Главные вкладки

    конспект урока по русскому языку Склонение имен существительных. Правописание родительного, дательного, предложного падежа.
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

    Лебединец Елена Сергеевна

    Склонение имен существительных. Правописание родительного, дательного, предложного падежа.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл etap_uroka.docx35.21 КБ
    Файл 7_urok._russkiy.pptx265.75 КБ

    Предварительный просмотр:

    Этап урока.

    Методы и приемы

    Хро-нометраж

    Содержание урока. Деятельность учителя.

    Деятельность учащихся

    УУД

    1.

    Орг. Момент

    Словес.: приветствие

    1 мин.

    -Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елена Сергеевна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.

    - Садитесь.

    Приветствуют учителя.

    2.

    Мотивационный

    Практич.: каллиграфическое упражнение

    Словес.: ответы на вопросы

    5 мин.

    - Давайте приготовим тетради к работе. Отступите 2 строчки от предыдущей оценки или работы и запишите число и классная работа.

    Минутка чистописания.

    На слайде картинки и слова: инженер, солдат, герой, космонавт.

    Ребята, кто знает, какой праздник отмечается в России 12 апреля? ( День космонавтики)

    - Ребята, что вы видите на слайде? (слова)

    -Какие это слова? (словарные, т.к мы не можем  подобрать проверочное слово)

    -Давайте прочитаем эти слова орфографически.

    -Какую гласную и в каком слове мы можем проверить? (космонавт – космос)

    - к какой части речи относятся эти слова?

    - Что вы можете сказать об этих именах существительных? Что между ними общего?(одуш.,м.р., ед.ч.,Им.п.)  

    - Давайте подберем к каждому существительному имя прилагательное.

    - Запишите их в тетрадь. Какие правила оформления на письме вы знаете? (с красной строки, с большой буквы)

    - Постарайтесь записать красиво и выводить каждую букву. Вспомните правила посадки.

     Записывают число.

    Отвечают на вопросы.

    Составляют предложение.

    Записывают предложение в тетрадь.

    Р: принимают и сохраняют учебную задачу

    К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые  высказывания.

    3.

    Постановка учебной задачи и ее решение

    Словес.: ответы на вопросы

    2 мин.

    (На доске записаны словосочетания).

    Двигались по тропинк., по дорог..
    Прочитал в книг., о земл.,
    Запах от черёмух., от яблон..
    -Что общего между этими словами?(офрограмма в окончании сущ, 1 скл.)

    -Чем отличаются? (падеж)

    -Одинаковые ли окончания? (нет)
    - сформулируйте тему урока, над которой мы будем продолжать работать.

    «Правописание безударных окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах».

    -Какова цель урока?(закрепить правописание –е,-и в падежных окончаниях)

    Отвечают на вопросы.

    Объясняют свое мнение.

    Слушают учителя.

    Отвечают на вопросы.

    К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания.

    Р: принимают и сохраняют учебную задачу

    4.

    Решение частных задач

    Словес.: ответы на вопросы.

    Практич.: устное граммат.упр.

    Практич.: письм. граммат.упр.

    Практич.: проверка.

    20 мин

    -Какие существительные относятся к 1 склонению? Приведите примеры

    -расскажите о р, д, п падеж.

    -Как следует различать падежи?
    (По предлогам). 
    - Предложный падеж без предлогов не употребляется. 
    А родительный и дательный падежи бывают и без предлогов.
    (По падежным вопросам).

    - А теперь давайте составим таблицу-опору, чтобы вам было легче.

    Падежи

    Вопросы

    Предлоги, слова-помощники.

    Окончания

    1 скл.

     

     

     

    и

    Р. П.

    кого? чего? (откуда? где?)

    От, до, из, у, без, для, около, с, кроме, возле

    Пришел без книги

    Д. п.

    кому? чему? (куда? где?)

    к, по

    побежал к маме

    е

    П. п.

    о ком? о чём? (где?)

    О(об), в, во, на, при

    Говорил о сестре

    е

    -Для чего нужно уметь определять падеж? (чтобы правильно написать окончание)

    - Перед тем, как начать работу, давайте вспомним, как мы определяем окончание.

          1. Ставим существительное в начальную форму.

          2. Определяем склонение.

          3. Определяем падеж.

          4. Вспоминаем правило.

    Посмотрите снова на доску. Спишите, вставляя пропущенные буквы, определите падеж данных существительных.

    Проверяем. По цепочке читаем слова и называем букву, которую вставили и падеж. 

    Откройте страницу 160, найдите 371 упражнение, прочитайте задание.

    - Как вы думаете, какие 3 столбика нам необходимы?

    (слайд со столбиками)

    Выполните упражнение самостоятельно. Не забывайте следовать алгоритму, чтобы не допустить ошибку в написании окончаний.

    -Проверяем. Поменяйтесь тетрадями и посмотрите на слайд. За каждое правильно слово ставьте +, за не правильное -.

    -Кто выполнил без ошибок?

    Что нужно было сделать в этом задании, чтобы не ошибиться? (определить падеж, знать какие предлоги относятся к какому-либо падежу)

    Молодцы!

    -Найдите упражнение 372.

    Прочитайте задание! Мы немного изменим его, и вместо столбиков мы запишем в строчку. Сначало выпишем словосочетания, где у существительного окончание –е. затем, выпишем с окончанием –и.Выполним его вместе, работаем по цепочке. Называйте словосочетание и объясните свой выбор в правописание окончаний. Не забывайте выделять окончания и обозначьте падежи. (один объясняет, остальные записывают)

    На что мы обращали внимание чтоб верно определить окончание? ( на падеж и предлог)

    Молодцы!

    Вспоминают алгоритм определения окончания.

    Выполняют задание.

    Выполняют задание с комментированием

    Отвечают на вопрос.

    Выполняют задание с комментированием

    Р: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.

    К: строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет.

    Р: выполнять учебный действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

    П: составлять опорные схемы,таблицы.

    П: строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

    5.

    Физминутка.

    1 мин.

    Сейчас я буду называть слова в разных падежах. Ваша задача хлопать-когда услышите слово в родительном падеже. Прыгнуть-когда в дательном, сесть-когда в предложном.

    Побежал к берёзе,говорил о вороне,шел по улице,все кроме сороки,ушел к лисе, оторвался от земли.

    Молодцы!

    Разминаются.

    Решение частных задач

    Практич.: устное граммат.упр.

    Практич.: письм. граммат.упр.

    Взаимопроверка.

    10

    Сейчас будем работать в парах.

    -Найдите упражнение 373. Итак, сейчас каждый из вас побывает в роли учителя. 1 вариант закройте учебники. 2 вариант диктуйте словосочетания своему соседу по парте. На это я вам даю 4 минуты.

    -Теперь, 2 вариант закрывает учебники, а 1 вариант диктует словосочетания. Время остается также 4 минуты.

    Поменяйтесь тетрадями и сверьте с учебником.

    - У кого нет ни одной ошибки, поставьте карандашом пять.

    Что нужно было знать, чтобы верно выполнить это упражнение? (падежи и его окончания)

    Ну а теперь, проведем небольшую самостоятельную работу.

    Посмотрите на упражнение 374. Прочитайте задание.

    -Расскажите мне, что нужно сделать в этом упражнение?

     Работаем по вариантам. У вас указано 2 варианта. 1 вариант делает 1, 2 вариант делает 2. Но еще есть 3 вариант, который выполнила я, посмотрите на слайд, можете  приступать к заданию.

    - проверим, все ли справились с этим задание.

    Посмотрите на слайд, сравните и оцените свою работу.

    -Что нужно было сделать в этом задании, чтоб не ошибиться? (определить падеж, знать предлоги)

    Молодцы!

    Выполняют задание.

    Работают в парах.

    Осуществляют взаимопроверку.

    Оценивают.

    Выполняют упражнение самостоятельно.

    Оценивают свою работу.

    Р: осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

    П: строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

    6.

    Итог урока. Рефлексия.

    5 мин.

    - Ребята, какое имеет окончание имя существительное 1 склонения в Р.п.? А в Д.п.и П.п? (-и,-е)

    - Как мы определяем написание окончания?

    -Посмотрите, на партах вы видите пьедестал. По ним вы должны оценить то, как вы работали на уроке:

    1 место –  было трудно на уроке усвоить материал и выполнить задание

    2 место – хорошо  поработал, но не все получилось

    3 место – на отлично поработал, все получилось

    Отвечают на вопросы.

    Оценивают свою работу на уроке.

    Р: осуществлять итоговый контроль по результату.

    Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

    7.

    Домашнее задание.

    1 мин.

    - Откройте дневники и запишите домашнее задание:

    Д.З: Урок 90 упр. 377.

    Записывают домашнее задание.

    Дата: 14.03.14.                                                                                                                         Учитель школы: Бабичева Е.Ю.

    Школа: №95                                                                                                                            Методист ЧПК№1: Кондратьева И.И.

    Класс: 3-В                                                                                                                                 Студентка: Лебединец Е.С., 33 гр.

    Кабинет:107

    Конспект урока по русскому языку

    Тема: Склонение имен существительных. Правописание родительного, дательного, предложного падежа.

    Цели деятельности учителя: Изучить существенные признаки, по которым распознаются данные падежи;закрепить правописание е- и в падежных окончаниях.

    Планируемые результаты:

     предметные: Развивать умение правильно писать окончания имён существительных 1 склонения; определять безударные окончания по падежу и склонению существительных.

    личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; Содействовать воспитанию интереса к русскому языку, активности, умению общаться, общей культуре.

    Тип урока: закрепление.

    Оборудование: презентация.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    14 марта. Классная работа.

    Слайд 2

    Инжене́р , г еро́й , с олда́т , к осмона́вт

    Слайд 3

    Двигались по тропинк _, по дорог_; прочитал в книг_, о земл _ ; запах от черёмух_, от яблон _.

    Слайд 4

    Правописание безударных окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах . Цель урока: закрепить правописание –е, -и в падежных окончаниях.

    Слайд 5

    Падежи Вопросы Предлоги, слова-помощники. Окончания 1 скл . и Р. П. кого? чего? (откуда? где?) От, до, из, у, без, для, около, с, кроме, возле Пришел без книги Д. п. кому? чему? (куда? где?) к, по побежал к маме е П. п. о ком? о чём? (где?) О(об), в, во, на, при Говорил о сестре е

    Слайд 6

    1. Ставим существительное в начальную форму. Алгоритм определения окончания. 2. Определяем склонение. 3. Определяем падеж. 4. Вспоминаем правило.

    Слайд 7

    Двигались по тропинк _, по дорог_; прочитал в книг_, о земл _ ; запах от черёмух_, от яблон _.

    Слайд 8

    Двигались по тропинк_ , ,по дорог_; Прочитал в книг_, о земл_ ; Запах от черёмух_ , от яблон_. е е е Д.п. Д.п. е П.п. П.п. и Р.п . и Р.п .

    Слайд 9

    Р.п . Д.п . П.п .

    Слайд 10

    Р.п . Д.п . П.п . Из берлог и к вырубк е На подставк е От норк и По лапк е В краск е От песн и О корон е От туч и На травк е У Вал и

    Слайд 11

    Книга Без книги По книге О книге

    Слайд 12

    Падежи Вопросы Предлоги, слова-помощники. Окончания 1 скл . и Р. П. кого? чего? (откуда? где?) От, до, из, у, без, для, около, с, кроме, возле Пришел без книги Д. п. кому? чему? (куда? где?) к, по побежал к маме е П. п. о ком? о чём? (где?) О(об), в, во, на, при Говорил о сестре е

    Слайд 13

    1-вариант. Берлога Из берлоги К берлоге В берлоге Емеля От Емели К Емеле При Емеле Щука Из щуки К щуке О щуке 2-вариант. Снежинка Из снежинки К снежинке На снежинке Капля Без капли По капле В капле Дождинка Для дождинки К дождинке При дождинке

    Слайд 14

    1 место – было трудно на уроке усвоить материал и выполнить задание 2 место – хорошо поработал, но не все получилось 3 место – на отлично поработал, все получилось

    Слайд 15

    Домашнее задание: Урок 90, упр. 377


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по русскому языку «Склонение имен существительных» 3 класс

    урок русского языка в 3 классе программа Школа России...

    Разработка урока по русскому языку "Склонение имен существительных" 3 класс УМК"Школа России"

    Разработка урока по русскому языку "Склонение имен существительных" 3 класс УМК"Школа России"...

    Конспект урока по русскому языку "Род имени существительного" 3 класс

    Конспект урока по русскому языку "Род имени существительного" по программе "21 век" 3 класс...

    Открытый урок по русскому языку "Склонение имен существительных" 4 класс

    Конспект урока по русскому языку "Склонение имен существительных" 4 класс...