Методическая разработка урока по русскому языку тема "Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. Закрепление". (2 класс)
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме


Предварительный просмотр:

 Урок  по русскому языку во 2 классе

по теме: "Правописание сочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши. Закрепление.    

Учитель: Шепель О.В.                                        

Цели:

  1. закрепление навыка правописания изученных сочетаний; развитие умения распознавать звуки [ч’], [щ’]; [ж], [ш];
  2. развитие орфографической зоркости у учащихся;
  3. развитие внимания, мышления;
  4. обогащение словарного запаса и развитие речи учащихся;
  5. закрепление знаний о предложении, как единице речи, выражающей законченную мысль;
  6. воспитание любви к природе.

Оборудование:

  1. компьютер, проектор
  2. иллюстрация с изображением героев сказки «По щучьему веленью»;
  3. карточки с гласными буквами;
  4. презентация к уроку;
  5. карточки с домашним заданием.

                                                  Ход урока

I Организационный момент

- Какой урок у нас начался? Слайд  1

II Пальчиковая гимнастика

  1. «Колечко»  Поочерёдно, соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний и т.д.
  2. «Семья»

III Оформление тетради

IV Введение в тему

  • Послушайте отрывок из одной сказки и отгадайте как она называется.

 (Учитель читает отрывок)

Сказка « По щучьему велению»

«…Слез Емеля с печки, обулся, оделся, взял ведра да топор и пошел на речку.

Прорубил лед, зачерпнул ведра и поставил их, а сам глядит в прорубь. И увидел Емеля в проруби щуку. Изловчился и ухватил щуку в руку:

- Вот уха будет сладка!

Вдруг щука говорит ему человечьим голосом:

- Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь.

А Емеля смеется:

- На что ты мне пригодишься?.. Нет, понесу тебя домой, велю невесткам уху сварить. Будет уха сладка.

Щука взмолилась опять:

- Емеля, Емеля, отпусти меня в воду, я тебе сделаю все, что ни пожелаешь.

- Ладно, только покажи сначала, что не обманываешь меня, тогда отпущу.

Щука его спрашивает:

- Емеля, Емеля, скажи - чего ты сейчас хочешь?...»

- Ребята, отрывок из какой сказки я прочитала? (Сказка «По щучьему велению») Слайд 2

- Какая это сказка – авторская или народная?

- Молодцы!

V Сообщение темы урока

- Ребята, кого поймал Емеля? (щуку)

- Он ее поймал и не отпускает. Хочет, чтобы она выполнила его задания.

- Поможем мы щуке в выполнении  заданий Емели?

- А какая орфограмма спряталась в  слове щука? (чу-щу)

- Правильно. А какие еще сочетания мы изучали? (жи-ши, ча-ща)

- Сегодня на уроке мы еще будем повторять и закреплять написание этих сочетаний.

                                                                                                                              Слайд 3

- Кто помнит правило, как писать эти сочетания? (дети отвечают)

                                                         (Вывешиваю помогай-ку)

VI Речевая разминка Слайд 4

      (Читаем хором)

VII Чистописание

- Назовите, какие согласные буквы встречаются в наших сочетаниях? (Ж, Ш, Ч, Щ)

- Запишите эти буквы на следующей строчке в тетради. (Жж, Чч, Шш, Щщ) (Слайд 5)

   (Учитель на доске)

- Подчеркните синим карандашом буквы, которые обозначают твердые согласные звуки.

(Ж, Ш).

- Подчеркните зеленым карандашом буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки. (Ч, Щ).

- Кому мы сегодня будем помогать? (Щуке)

- Запишите название нашей героини на следующей строчке (щука) Слайд 6

- За что поймал Емеля щуку? (за хвост)

- Как скажем хвост – чей? (щучий хвост) Запишите в тетради это словосочетание.

- В каком слове в названии сказки есть орфограмма с нашим сочетанием?

(по щучьему). Запишите в тетрадь, выделите орфограмму в этих словах.

VIII Работа по теме урока

1 Задание  Работа над предложением. Слайд 7

- А  теперь давайте составим предложение из данных слов о щуке (дети составляют устно)

- Назовите какое предложение получилось? (один ученик у доски записывает, остальные в тетрадях).

- Проверим правильно ли вы записали (проверка Слайд 8)

                     Хищная щука живет в реке.

- В каких словах есть наши сочетания? Подчеркните.

- Давайте найдем главные слова в предложении  ((кто?) щука, (что делает?)  живет).

- Подчеркнем слово щука – одной чертой.

- Подчеркнем слово живет – двумя чертами.

- Молодцы!

- А теперь следующее задание.

2 Задание  Игра «Угадайка» (устно)

- Я буду называть слово, а вы должны показать карточку с нужной гласной буквой. (сигнальные карточки)

1. «И или Ы»        (Слайд 9)

- Запишите первую строчку слов, подчеркните орфограмму.(жи-ши)

2. «а или я, у или ю»    (Слайд 10)

- Однажды Емеля шел по лесу, заблудился и забрел в лесную чащу.

3 Задание «ЧАЩА» (Слайд 11)

- Что такое «чаща»? (дети называют свои варианты)

- Ребята, чаща это густой, непроходимый лес, заросль. (Слайд 12)

- Емеля дает нам задание, изменить слова так, чтобы они получились с нужным сочетанием.

(Слайд 13)                   

                                     Чаща – забрел (куда?) в  ча…

                                   Роща – пойти в …

                                   Задача – решить …

                                   Дача – построить …

(Ученики у доски работают по одному сочетанию)

- Подчеркните орфограммы.

IX Физкультминутка (Слайд 14)

1) Чистоговорки (хором)

Ча-ча-ча – у меня нет ключа.

Чу-чу-чу – громко в дверь я постучу.

2)-   А теперь ребята, встали!

        Быстро руки вверх подняли,

         В стороны, вперед, назад,

         Повернулись вправо, влево,

         Тихо сели, вновь за дело.

X Продолжение работы по теме

4 Задание  Диктант по картинкам (Слайд 15)

- Запишите названия предметов на картинках. (Слайд 16)

- Подчеркните сочетания.

Проверка фронтально (устно)

5 Задание «Допиши сочетания» (Слайд 17)

- Допишите нужное сочетание в пары слов, конец первого слова будет являться началом второго слова.

                      лу… - …знь

                      гара… - …лет

                      кри… - …лки

                      ер… - … пы

                      зада… - …й

- Подчеркните орфограммы.

Проверь  (Слайд 18)

XI Итог урока

- Вот мы и выполнили все задания Емели. Он отпустил нашу щуку обратно в речку. (Слайд 19)

- Правописание каких сочетаний мы сегодня повторяли на уроке? (жи-ши, ча-ща, чу-щу)

1. Чтение правила.

- А сейчас прочитаем стихотворение-правило  и запомним  как они пишутся. (Слайд 20)

(Хором дети с учителем читают правило)

- Молодцы! Вы сегодня хорошо работали. (Слайд 21)

2. Выставление оценок.

XII Домашнее задание

Задание на карточке.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку для 3 класса «Состав слова (закрепление)»

Данная методическая разработка урока  содержит конспект урока , в котором используются следующие методы обучения:  наглядный, словесный, исследовательский, проблемно-поисковый, а также презе...

Методическая разработка урока по русскому языку с использованием здоровьесберегающих технологий "Понятие о временных формах глагола". 3 класс.

В данном материале представлено использование здровьесберегающих технологий на примере урока руского языка....

Методическая разработка урока по русскому языку "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова" (2 класс)

Методическая разработка конспекта урока по русскому языку для 2 класса ("Школа России"). Тема:"Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова" (обобщающий урок)....

Методическая разработка урока по русскому языку "Закрепление написания изученных букв" 1 класс

Конспект урока был разработан на основе УМК "Перспективная начальная школа"...

Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе"Русский язык как знаковая система"

Вводное занятие поможет ученикам дать определение термину "русский язык", выделить основные функции языка и выявить место русского языка в системе знаков...

Методическая разработка урока по русскому языку "КВН "Знатоки русского языка"

Тема: КВН «Знатоки русского языка»Учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» города ВалуйкиЦуканова Е.АЦели: прививать интерес к предмету; развивать логическое мышление.Оборудование: карточки, словари, пла...

Методическая разработка урока по русскому языку. Закрепление изученного материала по теме «Заглавная буква в именах собственных» во 2-ом классе

Данный урок можно использовать при закреплении темы "Заглавная буква в именах собственных" во 2-ом классе...