Конспект урока по русскому языку Склонение имён существительных
план-конспект урока по русскому языку на тему

Русский язык

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx23.9 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык в 3 классе

Тема урока. «Склонение имён существительных»

Цель урока:

Способствовать ознакомлению с понятием «изменение слова по падежам»; содействовать развитию умения решать проблемные задачи. создать условия для формирования первоначальных представлений о склонении имён существительных, способом определения их у имён существительных в предложении;

Задачи:

- Организовать наблюдение над существительными через выведения учащимися на необходимость использования их в речи.

- Формировать работу в группах, парах постоянного состава

- Развитие речи, внимания, умения анализировать, классифицировать, развитие навыков самооценки, самоконтроля.

- Воспитание трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца

Формируемые УУД

Личностные: учебно-познавательная мотивация, учебно-познавательный интерес, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности, использование усвоенных приёмов работы для решения учебных задач; формирование положительной мотивации учения, познавательной активности.

Регулятивные: определение цели деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; различают способ и результат действий, определение и формулирование задач урока, планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, овладение умениями ориентироваться в учебнике, делать выводы в результате совместной работы.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументация своего мнения, оформление своих мыслей в устной и письменной форме; совершенствование умения работать в паре, группе; развитие умения договариваться, распределять роли, осуществлять совместный поиск решения.

Оборудование: мультимедийная презентация «Изменение имен существительных по падежам», карточки для работы в паре, группе, фотографии города, звёздочки.


Ход урока

  1. Самоопределение к деятельности. (Орг. момент)

Прозвенел уже звонок, начинается урок.

А теперь все повернитесь и друг другу улыбнитесь.

- Сейчас у нас урок русского языка, и мы продолжим знакомство с его тайнами.

- Я очень хочу, чтобы наш урок получился интересным, познавательным и продуктивным.

Надеюсь, что вы меня поддерживаете.

А теперь проверь, дружок, ты готов начать урок?

Все ль на месте, всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

- Откройте рабочие тетради, запишите сегодняшнее число.

2.  Словарная работа.

[р о д' и н а] Узнайте слово по транскрипции. Родина родина

Два варианта написания – учебник, орфографический словарь

Этимология слова + родственные слова

Родина- род, родители, родился, родственники

3.Актуализация опорных знаний.

-Какая часть речи? Какие грамматические категории знаем?

Приём «Ассоциативный куст» по словам «имя существительное»

*Морфологический разбор

Родина – сущ., н.ф. – Родина, неодуш., собств., ж.р., ед.ч., И.п.

-Какую категорию лучше определять по словам, связанным с ним по смыслу? (падеж)

Диктант 

Родина для человека, что песня для соловья. (Определяем, что сущ. стоит в И.П.)

(За правильные ответы накопительная система звёздочек)

4.Сообщение темы и целей урока, постановка задач

Работа в группах «Умники и умницы»

Задание: вставить пропущенные буквы в слова, из данных букв собрать слово – тему урока.

креПкий нАрод завоД жЕлать пейзаЖ

- Что такое падеж? (Изменение слова по вопросам)

-Что такое склонение имён существительных? (Изменение по падежам)

Вывод: Падеж помогает связывать слова в словосочетании и предложении и изменяет форму слова.

5. Работа над новой темой. Формулирование проблемы.

-- Какую проблему решим на уроке?

- Как будем определять падеж?

Повторим падежные вопросы, используя жесты:

Именительный

есть

Кивните головой

Родительный

нет

Помотайте головой вправо-влево

Дательный

дать

Протяните ручки вперед

Винительный

вижу

Жест капитана, смотрящего из-под руки вдаль

Творительный

доволен

Погладьте животик, как после вкусного обеда

Предложный

думаю

Прикоснитесь указательным пальцем ко лбу, как будто думаете

*Игра на внимание «Падежи»

2. Фронтальная работа с таблицей: приём «Цветное пятно» - учебник, с.40 

 слово – словосочетание – падежный вопрос – падеж 


6. Формирование самообразовательных умений.

Работа с учебником. Упражнение 68.

- Выполнение упражнения с опорой на таблицу (1 ученик у доски с пояснением: 1-устно, 2-4 письменно, 5-6 для самоконтроля детям, которые быстро работают)

7.Физкультминутка.

Именительный подпрыгнул, наш творительный – поплавал,

А родительный летал. А предложный – убежал.

Дательный - полез на гору, Падежи нам все нужны

А винительный – устал. И в грамматике важны.

8. Закрепление нового материала.

Работа с учебником: упр. 70 стр. 40 (работа в группах по одному предложению)

Итог: представитель каждой группы выходит к доске, выбирает слово из своего предложения и прикрепляет его напротив падежа.

9. Релаксация для глаз

- Чтобы ваши глазки и дальше не уставали, дадим им немного отдохнуть. Раз-налево, два – направо, три – наверх, четыре – вниз. А теперь по кругу смотрим. Что бы лучше видеть мир. (Дети выполняют движения глазами.)

10. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 

 Я подготовила для вас задания в трех вариантах – все они разного уровня сложности:

3 уровень - сделаю все сам без подсказок и помощи;

2 уровень – воспользуюсь небольшой подсказкой;

3 уровень – воспользуюсь подсказкой – выберу один из предложенных падежей.

3 уровень - Спиши. Укажи падеж выделенных имен существительных.

История моего рода (___. п. ) , горжусь своей Родиной ( ___.п. ) , живу в городе Москве ( ___. п. )

2 уровень - Спиши. Определи падеж существительного по вопросу.

История (чего?) моего рода (___. п. ) , горжусь (чем?) своей Родиной ( ___.п. ) , живу (в чём? где?) в городе Москве ( ___. п. )

1 уровень - Спиши . Выбери нужный падеж.

История (чего?) моего рода ( В. п. / Р.п.) , горжусь (чем?) своей Родиной ( Т.п. / Д.п. ) , живу (в чём? где?) в городе Москве ( Д. п. / П.п.)

Самопроверка и самооценивание 

 11. Рефлексия «Хвалилочка»

Продолжите фразу…

Я знаю….. Я умею…. Я научился….

12. Домашнее задание

Повторите все падежи и вопросы к ним, попросите родных поиграть с вами в «Падежи».

13. Итог урока

 -Для чего нам нужны знания? (Чтобы быть умными)

-Для чего нужно быть умными? (Чтобы приносить пользу своей Родине)

-Дети, все вы – звёздочки. Я приготовила вам сюрприз. Найдите в своей тетради для записи правил себя - маленькую звездочку. Напишите на ней, какую пользу вы мечтаете принести своему городу, каким хотите его видеть.

Дети прикрепляют звездочки на доску вокруг фотографий города.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку: "Склонение имён существительных".

Урок по русскому языку: "Склонение имен существительных" (конспект + презентация)....

конспект урока по русскому языку Склонение имен существительных. Правописание родительного, дательного, предложного падежа.

Склонение имен существительных. Правописание родительного, дательного, предложного падежа....

Конспект урока по русскому языку «Склонение имен существительных» 3 класс

урок русского языка в 3 классе программа Школа России...

Конспект урока по русскому языку "Склонение имён прилагательных в И.п и В.п" 4 класс

Конспект урока по русскому языку "Склонение имён прилагательных в И.п и В.п" 4 класс...

Конспект урока по русскому языку "Изменение имён существительных по числам. Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе.", 2 класс УМК "ШР"

Цели деятельности учителя: знакомство  с  существительными, которые употребляются только в одном числе, формирование умения различать существительные множественного числа от сущест...