Открытый урок по русскому языку во 2 классе «Связь имени прилагательного с именем существительным»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Открытый урок

по русскому языку во 2 классе

«Связь имени прилагательного

с именем существительным»

 

Тема урока: «Связь имени прилагательного с именем существительным.

Тип урока: урок изучения нового материала (второй урок в теме).

Цели и задачи урока:

  • закрепить умение находить имена прилагательные в речи;
  • определить особенности согласования имён существительных и имён прилагательных в числе;
  • наблюдать за изменением имён прилагательных по числам;
  • повторить изученные ранее орфограммы;
  • активизировать словарь учащихся, орфографическую зоркость;

 Регулятивные:

  • уметь определять и формулировать  цель на уроке с помощью учителя;
  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
  • уметь работать по коллективно составленному плану;
  • уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом карточки;
  • оценивать правильность выполнения действия на уроке;

Личностные:

  • осуществлять сотрудничество в группах при выполнении учебных задач и при работе с наглядной информацией;
  • сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека.
  • осознавать, высказывать и обосновать свою точку зрения;

Коммуникативные:

  • уметь оформлять свои мысли в устной форме;
  • слушать и понимать речь других;
  • совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;
  • учиться работать в паре, в группе;
  • вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности.

Познавательные:

  • уметь решать орфографические задачи;
  • уметь отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • находить ответы на вопросы, используя различные средства обучения;
  • научиться ставить вопросы от существительных к прилагательным;
  • устанавливать связь между прилагательным и существительным;
  • подбирать примеры с определённой орфограммой.

Оборудование: учебник «Русский язык», 2 класс (авт. Канакина), компьютерная презентация Microsoft Power Point.

Технические средства: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок

по русскому языку во 2 классе

«Связь имени прилагательного

с именем существительным»

 

 

 

 

 

 

 

 

  

Учитель начальных классов
Андреева Светлана Григорьевна
 


МБОУ СШ№4 Псковская обл. г. Остров

Тема урока: «Связь имени прилагательного с именем существительным.

Тип урока: урок изучения нового материала (второй урок в теме).

Цели и задачи урока: 

  • закрепить умение находить имена прилагательные в речи;
  • определить особенности согласования имён существительных и имён прилагательных в числе;
  • наблюдать за изменением имён прилагательных по числам;
  • повторить изученные ранее орфограммы;
  • активизировать словарь учащихся, орфографическую зоркость;

 Регулятивные:

  • уметь определять и формулировать  цель на уроке с помощью учителя;
  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
  • уметь работать по коллективно составленному плану;
  • уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом карточки;
  • оценивать правильность выполнения действия на уроке;

Личностные:

  • осуществлять сотрудничество в группах при выполнении учебных задач и при работе с наглядной информацией;
  • сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека.
  • осознавать, высказывать и обосновать свою точку зрения;

Коммуникативные:

  • уметь оформлять свои мысли в устной форме;
  • слушать и понимать речь других;
  • совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;
  • учиться работать в паре, в группе;
  • вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности.

Познавательные:

  • уметь решать орфографические задачи;
  • уметь отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • находить ответы на вопросы, используя различные средства обучения;
  • научиться ставить вопросы от существительных к прилагательным;
  • устанавливать связь между прилагательным и существительным;
  • подбирать примеры с определённой орфограммой.

Оборудование: учебник «Русский язык», 2 класс (авт. Канакина), компьютерная презентация Microsoft Power Point.

Технические средства: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран.

 

Ход урока

I.Организационный этап.

II.Мотивация учебной деятельности.

- Начнем наш урок с пожелания друг другу успеха. 

(ЖЕЛАЮ УДАЧИ НА УРОКЕ!)

- Я вам тоже желаю успешной работы на уроке.

- Что надо делать, чтобы работа была успешной?

- Давайте прочитаем, какие качества нужны нам для успешной работы.

ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ

НАСТОЙЧИВОСТЬ

ТЕРПЕЛИВОСТЬ

АККУРАТНОCТЬ

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁННОСТЬ

-  Какой частью речи являются данные слова? (обоснуйте свой ответ)

- Посмотрите внимательно на последнее слово. Что интересного заметили?

- Из каких двух слов состоит оно состоит?

- Кто сможет объяснить лексическое значение слова?

- Наш консультант Карина прочитает из толкового словаря Ожегова значение слова целеустремлённый.  (Стремиться к цели, значит добиваться)

III. Актуализация знаний.

  1. Минутка чистописания

- Откройте тетради. Чтобы правильно и красиво писать, нужно красиво и правильно сидеть за партой.

Я тетрадочку открою 

И наклонно положу. 

Я от вас, друзья, не скрою,

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

- Запишите число, классная работа.

- обратите внимание на электронную доску.

- Что мы видим?

- Какую работу можем выполнить?

- Какая задача при списывании будет перед вами стоять? (правильные соединения, одинаковая высота)

ОЙ, АЯ, ОЕ, ИЕ

- Запишите данные буквосочетания с правильным соединением до конца строчки.

- Что напоминают вам данные буквосочетания?

- Придумайте слова, которые бы оканчивались также?

- Какой частью речи являются придуманные слова?

- Вспомнить, что мы узнали на прошлом уроке об этой части речи нам помогут опорные слова. Заполняем место пропуска.

Имя прилагательное – это_________________.

Имя прилагательное отвечает на вопросы: ______________? ____________? ____________?_____________?
Имя прилагательное обозначает  _________ ___________.

Взаимопроверка

Это правило необходимо очень хорошо знать.

А теперь мы продолжим узнавать что-то новой об имени прилагательном, в этом нам поможет следующее задание.
Поставьте карандашом себе оценку за знание правила.

- Поработаем в парах.

Подбери и запиши на место пропуска подходящее по смыслу имя существительное. Подчеркни изученные орфограммы.

Образец; маленький, колючий ёж.

Серый, хищный, зубастый… (волк)

Рыжая, хитрая, ловкая… (лиса)

Косой, слабый, трусливый… (заяц)

Сухое, свежее, душистое… (мыло)

Солнечный, весёлый… (день)        

Проверьте по образцу.

-Поставьте карандашом себе оценку за выполнение данной работы.

-Как называются части речи, из которых составлены словосочетания? (Имена существительные и имена прилагательные.)

-Почему вы догадались, о ком или о чём идёт речь? (Были названы признаки предметов.)

-Какие вопросы можно поставить от имён существительных к именам прилагательным? (Какой? Какая? Какое?)

- Можно сказать, что прилагательное и существительное дружат между собой?

- Как можно по-другому сказать про них?

Имена прилагательные и имена существительные связаны (согласованы) между собой.

- Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке? Сформулируйте тему.

Предположите, какая у нас сегодня будет тема. (Связь имени прилагательного с именем существительным.)

Тема: Связь имени прилагательного с именем существительным

IV. Самоопределение к деятельности

- Какую цель поставим перед собой? Чему будем учиться?

 (Учиться  находить словосочетания из имени прилагательного и имени существительного)

- В этом нам поможет следующее задание.

2) Словарно-орфографическая минутка (Индивидуально)

1. Вставьте пропущенные орфограммы. Подберите подходящие по смыслу слова.

 Наступила в.сна. Ст.ит (какая?) …  п.года. Ноч.ю луж.  покрылись (каким?) … льдом. Днём (какое?) со.нце растопило сне. и лё. . По д.рогам  поб.жали (какие?) … ручейки.

- Вставьте пропущенные орфограммы, подберите проверочные слова.

- Запишите рядом с этими именами существительными подходящие по смыслу имена прилагательные. Имена прилагательные выбираем на экране. Работаем по цепочке.

- Какие слова  поставили вместо пропусков? (хорошая, тонким, тёплое, быстрые) хороший, тонкая, тёплый, быстрое

- Какой частью речи являются эти слова? Докажите.

- Давайте составим словосочетания прилагательное + существительное:

Хорошая погода, тонким льдом, тёплое солнце, быстрые ручьи.

Сделайте вывод: связаны ли и как связаны между собой имена существительные и имена прилагательные? (Прилагательное всегда относится к существительному, т.к. обозначает признак предмета. От существительного к прилагательному можно поставить вопрос.)

-Оцените свою работу поставив оценку на полях карандашом.

V. Физминутка

VI. Первичное закрепление

Закрепление изученного материала. Работа по группам.
Класс делится на 5 групп.

Задание 1. Картинка на экране.
- Составьте как можно больше словосочетаний по картинке – имя прилагательное с именем существительным.
Проверяем, какие и сколько словосочетаний составила каждая группа.

VII. Первичная проверка понимания

Самостоятельная работа. Взаимопроверка

- Прочитайте письмо, которое отправил иностранный друг Коле. Исправьте ошибки.

Дорогая Коля! Я поздравляю тебя с днём рождения! Желаю большой счастья, крепкий здоровья и много хорошая друзей.

                                                         Твой друг Поль

- Что получилось? Прочитайте.

- Что вы сделали, чтобы исправить ошибки? (Изменили окончания имен прилагательных)

- Запишем словосочетания правильно, с комментированием

Коля (какой?) дорогой, счастья (какого?) большого, здоровья (какого?) крепкого, друзей (каких?) хороших.

- Что можно сказать об имени прилагательном и имени существительном?

- При помощи чего связаны эти части речи в словосочетаниях? (при помощи вопросов)

Поставьте карандашом себе оценку за выполнение данной работы.

Дополнительное задание.

2) Подберите к существительному по 3 имени прилагательных. Запишите.

Друг (какой?) …  

Приятель (какой?) ….     

Товарищ (Какой?) ….

Друг, приятель, товарищ – чем являются эти слова? (синонимами)

- Какого друга вы бы хотели иметь?

Постарайтесь и сами быть такими же, ведь вы тоже чьи-то друзья.

VIII. Рефлексия. Подведение итогов.

- Что нового вы узнали об имени прилагательном?

- Кто может сказать: «Я всё понял на уроке!»

- Продолжите словосочетание:

Урок (какой?) …интересный

Работа (какая?) …успешная

Знания (какие?) …полезные

Настроение (какое?) …хорошее

- А какими сегодня на уроке были вы?

 - Что может сказать про себя Макар? Какой ты был сегодня на уроке?

- Какая на уроке была сегодня Ксюша Васлиха?

ВНИМАТЕЛЬНЫЙ

НАСТОЙЧИВЫЙ

ТЕРПЕЛИВЫЙ

АККУРАТНЫЙ

ОТВЕТСТВЕННЫЙ

ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁННЫ

ВНИМАТЕЛЬНАЯ

НАСТОЙЧИВАЯ

ТЕРПЕЛИВАЯ

АККУРАТНАЯ

ОТВЕТСТВЕННАЯ

ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁННАЯ



- Вы уже видели эти слова? Что мы перечисляли в начале урока? (качества успешного урока)

- Какая часть речи,  в какую превратилась?

- Почему у прилагательных разные окончания?

- О роде прилагательных мы будем говорить позднее уроке.

Подведение итогов работы.
Оцените результаты своей работы на уроке.
- Какие правила по русскому языку вы вспомнили на уроке?
- Над какой связью мы работали на уроке?
- Всё ли было понятно?

IX. Домашнее задание.

Д/З по выбору №1(сложное), №2 (простое)
1. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Спиши. Подчеркни имена существительные одной чертой, а прилагательные волнистой линией. Надпиши вопросы сверху.

Ласковый в..терок доносит из леса нежный аромат. Чьи же это белые круглые лепестки плывут по в..де? Это цв..тёт черёмуха.

2.Прочитай. К данным ниже словам выпишите из текста прилагательные по образцу.

Февральская метель.

Налетел яростный ветер. Закрутились снежные вихри. Белая пелена закрыла небо. В вихрях закуталось тусклое солнце. Злая позёмка скользит по земле. Свистит, кружит косая метель.

Образец: Ветер (какой?) яростный, вихри (какие?)..., пелена…

Ветер (какой?)…, вихри (какие?) …, пелена (какая?) …, солнце (…?) …,

позёмка (….?), метель (…?) косая.

1. Вспомни правило.

Имя прилагательное – это____________ ____________.

Имя прилагательное обозначает  ______________ _______________.

Имя прилагательное отвечает на вопросы: ______________? _____________? ____________?_____________?

2. Подбери и запиши на место пропуска подходящее по смыслу имя существительное. Подчеркни изученные орфограммы.

Образец: маленький, колючий ёж.

Серый, хищный, зубастый ____________________.

Рыжая, хитрая, ловкая_______________________.

Косой, слабый, трусливый__________________________.

Сухое, свежее, душистое________________________.

Солнечный, весёлый________________________.        

3. Прочитай. Вставьте пропущенные орфограммы. Подберите подходящие по смыслу слова. Спиши.

 Наступила в..сна. Ст..ит (какая?) …  п..года. Ноч..ю луж..  покрылись (каким?) … льдом. Днём (какое?) со..нце растопило сне.. и лё.. . По д..рогам  поб..жали (какие?) … ручейки.

4. Прочитай письмо, которое отправил иностранный друг Коле. Исправь ошибки.

Дорогая Коля! Я поздравляю тебя с днём рождения! Желаю большой счастья, крепкий здоровья и много хорошая друзей.

                                                         Твой друг Поль

Дополнительное задание.

Подбери к существительному по 3 имени прилагательных. Запиши на место пропуска.

Друг (какой?) ___________________________________________________

Приятель (какой?) _______________________________________________    

Товарищ (Какой?) ________________________________________________

Д/З.
1. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Спиши. Подчеркни имена существительные одной чертой, а прилагательные волнистой линией. Надпиши вопросы сверху.

Ласковый в..терок доносит из леса нежный аромат. Чьи же это белые круглые лепестки плывут по в..де? Это цв..тёт черёмуха.

2.Прочитай. К данным ниже словам выпишите из текста прилагательные по образцу.

Февральская метель.

Налетел яростный ветер. Закрутились снежные вихри. Белая пелена закрыла небо. В вихрях закуталось тусклое солнце. Злая позёмка скользит по земле. Свистит, кружит косая метель.

Образец: Ветер (какой?) яростный, вихри (какие?)..., пелена…

Ветер (какой?)…, вихри (какие?) …, пелена (какая?) …, солнце (…?) …,

позёмка (….?), метель (…?) косая.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский язык 2 класс МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4»

Слайд 2

Удачи на уроке!

Слайд 3

ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ НАСТОЙЧИВОСТЬ ТЕРПЕЛИВОСТЬ АККУРАТНО C ТЬ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁННОСТЬ

Слайд 5

30 марта. Классная работа.

Слайд 6

ой, ая , ое , ие .

Слайд 7

Имя прилагательное это ________. И мя прилагательное обозначает _____________ ____________. Имя прилагательноеотвечает на вопросы _____________? _______________? ______________? _____________?

Слайд 8

Имя прилагательное - это часть речи . И мя прилагательное обозначает признак предмета . Имя прилагательное отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?

Слайд 9

Серый, хищный, зубастый… Рыжая, хитрая, ловкая… Косой , слабый, трусливый … Сухое , свежее, душистое… Солнечный , весёлый…

Слайд 10

Серый, хищный, зубастый волк . Рыжая, хитрая, ло в кая л и са . К о сой, слабый, трусливый за я ц . Сухое, свежее, душистое мыло . Солнечный, в е сёлый день .

Слайд 11

Тема урока: «Связь имени прилагательного с именем существительным».

Слайд 13

Дорогая Коля! Я поздравляю тебя с днём рождения! Желаю большой счастья, крепкий здоровья и много хорошая друзей. Твой друг Поль

Слайд 14

Дорог ой Коля! Я поздравляю тебя с днём рождения! Желаю больш ого счастья, крепк ого здоровья и много хорош их друзей. Твой друг Поль

Слайд 15

Урок (какой?) … Работа (какая?) … Знания (какие?) … Настроение (какое?) …

Слайд 16

ВНИМАТЕЛЬН ЫЙ НАСТОЙЧИВ ЫЙ ТЕРПЕЛИВ ЫЙ АККУРАТН ЫЙ ОТВЕТСТВЕНН ЫЙ ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁНН ЫЙ ВНИМАТЕЛЬН АЯ НАСТОЙЧИВ АЯ ТЕРПЕЛИВ АЯ АККУРАТН АЯ ОТВЕТСТВЕНН АЯ ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁНН АЯ

Слайд 17

Д/З - На карточке по выбору. 1. Сложное 2. Простое


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. 4 класс Тема: Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном

Обобщающий урок по русскому языку в 4 классе. На уроке устанавливали сходства и различия между именем прилагательным и существительным....

Конспект урока по русскому языку . 2 класс. ТЕМА: « Общее понятие об имени прилагательном»

Конспект урока по русскому языку . 2 класс.ТЕМА: « Общее понятие об имени прилагательном»...

Конспект урока по русскому языку 3 класс, тема: Общие сведения об имени прилагательном.

Цели:Образовательная: активизировать знания об имени прилагательном как части речи; показать, какую роль в языке выполняют имена прилагательные;Развивающая: развивать умения отличать имена прилагатель...

Технологическая карта урока по русскому языку, 3 класс по теме "морфологический разбор имени прилагательное "

Предмет: Русский зыкТема урока: морфологический разбор имени прилагательное Цели урока: развитие умения определять и называть  грамматические признаки имен прилагательных (производить морфоло...

Конспект урока по русскому языку 3 класс. Тема: Зависимость формы рода имен прилагательных от формы рода имен существительных.

Тема: Зависимость формы рода имен прилагательных от формы рода имен существительных....

Урок русского языка 2 класс ТЕМА: Имя прилагательное. Значение имен прилагательных.

ТЕМА: Имя прилагательное. Значение имен прилагательных....

Конспект урока по русскому языку (3 класс). Тема: Обобщение знаний об имени прилагательном. Словарный диктант. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя:- закрепление у учащихся  знаний об имени прилагательном.Планируемые результатыПредметные:- знать значение термина «прилагательное»;- уметь отличать прилагат...