Разработка урока по русскому языку 3 класс "Род имен существительных"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Чикина Светлана Анатольевна

Разработка урока по русскому языку в 3 классе "Род имен существительных" по учебнику Т. Г. Рамзаевой

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Род имён существительных».

Цель: познакомить с приемами распознавания рода имён существительных через наблюдение и проблемно-поисковую работу учащихся.

Задачи:

Обучающая:: формировать умение определять род имени существительного в единственном числе..

Развивающие: развивать мыслительные операции: анализ и синтез, а также  внимание, логическое мышление при введении новых знаний. Продолжить формирование умений самостоятельно ставить цели урока. Способствовать развитию познавательных и творческих способностей учащихся, орфографической зоркости, обогащению словарного запаса через разнообразные виды деятельности. Развивать умение оценивать свою деятельность.

Воспитательные: воспитывать культуру общения, умение слушать друг друга, работать в паре и самостоятельно; воспитывать уважение к людям, которые выращивают хлеб.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма проведения: урок с использованием информационных технологий.

Оборудование: компьютер,  презентация, карточки-задания.

Объяснение нового материала сопровождается презентацией к уроку в программе Microsoft Power Point.

 По ходу урока обучающиеся работают с учебником Т.Г. Рамзаева. Русский язык. 3 класс.

Методы работы:

  1. словесно-индуктивный;                                  
  2. частично-поисковый;
  3. практико-ориентировочный;
  4. репродуктивный.

Этапы работы

Содержание работы

1

Организационный момент

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

-подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

- способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.

Задачи:

-создать положительный эмоциональный настрой;

- помочь принять правильную позу;

-напомнить о важности аккуратной работы в тетради.

Методы: словесно-индуктивный.

- Повернитесь друг к другу. Слайд №2.

-Улыбнитесь друг другу. Подарите свои улыбки друг другу и окружающим. Ведь улыбки располагают к приятному общению. А теперь настроимся на работу – откроем ладошки новым знаниям и пожелаем друг другу хорошей работы.

(Дети желают друг другу удачной работы.)

-А теперь посмотрите на меня. Что вы бы хотели пожелать мне?

Дети  желают  учителю  удачной  работы, творческого вдохновения и т.д.).

- Я тоже  желаю всем доброго утра.

-Сядьте  за парты правильно, спину держите прямо. Расположите полученную тетрадь на столе так, чтобы руки при письме не свешивались. Отступите  от отметки 2 строчки вниз и поставьте точку.

- Итак,  мы настроились на  работу на уроке.



2

Чистописание

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

- учиться каллиграфически писать;

- показать умение  работать с пословицами и поговорками;  подбирать однокоренные слова.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

- организовать работу по выявлению "лишней" согласной;

-организовать лексическую работу с пословицами ;

- работа над многозначностью слова;

- подбор однокоренных слов, выделение корня;

- умение определять части речи.

Методы:

- объяснительно-иллюстративный:  

1) практико – ориентированный

 -частично- поисковые:

1) словесно- индуктивный.


Активизация речевой и познавательной деятельности.

Индивидуальный и дифференцированный подход.

Развитие мышления.

Отработка навыка каллиграфически правильного письма.

Соблюдение охранительного режима

-Начнём урок с минутки чистописания.

-Какое сегодня число? Что вы можете рассказать об этом дне? Запишите в тетради число и классная работа. Помните о правильной посадке.

1.Определение и формулирование темы минутки чистописания.

Слайд № 3.

- Внимательно посмотрите на данный ряд букв: т п х в к д б ф г.

- Скажите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания. В этом ряду она «лишняя». Объясните свой выбор. (Сегодня мы будем писать букву х. Она обозначает непарный согласный звук, а остальные – парный согласный).

- Найдите закономерность в написании сочетаний букв. Запишите буквы, продолжив эту закономерность. (Хх Ххх)

2. Работа с пословицами.

 Слайд № 4.

 - Прочитайте пословицы. Определите, можно ли их объединить в одну группу, и по какому признаку:

Хлеб всему голова.

Не шуба греет, а хлеб.

Без хлеба и мёдом сыт не будешь.

Работай до поту, поешь хлеба в охоту.

(Во всех пословицах говорится о хлебе).

- Объясните смысл пословиц.

- Спишите одну любую пословицу. Найдите в ней имена существительные. Подпишите.

– Хлеб! Какое привычное и всё -таки, необычное слово.

Ученица.

Только снег сошел в апреле, как поля зазеленели. Это - хлеб.

 Золотой простор бескрайний,  там работают комбайны. Это - хлеб.

Вот зерно течет рекой, чтобы сделаться мукой. Это - хлеб.

Тесто кружится в квашне,  запекается в огне. Это – хлеб.

- В самом деле - вдумайтесь! Словом «хлеб» называют непохожие друг на друга растения, зерно, муку, изделия из муки. Слово хлеб – многозначное.

3. К слову хлеб подберите и запишите однокоренные слова. Выделите корень.

Работа у доски. (Хлеб, хлебушек, хлебница, хлебороб, хлебопекарня, хлебоуборочная, хлебный, хлеборезка).

- Какие слова вызвали затруднение в определении корня? Почему?

- Какими частями речи являются эти слова? Каких частей больше?

3

Актуализация знаний

Цели для учащихся:

-наблюдение над словами: нахождение общего и отличия;

- умение делить слова на разные группы по разным признакам

Цели для учителя:

- обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление учащимися изучаемого материала

Методы:

-репродуктивный:

 наглядно-индуктивный

Развитие слухового восприятия, опора на жизненный опыт.

Слайд №5.

Хлеб, поле, булочка, пекарь, калачи, зерно, плюшка, пирог, ватрушка, тесто, мука, хлебороб.

-Прочитайте слова. Что общего во всех этих словах? А в русском  языке, что их объединяет?(Это имена существительные.)

 - Найдите лишнее слово.(Лишнее слово калачи потому что оно стоит во множественном числе, а все остальные – в единственном.)

-На какие две группы можно разделить оставшиеся имена существительные?

(Имена существительные можно разделить на две группы. Слова, которые обозначают одушевлённые предметы  и неодушевленные предметы. 1 группа - хлебороб, пекарь;

2 группа - хлеб, поле, булочка, зерно, плюшка, пирог, ватрушка, тесто, мука.

- А по какому ещё признаку можно разделить эти слова?

(Имена существительные можно разделить на три группы в зависимости от количества слогов в слове. В слове хлеб один слог; слова: поле, пекарь, зерно, плюшка, пирог,  тесто, мука состоят из двух слогов; слова: булочка, ватрушка, хлебороб- из трёх слогов.)

4

Постановка проблемы

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

- показать умение распознавать слова по родам  

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

- создать проблемную ситуацию для подведения к теме урока.

- организовать постановку цели урока - установить тематические рамки;

- уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.

Методы:

- объяснительно-иллюстративный:  

1) практико – ориентированный

 -частично- поисковые:

1) словесно- индуктивный

-А всё ли мы знаем про существительные? Сегодня нам предстоит сделать ещё одно открытие и дополнить знания про эту часть речи.

-Оказывается, все имена существительные можно разделить на три группы, независимо от того, какие это существительные – собственные или нарицательные, одушевленные или неодушевленные, единственного или множественного числа. Как?

-А на помощь нам придёт ребус. Разгадайте его.

 Слайд №6.

шаРф + кОт + Дом = РОД

- Что такое род? (Род - это семья, родня.)

- А имеет ли существительное род? Это нам предстоит узнать.

-Сформулируйте  тему нашего сегодняшнего урока.

(Тема: Род имён существительных.)

Слайд № 7.

-Подумайте, какие задачи можете перед собой поставить? Попробуйте сформулировать их с помощью опорных слов:

1.Узнать больше …(об имени существительном.)

2. Познакомиться с приёмами …(распознавания рода.)

3. Научиться определять…(род имени существительного.)

5

Изучение нового материала

Цели, которые ставит перед собой учащийся:

- научиться распознавать имена существительные по родам

Цели, которые ставит перед собой учитель:

-показать практическую значимость изучаемого материала;

-зафиксировать новые знания в речи;

-организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;

-развивать способность давать адекватную самооценку и оценку своих товарищей.

Методы:   

  -репродуктивные:

1)словесно-дедуктивный;

2)практико-ориентированный.

Развитие аналитико-синтетической деятельности.

Индивидуальный подход.

Развитие самоконтроля.

Взаимопроверка.

- Послушайте текст.

Путь хлеба

Весной, вспахав поля, хлеборобы засевают их пшеницей и рожью. Из зерна вырастают колосья, в них созревают новые зерна. И тогда выходят на поля мощные машины - комбайны. Комбайны скашивают и обмолачивают пшеницу. Комбайны загружают пшеницу  в кузова машин, а машины отправляются на приемные пункты. С приемных пунктов зерно поступает на мельницы и элеваторы. С мельниц зерно идет в хлебопекарни. Там выпекают душистые караваи и буханки пшеничного и ржаного хлеба



- Что вы заметили в этом тексте?(Повторяются слова)

- Что нужно сделать, чтобы не было речевых ошибок? (Заменить эти слова).

-Какие слова мы употребляем, чтобы не было повторов?(Местоимения).

-Какие местоимения можно употребить вместо слов поля, комбайны, зерно? (Местоимения они, оно).

-Попробуйте подобрать к каждому из записанных слов соответствующие местоимения. В каком числе стоят слова? (В единственном числе)

-Какие местоимения мы будем использовать? (Он, она, оно.)

-Заполните таблицу. В первый столбик запишите слова, к которым можно подставить слова-помощники «он мой», во второй столбик - «она моя»,  в третий - «оно моё».

Слайд №8.

Гимнастика для глаз.

Слайд № 9-10.

- Проверьте правильность выполненной вами работы.

Слайд № 11.

(Взаимопроверка)

- Распределив имена существительные по трём группам, мы разделили их по родам. Род – это грамматический признак имени существительного. В русском языке три рода: мужской, женский и средний. Каждое существительное относится к одному из родов.

-Посмотрите на таблицу и сделайте вывод о том, как определить род имени существительного.

(Если  к существительному подставить слова-помощники «она моя», то это имена существительные женского рода, если «он мой» - мужского рода, если «оно моё» - среднего рода.)

Слайд №12-13.

- Сравним наше открытие с правилом в учебнике (страница 20).

- Прочитайте самостоятельно. Какой вывод вы можете сделать?(Мы сами вывели это правило.)

-Лучше всего запомнить это правило вам поможет стихотворение.

Слайд №14.

Женский род запомню я,

И скажу: «Она – моя».

И запомню род мужской,

И опять скажу: «Он – мой».

Средний род: «Оно – моё».

Это правило моё!

Проблемный вопрос.

-Как вы думаете, если имя существительное, например, женского рода, может оно стать мужского рода или среднего? Проверьте. Что получилось?

Вывод: По родам существительные не изменяются.


6

Физкультминутка

Соблюдение охранительного режима.

Слайд №15

Вижу сильно вы устали.

Позову Весельчака.

Проведёт он физминутку,

Всем понравится она.

Представьте себе, что вы маленькие зернышки.

И вас посеяли в землю.

Ветер дует вам в лицо, 
Закачалось деревцо.(Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище 
то в одну, то в другую сторону.)

Из зернышка вырастает колосок.
Ветер тише, тише, тише.

А росток  всё выше, выше. (На слова «тише, тише» - дети приседают, на «выше, выше» - выпрямляются.) 

Чтобы вырос колосок, землю боронуют, удобряют.

От вредителей с самолета защищают.

Ветер пыль над полем носит. 
Наклоняются колосья — 
Вправо-влево, взад-вперёд, 
А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.) 
Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.) 
Там немного отдохнём. (Дети садятся.)


7

Закрепление нового материала

Цели:

- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

- организовать самопроверку по эталону, самооценку;

- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Цели для учащихся:

-научиться самостоятельно определять род имени существительного ;

-выполнять разноуровневые самостоятельные работы.

Методы:

 -репродуктивные:

1) наглядно-дедуктивный;

2)практико-дедуктивный

Активизация познавательной и речевой деятельности.

Дифференцированный подход.

1. Распознавание существительных в тексте, определение рода.Упр.406, стр.20

– Прочитайте текст.

На столе лежит буханка свежего хлеба. Её мы только что принесли из магазина. Как трудно хлеб растить! Холод и снег, дождь и жару переносит человек в поле. Нужны огромный труд и терпение, чтобы посеять, вырастить и убрать хлеб.

- Определите главную мысль текста. (Бережное отношение к хлебу и уважение к людям, которые выращивают хлеб.)В каких значениях употребляется в этом тексте слово хлеб?

Слово учителя о бережном отношении к хлебу.


Хлеб нужно беречь!

Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью.

Хорошие урожаи выращивают в нашей стране труженики полей. И нигде в мире хлеб не стоит так дешево, как в нашей стране. Каждая советская семья может купить столько хлеба, сколько захочет. И это прекрасно. Что может быть вкуснее мягкого душистого хлеба!
И, тем не менее, хлеб нужно беречь. Человек, который не научится беречь хлеб, никогда не будет пользоваться уважением окружающих. Береги хлеб! 

А у нас нередко наблюдаешь картину, которая болью отзывается в сердце: брошенный хлеб, растоптанный в грязи ломоть, булочки в мусоросборнике. Это свидетельство безнравственного поступка.

Молодое поколение не знает, что такое голод. Поэтому у него совсем другое отношение к хлебу. Нам должно быть стыдно, когда не съеденные кусочки мы просто выбрасываем. Так с хлебом поступать нельзя, ведь в него вложено столько труда. Следует помнить о том, что хлеб на нашем столе появляется благодаря нелегкому труду людей 120 профессий. И мы должны уважать их труд. Хлеб нужно обязательно доедать, а крошками кормить птиц. Хлеб нужно беречь!



Задача: найти в тексте имена существительные, поставить к ним слова и определить род.(Упражнение выполняется с комментированием. Первое предложение записывается и разбирается у доски.)

2. Словарная работа.

Слайд №16.

-Какое новое словарное слово встретилось вам в тексте? (Магазин.) Что такое магазин? (Помещение, в котором производится розничная торговля.)

- Какие бывают магазины? (Продуктовый, промтоварный, универсальный…)

- Запишите это слово. Поставьте ударение, подчеркните орфограмму. Запомните его написание.

3. Работа в группах.

Слайд № 17.

- Сейчас мы будем работать в группах. Объединитесь в группы по цветовому признаку.

(Зелёный – сложно, жёлтый – не очень сложно, красный – не сложно)

1) Составление словосочетаний.

- Достаньте задание из конверта и выполните его, чётко следуя инструкции.

Карточка №1 (1 уровень)

Найдите «лишнее» слово, подчеркните его. Определите род существительных.

Морковь, свёкла, яблоня, огурец.

Карандаш, линейка, циркуль, портфель.

 Солнце, туча, облако, поле, дерево.



Карточка №2 (2 уровень)

Подберите к каждому прилагательному подходящее по смыслу имя существительное.

Напишите словосочетания. Определите род имён существительных. Составьте и запишите предложение с одним из слов.

Жаркое …, длинная …, красивое …, сильный …,

 счастливое …, весёлая …, надёжный …, холодная …


Карточка № 3 (3 уровень)

Разделите листочек на три столбика и запишите: м. р., ж. р., с. р.

Выберите одну из тем для творческой работы: «Мой класс», «Мой дом», «Мой сад», «Зимний день». Подберите по 2-3 слова каждого рода, по теме, которую вы выбрали.




8


Домашнее задание

Цель: обеспечить понимание содержание и способов выполнения д/з

Дифференцированный подход.


Слайд №18

-  Подобрать пословицы о хлебе, определить род имен существительных.

    № 407

9

Итог урока.

Цели:

- оценить результаты собственной деятельности;

-зафиксировать новое содержание урока.

Методы: словесно-индуктивный

Анализ и оценка работы обучающихся.

-Какие учебные задачи мы перед собой ставили?

-Что нового вы узнали об имени существительном?

-Какого рода бывают существительные?

- Что нужно сделать, чтобы определить род имени существительного?

- В какие моменты урока вы испытывали трудности?


- Как вы сможете использовать свой новый опыт?


10

Рефлексия.


Цели:

-организовать рефлексию и оценку учениками собственной учебной деятельности.

Методы: словесно-индуктивный

Слайд № 19.

-Дайте оценку своей деятельности на уроке. Отметьте ступеньку знаний, на которой вы стоите после этого урока:

Красный квадрат - «Не понял тему урока»

Жёлтый квадрат - «Надо еще поработать дома»

Зелёный квадрат - «Тему хорошо усвоил»

Выставление оценок.

- Не огорчайтесь, если у вас сегодня что-то не получилось, время для исправления ещё есть. Хочется поблагодарить вас за активность и творчество.

Слайд 20  Вы хорошо поработали! Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по русскому языку "Изменение имен существительных по падежам" 4 класс УМК "Школа 2100"

урок по русскому языку 4 класс УМК "Школа 2100" - "Изменение имен существительных по падежам"...

Открытый урок по русскому языку "Число имен существительных"

План-конспект урока русского языка 3 класс по теме "Число имен существительных" и презентация к данному уроку....

Открытый урок по русскому языку "Изменение имен существительных по падежам в единственном и множественном числах"

- закреплять знания об однородных членах предложения;          - развивать орфографическую зор...

конспект урока по русскому языку Склонение имен существительных. Правописание родительного, дательного, предложного падежа.

Склонение имен существительных. Правописание родительного, дательного, предложного падежа....

Конспект урока по русскому языку «Склонение имен существительных» 3 класс

урок русского языка в 3 классе программа Школа России...

Разработка урока по русскому языку "Склонение имен существительных" 3 класс УМК"Школа России"

Разработка урока по русскому языку "Склонение имен существительных" 3 класс УМК"Школа России"...