Главные вкладки

    Урок русского языка "Склонение имен существительных, употребленных в косвенных падежах"
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

    Иванова Наталья Николаевна

    Интегрированный урок русского языка и литературного чтения с использованием игровых технологий.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ТЕМА: Склонение имен существительных, употребленных в косвенных падежах.

          ЦЕЛЬ: Закрепление знаний  о типах склонения имён существительных. Научить распознавать тип склонения имен существительных, стоящих в косвенных падежах.

    ОБОРУДОВАНИЕ: стихотворения М.Ю. Лермонтова «Утес», портрет Петра I, листочки с заданием для эстафеты.

    Ход урока

    1. ОРГ. МОМЕНТ.
    2. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
    3. РАБОТА СО СЛОВАРЕМ.

    Учитель:

    -Отгадайте шараду:    

    Кто играл в горелки летом,

            

    Да еще «горел» при этом,

            

    Называл он раз-другой

            

    Слог и первый, и второй.

            

    Если дождь тебя застанет,

            

    По спине забарабанит,

            

    Чтоб насквозь ты не промок,

            

    Раскрываешь третий слог.

            

    Ты о целом слышал в школе

            

    И видал, конечно, в поле,

            

    Там, где линия земли

            

    С небом сходится вдали. (Горизонт)

    Дети записывают слово – горизонт - в словарик.

    Учитель:

    -Объясните, когда так говорят «Мой знакомый совсем исчез с горизонта»

    4. ЧИСТОПИСАНИЕ.

    Начнем с минутки чистописания. Подготовим руку: - «Погреем ручки»

                                                                                                - «Разогреем каждый пальчик»

                                                                                                - «Скалка»

                                                                                                - «Аплодисменты»

    Дети пишут в тетрадях: Фф     Ффф     Фффф

    Флот плывет к родной земле, флаг на каждом корабле.

    Ребята, а вы знаете, кто построил первую Русскую флотилию? (Петр 1) (портрет)

    6.РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.

    Упражнение «Найди лишнее слово» (назвать слово и объяснить почему)

    1. улыбка, юноша, болезнь, природа
    2. награда, крыло, боец, упрямство
    3. радость, болото, дед, описание
    4. степь, зелень, поселок, горсть
    5. ладонь, ладошка, площадь, пыль
    6. в лесу, на картине, к печи, дворец

    У существительного дворец легко определить склонение? Почему? ( в ИМ.П.)

    Как же поступить, чтобы определить склонение существительных в косвенных падежах? (Нужно поставить существительное в Им.П.)

    В лесу – лес (2 скл.)

    На картине – картина (1 скл.)

    К печи – печь (3 скл.)

    Учитель:

    -Ребята, сформулируйте правило определения склонения имени существительного в косвенном падеже (формулируют)

    Сейчас на примере стихотворения М.Ю. Лермонтова «Утес» мы будем определять склонение имен существительных, стоящих в косвенных падежах.

    На оборотной стороне доски написано стихотворение с пропущенными буквами, у детей листочек с напечатанным стихотворением.

    УЧИТЕЛЬ ЧИТАЕТ СТИХОТВОРЕНИЕ, ДЕТИ СЛЕДЯТ.

                    Утес.

    Н .чевала   туч .ка   з.л.тая

    На  груди утеса - вел.кана;

    Утром  в  путь  она  умч.лась  рано,

    По  лазури  вес.ло играя;

    Но  .стался  влажный  сле.  в  м.рщине

    Старого  утеса. Одиноко

    Он  ст.ит, з.думался  глубоко,

    И  т.хонько плачет он  в  пустыне.

    Учитель:    

    -Спишите, вставляя пропущенные буквы (один у доски, затем - проверка)

    А теперь у каждого существительного определите склонение (самостоятельно, один у доски, затем - проверка)

    Встаньте те, кто не сделал ни одной ошибки. Поаплодируем, молодцы!

    Поднимите руки у кого одна (две) ошибки. Какие?

    Работа со стихотворением.

    Прочтите выразительно, соблюдая паузы и логические ударения.

    ВОПРОСЫ:        

    - Какие чувства героя отражены в этом стихотворении?

    - Почему утес плачет? Как об этом говорит автор?

     - Как поэт называет утес? Как называется этот авторский прием? (сравнение)

    - Есть ли в произведении олицетворения?

      - Найдите эпитеты.

      7. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

     Отгадываем загадки. Если отгадка – слово 1 скл., то присели руки вперед, 2 скл. – два наклона влево и вправо, 3 скл. – руки у плеч, три вращения вперед, три – назад.  

    Со мной в поход идти легко,

    Со мною весело в пути.

    И я крикун, и я буян,

    Я звонкий, круглый … (барабан)

    *******

    Пышный хвост торчит с верхушки.

    Что за странная зверюшка?

    Щелкая орехи мелко.

    Ну, конечно, это … (белка)

                    ********

    Шубка – иголки,

    Свернется он – колкий,

    Рукой не возьмешь.

    Кто это … (еж)

               **********

    Лесники ее котят

    Взять домой не захотят.

    Ей не скажешь: «Кошка, брысь»,

    Потому что это … (рысь)

                ***********

    Длинным клювом тонким

    Схватит лягушонка.

    Капнет с клюва капля.

    Кто же это? … (цапля)

               ************

    По ночам во мне Ванятка

    До того задремлет сладко,

    Что не хочется вставать.

    Что за штука я? … (кровать)

                 ****************

    Вперевалку шел со льдин

    К нам на утренник … (пингвин)

                 ****************

    Трещала с самого утра:

    Пор-р-р-а! Пор-р-р-а!

    А что – пора?

    Такая с ней морока,

    Когда трещит … (сорока)

      8.ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО.

    Даны шесть пословиц со словом ДЕЛО в разных падежах.

    1.От слова до дела – целая верста.

    2.И умен, и пригож, и в деле гож.

    3.Велик телом, да мал делом.

    4.Дело шуток не любит.

    5.От скуки бери дело в руки.

    6.Делу – время, потехе – час.

    Дети поясняют смысл пословиц, списывают их в тетрадь, затем по одному выходят к доске и определяют падеж слова ДЕЛО.

    Учитель:   

     - В последней пословице определите склонение имен существительных .

     (подробно, с объяснением, дети рассказывают, как определить склонение)

     9.ЭСТАФЕТА.

    А теперь проверим, кто сегодня на уроке был внимательным и хорошо работал. Для этого   проведем эстафету.

    Каждому ряду дается листок с заданием и фломастер.

    1 этап.

     Ребенок (с первой парты) определяет у существительного склонение и передает соседу.

    Далее листки вывешиваются на доске и проверяется правильность выполнения задания.

    Побеждает тот ряд, который быстрее и правильнее (меньше ошибок) выполнил задание.

    2 этап.

    В обратном порядке (с последней парты) ребенок определяет у существительного падеж и передает листок соседу.

    Далее листки вывешиваются на доске и проверяется правильность выполнения задания.

    Побеждает тот ряд, который быстрее и правильнее (меньше ошибок) выполнил задание.

    По итогам двух этапов выявляем победителя эстафеты.

       9.ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.

      10.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

      11.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

    -Понравился ли вам урок?

    -Что нового узнали?

    -Как вы оцениваете свою работу на уроке?

              Задание для эстафеты:

    1 команда

    РАСТЕТ НА ДЕРЕВЕ

    СИДИТ ЗА ПАРТОЙ

    ПОДНЯЛСЯ В ВОЗДУХ

    ШЛИ ПО СТЕПИ

    ПИЛ ИЗ БЛЮДЦА

    ПОДАРИЛ ТОВАРИЩУ

    2 команда

    ПОСТАВИЛ НА СТОЛ

    ЛЮБУЮСЬ КАРТИНОЙ

    ПРОЧИТАЛ В КНИГЕ

    ЖДАЛ ПОМОЩИ

    ПРИШЛИ К ОЗЕРУ

    ВСТРЕТИЛ БРАТА

    3 команда

    ЗАШЕЛ К ПОДРУГЕ

    МЕЧТАЮ О ПОХОДЕ

    СЪЕЛ ЯБЛОКО

    СТОЯЛА ЗА ДВЕРЬЮ

    НАБЕРЕМ ЗЕМЛЯНИКИ

    УВИДЕЛ ДОЧЬ

           


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Упражнения в распознавании типа склонений имен существительных, употребленных в косвенных падежах.

    На уроке учимся определять склонение имён существительных, которые стоят не в именительном падеже и узнаем новое о здоровом образе жизни, о здоровом питании....

    Конспект урока по теме "Упражнения в правильном употреблении имен существительных в форме родительного падежа множественного числа" 4 класс.

    Урок с использованием активных методов обучения. Видна работа в группах. Нестандартные названия этапов урока....

    Урок по теме «Упражнение в определении склонений имен существительных, стоящих в косвенных падежах».

    Основные тезисы урока:1.      Организационный момент.2.      Чистописание (даны слова на безударную гласную. Необходимо определить лишнее слово,...

    Урок русского языка в 4 классе по теме «Определение склонения имен существительных, стоящих в косвенных падежах».

    В материалах представлены технологическая карта урока, конспект урока по русскому языку и презентация к уроку....

    Презентация к уроку русского языка "Имена существительные множественного числа родительного падежа"

    Презентация к уроку русского языка "Имена существительные множественного числа родительного падежа"4 класс...