Конспект урока по русскому языку 3 класс, тема: Общие сведения об имени прилагательном.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Тюрина Оксана Ивановна

Цели:

Образовательная: активизировать знания об имени прилагательном как части речи; показать, какую роль в языке выполняют имена прилагательные;

Развивающая: развивать умения отличать имена прилагательные от других частей речи; обогащать словарный запас учащихся, развивать внимание, логическое мышление.

Воспитательная: прививать любовь к родному русскому языку, учить видеть его красоту, воспитывать умение общаться в коллективе, группе.

Оборудование: компьютеры и проектор, компьютерная презентация, интерактивная доска.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon imya_prilagatelnoe.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Общие сведения об имени прилагательном.

Цели:

Образовательная: активизировать знания об имени прилагательном как части речи; показать, какую роль в языке выполняют имена прилагательные;

Развивающая: развивать умения отличать имена прилагательные от других частей речи; обогащать словарный запас учащихся, развивать внимание, логическое мышление.

Воспитательная: прививать любовь к родному русскому языку, учить видеть его красоту, воспитывать умение общаться в коллективе, группе.

Оборудование: компьютеры и проектор, компьютерная презентация, интерактивная доска.

Ход урока:

  1. Орг. момент:

Здравствуйте, ребята, сегодня у нас необычный урок: к нам пришли гости, поприветствуем их. Спасибо, садитесь, пожалуйста.

  1. Создание психологической комфортности на уроке: рефлексия.

          Ребята, что ещё необычного заметили в нашем кабинете?

Корзина с фруктами и овощами.

В чём особенность фруктов и овощей? Да, они богаты витаминами и полезны для здоровья.

Но только ли фрукты и овощи нужны человеку, чтобы быть здоровым? Что необходимо ещё человеку?

Правильно, человек должен вести здоровый образ жизни.

Конечно, не просто так сегодня стоит корзина с фруктами и овощами: задание будет несколько необычным.

Объясните своё настроение выбором того или иного предмета. Обоснуйте свой выбор, какие ассоциации у вас возникли?

На ваших столах лежат кружки разного цвета, пожалуйста, поднимите выбранный вами цвет.

Примерные ответы детей:

- Я выбрал банан, он жёлтого цвета, как солнышко. И настроение у меня солнечное. Жёлтый цвет у меня ассоциируется с теплом. Я хочу, чтобы на уроке была тёплая атмосфера.

- А я выбрал огурец. Он зелёного цвета, настроение спокойное. Зелёный цвет пробуждение природы. Пусть наш урок будет живым. 

- Я выбрал сливу – синий кружок. Синий цвет ассоциируется с цветом воды. На уроке я хотел бы получить «море» знаний. Пусть наш урок будет познавательным.

- А я выбрал красное яблоко. Красный цвет – праздничный, а хорошие праздники всегда запоминаются надолго. 

Какую часть речи мы использовали при описании  фруктов и овощей. Имя прилагательное.

  1. Актуализация знаний и постановка новой темы:

Снежная, вьюжная, морозная, холодная… О чем это я? (О зиме)

А как вы догадались? Только зимой снег, вьюга, мороз и холод.

Какой частью речи являются эти слова?

 Прилагательными.

Докажите. Они обозначают признак,  отвечают на вопрос (Какая?)  

Может ли кто нибудь предположить тему нашего урока?

Слайд

Итак, сегодня мы поговорим об  имени прилагательном и выясним, какую роль в языке они  выполняют.

А вот как изображают зиму художники пейзажисты:  

Несмотря на то, что за окном зима, холодно. И нет-  нет да и выглянет солнышко. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст сил, аккуратности, уверенности в знаниях.

(Слайд) Итак, открываем тетради, запишем число  10 декабря, классная работа. Обратите внимание на орфограммы.

  1.   Минутка чистописания:

Цель: На минутке чистописания мы закрепим умения писать красиво.

 (Слайд 2) Внимательно посмотрите на таблицу.

    П

  Н

  О

  Т

 Д

  И

 Ж

    Н

   Р

  К

   С

  В

  Я

 Й

    Ц

  У

  Ы

   Н

  Ч

  М

 Ф

     Е

  А

  Ь

   Ю

Б

  З

 Н

   Х

  Л

 Н

   Г

  Э

  Щ

 Ъ

 О какой букве пойдёт речь на минутке чистописания?

 Как вы догадались?  (В каждой строчке присутствует  буква «Н»).

(Слайд 3)

Дайте характеристику звуку «Н».

 Звук «н», «н`», согласный, звонкий, непарный.

Обратите внимания на соединения букв.

Нн

ни ны ну е на но ня ню

Народ – народный, небо – небесный

На какие две группы можно разбить слова?

На существительные и прилагательные.

Приступаем к работе.

Итог: Итак, мы повторили написания соединений с буквой «н»

Работа с интерактивной доской

  1. Словарно – орфографическая работа:

Цель : А теперь мы повторим изученные правила и  орфограммы.

Ребята, с какой частью речи «дружит» прилагательное? (с существительным)

Как называется такая «дружба»? (словосочетанием)

Что вы можете ещё сказать о прилагательном и существительном?

(слайд) Итак,  имя прилагательное согласуется с именем существительным в роде, числе и падеже.

(слайд) Прочитайте словосочетания. Запиши  в тетрадь. Выделите орфограммы. Определите род, число и падеж.

О новогоднем празднике – м.р, ед.ч, П.п.;

Пушистую снежинку – ж.р., ед.ч., В.п.;

Зимняя шапка – ж.р., ед.ч., Им.п.;

Звёздным небом – ср.р., ед.ч., Т.п.;

Холодного ветра – м.р, ед.ч., Р.п.

Вывод: Итак, мы повторили орфограммы  и вспомнили, что имя прилагательные согласуются с существительным в роде, числе и падеже.

  1. Работа над ролью прилагательных в речи.

Цель: А сейчас мы выясним, какую роль прилагательные играют в речи.

  1. Прочтите текст.

(слайд) Пришла зима. Укрыла она одеялом поля и леса. Засыпала снегом тропинки и дорожки. Весело идти по снегу.

О чем он? О зиме.

  1. Распространите предложения, используя слова для справок.

Слова для справок: холодная, пуховым, лесные, рыхлому.

(Слайд) Пришла холодная зима. Укрыла она пуховым одеялом поля и леса.  

Засыпала снегом лесные тропинки и дорожки. Весело идти по рыхлому снегу.

  1. Сравним тексты. Каким стал текст?

Текст стал полным, точным, выразительным.

  1. Озаглавьте текст.
  2. Спишите текст, разберите по членам предложения первое предложение.

Каким членом предложения является прилагательное? (определением).

Вывод: Какую роль играют в нашей речи прилагательные?

Прилагательные делают нашу речь полной, точной в описании, выразительной, красивой.

  1. Физминутка:

Цель: а теперь мы должны отдохнуть.

Прогулка в зимний лес

Мы пришли в зимний лес (ходьба на месте)

Сколько здесь вокруг чудес! (разводят руками)

Справа берёзка в шубке стоит, слева ёлка на нас глядит (отводят руки в указанную сторону и смотрят)

Снежинки в небе кружатся (движение «фонарики» и смотрят вверх)

На землю красиво ложатся (кружась, приседают)

Вот и зайка проскакал,

От лисы он убежал. (прыжки)

А вон волчище рыщет,

Он себе добычу ищет!

Все мы спрячемся сейчас,

Не найдёт тогда он нас! (приседают прячась)

Упражнение для газ: коррекция.

Вывод: мы провели физминутку, чтобы отдохнуть.

  1. Работа над синонимами и антонимами: (интерактивной доска)

Цель: Прилагательные могут выступать в роли синонимов и антонимов.

Вспомним, что такое синонимы?

Что такое антонимы?

Ребята вы любите играть? Тогда внимание на экран: найдите 4 пары антонимов, раскрывая ставни на окошках, мышкой щёлкая по ним. Если найдёшь антонимы,  ставни не закроются. Запишем пары слов в тетрадь.

Вывод: итак мы вспомнили, что такое синонимы и антонимы.

  1.  Работа в парах: Программа «Семейный наставник»

Цель: Продолжаем формировать умения работать в парах и умения различать части речи. 

Задание: выделите слова обозначающие признаки предмета. Выполняем 10 заданий, оцени свой ответ.

Вывод: итак мы развивали умения отличать имя прилагательное от других частей речи.

  1.  Домашнее задание: составить кроссворд ключевое слово прилагательное.  
  2.  Итог урока:

О какой части речи говорили?

 Что вы можете сказать об этой части речи ?

 (слайд) Имя прилагательное – часть речи, обозначает признак предмета, отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие? Согласуется с именем существительным в роде, числе и падеже, второстепенный член предложения определение. Оценки за урок:

  1.  Рефлексия:

Понравился ли вам урок?

Что в нём было особенно интересным?

Поднимите красный кружок если вы считаете ….

Синий, если …

Жёлтый …..

Вы хорошо работали, молодцы. Мне было приятно общаться с вами. Но

не просто так здесь стоит корзина с фруктами.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку по теме "Обобщение знаний об именах прилагательных и существительных" (4-й класс)

Цели урока:обобщить  и систематизировать знания детей по теме «Имя прилагательное»; сопоставить прилагательное с существительным, выявляя сходства и различия данных частей речи; соверш...

Конспект урока по русскому языку на тему "Общее понятие об имени существительном". 2 класс.

Конспект урока разработан по программе Школа России для учащихся 2 класса....

Презентация и методическая разработка урока по русскому языку по теме "Общие сведения о глаголе" 4 класс, УМК "Школа России"

Тема урока - "Зима. Февраль". Учащимся предлагаются задания "Найди лишнее", "Исправь ошибки", "Игра наоборот"....

Конспект урока по русскому языку по теме: "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном" (4 класс)

План-конспект урока по русскому языку, проведённого в 4 классе. Тема урока: "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном"....

Конспект урока по русскому языку на тему: «Обобщение знаний об имени прилагательном» (УМК «Школа России»)

Представляю вашему вниманию разработку конспекта урока по русскому языку....

Конспект урока по русскому языку на тему: «Общие грамматические признаки имени прилагательного» (УМК "Перспектива")

Цели деятельности учителя:  закрепление знаний об имени прилагательном; развивать умение разбирать имена прилагательные как часть речи;Планируемые результатыПредметные:- закрепить знания об ...