урок по русскому языку "Изменение имен существительных по падежам" 4 класс УМК "Школа 2100"
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) на тему

Ананьева Наталья Алексеевна

урок по русскому языку 4 класс УМК "Школа 2100" - "Изменение имен существительных по падежам" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4klass_izmenenie_sushch_po_padezham.docx22.31 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка. 4 класс.

(«Школа 2100»)

Тема: Изменение имен существительных по падежам. 

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: овладеть системой падежных форм на основе знания вопросов и вспомогательных слов, формирование первичных умений изменять имена существительные по падежам.

Задачи:

обучающие:

- сформулировать умение изменять имена существительные по падежам;

- сформулировать умение различать падежи по их признакам

развивающие:

- развивать умение анализировать, сравнивать материал

-развивать умение работать в паре (выслушивать мнение товарища, обсуждать проблему, приходить к единому мнению

-развитие умений извлекать информацию на слух и при чтении из разных источников, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

воспитательные:                                                                                                                                                   - воспитывать положительное отношение к учебе, оценивать свою работу и работу  одноклассников                                                                                                                                                           - формировать мотивы учебной деятельности, навыки контроля и самоконтроля

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная

Необходимое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор,  экран, - презентация «Падежи», таблица падежей; учебник для 4 класса четырехлетней нач. школы по русскому языку

Ход урока.

I. Орг. момент

Вот звонок нам дал сигнал

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

(Проверка готовности  к уроку)

Создание эмоционального настроя

Все друг к другу повернитесь,

И друг другу улыбнитесь,

И удачи вам во всем,

А теперь урок начнем.

(Запись число и классная работа)

II. Актуализация знаний и формирование темы урока

1. На доске запись, прочитайте.

      Прилетели к нам метели,

      Залепили снегом щели.

      На окне седой мороз

      Льдинкой росписи нанес.

(Письмо по памяти)

Проверка.

- Прочитать

- Какие орфограммы обозначили?

- Сколько предложений вы записали? Докажите. (Подчеркнуть грамматическую основу)

- Дайте характеристику каждому предложению (устно).

- Составьте схему каждому предложению.

2. Что общего у выделенных слов?

Докажите, дайте характеристику каждому имени существительному (устно).

3. Скажите, что нового вы узнали об имени существительном на прошлом уроке русского языка?

- Задайте мне вопросы, на которые вы на данный момент знаете ответы.

- Как вы считаете, чему еще необходимо научиться?

на доске:

Учиться определять …

Ставить…

- Постарайтесь сформулировать тему нашего урока. 

Ф   И  З М И НУТКА для глаз

III. Формирование темы и цели урока.

- Что для вас является новым в названии раздела?

- Какой вопрос возникает?

-На основе вопроса и названия раздела запишите ключевые слова урока. (Падеж, имя существительное.) (1слайд)

IV. Открытие нового знания.

1.Наблюдение за словоизменением имён существительных.

  • Упр.116 – наблюдение за изменением слова цирк.

Сделайте вывод: что изменяется в слове цирк и для чего это нужно?

Вывод: изменяется окончание имени существительного. Это нужно для связи слов в предложении. (2слайд)

  • Упр.117- отличие форм одного и того же слова от однокоренных слов. (2ученика работают у доски)

Сделайте вывод: Чем отличаются формы одного и того же слова от  однокоренных слов? (3слайд)

Вывод: у форм одного и того же слова основа одинакова, меняется только окончание, а у однокоренных слов изменяется основа.

  • Упр.118 – проверка собственных выводов.

-Почему же меняется окончание в словах в предложении? (Чтобы соединяться с другими словами.)

-Что «помогает» применить разные окончания? (Разные вопросы к существительным.) (4слайд)

  • Упр.119 – постановка вопроса как основа для выбора окончания.

-чтение отрывка басни;

-дописывание окончаний карандашом в учебнике;

-выписывание словосочетаний по образцу в учебнике.

Сделайте вывод: что помогло выбрать окончание?

2. Введение понятия падеж.

 1) работа с текстом определения.

-Прочитайте 1часть определения до таблицы. Что вы узнали про падежи? (Их 6, отвечают на свои вопросы)

- Посмотрите 2часть правила- таблицу. Сколько в ней столбцов? Назовите их.

Прочитайте вопросы, которые относятся к каждому падежу.

Проверьте свою внимательность. 1вариант называет падеж, 2вариант задаёт вопрос к этому падежу.(5слайд)

- Прочитайте вопросы вместе со вспомогательными словами.

-Вы догадались, почему эти слова называются вспомогательными? (С ними легче задавать вопрос, они помогают.)

- Я буду вам рассказывать грамматическую сказку, про названия падежей, а вы находите в рамке этот падеж, хором проговаривайте ещё раз название, вспомогательные слова и вопросы.

Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать – Именительный.

Родился – стал Родительный.

Пока он был малышом, ему всё давали, и он стал Дательный.

Но он был и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал Винительным.

Потом он подрос, стал творить добрые дела и стал называться Творительный.

Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь Предложный

2) Работа после чтения определения.

Прочитайте вопросы под рамкой.

-Как вы думаете, меняется значение слова, если мы задаём к нему разные вопросы? Докажите на примере.

-Что такое словообразование и что такое словоизменение?

-К каким существительным мы задаем вопрос кто?, а к каким – что?

-Почему у каждого падежа два падежных вопроса?

V. Развитие учебно-языковых умений.

Упр. 120 – развивается умение изменять имена существительные по падежам.

(на доске, под руководством учителя)

VI. Итог урока.

- Как называется словоизменение имён существительных? ( Изменение по падежам.)

-Какие падежи запомнили? Сколько их?(6 слайд)

VII. Домашнее задание.

Упр. 1, с 134., выучить таблицу «Падежи» на с.110


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе Б. Тема урока: "Обобщение знаний об имени существительном"

Урок русского языка по теме: "Обобщение знаний об имени существительном"Урок - презентация состоит из 3 частей. Каждая часть продолжение урока. Интересные виды работы. Физминутка для глаз....

Конспект урока по русскому языку "Имя существительное. Закрепление." (2 класс)

Материал содержит задания обобщающего характера по теме Имя существительное....

Конспект урока русского языка во 2 классе. Тема урока: Обобщение знаний об имени существительном как части речи.

На данном уроке каждый ученик получит возможность совершенствовать и развивать:личностные действия навыки сотрудничества с учителем и сверстникамимотивация к творческому труду, к работе на результат....

Технологическая карта урока русского языка по ФГОС в 4 классе (УМК «Планета знаний» Тема урока: Безударные падежные окончания имен существительных во множественном числе.)

Данный урок был проведен в 4 классе по УМК"Планета знаний"по ФГОС. Цель урока:формировать умения правописания падежных окончаний имён   существительных  множественного числа в...

Открытый урок по русскому языку "Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?»

Данная разработка служит целью: ознакомить с обобщенным лексическим значением имени существительного; отработать грамматическое понятие «имя существительное», развивать орфографическу...

Конспект урока русского языка во 2 классе. Тема урока: Обобщение знаний об имени существительном как части речи.

Конспект урока русского языка во 2 классе.Тема урока: Обобщение знаний об имени существительном  как части речи....

Конспект открытого урока русского языка, проведённого в 4 классе на тему урока: "Упражнение в распознавании имен существительных всех трех типов склонения".

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме "Упражнение в распозновании имен существмтельных всех трех типов склонения". Цель урока: учиться определять склонение сцщес...