Технологическая карта урока русского языка по теме: "Склонение имён прилагательных во множественном числе" УМК "Школа России" (4 класс)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Чурекова Дарья Алексеевна

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: формирование у обучающихся понятия о склонениях имён прилагательных в форме множественного числа.

Задачи:

Дидактические:

1. Формировать умения склонять имена прилагательные во множественном числе.

2.Формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных в форме множественного числа.

Развивающие:

1.Развивать наблюдать, сравнивать, делать выводы.

2. Развивать мыслительную деятельность, познавательную активность, мышление, внимание, память.

Воспитательные:

1.Воспитывать интерес к обучению, любовь к родному языку.

2. Воспитывать уважительное отношение друг к другу.

Планируемые результаты:

Предметные:

1. Учиться склонять имена прилагательные во множественном числе.

2. Учиться написанию окончаний имён прилагательных в форме множественного числа.

Личностные:

1. Формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям.

2. Применять правила делового сотрудничества.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата:17.03.2023

Школа: МАОУ «МЛ №148»

Класс: 4 «Н»

Урок: 2

Время: 14:00-14:40   Кабинет: 224

Студент: Чурекова Дарья Алексеевна

Группа: 35

Учитель: Васильева Наталья Александровна

Методист: Кошкарова Любовь Сергеевна

Тема урока «Склонение имён прилагательных во множественном числе»

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: формирование у обучающихся умений склонять имена прилагательные в форме множественного числа.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Формировать умения склонять имена прилагательные во множественном числе;

2.Формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных в форме множественного числа.

Предметные:

1. Учиться склонять имена прилагательные во множественном числе;

2. Учиться написанию окончаний имён прилагательных в форме множественного числа.

Развивающие:

1.Развивать наблюдать, сравнивать, делать выводы;

  • 2. Развивать мыслительную деятельность, познавательную активность, мышление, внимание, память.

Личностные:

  • 1. Формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям.
  • 2. Применять правила делового сотрудничества.

Воспитательные:

1.Воспитывать интерес к обучению, любовь к родному языку

  • 2. Воспитывать уважительное отношение друг к другу;

УМК: «Школа России», учебник Русский язык: 4 кл.: Учебник: в 2ч./Канакина В.П, Горецкий В.Г. - М.: Просвещение, 2020.-Ч.2. 


ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося



Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне

Наглядный метод: демонстрация слайдов

Групповая работа

Индивидуаль-

-ная работа

1.Налаживание контакта с классом.

-Здравствуйте ребята, меня зовут Дарья Алексеевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка.

-Я очень хочу, чтобы вы улыбались,

 Работаю нашей довольны остались.

 Пусть этот урок нас порадует всех

 И каждый из нас ощутит свой успех.

2.Проверяет готовность обучающихся к уроку.

-Перед тем как начать урок, давайте проверим вашу готовность, у всех ли на парте есть учебник, рабочая тетрадь, пенал?

-Если у вас лежит на парте всё нужное, то поднимите большой палец вверх.

Приветствуют учителя

Организуют рабочее место;

УУРД: выработать учебную мотивацию,

УУКД: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса,

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная работа,

Словесный метод: беседа,

Взаимопроверка

1.Организует словарную работу.

- Сядьте правильно, приготовим руки к письму.

- Откройте свои тетради. Отступите две строки от прошлой работы и запишите число, сегодня семнадцатое марта, а также не забудьте написать классная работа.

-Какие орфограммы в слове классная? А в слове работа?

-Молодцы!

-Ребята, пока я готовила для вас словарную работу, у меня в словах пропали буквы. Поможете мне восстановить слова?

-Спишите слова со слайда, расставляя пропущенные буквы.

Слова: кв_ртира, г_зета, п_ртрет, б_лет, д_ревня, б_гаж, мес_ц

(квартира, газета, портрет, билет, деревня, багаж, месяц)

-Кто записал слова, руку на локоток!

-Теперь поставьте в словах ударение простым карандашом, как только вы закончите выполнять работу, руку на локоток, чтобы я видела кто закончил.

-Теперь поменяйтесь с соседом по парте тетрадями и возьмите в руку простой карандаш, взгляните на слайд и начните выполнять проверку.

- Теперь вам нужно поставить оценку своему соседу по парте, на слайде вы видите критерии оценивания:

0 ошибок «5»,

1 ошибка «4»,

2 ошибки «3»,

3 ошибки «2»

-Встаньте, кто получил «5»

-А теперь встаньте, кто получил «4»

-Молодцы!

Записывают в тетрадь число и классная работа

-удвоенная с

-это словарное слово, нужно запомнить, что пишется буква а.

-даа

Выполняют задание по команде учителя

Выполняют проверку задания в паре

Встают

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный

метод:

рассказ

Словесный метод: беседа

1.Согласовать и зафиксировать цель и тему урока;

2. Построить план и определить средства достижения цели.

-Прочитайте отрывок из стихотворения Сергея Александровича Есенина. С его помощью мы определим тему сегодняшнего урока.

Улыбнулись сонн_ берёзки,

Растрепали шёлковв_ косы.

Шелестят зелён_ сережки,

И горят серебрян_ росы. 

-Что можно сказать о теме урока? Что будем изучать?

-Почему вы так решили?

-А как вы определили, что это прилагательное во множественном числе?

-А скажите, какую тему вы проходили на прошлом уроке?

-Что мы научились делать с прилагательными?

-Тогда как может звучать сегодняшняя тема урока?

-Ребята, вы абсолютно правы, тема нашего урока: «Склонение имён прилагательных во множественном числе»

-Прилагательные во множественном числе

-В стихотворении пропущены окончания прилагательных во множественном числе

-По вопросу какие? И по существительным, с которыми связаны прилагательные

- «Падежи имён прилагательных»

-Склонять их по падежам

- «Склонение имён прилагательных во множественном числе»

УУПД: перерабатывать полученную информацию: делать выводы

 на основе полученных знаний.

УУРД:

Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

Самоконтроль

- Поставим цели на урок с помощью опорных слов:

Узнаем…

Научимся…

-Чтобы достичь этих целей, нам нужно составить план урока, на доске расположены пункты плана, но в неправильном порядке, кто поможет мне восстановить план?

1.Выполним упражнения;

2.Узнем, как склонять имя прилагательное во множественном числе;

4. Оценим свою работу на уроке;

3.Сделаем самостоятельную работу.

-Кто согласен с вашим одноклассником, поднимите большое палец вверх.

-А теперь проверим ваш план с моим планом на слайде.

-Вы большие молодцы, всё верно!

Цели:

1.Узнаем, как склонять им прилагательное во множественном числе

2. Научимся склонять имя прилагательное во множественном числе

Один из учеников выходит к доске и составляет план

1.Узнаем, как склонять имя прилагательное во множественном числе;

2.Выполним упражнения;

3.Выполним самостоятельную работу;

4.Оценим свою работу на уроке.

- Посмотрите на слайд, давайте прочитаем словосочетание: прекрасные дни

- Просклоняем прилагательное по падежам.

Вызывает ученика к доске для выполнения. Остальные работают в тетрадях

И.п.(какие?) – прекрасные дни

Р.п.(каких?) – прекрасных дней

Д.п.(каким?) – прекрасным дням

В.п.(какие?) – прекрасные дни

Т.п.(какими?) –прекрасными днями

П.п.(о каких?) – о прекрасных днях

Проверка по эталону (на слайде)

– А теперь, работая в парах, сравните падежные окончания прилагательных. Что можно сказать об окончаниях имен прилагательных множественного числа? 

- В каких падежах имена прилагательные множественного числа имеют одинаковые окончания?

Склоняют прилагательное

 

Проверяют ответы

-окончания совпадают

- именительном и винительном, в родительном и предложном

«Открытие» детьми нового знания

(7-8 минут)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Словесный метод:

Рассказ

Группа практических методов: работа по заданию учителя

Внешний контроль

1.Организует обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися;

- Тогда как мы можем определить падеж имени прилагательного во множественном числе?

-Отлично, всё верно!

-Теперь давайте мы снова поработаем с этим словосочетанием, но заменим существительное: прекрасные слова, просклоняем его устно

И.п.-прекрасные слова

Р.п.-прекрасных слов

Д.п.-прекрасным словам

В.п.-прекрасные слова

Т.п.-прекрасными словами

П.п.-о прекрасных словах

-Итак, мы заменили в словосочетании имя существительное, изменились ли окончания у прилагательного множественного числа?

-Какой род у слова дни?

-Отлично, а какой род у слова?

- по падежу имени существительного во множественном числе

-не изменились

-ставим в начальную форму-день, значит, мужской род

-слово, значит, средний род

УУПД: перерабатывать полученную информацию: делать выводы

 на основе полученных знаний.

Словесный метод:

Беседа

Фронтальная

Работа:

Опрос

Словесный метод:

беседа

Организовывает деятельность  обучающихся  по открытию нового знания, к побуждению к самостоятельной исследовательской деятельности;

-Какой вывод мы можем сделать? Давайте сформулируем правило

Организует работу с учебником

-Давайте посмотрим, правильно ли мы сформулировали правило. Откройте учебник на странице 38, прочитаем правило под галочкой.

-Всё верно мы сформулировали?

-А теперь расскажите правило друг другу в парах.

-Запишите в тетрадях упражнение 81. Прочитайте задание.

-Поднимите большой палец вверх, если вам понятно задание.

-Работаем самостоятельно, по вариантам. 1 вариант работает с первым предложением, 2 вариант – со вторым предложением. На выполнение вам даётся 3 минуты

Проверка по эталону

-Обменяйтесь с соседом по парте тетрадями и сверьте ответы с ответами на слайде.

-Если всё верно, ставим «+», если есть ошибки, ставим «-».

-имена прилагательные во множественном числе не склоняются по родам

Читают правило про себя

-да

Рассказывают правило

Один ученик читает задание, остальные следят

Выполняют упражнение

Проверяют

УУПД:  узнавать новую тему при взаимодействии с детьми, строить рассуждение по

теме урока в соответствии с

возрастными нормами

УУРД:

осознанно относиться к другому человеку, его мнению

УУКД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстником

-Запишите упражнение 82. Прочитайте задание.

-Прочитайте загадку и отгадайте её.

-Выполним первое задание под кружочком.

-Отлично, теперь спишите. Укажите падеж каждого имени прилагательного во множественном числе, выделите окончания имён прилагательных. Вам даётся 5 минут. Как будете готовы-руку на локоток.

-Объясните. Как вы определили падеж прилагательных во множественном числе?

Один из учеников читает задание, остальные следят.

Отгадывают загадку. Придумывают для нее название.

-красный-пунцовые, бирюзовый-голубые, тёмный-чёрной, жёлтый-золотые, невиданный-небывалой

Работают с текстом.

Объясняют

Первичное закрепление

( 4-5 минут)

Усвоение нового способа действий

Практический метод:

Упражнение

1.Организация работы для закрепления материала.

- Прочитайте правило на странице 39.

- Мы с ним уже познакомились в начале урока, верно?

-Расскажите это правило в парах друг другу.

Читают задание и выполняют упражнение.

Читают правило

-да

Рассказывают правило

-Откройте рабочие тетради на странице 22. Выполним упражнение 51.

-Прочитайте задание

Читают по предложению, вставляют пропущенные буквы, определяя падеж имён прилагательных.

Читают задание.

Физкультминутка

(1 мин)

Снижение эмоционального и физического напряжения

Практический: выполнение динамической паузы

-Сейчас мы с вами немножко отдохнём, давайте все встанем, и сделаем небольшую зарядку.

Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуть, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.

1.Выполняют упражнения.

Л: формирование установки на здоровый образ жизни.

УУРД:

мобилизировать силы и энергию

Самостоятельная работа с самопроверкой

 (4-5 минут)

Интериоризацтия (переход извне внутрь) нового

способа действий, индивидуальная

рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Практический метод:

Упражнение

Внешний контроль

1. Начало самостоятельной работы учащихся.

2. Оказание индивидуальной помощи.

3. Организация взаимопомощи.

4. Конструктивная критика.

5. Поощрение.

- Выполним самостоятельно задание 50 на 22 странице рабочей тетради.

-Прочитайте задание

-Первый вариант работает с предложением голубые цветы, второй вариант с предложением синие цветы. На выполнение вам даётся 3 минуты.

1.Выполняют самостоятельную работу.

Читают задание

.

Работают самостоятельно

УУПД: перерабатывать полученную информацию: делать выводы

 на основе полученных знаний.

Рабочая тетрадь стр.22, №50

Взаимоконтроль

Организовывает само / взаимопроверку обучающимися своих решений по эталону;

-Время закончилось, давайте проверять ответы. Сверьте свои ответы с ответами на слайде.

-Поставьте себе «+», если ошибок не было, поставьте «-», если были ошибки.

Проверяют ответы

Анализируют выполненное задание, осуществляют самопроверку;

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Фронтальная работа

Словесный метод: беседа

1. Обобщение материала урока.

2. Вопросы на повторение теоретического материала.

-Выполним упражнение со слайда.

Поставьте и запишите слова в скобках в нужном падеже.

Любовались (белоснежные равнины), подъехали к (высокие горы), рисовали на (холодные стёкла), летали около (стройные сосны), блестит (разноцветные огни), вьют на (высокие деревья).

Домашнее задание.

Записываем домашнее задание:

1. Анализируют урок с точки зрения достижения поставленных целей.

Списывают предложения и выполняют задание

Записывают домашнее задание

УУПД: перерабатывать полученную информацию: делать выводы

 на основе полученных знаний.

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка

результатов деятельности, осознание

метода построения,

     границ применения

нового знания

Самоконтроль

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

1.Организует анализ урока с точки зрения поставленных целей.

-Давайте вспомним, какой была тема нашего урока?

А какие цели мы ставили на этот урок?

-Мы достигли поставленных целей?

1. Анализируют урок с точки зрения достижения поставленных целей.

2. Дают оценку своей работе на уроке.

3.Выбирают из цветового спектра, соответствующий                                           настроению на конец урока цвет

-тема: склонение имён прилагательных во множественном числе.

-цели: узнать, как склонять имена прилагательные во множественном числе; научиться склонять имена прилагательные во множественном числе.

-достигли

Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал

Индивидуальная

Самоконтроль

-Давайте вспомним, как мы можем определить падеж имени прилагательного во множественном числе?

-Склоняются ли имена прилагательные во множественном числе по родам?

-Все ли пункты плана мы выполнили?

-Верно, молодцы, вы отлично усвоили эту тему.

Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив «Лесенку успеха».

-Наш урок подходит к концу, значит мы должны оценить свою работу на уроке, у вас на партах лежат карточки, поставьте «+» в строчке, которая вам подходит

-Вы все молодцы, мне понравилось, как вы работали сегодня на уроке.

-по падежу имени существительного

-не склоняются

-да

2. Проводят самооценку своей деятельности, упешности на уроке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Добрый день!

Слайд 2

« Мудрым никто не родился, а научился»

Слайд 3

«Лесенка успеха»

Слайд 4

Слова: кв_ртира , г_зета , п_ртрет , б_лет , д_ревня , б_гаж , мес_ц

Слайд 5

Слова: кв а ртира, г а зета, п о ртрет, б и лет, д е ревня, б а гаж, мес я ц

Слайд 6

0 ошибок «5», 1-2 ошибки «4», 3 ошибки «3», 4 и более ошибки «2»

Слайд 7

Улыбнулись сонн _ берёзки, Растрепали шёлков_ косы. Шелестят зелён _ сережки, И горят серебрян _ росы. (С. А. Есенин) ые ые ые ые

Слайд 8

Тема: «Склонение имён прилагательных во множественном числе»

Слайд 9

Цели: 1.Узнаем 2.Будем учиться , как склонять имя прилагательное во множественном числе с клонять имя прилагательное во множественном числе

Слайд 10

План: 1 . Составим таблицу падежных вопросов и окончаний прилагательных в форме множественного числа 2. Узнаем, как склонять имя прилагательное во множественном числе. 3 . Выполним упражнения. 4 . Выполним самостоятельную работу. 5 . Оценим свою работу на уроке .

Слайд 11

Прекрасные дни И.п . – Р.п . – Д.п . – В.п . – Т.п. – П.п . - п рекрасные дни прекрасных дней прекрасным дням п рекрасные дни прекрасными днями о прекрасных днях

Слайд 12

Прекрасные слова И.п . – Р.п . – Д.п . – В.п . – Т.п. – П.п . - п рекрасные слова прекрасных словах прекрасным словам п рекрасные слова прекрасными словами о прекрасных словах

Слайд 13

«Лесенка успеха»

Слайд 14

Учебник Страница 38 Упражнение 81

Слайд 15

Голубые весенние цветы И.п .- Р.п .- Д.п .- В.п .- Т.п.- П.п .- г о лубые весенние цветы г олубых весенних цветов г олубым весенним цветам г олубые весенние цветы голубыми весенними цветами о голубых весенних цветах

Слайд 16

Весёлые неуклюжие медвежата И.п . – Р.п . – Д.п . – В.п . – Т.п. – П.п . - в есёлые неуклюжие медвежата в есёлых неуклюжих медвежат в есёлым неуклюжим медвежатам в есёлых неуклюжих медвежат в есёлыми неуклюжими медвежатами о весёлых неуклюжих медвежатах

Слайд 17

«Лесенка успеха»

Слайд 18

Учебник Страница 39 Упражнение 82

Слайд 19

«Лесенка успеха»

Слайд 20

Рабочая тетрадь Страница 22 Упражнение 51

Слайд 21

Физминутка

Слайд 22

Рабочая тетрадь Страница 22 Упражнение 50

Слайд 23

«Лесенка успеха»

Слайд 24

Б.М. Витомский «Весна на Южном Урале»

Слайд 25

Домашнее задание

Слайд 26

Тема: «Склонение имён прилагательных во множественном числе»

Слайд 27

Цели: 1.Узнаем 2.Будем учиться , как склонять имя прилагательное во множественном числе с клонять имя прилагательное во множественном числе

Слайд 28

План: 1. Узнаем, как склонять имя прилагательное во множественном числе. 2. Выполним упражнения. 3. Выполним самостоятельную работу. 4. Оценим свою работу на уроке.

Слайд 30

«Лесенка успеха»

Слайд 31

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме: "Род имён прилагательных"

Технологическая карта урока создана в соответствии требованиям ФГОС и может быть использавана в работе не только по УМК "Школа России", но и "Планета знаний"....

Технологическая карта урока русского языка по теме " Склонение имён прилагательных во множественном числе" (4 класс, ПНШ)

Технологическая карта русского языка. Составленна в соотвествии с образовательной программой....

Технологическая карта урока русского языка по теме " Склонение имён существительных" (3 класс, УМК "Школа России"

Технологическая карта урока русского языка. Разработана в соответствии с образовательной программой....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Изменение имён прилагательных по падежам" 3 класс

Учебный предмет- русский язык ( УМК "Школа России") 3 класс.Тип урока - урок открытия новых знаний.Тема урока - Изменение имён прилагательных по падежам.Цель урока - Способствовать формирова...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Роль имён прилагательных", 3 класс

Технологическая карта разработана к уроку русского языка в 3 классе по программе "Школа России", соответствует ФГОС НОО...