открытый урок по русскому языку "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей" (3 класс)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Седова Светлана Анатольевна

открытый урок по русскому языку "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей" для 3 класса по УМК "Школа 2100" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

СЛОЖНЫЕ СЛОВА

И ИХ ПРАВОПИСАНИЕ

Урок 39.

Тема: Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей

Цель:

 – развитие умений использовать в речи сложные слова, распределять их по тематическим группам, правильно оформлять на письме;

 – развитие чувства языка на основе анализа структуры сложных слов, знакомства с историей и этимологией сложных слов.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

Ι. Актуализация знаний.

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

 4  5

Языковая разминка.

1. Рассказ учителя о происхождении слов.

– Знаете ли вы, ребята, что некоторые привычные слова раньше были сложными?

– Что такое шиворот? Вот история этого слова. Слово шив вначале означало «шея». Возникло сложное слово шивоворот – «шейный ворот», затем одно во выпало, и образовался современный шиворот.

– А что может рассказать вам географическая карта? (На ней много названий, некоторые из них – сложные слова.)

– Почему города получили такие названия: Волгоград, Магнитогорск, Петрозаводск, Новосибирск,и т.д.?

– Ребята, а кто из вас догадается – название какого города не хватает на нашей карте. Этот город мы все хорошо знаем и любим. (Ответы детей). Конечно же это наш любимый Нижнекамск. А как вы думаете от каких слов было образовано название нашего города? (Нижняя Кама, его название обусловлено географическим расположением – земля в нижнем течении реки Камы)

Ученики записывают 2–3 названия городов, которые являются сложными словами.

2. Самостоятельное формулирование учениками заданий к упр. 138 в учебнике.

(Найдите сложные слова и запишите их. /

Выпишите имена собственные. Какие из них являются сложными словами? /

Найдите сложные слова, объясните их значение. /)

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.

3 4 1 3 3 

- Афанасий предложил дедушке составить из двух слов (любит книги) одно. Посмотрите, что получилось у дедушки (любокниг)

- Как вы думаете, правильно ли составил дедушка слово?

- А как бы вы его составили?

- А кто такой книголюб?

- Запишите слово. Докажите что оно сложное.

Работа в группах.

- У вас два набора слов, составьте из них сложные слова.

- Запишите полученные слова на доске.

Тугодум

Добродушный

Лежебока

Любознательный

Сладкоежка

Жизнерадостный

- Это сложные слова? Докажите.

- На какой вопрос отвечают слова первого столбика?

- На какой вопрос отвечают слова второго столбика?

- О ком говорят, употребляя в речи эти слова?

- Попробуйте вспомнить сложные слова, которые обозначают внешние, портретные черты человека или черты его характера.

 (О человеке, о его чертах характера.)

– Предположите, какой будет тема урока. (Сложные слова, которые обозначают внешность человека и черты его характера.)

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ΙV. Развитие умений – применение знания.

1 3 4 1

Работа в учебнике.

1. Упр. 136 – развивается умение определять значение сложных слов, отрицательно характеризующих человека, с опорой на значение корней.

– Что общего у всех этих слов? (Они сложные; характеризуют человека, имеют в своём значении отрицательный оттенок, употребляются в разговорной речи.)

– Объясните лексическое значение каждого слова. (Лежебока – лентяй, буквально – тот, кто много лежит на боку; водохлёб – тот, кто много пьёт воды, буквально – хлебает воду, и т.д.)

– Кто такой пустомеля, пустослов, пустозвон? (Человек, который болтает вздор, пустяки, говорит ерунду, пустое.)

– Как называются такие слова? (Синонимы.)

Дети записывают слова, подчёркивают и объясняют орфограммы.

(В слове сладкоежка – 4 орфограммы.) Вспоминают слово сыроежка и наблюдают за чередованием согласных в корнях ед-, еж-.

2. Упр. 137 – развивается умение характеризовать людей, опираясь на значение составляющих сложные слова корней, выявлять привлекательные и непривлекательные черты характера.

Коллективная работа над значениями слов.

Запись по вариантам.

Вариант I. 2–3 слова, называющие положительные черты характера.

Вариант II. 2–3 слова, называющие отрицательные черты характера.

3. Употребление в речи слов, описывающих внешность и черты характера человека.

– Мы очень часто используем сложные слова, описывая чью-либо внешность. Назовите такие слова. (Голубоглазый, широкоплечий, краснощёкий, бледнолицый и т.д.)

Это интересно:

– А знаете ли вы, что означает слово курносый? Слово курносый первоначально было сложным. В старину существовало имя прилагательное корный, т.е. короткий (сравните: обкорнать – обрезать, укоротить; корноухий – короткоухий). Отсюда и образовалось слово корноносый. Затем один слог но выпал, после чего стали говорить корносый и, наконец, курносый.

– Устно опишите внешность вашего друга, используя сложные слова.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

 Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

ΙV. Итог урока.

- Какова тема урока?

- Мы очень часто используем сложные слова, описывая чью – либо внешность. Назовите такие слова.

- Устно опишите внешность вашего друга, используя сложные слова

- Назовите сложные слова, обозначающие: черты характера, черты внешности человека.

4 4

Ребята, давайте оценим нашу работу на уроке. В своих тетрадях на полях нарисуйте смайлик с улыбкой, если вы считаете, что хорошо потрудились на уроке, разобрались в составлении и записи сложных слов. Если осталось что-то неясно, нарисуйте смайлик погрустнее. 
Покажите свои рисунки.

– Спасибо вам за урок. До свидания.

V. Домашнее задание.

1. Упр. 6, с. 117.

Деятельность учеников:

 – Находить в предложении (тексте) сложные слова путём выделения двух корней и соединительной буквы о (е).

Тугой,  думать

Добрый, душа

Лежать на боках

Любить, знания

Сладкий, еда

Жизнь, радоваться

Тугой,  думать

Добрый, душа

Лежать на боках

Любить, знания

Сладкий, еда

Жизнь, радоваться

Тугой,  думать

Добрый, душа

Лежать на боках

Любить, знания

Сладкий, еда

Жизнь, радоваться


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей.

Урок русского языка в 3 классе (программа «Школа 2100») по теме «Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей» рассчитан на пров...

Приложения к уроку "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей"

Приложения содержит презентацию, задание в программе ПервоЛого и задания для учащихся....

Сложные слова - имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей

Урок повторения, обобщения и систематизации материала  по теме: "Сложные слова - имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей"....

Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей

Обобщение и систематизация знаний о сложных словах, использование сложных слов в описании характера, внешнего вида человека....

Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей

Русский язык. 3 класс. Программа "Школа 2100".Сложные слова - имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей....

Открытый урок по русскому языку во 2 классе «Связь имени прилагательного с именем существительным»

Открытый урокпо русскому языку во 2 классе«Связь имени прилагательногос именем существительным» Тема урока: «Связь имени прилагательного с именем существительным.Тип урока:...