Технология развития критического мышления через чтение и письмо у младших школьников. Опыт работы. Рекомендации.
методическая разработка

Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования» Итак, приоритетной задачей современной школы является не овладение учащимися определенным набором знаний, умений, навыков (что, безусловно, важно), а воспитание думающей, внутренне свободной личности, способной формировать, и аргументировано отстаивать собственную точку зрения, ставить перед собой цели и находить эффективные пути их достижения. Я считаю, оптимальным способом решения поставленной задачи является развитие у школьников критического мышления. Критическое мышление  предполагает  умение видеть проблемы, готовность к нахождению нестандартных решений,  умение подвергать рефлексии собственную интеллектуальную деятельность, анализировать свои действия и выявлять допущенные ошибки. Кроме того, данный тип мышления включает в себя готовность отказаться от своего решения в пользу более эффективного, открытость для новых идей, умение делать объективные выводы, что обусловливает понимание неоднозначности мира.

Материал может быть использован учителями начальных классов, работниками дошкольных учреждений (подготовительная группа),  студентами педагогических учебных заведений. Предложенные методические рекомендации, внедренные в практику работы учителя, будут способствовать повышению результативности уроков литературного чтения, письма, русского языка, окружающего мира,  а также  интереса к самим урокам у  младших школьников. Данная технология может с успехом применяться при проведении внеклассных образовательных мероприятий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чумнова Елена Васильевна учитель начальных классов МБОУ СШ № 5 им. С.М. Кирова    г. Ульяновск

Технология развития критического мышления через чтение и письмо у младших школьников.

Концепция модернизации российского образования определяет цели общего образования на современном этапе. Она подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимся  определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных  и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования» Итак, приоритетной задачей современной школы является не овладение учащимися определенным набором знаний, умений, навыков (что, безусловно, важно), а воспитание думающей, внутренне свободной личности, способной формировать, и аргументировано отстаивать собственную точку зрения, ставить перед собой цели и находить эффективные пути их достижения. Я считаю, оптимальным способом решения поставленной задачи является развитие у школьников критического мышления. Критическое мышление  предполагает  умение видеть проблемы, готовность к нахождению нестандартных решений,  умение подвергать рефлексии собственную интеллектуальную деятельность, анализировать свои действия и выявлять допущенные ошибки. Кроме того, данный тип мышления включает в себя готовность отказаться от своего решения в пользу более эффективного, открытость для новых идей, умение делать объективные выводы, что обусловливает понимание неоднозначности мира.

Школьник, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, способен выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника.

Такой ученик чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы на уровне ценностей, критически мыслящий учащийся умеет эффективно взаимодействовать с информационными пространствами.  Следовательно, он более успешно сможет адаптироваться в современной жизни. 

Меня, как учителя, заинтересовало то,  что данная технология направлена на  развитие  навыков работы с информацией (текстом), умений анализировать и применять данную информацию, учиться присваивать информацию, увязывая новое (на стадии осмысления) с уже имеющимися знаниями, представлениями, полученными на стадии вызова, умений интерпретировать, применять информацию на стадии рефлексии. Велика и коммуникативная роль данной технологии, которая заключается в умении  вести диалог, дискутировать на уроке, работать в группах, парах.

Практическая значимость результатов моего опыта работы

Материал может быть использован учителями начальных классов, работниками дошкольных учреждений (подготовительная группа),  студентами педагогических учебных заведений. Предложенные методические рекомендации, внедренные в практику работы учителя, будут способствовать повышению результативности уроков чтения и письма, а также  интереса к самим урокам у  младших школьников.

Работа осуществлялась на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 5 имени С.М. Кирова г. Ульяновск.

Теоретические основы применения технологии  развития критического мышления  на уроках

1.1. Понятие ТРКМ   и ее основные приемы. 

В современном мире и в России происходят принципиальные изменения целей образования. Ориентация образования на новый результат требует инновационного подхода к обеспечению его качества, критериям его оценки, нового подхода к организации образовательного процесса и управления им. Это направление отражается в содержании компетентностного подхода к отечественному образованию в работах В.И.Байденко, Г.Э.Белицкой, Л.Н.Боголюбова, В.А.Болотова, И.Л.Галямина, И.А.Зимней, Ю.Г.Татур, А.В.Хуторского, В.Д.Шадрикова, И.С.Якиманской и др.

Сегодня, когда образовательная реформа вступила в новую фазу, разработка идей данного подхода становится императивом. В связи с этим приоритетным направлением стандартов третьего поколения  является формирование компетенций, то есть системы формализованных критериев, характеризующих не просто умения, а умения, проявляемые в конкретных жизненных ситуациях.

К настоящему времени концептуальные направления компетентностного подхода отчетливо определены, сформулированы его основные положения. Наступил новый этап: компетентностный подход переходит из стадии разработки  в стадию реализации, когда заявленные им общие принципы и методологические установки находят своё подтверждение в различных прикладных разработках, освоении инновационных технологий.

     Анализируя указанные Стандартами третьего поколения направления и размышляя над их реализацией, изучая технологии, которые способны решать указанные задачи, уверена, что одной из эффективных технологий является технология критического мышления.

 Критическое     мышление представляет   собой   такой тип мышления, который помогает      человеку      определить    собственные    приоритеты    в    личной, профессиональной   и    общественной   жизни,   предполагает    принятие  собственной ответственности за сделанный выбор. Человек   с     развитым     критическим   мышлением –  это человек,   умеющий анализировать  информацию,  делать самостоятельные   выводы,     прогнозировать последствия своих решений и нести за них ответственность. С  педагогической  точки зрения критическое мышление можно   рассматривать как     активный,    творческий        процесс     познания.

Идея развития критического мышления является достаточно новой для российской дидактики. Сторонников развития критического мышления обучающихся достаточно много. Так, М.О. Чошаков разрабатывал технологию проблемно-модульного обучения, пришел к выводу, что она продуктивна лишь тогда, когда школьники обладают критическим мышлением.

Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразных подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается на веру. Каждый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает свое мнение в контексте учебной программы.

   Данная     технология предоставляет учителю систему эффективных стратегий  и приемов,     которые позволяют   создать  атмосферу сотрудничества,   совместного поиска способов решения проблем.

  В   педагогике – это мышление оценочное, рефлексивное, развивающиеся,   путем   наложения   новой информации на  жизненный личный   опыт.   Исходя   из   этого   критическое   мышление,   развивает следующие качества ученика:

1. готовность  к  планированию  (упорядоченность   мыслей -    признак уверенности в знании);

 2. гибкость (восприятие идей других);    

 3. настойчивость  (достижение цели);                                              

 4. готовность исправлять свои ошибки;

 5.осознание (отслеживание хода рассуждений);

6. поиск компромиссных решений.

1.2.  Три фазы технологии развития критического мышления.

Для развития критического мышления необходимо создание и применение специальных методических инструментов. Одним из этих эффективных инструментов стала разработанная американскими педагогами Дж. Стил, К. Мередитом, Ч. Темплом и С. Уолтером педагогическая технология развития критического мышления посредством чтения и письма. Структура данной педагогической технологии стройна и логична. Представим эту структуру в виде схемы с соответствующими пояснениями.

Технологические этапы

I фаза 
Вызов
 
(пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)

II фаза
Осмысление содержания
(получение новой информации)

III фаза
  Рефлексия

(осмысление, рождение нового знания)

Фаза вызова. Часто отсутствие результативности обучения объясняется тем обстоятельством, что преподаватель конструирует процесс обучения, исходя из поставленных им целей, подразумевая, что эти цели изначально приняты учащимися как собственные. Действительно, постановка целей преподавателем происходит заранее, что и позволяет ему более четко проектировать этапы учебного процесса, определять критерии его результативности и способы диагностики.

Итак, если предоставить возможность учащемуся проанализировать то, что он уже знает об изучаемой теме, это создаст дополнительный стимул для формулировки им собственных целей-мотивов. Именно эта задача решается на фазе вызова

      Второй задачей, которая решается на фазе вызова, является задача активизации познавательной деятельности учеников. Нередко мы видим, что некоторые школьники на уроке не прикладывают значительных интеллектуальных усилий, предпочитая дождаться момента, когда другие выполнят предложенную задачу. Поэтому важно, чтобы на фазе вызова каждый смог принять участие в работе, ставящей своей целью актуализацию собственного опыта. Немаловажным аспектом при реализации фазы вызова является систематизация всей информации, которая появилась в результате свободных высказываний учащихся.

В процессе реализации фазы вызова:

  1. Учащиеся могут высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы, причем делая это свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным преподавателем.
  2. Важно, чтобы высказывания фиксировались, любое из них будет важным для дальнейшей работы. При этом на данном этапе нет «правильных» или «неправильных» высказываний.
  3. Было бы целесообразно сочетание индивидуальной и групповой работы. Индивидуальная работа позволит каждому ученику актуализировать свои знания и опыт. Групповая работа позволяет услышать другие мнения, изложить свою точку зрения без риска ошибиться. Обмен мнениями может способствовать и выработке новых идей, которые часто являются неожиданными и продуктивными. Обмен мнениями может способствовать и появлению интересных вопросов, поиск ответов на которые будет побуждать к изучению нового материала. Кроме того, часто некоторые учащиеся боятся излагать свое мнение преподавателю или сразу в большой аудитории. Работа в небольших группах позволяет таким учащимся чувствовать себя более комфортно.

      Роль преподавателя на этом этапе работы состоит в том, чтобы стимулировать учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме, способствовать бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксации и систематизации информации, полученной от школьников. При этом важно не критиковать их ответы, даже если они неточны или неправильны. На данном этапе важным является правило: «Любое мнение учащегося ценно». 

      Нам, преподавателям, очень сложно выступать в роли терпеливых слушателей своих учеников. Мы привыкли их поправлять, критиковать, морализировать по поводу их действий. Избежание этого и является основной трудностью для работы в режиме педагогической технологии развития критического мышления. 

       Фаза осмысления содержания Этот этап можно по-другому назвать смысловой стадией. На большинстве уроков в школе, где изучается новый материал, эта фаза занимает наибольшее время. Чаще всего знакомство с новой информацией происходит в процессе ее изложения преподавателем, гораздо реже – в процессе чтения или просмотра материалов на видео или через компьютерные обучающие программы. Вместе с тем в процессе реализации смысловой стадии школьники вступают в контакт с новой информацией. Быстрый темп изложения нового материала в режиме слушания и письма практически исключает возможность его осмысления.

Одним из условий развития критического мышления является отслеживание своего понимания при работе с изучаемым материалом. Именно данная задача является основной в процессе обучения на фазе осмысления содержания. Важным моментом является получение новой информации по теме. Организация работы на данном этапе может быть различной. Это может быть рассказ, лекция, индивидуальное, парное или групповое чтение или просмотр видеоматериала. В любом случае это будет индивидуальное принятие и отслеживание информации. В этом смысле важное значение имеет качество отобранного материала.

    На фазе осмысления содержания учащиеся:

  1. Осуществляют контакт с новой информацией.
  2. Пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом.
  3. Акцентируют свое внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения.
  4. Обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы.
  5. Стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание на то, что именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему.
  6. Готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.

        Преподаватель на данном этапе:

  1. Может быть непосредственным источником новой информации. В этом случае его задача состоит в ее ясном и привлекательном изложении.
  2. Если школьники работают с текстом, учитель отслеживает степень активности работы, внимательности при чтении.
  3. Для организации работы с текстом учитель предлагает различные приемы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном.

       Фаза рефлексии. Роберт Бустром в книге «Развитие творческого и критического мышления» отмечает: «Рефлексия – особый вид мышления... Рефлексивное мышление значит фокусирование вашего внимания. Оно означает тщательное взвешивание, оценку и выбор». В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание.

Необходимые пояснения. Часто на детальную рефлексию практически не остается времени. Мы отмечали, что большое внимание на уроках уделяется, прежде всего, изложению нового материала. Школьники не привыкли к тому, что после этого этапа им могут быть заданы вопросы типа: «Какая информация привлекла Ваше внимание?», «Что Вы делали для того, чтобы выделить основную мысль прочитанного текста?» и тому подобные. Еще большую растерянность может вызвать предложение учителя поделиться в парах или в группе мнениями о возникших по ходу урока вопросах. Ответы в этом случае не отличаются разнообразием и смысловой насыщенностью. Мало кто из учеников может задать вопросы аудитории или учителю о возникших трудностях в усвоении нового материала или его интересных моментах. Большая часть задаваемых вопросов - из разряда поясняющих или фактологических. Все это свидетельствует о том, что рефлексия в обучении не может проводиться спонтанно. Она требует систематичности на всех этапах работы, а также регулярности и методической последовательности. Итак, каковы механизмы реализации фазы рефлексии при работе в режиме технологии развития критического мышления? 

      Не вызывает никаких сомнений важность отслеживания развития знаний учащихся. Механизм этого развития можно представить следующим образом:  

Актуализация имеющихся знаний, выявление затруднений и пробелов в знаниях, формулировка вопросов. 
Итог – постановка целей учебной деятельности.

Знакомство с новой информацией, ее соотнесение с имеющимися знаниями, поиск ответов на поставленные ранее вопросы, выявление затруднений и противоречий, корректировка целей.

Суммирование и систематизация новой информации, ее оценка, ответы на поставленные ранее вопросы, формулировка вопросов, постановка новых целей учебной деятельности.

Механизм рефлексии в режиме технологии развития критического мышления. 

На фазе рефлексии школьники систематизируют новую информацию по отношению к уже имеющимся у них представлениям, а также в соответствии с категориями знания (понятия различного ранга, законы и закономерности, значимые факты). При этом сочетание индивидуальной и групповой работы на данном этапе является наиболее целесообразным. Не менее важна роль этой фазы для отслеживания самого процесса обучения, процесса мышления и деятельности. В этом контексте механизм реализации фазы рефлексии выглядит следующим образом: 

Преподаватель

Рефлексия педагогического процесса, осознание собственных действий и  действий учеников  

Становление нового педагогического опыта, развитие мастерства  

Эффективность педагогического процесса

Ученик

Рефлексия процесса, осознание своего "я", своего опыта, собственных действий и действий других учащихся и преподавателей 

Рождение нового знания, становление опыта, развитие личности

Механизм рефлексии на уровне педагогического процесса в режиме технологии развития критического мышления.

      Важно, чтобы в процессе рефлексии учащиеся самостоятельно могли оценить свой путь от представления к пониманию. Еще более важно, чтобы этот процесс осуществлялся без принуждения со стороны преподавателя.

      Каким образом учитель может стимулировать рефлексию? Б. Блум считал, что таким действенным механизмом могут быть вопросы. 

      Следует обратить внимание на то обстоятельство, что вопросы, заданные преподавателем, – это не просто способ стимулирования активности процесса рефлексии, но это еще и способ показать учащимся путь к самостоятельной рефлексии (без помощи извне). Побуждение к постановке вопросов учащимися – наиболее важная и одновременно наиболее трудная задача преподавателя в процессе обучения. Эта задача требует кропотливой и систематической работы. Искренность и позиция партнерства позволяют сделать атмосферу обсуждения более открытой, а результаты более плодотворными.

       Функции трех фаз технологии развития критического мышления посредством чтения и письма можно схематически представить в таблице следующим образом:

Вызов 

  Мотивационная      (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме)

  Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме)

  Коммуникационная
(бесконфликтный обмен мнениями)

Осмысление содержания 

  Информационная (получение новой информации по теме)

  Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания)

Рефлексия 

  Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)

  Информационная (приобретение нового знания)

  Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)

  Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции,  
оценка процесса)

Основные приемы развития критического мышления.

Кто постигает новое, лелея старое,

                                                             Тот может быть учителем.        

                                                                                          Конфуций.                                                                                            

Со словами Конфуция можно соглашаться, а можно и  не соглашаться. Но как бы мы порой в суматохе дел не хотели избежать в работе каких-либо новых веяний, по разным причинам нам это не удаётся. Наша жизнь, наши обычные и необычные дети вносят в неё «поправки», «подталкивают» нас, учителей, к решению ряда проблем разными путями, один из которых – применение новых технологий.

У каждого учителя есть возможность выбрать методы и технологии обучения, которые он считает наиболее оптимальными для построения учебного процесса.

         Главным для учителя должно стать обучение детей не определённому объёму знаний, а процессу их усвоения. Использование в педагогической деятельности приёмов и методов технологии «Развитие критического мышления» позволяет развивать познавательные способности и познавательные процессы личности – разные виды памяти, мышление, внимание – посредством специально созданных учебных и познавательных ситуаций, а также направлено на удовлетворение потребностей личности: в безопасности, уважении, самоактуализации, самоутверждении, общении, игре, в познании, в творчестве.

Познавательная деятельность строится таким образом, чтобы каждый ученик, на каждом уроке имел возможность слушать, записывать, видеть и проговаривать учебный материал на разных уровнях.

                             Перспектив для работы по данной технологии в старшем звене достаточно много, но в начальной школе в силу специфики возраста учащихся, индивидуальных и психофизиологических особенностей детей их несколько меньше. Но тем не менее, внедрение некоторых приёмов таких, как  «чтение с остановкой», «синквейны» (пятистишия), кластеры («гроздья»), перепутанные логические цепочки, «бортовые журналы» приносят положительные результаты.

              Конечно, моделировать урок в той или иной технологии не просто. Мною используются различные методы и приёмы обучения, которые способствуют развитию личности ребёнка. Я остановлюсь на тех приёмах, которые нашли своё отражение в технологии развития критического мышления и используются мною на уроках чтения и внеклассного чтения.

2. 1. Чтение с остановками.

             Материалом для работы с этим приёмом служит повествовательный текст. По названию текста  ученики определяют, о чём пойдёт речь в данном произведении. Затем текст читается частями. После чтения каждой части ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета.

              Для учителя главным является нахождение оптимальных мест для остановки. Для учащихся этот приём полезен тем, что он способствует выработке внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована.

2.2.  Кластеры («гроздья»).

               Кластеры – графические систематизаторы, которые показывают несколько различных типов связей между объектами или явлениями. Использовать этот приём можно на всех стадиях урока: стадии вызова, осмысления, рефлексии. В центре учащиеся  записывают слово, вокруг которого они располагают слова или предложения, связанные  с темой.

               Приведу пример использования кластера при изучении произведения Г. Сенкевича «Янко-музыкант», чтение, 4 класс.      

Учитель. Нам нужно ответить на вопрос: «Как выглядел Янко?».

       Для этого нужно самостоятельно прочитать 1 часть произведения и отметить слова, которые помогут составить модель-описание мальчика Янко.

   После прочтения, в беседе с детьми на доске заполняется кластер:  

 Учитель. Составьте небольшой рассказ о Янко.

3. Синквейны (пятистишия).

 Синквейн в переводе с французского означает пять.

Порядок написания синквейна:

Первая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.
Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное предложение.
Третья срока – три глагола, показывающие действие понятия.
Четвёртая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение.
Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации связанные с данным понятием.

На уроке идёт работа из пяти этапов. Покажу это на примере фрагмента урока чтения по произведению К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»

 Учитель. Сейчас попробуем порассуждать на тему «Музыка». Работаем в группах.

 В своих закладках сделайте записи- пятистишия:

   - запишите существительное «Музыка» (тема);

   -  на 2 строке запишите два прилагательных, характеризующих это существительное и раскрывающих тему;

   - на 3 строке запишите 3 слова, которые будут выражать действия данного понятия;

   - теперь запишите слова, которые отражают ваше отношение к этому понятию (может быть 4 слова с предлогами);

   - запишите синоним к этому понятию.

Зачитывание лучших работ.

    Музыка              

    Веселая, бодрящая.                                 

    Веселит, успокаивает, отвлекает.

    Все любят разную музыку.

    Песня.

        (Н. Юля)

   Музыка

   Хорошая, разная.

   Под неё танцуют.

   Слушают люди и животные.

   Мелодия.        

                                    (Б. Регина)

  Учитель. Вот какая может быть музыка. Сегодня мы будем читать о человеке, который сочинял музыку. Найдите на доске среди написанных слов имя композитора.

Доска: Эдвард Григ, Дагни Педерсен, Хагеруп Педерсен, Магда, Нильс.

               

4. Логические цепочки.

               Этот приём очень полезен при пересказе текстов. Учащимся после работы с текстом предлагается выстроить события в логической последовательности.

5. «Шесть шляп мышления»

В практику развития мышления метафору «шести шляп» ввел известный психолог Эдвард де Боно. Выражение «put on your thinking hat (cap)» (дословно: надень свою мыслительную шляпу) на русский язык можно перевести как «призадуматься, поразмыслить». Обыгрывая этот оборот, Э. де Боно предлагает «поразмыслить» шестью различными способами.

Метод «шести шляп мышления» используется для разностороннего анализа каких-либо явлений, для проведения занятия по обобщению опыта (после экскурсии или изучения достаточно большой темы и т. д.).

Группа школьников делится на шесть групп. Каждой группе вверяется одна из шести шляп. Причем, в некоторых классах используются настоящие разноцветные шляпы, сделанные из картона. Каждой группе предлагается представить свой опыт, свои впечатления и мысли исходя из цвета шляпы.

Рефлексия в «шести шляпах» может осуществляться не только в группе, но и индивидуально. Этот метод побуждает учащихся к разнообразной, «разноцветной» оценке изученного и пережитого, что и является одной из важных характеристик критического мыслителя. Эти оценки могут быть ценны сами по себе, а могут быть использованы при написании заключительного эссе.

6. Прием «Инсерт».

Как работать по приему «Инсерт». Я раздаю карточки с автобиографией писателя, поэта. Прочитать текст и сделать пометки значками. Эти значки дети ставят по ходу чтения на полях.

«» - уже знал                          «-» - думал по другому

«+» - новое для меня               «?» - не понял, есть вопросы

После окончания работы с текстом я предлагаю ребятам написать небольшое «эссе» (маленькое сочинение), в котором ребята в свободной форме выражают свои мысли по данной теме. Суть этого метода не только в том, чтобы выразить свои мысли в письменной форме, но и поделиться с другими. Нельзя оценивать эти «эссе» с точки грамотности, их нужно рассматривать, как способы развития мышления и формирования культуры чтения.

7. Прием «Таблица «тонких» и «толстых» вопросов.

На любой из трех фаз урока я использую один из простых приемов: это – Таблица «тонких»  и «толстых» вопросов». На фазе Вызова - задаю вопросы, на которые мои ученики хотели бы получить ответы при изучении темы. На фазе Осмысления – этот прием служит для фиксации вопросов по ходу чтения. На фазе Рефлексии – служит для понимания пройденного.

А сама таблица «тонких»  и «толстых» вопросов» выглядит так: в левой части таблицы – простые «тонкие» вопросы, в правой части – «толстые» вопросы, т.е. сложные,  которые требуют от учащихся полных ответов.

Тонкие ?

Толстые ?

Кто…?

Что…?

Когда…?

Может…?

Будет…?

Мог ли…?

Как звать…?

Было ли…?

Согласны ли Вы…?

Верно ли…?

Дайте три объяснения, почему…?

Объясните, почему…?

Почему вы думает6е…?

Почему Вы считаете…?

В чем различие…?

Предположите, что будет, если…?

Что, если…?

Вопросами по теме: А.Н.Толстой «Детство Никиты» (Литературное чтение, 3 класс, программа «Школа 2100») могут быть такие:

  • Кто будет героем произведения?
  • К какому жанру относится произведение?
  • Какие чувства вызвал у вас этот отрывок?

Есть множество вопросов по каждой фазе урока, но нет смысла их перечислять. Ведь критическое мышление – это система мыслительных стратегий и коммуникативных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать с информационной реальностью и очевидно, что все методы и приемы РКМ дают возможность:

  • Развивать и совершенствовать творческий потенциал учащихся;
  • Повышать познавательное отношение к прочитанному;
  • Развивать положительное отношение к заданиям творческого и проблемного характера.

Все эти приемы и методы РКМ учат учащихся рефлексировать свою деятельность и развивать коммуникативную культуру.

Используя некоторые методы и приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо, я смогла добиться следующих результатов:

  1. Изменила отношение детей к уроку литературного чтения.
  2. Изменила у учащихся отношения к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе работы над художественным текстом.
  3. Мотивирую учащихся к дальнейшей деятельности.
  4. Создаю атмосферу доверия, сотрудничества в системе „учитель – ученик - класс”.
  5. Вырабатываю осознанное отношение к индивидуальной, групповой и коллективной деятельности.

Обобщая всё выше вышесказанное, можно сказать, что технология критического мышления обеспечивает развитие мышления, формирование коммуникативных и творческих способностей. Данная технология отвечает целям образования на современном этапе, вооружает ученика и учителя способами работы с информацией, методами  организации учения, самообразования.

                Какую технологию бы мы не осваивали, должны понимать, что делаем это для того, чтобы помочь ребёнку осознать своё место в многообразном мире, научить уважать   свободу и права других людей, обеспечить наиболее полное развитие индивидуальности и способностей каждого.

В заключении следует отметить, что умение учиться самостоятельно является одним из важнейших умений в современном мире и основой обучения в течение всей жизни. При этом необходимо особо подчеркнуть, что директивными методами этого не сделать: надо суметь так организовать процесс обучения, чтобы освоение компетенций было заложено в каждом его элементе и позволило выпускнику быть конкурентоспособным специалистом на рынке труда. В технологии критического мышления как раз и заложена возможность формирования умений учиться, ответственности за собственное обучение, воспитание умений позитивной критики, работы в команде и индивидуально, реальной критичной оценке ситуации, а так же возможность реально оценить свое обучение и планировать его  дальнейшее совершенствование. Именно эти задачи ставят перед нами Стандарты третьего поколения. Критическое мышление - не единственная технология с подобными возможностями. Следует отметить модульные технологии, проектные методы, проблемное обучение и др. Но все названные (и не упомянутые методы и технологии) не противоречат друг другу и могут быть взаимодополнены.


Библиографический список использованной литературы:

  1. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. – М., 1983.
  2. Выготский Л.С. Мышление и речь: собрание сочинений. В 6 т. Т.2. – М.,

   1982.

3. Возрастная и педагогическая психология. Под ред. В. Давыдова – М., 1979

4. Гальперин П.Я. Введение в психологию - М., 2000

5.  Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – Л., 1988.

6. Громова О. Критическое мышление: как это по-русски? //Первое сентября, 16 января, 2001, с.3.

7. Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. . Учим детей мыслить критически: Пособие для учителя /. – СПб: Альянс «Дельта», 2003. - 191 с

  1. Заир– Бек С.И., Муштавинская И.В.  Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004.
  2. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. – М., 1981
  3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: распоряжение  Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 №1756-р./ Правительство Рос. Федерации. – М.,2001. -29 с.
  4.  Кулюткин Ю.Н., Муштавинская И.В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. – СПб, 2002, с.13-14.
  5.   Ласкоржевская Е.В. Технология развития критического мышления младших школьников//  Начальная школа. – 2007. -№6. – С.68-70.
  6. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. - Мурманск, 1997.
  7.   Неделько С.С. Ориентирование обучения на формирование компетенций/ С.С.Неделько// Среднее профессиональное образование, Приложение № 7, 2008, С. 127-131.
  8.  Окунев А. А. Как учить не уча. - Спб., 1996.
  9. Основы критического мышления: междисциплинарная программа: Пособие 1/ Сост. Дж. Л. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл, С. Уолтер. – М.: Изд-во ИОО, 1997.
  10.   Полат Е.С.  Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2003.
  11. Популяризация критического мышления: Пособие 2 / Сост. Дж. Л. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл, С. Уолтер. – М.: Изд-во ИОО, 1997.
  12. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие.- М., 1998.
  13. Сорина Г.В. Критическое мышление: история и современный статус// Вестник Московского универ. Серия 7. Философия. 2003. №3.с.97-110
  14.  Федеральная целевая программа развития  образования  на 2006 – 2010 годы: утв.постановлением Правительства Рос. Федерации от 23 дек.2005 г.№ 803. –М., 2006.
  15.  Шамова Т. И., Давыденко Т.  Управление образовательным процессом в адаптивной школе. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на примере урока чтения во 2 классе по теме "В. Драгунский "Заколдованная буква"

Вашему вниманию предлагается презентация к выступлению на мастер-классе по теме "И.спльзование технологии равития критического мышления через чтение и письмо на примере урока литературного чтения во 2...

Антарктида- текст для работы по технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Классическим текстом технологии развития критического мышления через чтение и письмо является текст "Антарктида".Предлагаю применить стратегию, которая называется: «Знаю. Хочу узнать. Узнал».Она ...

Использование приёмов технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках литературного чтения.

  Современный школьник должен получить не только знания, но и умение применять их на практике, ориентироваться в нестандартных условиях.   На уроках литературы обучающийся должен...

Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке литературного чтения в первом классе.

Тема: "АПРЕЛЬ, АПРЕЛЬ, ЗВЕНИТ КАПЕЛЬ" ( А.Майков, А. Плещеев)Цель: Познакомить с названием раздела и прогнозировать его содержание; познакомить с лирическими стихотворениями о весне А. Майкова и А. Пл...

Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке литературного чтения в первом классе.

Тема: "АПРЕЛЬ, АПРЕЛЬ, ЗВЕНИТ КАПЕЛЬ" ( А.Майков, А. Плещеев)Цель: Познакомить с названием раздела и прогнозировать его содержание; познакомить с лирическими стихотворениями о весне А. Майкова и А. Пл...

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» - средство духовно-нравственного воспитания младших школьников.

Статья подготовлена на Международную научно-практическую конференцию "Духовно-нравственное и правовое воспитание личности", проходившую на базе Восточно-Казахстанского Государственного униве...