Главные вкладки

    Конспект урока по русскому языку «Склонение имен существительных» 3 класс
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

    урок русского языка в 3 классе программа Школа России

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл russkiy_yazyk.docx37.99 КБ

    Предварительный просмотр:

    Школа: 95                                                                                                                        Методист: Кондратьева И.И.

    Учитель: Устьянцева Н.Д.                                                                                             Студентка: Якупова Лилия

    Класс: 3-6

    Тема: «Склонение имен существительных»

    Тип урока: открытие новых знаний.

    Цель: познакомить учащихся с понятием « склонение имен существительных», научить определять склонение существительного; формирование навыков правописания и самоконтроля.

    Планируемые результаты:

    Предметные:

    - продолжат формировать умение определять тип изученных орфограмм, объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными    орфограммами, группировать слова по типу орфограммы; осуществлять взаимоконтроль при проверке письменной работы

    - получат первоначальное представление о склонении имен существительных; названиях падежей и падежных вопросах;

    - научатся  изменять имена существительные по падежам;

    Личностные: воспитание положительной мотивации в учебной деятельности; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; научатся осознавать свои возможности в учении.

    Оборудования к уроку: учебник, презентация.

    Этап урока

    Метод и приемы

    Хро-нометраж

    Содержание урока. Деятельность учителя.

    Деятельность ученика

    УУД

    Организационный

    1 мин

    Здравствуйте, ребта. Меня зовут Лилия Владиковна, и сегодня я у вас буду вести урок русского языка. Проверьте все ли у вас готово к уроку. приведите в порядок свое рабочее место. Садитесь.

    Проверка рабочего места.

    К.: приветствуют учителя.

    Р.: самоконтроль

    Мотивационный

    Практич.: каллиграфическое упражнение

    Словес.: ответы на вопросы

    Частичный звуко-буквенный анализ

    Словарная работа

    ≈ 3

    Минутка чистописания.

    -Запишите каллиграфически.

    на доске:   Открыли тетради. Записали число и классная работа.

     Минутка чистописания. Ая, Яа

     Что вы можете рассказать об этих буквах? (обозначают звук [а], буква Я может обозначать два звука). Пропишите эти буквы чередуя.

    Асякаляоянаеянаияеа- вычеркни все буквы я и а. что получилось?

    Я буду читать предложения, а вы скажете, как назвать это одним словом и записывать эти слова в именительном падеже через запятую.

    Утренний приём пищи ( завтрак)

    У природы нет плохой (погода)

    Зимняя пурга, буран (метель)

    Дерево со светлой корой, символ России (берёза). Человек, который совершает поездку на транспортном средстве (пассажир). Подчеркните орфограммы и выделите ударения.

    Домашнее животное породы фокс (собака).

    Что объединяет эти слова?(они все существительные)

    на какие группы можно разделить слова? (одуш-неодуш, по количеству слогов, твердые согласные – мягкие согласные. на три склонения)

    Читаем по очереди слова, выделяя орфограммы и ударения. Ошибки исправляем.

    Хорошо, надеюсь все справились.

    Писать каллиграфически.

    Образовать форму ед.ч.

    Определять цели и пути их достижения.

    Р: принимают и сохраняют уч задачу

    Постановка учебной задачи и ее решение

    Практич.: устное граммат.упр. по обратному словарю

    Словес.: ответы на вопросы

    ≈ 7

     Актуализация опорных знаний.

    Как вы думаете, исходя из минутки чистописания и словарного работы, какая тема нашего урока?  

    Какие цели вы для себя определите?

     

    Строить грамматическое рассуждение.

    Отвечать на вопросы.

    К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания.

    Решение частных задач

    Словес.: слово учителя, ответы на вопросы.

    Практич.: письм. граммат.упр.

    Практич.: чтение правила.

    Практич.: письм. граммат.упр., проверьте по образцу на доске.

    Практич.: письм. граммат.упр. Взаимопроверка.

    Практич.: письм. граммат.упр.

    Практич.: письм. граммат.упр.

    ≈ 25

    Изучение нового материала.

     Вам уже известно, что такое склонение имен существительных.
    Кто может ответить на этот вопрос?

    В зависимости от рода и окончаний все имена существительные делятся на 3 склонения.

    Ребята, откройте учебники на странице 114. Найдите упражнение 106.

    Кто прочитает слова? Распределите и запишите эти существительные в три группы по родам: ж., м., ср. и выделите окончания.  Кто пойдет записывать к доске?

    Существительные каких двух родов имеют в и.п. окончания –а, -я? У существительных каких двух родов в и.п. нулевое окончание? У существительных какого рода в и.п. окончания –о, -е?

    А теперь распределите эти же слова в другие три группы так, чтобы:

    -в первой группе были слова м., ж. с окончаниями –а, -я;

    - во второй группе – слова ср.р. с окончаниями –о, -е и слова ж.р. с нулевым окончанием;

    - в третьей группе – слова ж.р. с нулевым окончанием. Слова запишите столбиками. Везде выделите окончания.

    Где получилось меньше всего слов? Над каждым столбиком напишите с помощью римских цифр : 1скл., 2 скл., 3 скл.

    Сравните  свои работы с доской.

    Кто прочитает правило? Что такое склонение имен существительных? Сколько типов склонения существует в русском языке? Что общего у слов, относящихся к одному склонению? (они одинаково изменяются по ч. И имеют один.окон.)

    Итак, идем дальше учиться склонять и наблюдать за окончаниями.

    Упражнение 107

    Прочитайте задание про себя. Кто прочитает задание громко, четко? Выполните задание в тетрадях, выделите во всех словах окончания и поставьте ударения.

     Вы заметили, что окончания слов одного и того же склонения могут быть ударными и безударными?

    Кто прочитает правило? Как пишутся окончания стоящие под ударением? Какие окончания должны быть у слов, принадлежащих к 1 скл в одном и том же падеже? Обменяйтесь тетрадями и проверьте сравнивая со слайда.

    Физ.минутка

    Упражнение 108

    Прочитайте задание. Что нужно сделать в этом упражнении? Кто пойдет записывать к доске? нужно 4 человека. Окончания везде выделите.  Поставьте ударение. Безударные окончания проверяйте по ударным. А затем посмотри, какое слово у тебя записано в столбике 3 скл. В упражнении 106. К какому роду оно принадлежит? А почему же оно записано не в том столбике, где другие существительные ж.р.? в чем его особенность? Сравните работы с доской? Есть ошибки? (разбираем ошибки, если есть)

    Упражнение 109

    Прочитайте задание. Просклоняйте слово степь в ед.ч., выделите окончания.  

    Кто прочитает

    Что интересного вы можете сообщить об окончаниях этого слова? Теперь вы понимаете, в чем особенность изменения по падежам слов 3 скл.?

    Кто прочитает правило? Какие существительные относятся к 1-му скл? Ко 2-му? К 3-му?

    Ребята, давайте вместе составим алгоритм, как определить склонения имен существительных? (на экране появляется алгоритм поэтапно)

    Слушать учителя.

    Распределять слова по родам.

    Отвечать на вопросы.

    .

    Склонять письменно существительные из 1-го столбика.

    Проверять работу.

    Читать правило.

    Склонять письменно существительные из 2-го столбика.

    Проверять работу.

    Склонять слово степь в ед.ч.

    Читать правило.

    П:  извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации.

    Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

    Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.

    Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.

    Итог урока. Рефлексия

    (предметная).

     

    ≈10

    Ребята, какая тема была сегодня у нас на уроке? Какие цели ставили перед собой? Достигли мы их?

    Что нового узнали? Как определить склонение существительных? Какие существительные относятся к первому склонению? Ко второму какие? К третьему склонению?

    Что было трудным на уроке? Что давалось легко? Покажите какое у вас настроение?

    Обобщать изученное.

    Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект урока по русскому языку Склонение имен существительных. Правописание родительного, дательного, предложного падежа.

    Склонение имен существительных. Правописание родительного, дательного, предложного падежа....

    Конспект урока по русскому языку "Род имён существительных" 3 класс, Бунеев, Школа 2100

    Конспект урока по русскому языку "Род имён существительных" 3 класс, Бунеев, Школа 2100....

    Разработка урока по русскому языку "Склонение имен существительных" 3 класс УМК"Школа России"

    Разработка урока по русскому языку "Склонение имен существительных" 3 класс УМК"Школа России"...

    Конспект урока по русскому языку "Род имени существительного" 3 класс

    Конспект урока по русскому языку "Род имени существительного" по программе "21 век" 3 класс...

    Открытый урок по русскому языку "Склонение имен существительных" 4 класс

    Конспект урока по русскому языку "Склонение имен существительных" 4 класс...