Главные вкладки

    Учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) на тему:
    урок по русскому языку "Изменение имен существительных по падежам" 4 класс УМК "Школа 2100"

    Ананьева Наталья Алексеевна

    урок по русскому языку 4 класс УМК "Школа 2100" - "Изменение имен существительных по падежам" 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 4klass_izmenenie_sushch_po_padezham.docx22.31 КБ

    Предварительный просмотр:

    Открытый урок русского языка. 4 класс.

    («Школа 2100»)

    Тема: Изменение имен существительных по падежам. 

    Тип урока: урок изучения нового материала.

    Цель урока: овладеть системой падежных форм на основе знания вопросов и вспомогательных слов, формирование первичных умений изменять имена существительные по падежам.

    Задачи:

    обучающие:

    - сформулировать умение изменять имена существительные по падежам;

    - сформулировать умение различать падежи по их признакам

    развивающие:

    - развивать умение анализировать, сравнивать материал

    -развивать умение работать в паре (выслушивать мнение товарища, обсуждать проблему, приходить к единому мнению

    -развитие умений извлекать информацию на слух и при чтении из разных источников, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

    воспитательные:                                                                                                                                                   - воспитывать положительное отношение к учебе, оценивать свою работу и работу  одноклассников                                                                                                                                                           - формировать мотивы учебной деятельности, навыки контроля и самоконтроля

    Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная

    Необходимое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор,  экран, - презентация «Падежи», таблица падежей; учебник для 4 класса четырехлетней нач. школы по русскому языку

    Ход урока.

    I. Орг. момент

    Вот звонок нам дал сигнал

    Поработать час настал.

    Так что время не теряем

    И работать начинаем.

    (Проверка готовности  к уроку)

    Создание эмоционального настроя

    Все друг к другу повернитесь,

    И друг другу улыбнитесь,

    И удачи вам во всем,

    А теперь урок начнем.

    (Запись число и классная работа)

    II. Актуализация знаний и формирование темы урока

    1. На доске запись, прочитайте.

          Прилетели к нам метели,

          Залепили снегом щели.

          На окне седой мороз

          Льдинкой росписи нанес.

    (Письмо по памяти)

    Проверка.

    - Прочитать

    - Какие орфограммы обозначили?

    - Сколько предложений вы записали? Докажите. (Подчеркнуть грамматическую основу)

    - Дайте характеристику каждому предложению (устно).

    - Составьте схему каждому предложению.

    2. Что общего у выделенных слов?

    Докажите, дайте характеристику каждому имени существительному (устно).

    3. Скажите, что нового вы узнали об имени существительном на прошлом уроке русского языка?

    - Задайте мне вопросы, на которые вы на данный момент знаете ответы.

    - Как вы считаете, чему еще необходимо научиться?

    на доске:

    Учиться определять …

    Ставить…

    - Постарайтесь сформулировать тему нашего урока. 

    Ф   И  З М И НУТКА для глаз

    III. Формирование темы и цели урока.

    - Что для вас является новым в названии раздела?

    - Какой вопрос возникает?

    -На основе вопроса и названия раздела запишите ключевые слова урока. (Падеж, имя существительное.) (1слайд)

    IV. Открытие нового знания.

    1.Наблюдение за словоизменением имён существительных.

    • Упр.116 – наблюдение за изменением слова цирк.

    Сделайте вывод: что изменяется в слове цирк и для чего это нужно?

    Вывод: изменяется окончание имени существительного. Это нужно для связи слов в предложении. (2слайд)

    • Упр.117- отличие форм одного и того же слова от однокоренных слов. (2ученика работают у доски)

    Сделайте вывод: Чем отличаются формы одного и того же слова от  однокоренных слов? (3слайд)

    Вывод: у форм одного и того же слова основа одинакова, меняется только окончание, а у однокоренных слов изменяется основа.

    • Упр.118 – проверка собственных выводов.

    -Почему же меняется окончание в словах в предложении? (Чтобы соединяться с другими словами.)

    -Что «помогает» применить разные окончания? (Разные вопросы к существительным.) (4слайд)

    • Упр.119 – постановка вопроса как основа для выбора окончания.

    -чтение отрывка басни;

    -дописывание окончаний карандашом в учебнике;

    -выписывание словосочетаний по образцу в учебнике.

    Сделайте вывод: что помогло выбрать окончание?

    2. Введение понятия падеж.

     1) работа с текстом определения.

    -Прочитайте 1часть определения до таблицы. Что вы узнали про падежи? (Их 6, отвечают на свои вопросы)

    - Посмотрите 2часть правила- таблицу. Сколько в ней столбцов? Назовите их.

    Прочитайте вопросы, которые относятся к каждому падежу.

    Проверьте свою внимательность. 1вариант называет падеж, 2вариант задаёт вопрос к этому падежу.(5слайд)

    - Прочитайте вопросы вместе со вспомогательными словами.

    -Вы догадались, почему эти слова называются вспомогательными? (С ними легче задавать вопрос, они помогают.)

    - Я буду вам рассказывать грамматическую сказку, про названия падежей, а вы находите в рамке этот падеж, хором проговаривайте ещё раз название, вспомогательные слова и вопросы.

    Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать – Именительный.

    Родился – стал Родительный.

    Пока он был малышом, ему всё давали, и он стал Дательный.

    Но он был и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал Винительным.

    Потом он подрос, стал творить добрые дела и стал называться Творительный.

    Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь Предложный

    2) Работа после чтения определения.

    Прочитайте вопросы под рамкой.

    -Как вы думаете, меняется значение слова, если мы задаём к нему разные вопросы? Докажите на примере.

    -Что такое словообразование и что такое словоизменение?

    -К каким существительным мы задаем вопрос кто?, а к каким – что?

    -Почему у каждого падежа два падежных вопроса?

    V. Развитие учебно-языковых умений.

    Упр. 120 – развивается умение изменять имена существительные по падежам.

    (на доске, под руководством учителя)

    VI. Итог урока.

    - Как называется словоизменение имён существительных? ( Изменение по падежам.)

    -Какие падежи запомнили? Сколько их?(6 слайд)

    VII. Домашнее задание.

    Упр. 1, с 134., выучить таблицу «Падежи» на с.110


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка в 3 классе по теме "Изменение имен существительных по родам"

    Урок русского языка в 3 классе по теме "Изменение имен существительных по родам" по программе Рамзаевой Т.Г....

    Урок русского языка в 3 классе по теме "Изменение имен существительных по родам"

    Урок русского языка в 3 классе по теме "Изменение имен существительных по родам" по программе Рамзаевой Т.Г....

    Урок по теме:«Изменение имен существительных по родам и числам»

    Урок-путешествие по теме «Изменение имен существительных по родам и числам»  проводится в 3 классе. Направлен на формирование умения определять род  и число имен существит...

    Открытый урок по русскому языку 2 класс по теме: «Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного»

    Тема: Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.Педагогические цели: способствовать ознакомлению с единственным и мно...

    Открытый урок по русскому языку 4 класс по теме: "Изменение имен существительных по падежам"

    Развитие умений извлекать информацию на слух и при чтении из разных источников (учебных, художественных текстов, стихотворных строк, таблиц) преобразовывать информацию из одной формы в другую (таблицу...

    Конспект урока по русскому языку "Имя существительное. Закрепление." (2 класс)

    Материал содержит задания обобщающего характера по теме Имя существительное....

    Открытый урок по русскому языку "Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?»

    Данная разработка служит целью: ознакомить с обобщенным лексическим значением имени существительного; отработать грамматическое понятие «имя существительное», развивать орфографическу...