Главные вкладки

    Конспект открытого урока русского языка, проведённого в 4 классе на тему урока: "Упражнение в распознавании имен существительных всех трех типов склонения".
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

    Соколова Вероника Ивановна

    Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме "Упражнение в распозновании имен существмтельных всех трех типов склонения". 

    Цель урока: учиться определять склонение сцществительного, употребленного в косвенном падеже.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_russ_yaz_4_kl.docx25.08 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект открытого урока русского языка,

    проведённого в 4 «Г» классе

     учителем Соколовой Вероникой Ивановной

    ТЕМА УРОКА: УПРАЖНЕНИЕ В РАСПОЗНАВАНИИ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ВСЕХ ТРЕХ ТИПОВ СКЛОНЕНИЙ

    Тип урока

    Решение частных задач

    Педагогические задачи

    Создать условия для формирования умения распознавать имена существительные  всех трех типов склонения; определять тип склонения имен существительных в косвенных падежах по совокупности признаков (род, окончание в именительном падеже); способствовать развитию навыка определения падежа имени существительного в единственном числе по алгоритму; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

    Планируемые предметные
    результаты

    Познакомятся с памяткой «Как определить склонение имени существительного»; научатся распознавать имена существительных всех трех типов склонения; определять падеж имени существительного в единственном числе по алгоритму;

    Метапредметные УУД

    Познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала; регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, давать самооценку; коммуникативные: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной речи .

    Личностные
    результаты

    Осознанно готовиться к урокам русского языка, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке.

    Оборудование урока

    Учебник В.П. Канакина, презентация к уроку, памятки, карточки с заданиями для работы в парах.


    Организационная структура урока

    Этап урока

    Содержание деятельности учителя

    Содержание деятельности учащегося
    (осуществляемые действия)

    I. Организация начала урока

    Самоопределение к деятельности

    Проверяет готовность к уроку, Приветствует учащихся.

    – Проверим готовность к уроку.

    Прозвенел уже звонок,

    Начинается урок.

    Друг на друга поглядели,

    Улыбнулись, тихо сели.

    Будем слушать, рассуждать

    и друг другу помогать

    Я  желаю вам успеха.

    Сообщают о готовности к уроку. Определяют уровень самоготовности (настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока)

    II. Актуализация знаний  и фиксирование затруднения в деятельности.

    1. Минутка чистописания.

    Проводит минутку чистописания.

    Найдите закономерность и допишите до конца строки.

     

    Выполняют чистописание.

    Пп   Ппп   Пппп

    1. Работа над словами с изученными орфограммами

    (слайд 2)

    (Слайд 3)

                (слайд №4)

    1.  Постановка учебной задачи.

    Слайд №5

    III. Объяснение нового материала.

    Построение проекта выхода из затруднения («открытие детьми нового знания»).

               Слайд №6

    Физкультминутка.

    Вспомните, какие орфограммы вы знаете?Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограмму.

    Р.ка, п.сок, со.нце, туч., рож., г.ра, ноч. .

    На какие группы можно разделить эти существительные?( те, кто быстро справятся, могут дописать в каждый столбик по одному своему примеру)

    Проверьте.(сверка с эталоном)

    Было вам трудно определить склонение существительных? Почему?

    Отвечают на вопросы учителя.

    Объясняют написание букв в словах, называя орфограмму

    Делят имена существительные на группы .

    Учащиеся записывают сущ. В три столбика по склонениям(пользуясь карточкой-памяткой по необходимости)

    Дети отвечают, что умеют делать это.

    Представьте, что вы художники…Какую картину по жанру вы бы нарисовали, прочитав эти слова?

    -Что такое пейзаж?...Обратимся к словарю. (с.153)

    -Составьте предложение из слов.

    Снег, изобразил, реку, художник, на, картине, гору

    - Подчеркните грамматическую основу .

    - Определите падежи существительных и склонения.

    (Фиксируются разные ответы)

    Почему разные ответы?

    - Почему у вас разные ответы, а некоторые не справились.

    - Как вы думаете, почему возникло затруднение?

    - Так чем же мы будем  заниматься на уроке? (Определять склонение существительных, употребленных в косвенных падежах).

    - Какова тема нашего урока? (после ответа детей, тема вывешивается на доске).

    - Верно, наша тема будет звучать так: «Упражнение в распознавании типа склонения имен существительных, употребленных в косвенных падежах».

    - Какова цель урока? (Учиться определять склонение существительного, употребленного в косвенном падеже).

    Можем   ли  мы создать памятку  по определению склонений сущ. в  косвенных падежах? Поработайте в группах.

    Сверяют с эталоном (слайд на доске)

    Читают в учебнике с. 100

    Дети отвечают на вопросы, работают со словарём.

    Работают со словарём.

    Работают с деформированным предложением, составляют и записывают

    на доске и в тетрадях. Дети определяют падежи и склонения.

    Дети отвечают.

     -Это задание новое для нас.

    -Мы не определяли склонение существительных, употребленных в косвенных падежах.

    Дети отвечают на вопросы, формулируют тему, цели урока.

    Работают в группах.

    (сильные дети работают над созданием памятки)

    ( слабые учащиеся знакомятся с памяткой по учебнику)

    IV. Первичное закрепление знаний. 

    Упр. 177

    V. Дальнейшая работа
    по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений.

    Включение нового знания в систему знаний.

    Самостоятельная работа

    Слайды №7, 8, 9.

    - Попробуем применить наши знания в следующем задании.

    1.Карточки с заданием. Дети работают в парах.

    Проверка (по эталону)

    -Как вы думаете,  можем ли мы увидеть такие  пейзажи в  нашем крае? Какие моря есть в нашем крае?

    2.Создание мотивации на успех каждого ребенка.        

    - Кто из вас ошибся?

    - В чем ошибка?

    - Исправь ошибку.

    - Сделай вывод.

    - Кто не ошибся?

    - Вы хорошо все усвоили.

    - Оцените работу на полях (плюс или знак вопроса).

    Выполняют упр. 177 с комментированием и контролем.

    Задание выполняют с комментированием и контролем.

    Записывают сочетания слов и определяют склонение имен существительных.

    Букет (2-е скл.) сирени (3-е скл.).

    Иней (2-е скл.) на ветке (1-е скл.) ели (3-е скл.).

    Письмо (2-е скл.) от дедушки (1-е скл.).

    Капля (1-е скл.) дождя (2-е скл.).

    Варенье (2-е скл.) из вишни (1-е скл.).

    Русский пейзаж (2-е скл.)

    Самостоятельное решение и самоконтроль детьми типовых заданий.

    VI. Домашнее задание

    ( резерв)

    VII. Итог урока. Рефлексия 

    Слайд № 10

    Слайд №11

    Проговаривает и объясняет домашнее задание, дает сопутствующие комментарии.Упр. №179

    Дидактическая игра:
    - Давайте поиграем в игру: «Третий лишний».
    Какое слово может быть лишним и почему?

    дочь, мышь, меч

    вечер, река, по небу

    пальто, царь, книга

    ночка, ночь, ноченька

    Иван, Ваня, Иванушка


    - Какую цель вы ставили на уроке? (научиться определять склонение имен существительных в косвенных падежах).

    Как же определяется склонение существительных в форме косвенных падежей?

    – Что особенно заинтересовало вас во время урока?

    – Что нового узнали на уроке?

    – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

    Спасибо за урок! Вы хорошо поработали!

    Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

    Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

    Продолжают высказывания:

    •  У меня получилось…

    •  Я научился…

    •  Сегодня на уроке я смог…

    •  Урок дал мне для жизни…

    •  За урок я…

    Список использованной литературы

    1. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий учебник «Русский язык» - М. : Просвещение, 2014

    2. Русский язык: Поурочные разработки:Технологические карты уроков: 4 кл: Пособие для учителей общеобразовательныхучреждений/И.А.Бубнова, Н.И.Роговцева. – М.;СПб.: Просвещение, 2014

    Интернет-ресурсы

    1. www.festival.1september.ru
    2. http://artcyclopedia.ru/zimnij_pejzazh_s_rekoj-veshilov_konstantin_aleksandrovich.htm

    Карточка №1

    Определите склонение и падеж существительных.

    У   Лены  на  картине   нарисованы   море  и   солнце.

    Карточка №2

    Определите склонение и падеж существительных.

               Петя    изобразил    радугу  над  озером.

    Карточка№3

    Определите склонение и падеж существительных.

                 Саша    нарисовал    поле   пшеницы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока русского языка во 2 классе. Тема урока: Обобщение знаний об имени существительном как части речи.

    На данном уроке каждый ученик получит возможность совершенствовать и развивать:личностные действия навыки сотрудничества с учителем и сверстникамимотивация к творческому труду, к работе на результат....

    Проверочная работа по теме "Распознавание имен существительных всех трёх типов склонений", 4 класс

    Работа содержит задания на проверку знаний имен существительных трёх  типов склонений...

    Урок русского языка в 3 классе.«Тема: «Именительный и винительный падежи имен существительных»

    Урок развития, закрепления знаний и умений.Презентация к уроку...

    Технологическая карта к открытому уроку русского языка 2 класс на тему "Единственное и множественное число имен существительных"

    Технологическая карта к открытому уроку русского языка, разработана в соответствии с ФГОС, на основе материала по УК "Школа России"....

    Открытый урок по русскому языку 3 класс / Тема: «Дательный и предложный падеж имени существительного»

    Открытый урокпо русскому языкув 3 Б классеМБОУ СОШ № 40Тема: «Дательный и предложный падеж имени существительного»...

    Конспект урока русского языка во 2 классе. Тема урока: Обобщение знаний об имени существительном как части речи.

    Конспект урока русского языка во 2 классе.Тема урока: Обобщение знаний об имени существительном  как части речи....

    Урок русского языка в 3 классе Тема урока: Упражнение в определении падежей. Наблюдение над ролью в предложении существительных в именительном падеже.

    Упражнение в определении падежей. Наблюдение над ролью в предложении существительных в именительном па развивать умение определять падеж по вопросу и предлогу, познакомить с особенностями имените...