (проведение стратегии с участниками)

Урок внеклассного чтения  (ТРКМЧП)

по сказке М. Скребцовой «Сердце матери»

1.Стадия вызова

-Вы слышали, как бьется ваше сердце? …

-Это услышать просто или сложно? Почему?..

-Что говорит вам ваше сердце?  …

-А как вы думаете, кто  «включил» вам ваше сердечко?

Слайд «Притча о маме»

Я приглашаю вас заглянуть в одну удивительную тайну.

Музыка-фон. Презентация «Разговор с богом. Притча о маме».

- Какое настроение, чувства и состояние души вызывает у вас эта притча?  

-Так кто же дал возможность вашему сердечку вести вас по этой жизни?

Конечно, МАМА!

 «Ассоциативная карта»

Мама… Какое маленькое слово, но сколько в нем необъятного. В тетради составьте «паутинку ассоциаций» к слову МАМА (слова-ассоциации к ключевому слову вписываются на лучиках). 

Музыкальный фон

Составляем кластер

-Давайте поделимся своими словами. Только теперь мы будем вписывать слова в таблицу «Кто? Какая? Что делает?»

Кто?

Какая?

Что делает?

Ангел

Солнышко

Труженица

Красивая

Добрая

Нежная

Учит

Оберегает

Готовит

 Эту таблицу мы будем заполнять в процессе нашего урока. Вы всегда можете вернуться сюда, чтобы дописать слово, которое вы встретите в текстах, или которое вы просто вспомните.

        - Как вы думаете, какие приемы мы использовали на стадии вызова?

Слайд №

(прием «Составление кластера», «Ассоциативная карта»)

2. Осмысление

Не только у человека есть мама. У кого еще есть мамы?

А сейчас мы прочитаем с вами сказку Марии Скребцовой.

Прочитайте заголовок. Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом произведении (антиципация).

Прием «Чтение с остановками»

- Итак, читаем первую часть сказки.

  1. Большая красавица берёза росла в лесу с тремя маленькими дочками — тонкоствольными берёзками. Своими раскидистыми ветвями Берёза мать защищала дочек от ветра и дождя. А жарким летом — от палящего солнца. Берёзки быстро подрастали и радовались жизни. Рядом с мамой они не боялись ничего.

Остановка 1

Первая остановка в чтении и беседа. Это стадия осмысления прочитанного фрагмента и одновременно стадия вызова для следующего фрагмента.

  • Какая мама у дочек?
  • Какие слова помогли вам ответить на этот вопрос? Подчеркните их.
  • Как думаете, о чём пойдёт речь дальше?

Слайд (темный фон)

  1. Однажды в лесу разыгралась сильная гроза. Гремел гром, на небе сверкали молнии. Маленькие берёзки трепетали от страха. Берёза крепко обняла их ветвями и стала успокаивать: «Не бойтесь, молния не заметит вас за моими ветвями. Я — самое высокое дерево в лесу».

Остановка 2

  • Как вы думаете, с чем можно сравнить грозу, гром, молнии в жизни человека?
  • Вспомните, были ли у вас в жизни моменты, похожие на грозу… Как успокаивала вас мама.
  • Прочитайте еще раз речь матери-березы. Почему она так сказала? (в природе молния ударяет в самый высокий предмет)
  • Что будет с берёзой?
  1. Не успела Берёза мать договорить, как раздался оглушительный треск, острая молния ударила прямо в Берёзу и опалила сердцевину ствола. Берёза, помня о том, что должна защищать своих дочек, не загорелась. Ливень и ветер пытались повалить Берёзу, но она все-таки стояла. Ни на минуту Берёза не забывала о своих детях, ни на минуту не ослабила свои объятия.

Остановка 3

  • Как вы понимаете фразу «молния опалила сердцевину». В прямом смысле. В переносном смысле.
  • Как автор показал _____________________________________
  • Как вы думаете, что будет дальше?
  1. Только когда гроза прошла, ветер стих, а над умытой землёй снова засияло солнце, ствол Берёзы покачнулся. Падая, она прошелестела своим детям: «Не бойтесь, я не ухожу от вас. Молнии не удалось разбить мое сердце. Мой поверженный ствол зарастет мхом и травой, но материнское сердце не перестанет биться в нем никогда». С этими словами ствол Берёзы матери рухнул, не задев при падении ни одной из трёх тонкоствольных дочек.

Задание: (метод предположения)

  • Что вас удивило в этой части? Выпишите.
  • Какие чувства у вас возникают к Берёзе и её поступку? Запишите.
  • Как вы думаете, как сложилась судьба берёзок и их матери Берёзы?

Чтение авторской концовки.

Слайд (тишина)

  1. С тех пор вокруг старого пня растут три стройные берёзки. А возле берёзок лежит заросший мхом и травой ствол. Если вы набредёте в лесу на это место, сядьте отдохнуть на ствол Берёзы — он удивительно мягкий! А затем закройте глаза и прислушайтесь. Вы, наверняка, услышите, как бьётся в нём материнское сердце...
  • Закройте глаза и прислушайтесь (в классе должна быть тишина!!!).
  • Что вам поведало сердце березы?
  • А вы когда-нибудь слышали, что говорит вам сердце вашей мамы?
  • Как вы думаете,  легко ли это услышать или сложно? Почему?

 А теперь вы попробуете в группах сочинить свою мини-сказку или мини-рассказ.

1 группа «Как сокровища материнского сердца помогли ее ребенку». Вы можете взять одно какое-то сокровище…

2 группа «Что нужно сделать, чтобы в мамином сердце поселилась радость?»

3 группа «Чтобы услышать мамино сердце, нужно…»

(Напомнить о структуре текста: зачин, завязка, развитие, кульминация, развязка)

Музыка-фон

Представление работы.

РЕФЛЕКСИЯ.

Слайд 18 (синквейн, структура)

Синквейн. (МАМА, МАТЕРИНСКОЕ СЕРДЦЕ)

“Букет настроения”

В начале мастер – класса участникам  были розданы бумажные цветы.  На доске висит ватман, на котором  изображена ваза. После заполнения цветы приклеиваются на ватман.

Цель – рефлексия, осознание того, что было сделано на занятии, достигнуты ли поставленные цели, как можно применить полученное в своей педагогической практике.

Уважаемые коллеги, давайте поделимся впечатлениями о мастер – классе.  Что показалось вам особенно интересным, важным, запоминающимся?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по теме: «Развитие критического мышления через чтение и письмо при работе с художественным текстом»

Материал составлен для проведения мастер-класса  для учителей начальных классов, чтобы познакомить с «Технологией критического мышления через чтение и письмо» и подробно рассмотреть некоторые вид...

Мастер-класс "Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на примере урока чтения во 2 классе по теме "В. Драгунский "Заколдованная буква"

Вашему вниманию предлагается презентация к выступлению на мастер-классе по теме "И.спльзование технологии равития критического мышления через чтение и письмо на примере урока литературного чтения во 2...

Антарктида- текст для работы по технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Классическим текстом технологии развития критического мышления через чтение и письмо является текст "Антарктида".Предлагаю применить стратегию, которая называется: «Знаю. Хочу узнать. Узнал».Она ...

Белые медведи- классический текст технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Классический  текст технологии развития критического мышления "Белый медведь".Предлагаю применить стратегию, которая называется: «Знаю. Хочу узнать. Узнал»....

Использование приёмов технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках литературного чтения.

  Современный школьник должен получить не только знания, но и умение применять их на практике, ориентироваться в нестандартных условиях.   На уроках литературы обучающийся должен...

Технология развития критического мышления через чтение и письмо у младших школьников. Опыт работы. Рекомендации.

Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетен...