Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Морченко Лариса Ивановна

Русский язык. 3 класс. Программа "Школа 2100".

Сложные слова - имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Технологическая карта73 КБ
Office presentation icon Презентация2.17 МБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

СЛОЖНЫЕ СЛОВА

И ИХ ПРАВОПИСАНИЕ

Урок 43 (39).

Тема: Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей

Цель:

 – развитие умений использовать в речи сложные слова, распределять их по тематическим группам, правильно оформлять на письме;

 – развитие чувства языка на основе анализа структуры сложных слов, знакомства с историей и этимологией сложных слов.

Символы:

П – повышенный уровень

М – максимальный уровень

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

 4  5

Чистописание                              слайд 2

Словарная работа.

Отгадать загадки, записать ответы, выделить орфограммы.

Самопроверка. Самооценка.      Слайд 3 

Актуализация знаний.  Слайд 4

Составить сложные слова:

Синий, глаза   -   синеглазый

Жизнь-радоваться – жизнерадостный

Труд-любить – трудолюбивый

Что обозначают эти слова?

Когда используют эти слова в речи?

(для описания внешности, характера человека)

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.

3 4 1 3 3 

– Прочитайте слова в столбиках. Что их объединяет? А что отличает?

– Надпишите вопрос, на который они отвечают.

водохлеб                  синеглазый                    слайд 5

рифмоплёт               трудолюбивый

книголюб                   жизнерадостный

– О ком говорят, употребляя в речи эти слова? (О человеке, о его чертах характера.)

– Предположите, какой будет тема урока. (Сложные слова, которые обозначают внешность человека и черты его характера.)

– Составим план урока.

План (примерный)

1. Научиться определять значение сложных слов, характеризующих человека.

2. Сложные слова, которые относятся к разным частям речи.

3. Правильно записывать сложные слова.

Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.)

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ΙV. Развитие умений – применение знания.

1 3 4 1

Работа в учебнике.

1. Упр. 136 – развивается умение определять значение сложных слов, отрицательно характеризующих человека, с опорой на значение корней.

– Что общего у всех этих слов? (Они сложные; характеризуют человека, имеют в своём значении отрицательный оттенок, употребляются в разговорной речи.)       Слайд 6

– Объясните лексическое значение каждого слова. (Лежебока – лентяй, буквально – тот, кто много лежит на боку; водохлёб – тот, кто много пьёт воды, буквально – хлебает воду, и т.д.)

– Кто такой пустомеля, пустослов, пустозвон? (Человек, который болтает вздор, пустяки, говорит ерунду, пустое.)

– Как называются такие слова? (Синонимы.)

Дети записывают слова, подчёркивают и объясняют орфограммы.

(В слове сладкоежка – 4 орфограммы.) Вспоминают слово сыроежка и наблюдают за чередованием согласных в корнях ед-, еж-.

(слова записывают в первый столбик, вопрос КТО?

2. Упр. 137 – развивается умение характеризовать людей, опираясь на значение составляющих сложные слова корней, выявлять привлекательные и непривлекательные черты характера.

Коллективная работа над значениями слов.

Запись по вариантам.

Вариант I. 2–3 слова, называющие положительные черты характера.

Вариант II. 2–3 слова, называющие отрицательные черты характера.

(записываем во второй столбик с вопросом КАКОЙ?)

3. Употребление в речи слов, описывающих внешность и черты характера человека.          Слайд 7

– Мы очень часто используем сложные слова, описывая чью-либо внешность. Назовите такие слова. (Голубоглазый, широкоплечий, краснощёкий, бледнолицый и т.д.)

Это интересно:

– А знаете ли вы, что означает слово курносый? Слово курносый первоначально было сложным. В старину существовало имя прилагательное корный, т.е. короткий (сравните: обкорнать – обрезать, укоротить; корноухий – короткоухий). Отсюда и образовалось слово корноносый. Затем один слог но выпал, после чего стали говорить корносый и, наконец, курносый.

Работая в группе опишите сказочного героя.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

 Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

ΙV. Итог урока.

– Выполните задание № 7, тема 3 в рабочей тетради. Сравните свой ответ с ключами в приложении.

– Почему лишним оказалось слово заботливый? (Это не сложное слово, в нём один корень забот-.)

– Возможны ли другие варианты ответа? Своё мнение обоснуйте. (Слово слабовольный называет отрицательную черту человека, а все остальные – положительные.) 4 4

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

V. Домашнее задание.

1. Упр. 6, с. 117.

2. Н. Задание № 8, тема 3 в рабочей тетради.

П. Задание № 9, тема 3 в рабочей тетради.

Деятельность учеников:

 – Находить в предложении (тексте) сложные слова путём выделения двух корней и соединительной буквы о (е).

ГБОУ  СОШ  №  86[Введите текст]


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сложные слова урок русского языка 3 класс Автор МОРЧЕНКО Л.И. учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 86 Петроградского района Санкт-Петербурга

Слайд 3

ПРОВЕРЬ СЕБЯ Сам о лёт, сам о кат, верт о лёт, пыл е сос, пар о ход, пар о воз, мух о мор, сыр о ежка, сам о вар, вод о пад, вод о провод.

Слайд 4

СИНИЙ - ГЛАЗА СИН Е ГЛАЗЫЙ ЖИЗНЬ-РАДОСТЬ ЖИЗН Е РАДОСТНЫЙ ТРУД-ЛЮБИТЬ ТРУД О ЛЮБИВЫЙ

Слайд 5

КАКОЙ? КТО? СИН Е ГЛАЗЫЙ ЖИЗН Е РАДОСТНЫЙ ТРУД О ЛЮБИВЫЙ КНИГ О ЛЮБ ВОД О ХЛЕБ РИФМ О ПЛЕТ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок по русскому языку "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей" (3 класс)

открытый урок по русскому языку "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей" для 3 класса по УМК "Школа 2100"...

Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей.

Урок русского языка в 3 классе (программа «Школа 2100») по теме «Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей» рассчитан на пров...

Приложения к уроку "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей"

Приложения содержит презентацию, задание в программе ПервоЛого и задания для учащихся....

Сложные слова - имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей

Урок повторения, обобщения и систематизации материала  по теме: "Сложные слова - имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей"....

Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей

Обобщение и систематизация знаний о сложных словах, использование сложных слов в описании характера, внешнего вида человека....

Открытый урок "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей"

Цель: обобщение знаний обучающихся по теме: “Сложные слова”;Задачи: развивать умение самостоятельно составлять сложные слова, наблюдать над лексическим значением сложных слов, выбирать пр...