конспект урока по русскому языку Склонение имен существительных. Правописание родительного, дательного, предложного падежа.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Лебединец Елена Сергеевна

Склонение имен существительных. Правописание родительного, дательного, предложного падежа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etap_uroka.docx35.21 КБ
Файл 7_urok._russkiy.pptx265.75 КБ

Предварительный просмотр:

Этап урока.

Методы и приемы

Хро-нометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность учащихся

УУД

1.

Орг. Момент

Словес.: приветствие

1 мин.

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елена Сергеевна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.

- Садитесь.

Приветствуют учителя.

2.

Мотивационный

Практич.: каллиграфическое упражнение

Словес.: ответы на вопросы

5 мин.

- Давайте приготовим тетради к работе. Отступите 2 строчки от предыдущей оценки или работы и запишите число и классная работа.

Минутка чистописания.

На слайде картинки и слова: инженер, солдат, герой, космонавт.

Ребята, кто знает, какой праздник отмечается в России 12 апреля? ( День космонавтики)

- Ребята, что вы видите на слайде? (слова)

-Какие это слова? (словарные, т.к мы не можем  подобрать проверочное слово)

-Давайте прочитаем эти слова орфографически.

-Какую гласную и в каком слове мы можем проверить? (космонавт – космос)

- к какой части речи относятся эти слова?

- Что вы можете сказать об этих именах существительных? Что между ними общего?(одуш.,м.р., ед.ч.,Им.п.)  

- Давайте подберем к каждому существительному имя прилагательное.

- Запишите их в тетрадь. Какие правила оформления на письме вы знаете? (с красной строки, с большой буквы)

- Постарайтесь записать красиво и выводить каждую букву. Вспомните правила посадки.

 Записывают число.

Отвечают на вопросы.

Составляют предложение.

Записывают предложение в тетрадь.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые  высказывания.

3.

Постановка учебной задачи и ее решение

Словес.: ответы на вопросы

2 мин.

(На доске записаны словосочетания).

Двигались по тропинк., по дорог..
Прочитал в книг., о земл.,
Запах от черёмух., от яблон..
-Что общего между этими словами?(офрограмма в окончании сущ, 1 скл.)

-Чем отличаются? (падеж)

-Одинаковые ли окончания? (нет)
- сформулируйте тему урока, над которой мы будем продолжать работать.

«Правописание безударных окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах».

-Какова цель урока?(закрепить правописание –е,-и в падежных окончаниях)

Отвечают на вопросы.

Объясняют свое мнение.

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу

4.

Решение частных задач

Словес.: ответы на вопросы.

Практич.: устное граммат.упр.

Практич.: письм. граммат.упр.

Практич.: проверка.

20 мин

-Какие существительные относятся к 1 склонению? Приведите примеры

-расскажите о р, д, п падеж.

-Как следует различать падежи?
(По предлогам). 
- Предложный падеж без предлогов не употребляется. 
А родительный и дательный падежи бывают и без предлогов.
(По падежным вопросам).

- А теперь давайте составим таблицу-опору, чтобы вам было легче.

Падежи

Вопросы

Предлоги, слова-помощники.

Окончания

1 скл.

 

 

 

и

Р. П.

кого? чего? (откуда? где?)

От, до, из, у, без, для, около, с, кроме, возле

Пришел без книги

Д. п.

кому? чему? (куда? где?)

к, по

побежал к маме

е

П. п.

о ком? о чём? (где?)

О(об), в, во, на, при

Говорил о сестре

е

-Для чего нужно уметь определять падеж? (чтобы правильно написать окончание)

- Перед тем, как начать работу, давайте вспомним, как мы определяем окончание.

      1. Ставим существительное в начальную форму.

      2. Определяем склонение.

      3. Определяем падеж.

      4. Вспоминаем правило.

Посмотрите снова на доску. Спишите, вставляя пропущенные буквы, определите падеж данных существительных.

Проверяем. По цепочке читаем слова и называем букву, которую вставили и падеж. 

Откройте страницу 160, найдите 371 упражнение, прочитайте задание.

- Как вы думаете, какие 3 столбика нам необходимы?

(слайд со столбиками)

Выполните упражнение самостоятельно. Не забывайте следовать алгоритму, чтобы не допустить ошибку в написании окончаний.

-Проверяем. Поменяйтесь тетрадями и посмотрите на слайд. За каждое правильно слово ставьте +, за не правильное -.

-Кто выполнил без ошибок?

Что нужно было сделать в этом задании, чтобы не ошибиться? (определить падеж, знать какие предлоги относятся к какому-либо падежу)

Молодцы!

-Найдите упражнение 372.

Прочитайте задание! Мы немного изменим его, и вместо столбиков мы запишем в строчку. Сначало выпишем словосочетания, где у существительного окончание –е. затем, выпишем с окончанием –и.Выполним его вместе, работаем по цепочке. Называйте словосочетание и объясните свой выбор в правописание окончаний. Не забывайте выделять окончания и обозначьте падежи. (один объясняет, остальные записывают)

На что мы обращали внимание чтоб верно определить окончание? ( на падеж и предлог)

Молодцы!

Вспоминают алгоритм определения окончания.

Выполняют задание.

Выполняют задание с комментированием

Отвечают на вопрос.

Выполняют задание с комментированием

Р: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.

К: строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет.

Р: выполнять учебный действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

П: составлять опорные схемы,таблицы.

П: строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

5.

Физминутка.

1 мин.

Сейчас я буду называть слова в разных падежах. Ваша задача хлопать-когда услышите слово в родительном падеже. Прыгнуть-когда в дательном, сесть-когда в предложном.

Побежал к берёзе,говорил о вороне,шел по улице,все кроме сороки,ушел к лисе, оторвался от земли.

Молодцы!

Разминаются.

Решение частных задач

Практич.: устное граммат.упр.

Практич.: письм. граммат.упр.

Взаимопроверка.

10

Сейчас будем работать в парах.

-Найдите упражнение 373. Итак, сейчас каждый из вас побывает в роли учителя. 1 вариант закройте учебники. 2 вариант диктуйте словосочетания своему соседу по парте. На это я вам даю 4 минуты.

-Теперь, 2 вариант закрывает учебники, а 1 вариант диктует словосочетания. Время остается также 4 минуты.

Поменяйтесь тетрадями и сверьте с учебником.

- У кого нет ни одной ошибки, поставьте карандашом пять.

Что нужно было знать, чтобы верно выполнить это упражнение? (падежи и его окончания)

Ну а теперь, проведем небольшую самостоятельную работу.

Посмотрите на упражнение 374. Прочитайте задание.

-Расскажите мне, что нужно сделать в этом упражнение?

 Работаем по вариантам. У вас указано 2 варианта. 1 вариант делает 1, 2 вариант делает 2. Но еще есть 3 вариант, который выполнила я, посмотрите на слайд, можете  приступать к заданию.

- проверим, все ли справились с этим задание.

Посмотрите на слайд, сравните и оцените свою работу.

-Что нужно было сделать в этом задании, чтоб не ошибиться? (определить падеж, знать предлоги)

Молодцы!

Выполняют задание.

Работают в парах.

Осуществляют взаимопроверку.

Оценивают.

Выполняют упражнение самостоятельно.

Оценивают свою работу.

Р: осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

П: строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

6.

Итог урока. Рефлексия.

5 мин.

- Ребята, какое имеет окончание имя существительное 1 склонения в Р.п.? А в Д.п.и П.п? (-и,-е)

- Как мы определяем написание окончания?

-Посмотрите, на партах вы видите пьедестал. По ним вы должны оценить то, как вы работали на уроке:

1 место –  было трудно на уроке усвоить материал и выполнить задание

2 место – хорошо  поработал, но не все получилось

3 место – на отлично поработал, все получилось

Отвечают на вопросы.

Оценивают свою работу на уроке.

Р: осуществлять итоговый контроль по результату.

Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

7.

Домашнее задание.

1 мин.

- Откройте дневники и запишите домашнее задание:

Д.З: Урок 90 упр. 377.

Записывают домашнее задание.

Дата: 14.03.14.                                                                                                                         Учитель школы: Бабичева Е.Ю.

Школа: №95                                                                                                                            Методист ЧПК№1: Кондратьева И.И.

Класс: 3-В                                                                                                                                 Студентка: Лебединец Е.С., 33 гр.

Кабинет:107

Конспект урока по русскому языку

Тема: Склонение имен существительных. Правописание родительного, дательного, предложного падежа.

Цели деятельности учителя: Изучить существенные признаки, по которым распознаются данные падежи;закрепить правописание е- и в падежных окончаниях.

Планируемые результаты:

 предметные: Развивать умение правильно писать окончания имён существительных 1 склонения; определять безударные окончания по падежу и склонению существительных.

личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; Содействовать воспитанию интереса к русскому языку, активности, умению общаться, общей культуре.

Тип урока: закрепление.

Оборудование: презентация.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

14 марта. Классная работа.

Слайд 2

Инжене́р , г еро́й , с олда́т , к осмона́вт

Слайд 3

Двигались по тропинк _, по дорог_; прочитал в книг_, о земл _ ; запах от черёмух_, от яблон _.

Слайд 4

Правописание безударных окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах . Цель урока: закрепить правописание –е, -и в падежных окончаниях.

Слайд 5

Падежи Вопросы Предлоги, слова-помощники. Окончания 1 скл . и Р. П. кого? чего? (откуда? где?) От, до, из, у, без, для, около, с, кроме, возле Пришел без книги Д. п. кому? чему? (куда? где?) к, по побежал к маме е П. п. о ком? о чём? (где?) О(об), в, во, на, при Говорил о сестре е

Слайд 6

1. Ставим существительное в начальную форму. Алгоритм определения окончания. 2. Определяем склонение. 3. Определяем падеж. 4. Вспоминаем правило.

Слайд 7

Двигались по тропинк _, по дорог_; прочитал в книг_, о земл _ ; запах от черёмух_, от яблон _.

Слайд 8

Двигались по тропинк_ , ,по дорог_; Прочитал в книг_, о земл_ ; Запах от черёмух_ , от яблон_. е е е Д.п. Д.п. е П.п. П.п. и Р.п . и Р.п .

Слайд 9

Р.п . Д.п . П.п .

Слайд 10

Р.п . Д.п . П.п . Из берлог и к вырубк е На подставк е От норк и По лапк е В краск е От песн и О корон е От туч и На травк е У Вал и

Слайд 11

Книга Без книги По книге О книге

Слайд 12

Падежи Вопросы Предлоги, слова-помощники. Окончания 1 скл . и Р. П. кого? чего? (откуда? где?) От, до, из, у, без, для, около, с, кроме, возле Пришел без книги Д. п. кому? чему? (куда? где?) к, по побежал к маме е П. п. о ком? о чём? (где?) О(об), в, во, на, при Говорил о сестре е

Слайд 13

1-вариант. Берлога Из берлоги К берлоге В берлоге Емеля От Емели К Емеле При Емеле Щука Из щуки К щуке О щуке 2-вариант. Снежинка Из снежинки К снежинке На снежинке Капля Без капли По капле В капле Дождинка Для дождинки К дождинке При дождинке

Слайд 14

1 место – было трудно на уроке усвоить материал и выполнить задание 2 место – хорошо поработал, но не все получилось 3 место – на отлично поработал, все получилось

Слайд 15

Домашнее задание: Урок 90, упр. 377


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку «Склонение имен существительных» 3 класс

урок русского языка в 3 классе программа Школа России...

Разработка урока по русскому языку "Склонение имен существительных" 3 класс УМК"Школа России"

Разработка урока по русскому языку "Склонение имен существительных" 3 класс УМК"Школа России"...

Открытый урок по русскому языку "Склонение имен существительных" 4 класс

Конспект урока по русскому языку "Склонение имен существительных" 4 класс...

Конспект урока по русскому языку "Изменение имен существительных по падежам. Родительный падеж" УМК "Перспектива"

Цель: расширение знаний об именах существительных; формирование умения находить в предложении имена существительные в родительном падеже; формирование умения верно употреблять окончания существительны...

Конспект урока по русскому языку "Склонение имен прилагательных"

Конспект урока по русскому языку "Склонение имен прилагательных"...

Конспект урока по русскому языку "Склонение имен прилагательных во множественном числе" (3 класс, Перспективная начальная школа)

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Тема урока: «Склонение имен прилагательных во множественном числе» Цели деятельности учителя:...