Главные вкладки

    План-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему:
    Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Винительный падеж имен существительных. Лес - наше богатство"

    Сидорова Альбина Сергеевна

    На уроке открытия новых знаний учащиеся выясняют в чём заключается опасность при определении именительного и винительного падежей и составляют алгоритм для их распознования.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vinitelnyy_padezh_imyon_sushchestvitelnyh._3_klass.docx45.86 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта  к уроку

    русского языка в 3 классе по теме:

     «Винительный падеж имён существительных»

    (УМК «Перспектива»)

    Тип урока: открытие нового знания

    Разработала: Сидорова Альбина Сергеевна,   учитель начальных классов  МБОУ «СОШ №2» г. Нижнекамска

                                   

                   

                 

    Технологическая карта урока русского языка в 3 классе

    Тема урока

    Винительный падеж имён существительных

    Тип урока

    Открытие новых знаний (ОНЗ)

          Цель

    Формировать умение определять винительный падеж существительных по вопросам, предлогам и синтаксической функции.

    Планируемый

        результат

    Предметные умения

    Универсальные учебные действия (УУД)

    • сформировать умение определять по вопросам винительный падеж имён существительных;
    • сформировать умение различать существительные в именительном и винительном падеже;
    • подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными;
    • расширить словарный запас учащихся.

    Личностные:

    • осознание алгоритма учебного действия;
    • способность к самооценке на основе критерия успешность учебной деятельности.

    Метапредметные

    Регулятивные: 

    • освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;
    • планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;
    • формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;
    • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение;
    • планировать учебное сотрудничество.

    Познавательные:

    • освоение умения распознавать существительные в именительном  и винительном падеже по вопросам и роли в предложении;

    • формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесения к известным понятиям.

    Коммуникативные:

    • формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;
    • принимать на себя ответственность за результат своих действий;
    • наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их;
    • высказывать свою точку зрения с достаточной полнотой и ясностью.

    Основные понятия

    Винительный падеж, вопросы винительного падежа.

    Межпредметные связи

    Русский язык – окружающий мир - развитие речи – литературное чтение

    Ресурсы:

    - основные

    -дополнительные

    Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. Учебник для 3 класса. Часть 2

    Мультимедийное сопровождение урока русского языка «Винительный падеж имени существительного».

    Карточки с буквами.

    Карточки с вопросами.

    Карточки «Рефлексия урока»

    Организация пространства

    Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, групповая работа.

    ХОД УРОКА

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учеников

                    Формируемые

    универсальные учебные действия

    Самоопределение к деятельности

    Цель: включение учащихся в деятельность на личностном уровне.

    Включение в деловой ритм

    Устное сообщение учителя

    Готовятся к работе

    Личностные: самоопределение.

    Регулятивные: целеполагание.

    Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

    (Слайд 1 )

     -Сегодня у нас необычный урок – к нам пришли гости. А гостям всегда рады. Постараемся, чтобы гостям не было скучно.

    Дети рассаживаются.

    - Ребята на каждом уроке мы с вами убеждаемся, что русский язык интересен, красив и сложен. Вот и сегодня постараемся помочь друг другу сделать новые интересные открытия.

    -Поприветствуйте своего партнёра по плечу, партнёра по лицу и партнёра по букве.

    - Прочитайте эти слова на слайде, они помогут вам на уроке.

    (Слайд 2 )

    Учащиеся читают на слайде:

     - Мы уже многое знаем.

     -В своих познаниях продолжаем идти дальше, раскрывая тайны русского языка.

     -У нас у каждого свое мнение и его нужно озвучить.

     - Мы не боимся ошибаться.

    Запись даты в тетради.

    Актуализация знаний  и выявление индивидуальных затруднений

    Цель: повторение изученного материала и материала, необходимого для открытия нового знания; выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

    Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.

    Выполняют задание, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции (устные и письменные), учебные навыки .

    Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

    Познавательные: логические – анализ объектов с целью выявления признаков.

    Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, прогнозирование, целеполагание

    1. Минутка чистописания

    -Запишите буквы с воздушными петлями:

    • парная согласная у согласной т;
    • ударная гласная в слове «кукушка»;
    • согласная буква  в конце слова «голубь».

    Дети записывают «дуб»

    Работа в группах

    -Работаем в группах: в каждой группе конверт с буквами, из которых нужно сложить слово.

    Учащиеся составляют слова:

    1 группа – берёза;

    2 группа – медведь;

    3 группа – лесник;

    4 группа – сосна;

    5 группа – дятел;

    6 группа – заяц;

    7 группа – мухомор.

    -Все слова составлены. Отвечают 2-ые номера.

    Учащийся каждой группы зачитывает получившееся слово. Учитель закрепляет на доске карточку со словом.

    -Какой частью речи являются данные слова? (-Это имена существительные, т.к. обозначают предмет и отвечают на вопросы кто? что?)

    - Какие из данных существительных отвечают на вопрос кто?, а какие на вопрос что? (- Кто? Медведь, лесник, дятел, заяц. Что? Берёза, сосна, мухомор).

    - Молодцы! Справились с этим заданием. Теперь ответьте на мои вопросы.

    Каждая группа получает вопрос.

    1группа:

      - Назовите мягкие согласные в слове.

    2 группа:

     - Определите род существительного.

    3 группа:

    - Поставьте существительное в Р.п.

    4 группа:

    -Подберите однокоренное слово.

    5 группа:

    - Образуйте форму множественного числа.

    6 группа:

    -Подберите синоним к данному существительному.

    7 группа:

    -Назовите корень.

    На обсуждение даётся полминуты.

     - Отвечают 3 номера.

    - [б΄], [р΄]

     - Медведь – он мой, мужской род.

     - Нет лесника.

     - Сосновый.

     - Дятлы.

     - Косой.

     - мух и мор. Это сложное слово из двух корней.

     - Молодцы! Какой темой объединены эти слова? (Темой «лес»)

    Загадка на случай затруднения учащихся с определением темы.

    Дом со всех сторон открыт,

     Он резною крышей крыт.

     Заходи в зелёный дом,

     Чудеса увидишь в нём! (лес)

    - Не случайно появилась эта тема на нашем уроке русского языка.

    Постановка учебной задачи

    Цель: обсуждение затруднений; проговаривание цели урока.

    Анализирует знания учащихся.

    Создает проблемную ситуацию.

    Ставят цели, выявляют место и причины затруднения.

    Регулятивные: целеполагание.

    Коммуникативные: постановка вопросов.

    Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение,  формулирование цели;

    логические –  формулирование проблемы.

    Фронтальная работа

    - Вчера в автобусе я слышала разговор двух мальчиков. Они возвращались из школы и обсуждали домашнее задание. Спор вызвала загадка, в которой надо было определить падеж имен существительных. А загадка такая:

    В золотой клубочек спрятался дубочек”. 

    Один из мальчиков рассуждал так: “Клубочек – что? Именительный падеж”. А другой мальчик говорил: “Клубочек - что? Это винительный падеж”. Интересно, кто же из них прав?

     - Догадались о теме нашего урока? (Именительный и винительный падеж имен существительных).

    - Верно, это нам и предстоит выяснить сегодня на уроке.

    Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)

    Организует деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации.

    Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.)

    Регулятивные: планирование, прогнозирование.

    Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации.

    Познавательные: моделирование;

    логические – решение проблемы,

    построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

    - Давайте вместе составим план изучения этой темы.

    (Слайд 3 )

     1. Найти причину затруднения.

     2. Составить алгоритм определения Винительного падежа.

     3. Сравнить наш алгоритм определения с правилом в учебнике

    4. Поупражняться в определении Винительного падежа у существительных.

    Реализация построенного проекта

    Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

    Работают в соответствии с составленным  планом

    Регулятивные: целеполагание, прогнозирование, коррекция.

    Познавательные: общеучебные- самостоятельное создание алгоритма деятельности, осознанное построение речевого высказывания.

    Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

    - Но, чтобы это сделать, нам надо вспомнить некоторые правила.

     - Почему именительный падеж называется именительным? (- Этот падеж называет имя предмета, одушевлённого (кто?) или неодушевлённого (что?)

    - Попробуйте предположить, почему винительный падеж так называется? (- Название связано со словом «винить»).

    -Правильно. Обвинить кого? Обвинить что?

    -Давайте выясним, в чём возникло затруднение при определении И. и В. падежей.

     -Запишите в тетради вопросы И.п. (Учащиеся записывают: кто? что?)

    -А теперь запишите вопросы В.п. (Учащиеся записывают: кого? что?)

    -Что заметили? (- Вопрос что? есть и в И.п., и в В.п.)

    - В чём заключается опасность при определении этих падежей?

    - Выполним задание. Запишем два предложения.

    Записывают в тетради под диктовку.

    •    В лесу растёт кедр.

    - Что такое «кедр»? ((Хвойное дерево).

    •    Ребята выращивают кедр.

    - А как можно вырастить кедр? (Из семечка).

    (Слайд 4)

     - Сравните предложения. Что заметили? (Повторяется слово кедр)

    - На какой вопрос отвечает слово кедр в первом предложении? (- На вопрос что?)

    - На какой вопрос отвечает слово кедр во втором предложении? (- На вопрос что?)

    - Разберите первое предложение по членам предложения.

    -  Разберите второе предложение по членам предложения.

    (Слайд 5)

    -  Определим падеж слова кедр в первом предложении (И.п.)

    -Докажите. («Кедр» - подлежащее, а подлежащее всегда в И.п.)

    -Можем мы предположить, что «кедр» во 2 предложении в И.п.? (Нет).

    -Докажите. (Во 2 предложении подлежащее – «ребята», значит «кедр» - второстепенный член, значит не И.п., т.к. только подлежащее стоит в И.п.

     - Определим падеж слова кедр во втором  предложении. (В.п.)

    -Какой вывод можно сделать?

    - Проверим свой вывод. Прочитайте в учебнике (с.31 упр.55), как профессор Самоваров советует различать существительные в И. и В. падеже. (Самостоятельно читают вывод в учебнике)

    -Совпадает данное сообщение с нашим выводом?

    Работа в группах

    - Составим алгоритм распознавания И.п. и В.п..

        1. Читаю предложение.

        2. Определяю главные члены – подлежащее и сказуемое.

        3. Слово-подлежащее стоит в И.п..

        4. Другие слова в предложении, также отвечающие на вопрос что, являются второстепенными членами, следовательно, они стоят в В.п.

    - Сравним ваш алгоритм  с алгоритмом на слайде.

    (Слайд 6) Алгоритм

                                                                       Физкультминутка

    1. Первичное закрепление

    Устанавливает осознанность восприятия. Первичное закрепление.

    Выполняют задания с объяснением

    Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

    Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, оценка действий партнера.

    Познавательные:  общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия.

    - Запишем предложение.

    Лес растёт медленно.

    Проверьте правильность написания.

    (Слайд 7)

    -В каком значении употреблено слово лес в этом предложении? (- В значении деревья)

     - Действительно, лес растёт очень медленно: чтобы росток стал взрослым деревом, должно пройти 15-20 лет.

    - Определим падеж  слова лес, пользуясь нашим алгоритмом. (Именительный падеж)

    Запишем следующее предложение.

    -Лесник охраняет лес. 

    Проверьте правильность написания.

    (Слайд 8)

    -Почему леснику необходимо охранять лес? От кого?

    -Верно. В наше время много деревьев гибнет при лесных пожарах. Выгорает тысячи гектаров леса каждый год. Мы должны очень аккуратно вести себя в лесу. Весной люди идут в лес за березовым соком, а ведь после этого деревья могут погибнуть.

    -Определим падеж  слова лес, пользуясь нашим алгоритмом. (Винительный падеж)

    Физкультминутка для глаз

    -Я вижу вы хорошо запомнили алгоритм, попробуйте теперь выполнить задание самостоятельно.

    Самостоятельная проверка  с самопроверкой по эталону

    Организует деятельность по применению новых знаний

    Самостоятельная работа. осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

    Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

    Личностные: самоопределение.

    1. Выполнение  упражнения 56 на странице 32

    №1 – 1 предложение.

    №2 – 2 предложение.

    №3 – 3 предложение.

    №4 – 4 предложение.

    1. Проверка в парах

    -Обменяйтесь тетрадями с партнёрами по плечу. Проверьте работу.

    Фронтально озвучивается верный ответ.

    Включение нового знания в систему знаний и повторений.

    Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса

    Организует выполнение творческого задания

    Выполняют в группах творческое задание, обсуждают, советуются, отстаивают свое мнение.

    Регулятивные: саморегуляция, контроль, оценка, коррекция.

    Познавательные: общеучебные – выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; самостоятельное создание способов решение проблем творческого характера.

    Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи.

    - Дети, давайте вспомним загадку, которая вызвала спор мальчиков. (Вспоминают загадку «В золотой клубочек спрятался дубочек»)

    - Запишите её. (Один учащийся записывает загадку на доске)

    - Можем теперь помочь мальчикам определить падеж?

    - Какой вывод можно сделать? (-Клубочек – В.п.)

    - А какая же отгадка у этой загадки? (Жёлудь)

     - Верно! Он из жёлудя пророс,

                  А потом всё рос и рос,

                  Год за годом подрастал –

                 И могучим дубом стал!

     - От какого слова нужно задать вопрос к слову «клубочек»? ( От слова «спрятался». Спрятался куда?)

     - С каким предлогом слово «клубочек» употреблено в этой загадке ? (С предлогом  «в»)

    - Мы уже говорили о предлогах Р.п. и Д.п. падежей.

         - Какую задачу нужно поставить на следующий урок? (С какими предлогами употребляются существительные в В.п.)

     - Но к этому уроку вы подготовитесь дома. Домашняя работа: составить 4 предложения с существительными в В.п. , причём в одном из них существительное должно быть употреблено с предлогом. Так мы узнаем предлоги В.п.

    Рефлексия деятельности

    Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса

    Организует рефлексию

    Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

    Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

    Познавательные: рефлексия.

    Личностные: смыслообразование.

           - Чему научились на уроке?

     - Как распознать И.п. и В.п.?

    -А какую тему ещё затронули на уроке?

     - Помните, лес – наше общее богатство. Сохраним его для будущих поколений.

    У каждого ученика лист с двумя шкалами

                                                                               Интересный урок                                     Моё участие

    - Ребята, у вас на столе лежат листочки с двумя шкалами. Оцените, пожалуйста, этот урок: насколько интересным он вам показался. А теперь оцените свою работу на уроке, насколько активно каждый из вас участвовал в обсуждении, выполнял практическую работу.

    - Спасибо за работу на уроке!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка в 3 классе Падежи имени существительного

    алгоритм определения падежа имени существительного...

    Технологическая карта урока русского языка в 3 классе.Тема "Предложный падеж и его предлоги"

    Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по УМК "ПНШ". Тема "Предложный падеж и его предлоги" в рамках реализации ФГОС НОО....

    технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме Определение падежей имен существительных

    урок русского языка 3 класс Определение падежей имен существительных...

    Конспект урока русского языка в 3 классе "Изменение имен существительных по падежам. Склонение."

    Конспект урока русского языка в 3 классе "Изменение имен существительных по падежам. Склонение."...