МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА по русскому языку на тему: «Склонение имен прилагательных женского рода» 4 класс УМК «Школа России»
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Овчинникова Анна Андреевна

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА по русскому языку на тему: «Склонение имен прилагательных женского рода» 4 класс УМК «Школа России»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_rus.yaz_.docx27.63 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 276

Красносельского района

г.Санкт - Петербург

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

УРОКА

по русскому языку

на тему:

«Склонение имен прилагательных женского рода»

4 класс

УМК «Школа России»

Овчинникова Анна Андреевна,

учитель начальных класс

Санкт – Петербург

2022 г.

Тема: «Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе».

Цель: Формирование умений склонять имена прилагательные женского рода, определять их падеж.

Задачи:

Образовательные:

•создать условия для ознакомления с падежными окончаниями имен прилагательных женского рода в единственном числе;

•совершенствовать умение склонять имена прилагательные женского рода;

•способствовать обогащению словарного запаса;

•способствовать развитию навыков составлять словосочетания с именами прилагательными, выделять окончания, указывать падеж имен прилагательных

Развивающие:

•развивать орфографическую зоркость;

•развивать речь детей;

•развивать мышление, память, внимание, восприятие на слух, умение делать выводы

Воспитательные:

•содействовать воспитанию интереса к русскому языку;

•воспитывать умение работать в коллективе;

•воспитывать чувство любви, бережное отношение к природе

Планируемые предметные результаты:

•познакомятся с падежными окончаниями имен прилагательных женского рода в единственном числе;

•научатся склонять имена прилагательные женского рода;

•научатся составлять словосочетания с данными именами прилагательными, выделять окончания, указывать падеж имен прилагательных

Формируемые УУД:

Познавательные УУД:

•самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

•поиск и выделение необходимой информации;                                                    

•преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

•анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;

•синтез

Коммуникативные УУД:

•умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Регулятивные УУД:

•постановка учебной задачи;

•сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;

•оценивание качества и уровня усвоения материала

Личностные УУД:

•нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей

Оборудование: учебник русского языка 4 класс II часть. Автор: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий и др., компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, карточки, средство обратной связи (светофор)

Ход урока:

I. Организационный момент.

-Ребята, у нас сегодня необычный урок. У нас гости. Поприветствуйте их, пожалуйста. На уроке мы должны показать, как мы умеем работать, четко и правильно излагать свои мысли.

II .Минутка чистописания.

-Ребята, откройте тетради, запишите число, классная работа.

-Сегодня мы с вами будем писать букву (з) и букву (м).

                                                              3

На доске:

1)Зм  ззмм  зззммм  ззззмммм…

-Продолжите цепочку букв.

-Писать нужно каллиграфически, обращая внимание на правильное соединение букв.

-Посмотрите на доску.

На доске:

2)       мороз           мороз                     мороз

          холод           морозу                    морозный

          стужа           морозом                   заморозить

-Сравните слова в каждом столбике.

-Что общего у слов первого столбика? (Значение)

-Как называются эти слова?  (Синонимы)

(Синонимы произносятся и пишутся по-разному, имеют одинаковое или близкое значение.)

-Что можно сказать о словах второго столбика?  (Это форма одного и того же слова.)

-Что общего у слов в третьем столбике?  (Общая часть.)

-Является ли общая часть сходной не только по написанию, но и по смыслу? (Да.)

-Выпишите только тот столбик, где все слова являются родственными. (3)

-Какой столбик выписал Саша? Артем? Егор? (3)

-Молодцы!

-Дополните его другими родственными словами. (Заморозки, морозец, …)

-Выделите в них общую часть.

Устно укажите два признака родственных слов. (Имеют одинаковый корень, одинаковое значение.)

1)-Посмотрите на доску.

2)Прочитайте предложение.

На доске:                                                           

 Вот зима пришла серебристая,

Белым снегом замела поле чистое.  (Раиса Кудашёва «Зимняя песенка»)

3)-Подчеркните грамматическую основу.

-Что вы заметили? (В этом предложении однородные сказуемые.)                                                         

-Какое это предложение?  (Простое, т.к. одна грамматическая основа. Распространенное. Есть второстепенные члены предложения.)

-Обозначьте знакомые части речи.

III. Словарная работа.

Сегодня у нас новое словарное слово

Запишите слово «экскурсия», поставьте ударение, подчеркните орфограммы.

-Как вы можете объяснить значение слова?  (Ответы детей.)

-В каком словаре можно посмотреть, правильно ли мы объяснили значение слова?  (В толковом словаре.)

Вывожу на экран значение слова «экскурсия».  (1 слайд)

1.Коллективная поездка, коллективное посещение музея, выставки, достопримечательного места с целью ознакомления или изучения его.

2. Группа участников такой поездки.

-Подберите к слову «экскурсия» однокоренные слова.  (Экскурсант- участник экскурсии, экскурсионный автобус, …)

-Составьте предложение с этим словом. (В воскресенье мы с мамой ходили на экскурсию в музей.)

IV. Создание проблемной ситуации. Целеполагание.

-Ребята, какое сейчас время года?   (Зима.)    

-А какая она, зима?   (Снежная, холодная, волшебная, вьюжная, морозная, сказочная, …)                                                         

-Ребята, обратите внимание, как подробно мы охарактеризовали зиму.

-К какой части речи относятся названные нами слова?  (Имена прилагательные.)

-Что обозначают имена прилагательные? (Признак предмета.)

-На какие вопросы отвечают имена прилагательные? (Какой? Какая? Какое? Какие?)

-С какой частью речи всегда связано имя прилагательное? (С именем существительным.)

-Как изменяются имена прилагательные? (По родам, числам, падежам.)

-Как можно определить род, число, падеж имени прилагательного? (По имени существительному.)

-Как проверить правильность написания безударных окончаний имен прилагательных? (По вопросу, по прилагательному с ударным окончанием.)                                                       

-Какого рода бывают имена прилагательные? (Мужского, женского, среднего.)

-Обратите внимание на названные нами прилагательные. В форме какого рода они стоят? Докажите.

-Как называется изменение по вопросам имен существительных и прилагательных? (Склонением.)

-Сформулируйте тему нашего урока. (СЛАЙД 3)

V. Работа над новым материалом.

познакомимся…

1)-Сегодня на уроке мы

                                                                               

(со склонением имен прилагательных женского рода в единственном числе)

научимся…

-Сегодня на уроке мы                

(склонять имена прилагательные женского рода; определять их падеж;

узнаем, какие окончания имеют эти имена прилагательные в разных падежах)

2)Работа по учебнику.  

-Найдите на странице 29, упр.58

-Назовите по таблице окончания имен прилагательных женского рода в каждом падеже.

                                                           

И.п.         -ая,  - яя  

Р.п.          -ой,  -ей

Д.п.         -ой,  -ей

В.п.        -ую, -юю

Т.п.        -ой,  - ей

               -ою, -ею

П.п.        -ой, -ей    

-Какой сделаем вывод?  (Имена прилагательные женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах отвечают на вопрос (какой?) и имеют окончания (-ой), (-ей).)  

VI. Работа по теме урока.

-Следующее задание.

1.Нужно просклонять прилагательные «холодная зимняя» (ночь).

    -Выделить окончания имен прилагательных.

-Кто пойдет к доске?

-Пожалуйста (Ученица работает у доски, остальные дети- в тетрадях.)

                   И.п. (какая?) холодная зимняя (ночь)

                   Р.п. (какой?) холодной зимней (ночи)

                   Д.п. (какой?) холодной зимней (ночи)

                   В.п. (какую?) холодную зимнюю (ночь)

                   Т.п. (какой?) холодной зимней (ночью)

                   П.п.(о какой?) о холодной зимней (ночи)

-А теперь выполним задание.

 Слайд 4

Просклоняйте словосочетание: красивая синяя роза

- Выполните взаимопроверку

2. Следующее упражнение. Нужно определить падеж прилагательных, выделить окончания.     

 -Как в данном случае определить падеж прилагательного? (По падежу существительного определить падеж прилагательного.)   

                                                 

- Работаем у доски, по цепочке:

Беспечную (В.п.) кукушку, шустрой (Р.п.) синички, о пугливой (П.п.) пеночке, заботливой (Т.п.) ласточкой, серебристой (Д.п.) чайке, голубая (И.п.) сойка, о голодной (П.п.) вороне, молодой  (Р.п.) сойки, строгой (Д.п.) цапле.

-В каких падежах окончание прилагательных одинаковое? (Р.п., Д.п., Т.п., П.п.)

VII. Физкультминутка.

Покачайтесь,

Покружитесь,

Потянитесь,

Распрямитесь,

Приседайте, приседайте,

Пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку,

Поскачите - ка вприсядку,

Глубоко теперь вдохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Все в порядок приведите

И писать, друзья, начните.

VIII. Продолжение работы по теме.

3.Выборочный диктант.

-А сейчас мы с вами продолжаем работу по теме. Я буду диктовать предложения. Ваша задача записать словосочетания (существительное + прилагательное) женского рода.

     Толстой коркой покрылись реки. Только в проруби видна прозрачная вода. В глубокой тишине на речном дне спят рыбы. Плоские лещи лежат без малейшего движения.

     Сазаны нашли мягкую ямку. А зубастой щуке не спится. Она глотает сонную рыбу.

-Какие словосочетания выписал Ваня?....?

(толстой коркой, прозрачная вода, в глубокой тишине, мягкую ямку, зубастой щуке, сонную рыбу.

5.Игра «Заказ»

-А теперь давайте поиграем. Игра называется «Заказ». Я вам заказываю имя прилагательное в определенном роде и падеже. Ваша задача найти такое прилагательное.

На доске:                                                                

в синем море

у соседней опушки

по хорошей дороге

поздней осенью

около упавшего дуба

на письменном столе

ранним утром

Требуется

Имя прилагательное ср.р. в Т.п.  (ранним утром)

Имя прилагательное ж.р. в Р.п.  (у соседней опушки)

Имя прилагательное ж. р. в Д.п. (по хорошей дороге)

                                                     

Имя прилагательное м.р. в Р.п. (около упавшего дуба)

Имя прилагательное ср.р. в П.п. (в синем море)

Имя прилагательное ж.р. в Т.п. (поздней осенью)

Имя прилагательное м.р. в П.п. (на письменном столе)

-А теперь откройте учебник.

Прочитай.

Берёзы жёлт(-ой,-ою) резьбой

Блестят в лазури голубой.

Иван Бунин

Что, дремучий лес, призадумался,

Грустью тёмн(-ой,-ою) затуманился?

 Алексей Кольцов

IХ. Подведение итогов урока.

-Что нового вы узнали сегодня на уроке?

-В каких падежах имена прилагательные женского рода имеют одинаковые окончания? Назовите эти окончания.

-Мы с вами подвели итоги, а сейчас рефлексия.

Х. Рефлексия «Лесенка».

-Как вы оцените свою работу на уроке?

-На какую ступеньку «Лесенки» вы бы поставили себя?

Дети прикрепляют свои фотографии на одну из ступенек.

-У вас на столах лежат снежинки. На них вы поставьте себе оценку, которую, как вы считаете, заслужили. Соберите, пожалуйста, тетради. Положите в них снежинки, карточки. Я проверю их и завтра скажу вам оценки.

Домашнее задание: на карточках.

-Ребята, вы работали так хорошо, что я весь урок любовалась и гордилась вами. Всем спасибо за урок!

Прекрасный день!                                                               (9 слайд)

Уроку подошел конец.

Пусть каждый скажет про себя:

Какой я молодец!