Открытый урок русского языка в 4 классе по теме: "Обобщение знаний об имени существительном"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Урок русского языка в 4 классе направлен на обобщение знаний о грамматических признаках имени существительного. Урок проходит в форме путешествия на остров "Умников и умниц" по маршрутным листам, где дети отражают свои ожидания и проводят самооценку выполненных заданий. На уроке используются различные методические приемы, работа в группах, парах, самостоятельная работа. В конце урока,как элемент обобщения, дети составляют снеговика, на частях которого записаны грамматические признаки имени существительного.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РУССКИЙ ЯЗЫК  4 класс

ТЕМА: «ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ОБ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОМ»

1. –Начинаем урок русского языка.

ЧИСЛО. КЛАССНАЯ РАБОТА

Прежде чем приступать к работе, Я  БЫ ХОТЕЛА УЗНАТЬ, какие вы сейчас испытываете чувства и какое у вас настроение?  Перед вами словарики чувств и настроений. Выберите в списке слово, которое соответствуют вашему состоянию, называет ваше настроение  И ЗАПИШИТЕ ЕГО В РАМКАХ МИНУТКИ ЧИСТОПИСАНИЯ (поставить ударение, подчеркните буквы, если встретятся изученные орфограммы)-выбрать заранее по слову и обговорить орфограмму  (прием "Обмен настроением"). 

2.Прием  под названием  «Композиция», предлагаю вам разделиться  на   группы.

   - Я вам раздаю карточки с изображением героев  известных сказок, а вы должны сгруппироваться так, чтобы герои одной и той же сказки оказались в одной группе. (Сказки: «Бременские музыканты», «Приключение Буратино»).

- Пожалуйста, найдите героев своей сказки.

- Из какой вы сказки? Кто автор? (Бр.Гримм, А. Толстой)

- Таким образом, у нас получилось 2 группы.  (По 5 человек)

-  Чтобы определить тему занятия,  необходимо выполнить задание. (прием «Исключение» и метод «Диаграмма или кольца Венна»).

3. Диаграмма Вена (лишнее слово, тема и цель урока)

- Теперь вы поработаете в группах. Каждая группа получит карточки со словами.  Посовещавшись,  вы должны найти лишнее слово и прикрепить его на листе в малом полуовале (показ). Остальные слова прикрепляете в большом полуовале (показ).

(Выдаю карточки, и группы приступают к работе.)

Проверка.

  1 группа объясняет.

 - Лишнее слово- сильный, потому что все слова отвечают на вопрос что?, а слово

«сильный»- на вопрос - какой?.)

-Какая это часть речи? (Имя прилагательное)

смелость,  сильный, урок, снег, радость

 2 группа:

 ученик, собака, голубь, комар, сильный

(Лишнее слово « сильный», так как все слова отвечают на вопрос что? кто?

 А  слово « сильный» отвечает на вопрос -  какой?)

 Проверка (Метод «Диаграмма Венна) - соединяются 2 листа.

-Сейчас соединим части этой диаграммы. Мы видим, что в малом овале у каждой группы  одинаковое слово, остальные – в большом овале.

Значит, задание выполнено вами верно.

- Что вы можете сказать об остальных словах? (Имена существительные)

- Какими грамматическими признаком отличаются слова каждой группы? (неодуш.и одуш., родом, склонением)

 - Можете ли вы сформулировать тему занятия, опираясь на оставшиеся слова?  (Да. «Обобщение знаний об имени существительном »- вывешивается на доску

- Какие цели поставим? (Повторить граммат.признаки им.существительного)

-Я предлагаю совершить небольшое путешествие  на остров «Умников и умниц» (Показ картинки – остров Умников и умниц).

I. Ост. РАЗМИНАЙКА. На краю стола у вас маршрутные листы. Расскажу, как с ним работать.

4. -Здесь мы проведем грамматическую разминку.  ( «Мозговая атака»).

 - Прочитайте, что вам предстоит сделать. (Определю число, склонение, падеж слов и другие грамматические признаки имени существительного.)

-Поставьте +, если вы считаете, что справитесь , - , если считаете, что затрудняетесь . По завершению выполнения задания проверите, оправдались ли ваши ожидания, оцените себя, поставив оценку за данное задание в третьей колонке.

 - Посмотрите на слова,  

На листе А3 слова-

1. библиотека
2. чтение
3. поэт
4. писатель

Вопросы:

1. Есть ли здесь слова, которые относятся к мужскому роду? Если да, запишите номера этих слов (Да. № 3,4. Поэт, писатель)

 

2. К какому склонению относится третье слово? 

(Поэт, ко 2-е скл.)

 

3. Поставьте  третье слово в предложный падеж и запишите? (О поэте, на поэте, в поэте

 

4. Под какими номерами находятся слова, которые относятся к одному и тому же склонению? 2 скл.- (№ 2, 3, 4.)

 

5.  Запишите существительное, которое имеет только форму единственного числа. (Чтение.)

6.   Запишите слово, в котором 4 буквы. (Поэт.)

Доп-ное устное

 7. Назовите грамматические признаки того слова, которое мы еще не называли. (Библиотека -  нариц, неодуш, 1 скл., И.п, ж.р., ед.ч., гл.чл-подлежащее.)

 - Каким еще членом предложения может быть имя сущ.-дополнением , обстоятельством (Еще и сказуемым).

-САМООЦЕНКА В ЛИСТЕ.

5. РАЗГАДАТЬ РЕБУС – В ПАРАХ

ПЕДАЛЬ  ЖУК"

1432

ПАДЕЖ

II. - Cледующая остановка –ВСПОМИНАЙКА. Прочитайте, что вы должны вспомнить?  (Ответ)

-Поставьте в маршрутном листе напротив второй остановки знак + или -/

- Вам нужно вспомнить, как определить падежн и  выписать в марш. лист нужное предложение.

Задание

Выпишите в тетрадь пословицу со словом сказка в И.п. Объясните смысл  пословиц.
Быль за сказкой _ (Т.п.) не угонится.
Сказывали мы и сказки _  (В.п.).

Сказка_  ( И.п.) мудростью богата.
- Устно определите падеж слова сказка (сказки) в ост.предложениях.

- Объясните смысл пословиц - в парах.

1. Быль за сказкой _ (Т.п.) не угонится - Быль - это реальность, иногда она бывает очень плохой, а в сказке все всегда хорошо, поэтому люди мечтают жить, как в сказке, чтобы уйти от реальной жизни.

2. Сказывали мы и сказки.- Пословица про угрозы и наказание

3. Сказка мудростью богата. Сказка всегда чему-то учит.

-САМООЦЕНКА В ЛИСТЕ.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова. (Вращение головой.)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.)

6. МИНУТКА ЮМОРА. ЗАДАНИЕ САМ-НО-ВСЕ ЛИ ВЕРНО?

III. Остановка «СООБРАЖАЛКА». Ознакомьтесь с заданием.

Поставьте соотв. знаки + или -.

1. Как-то рано поутру

  С другом сели мы в метру.

2.И поехали в метре

Фильм смотреть о кенгуре.

3.Вот сидим мы с ним в кине

Без пальта и без кашне,

А вернее, я и ты без кашне и без пальты.

4.Любит кина детвора,

Если в кинах кенгура.

5.Ходит-бродит по шоссу,

Носит в сумках шимпанзу.

6.Кенгуру в кафу зашёл,

Занял там свободный стол

7.И сидит за доминой

С шимпанзой и какадой.

8.Вдруг огромный обезьян

Стал играть на фортепьян.

9.Тут и взрослый, сняв пальту,

Хохотал на всю кину.

10.Интересное кино!

Жаль, что кончилось оно! В гардероб пора бежать  - Будут польта выдавать.

- Самооценка работы и приклеивание картинки попугая.

-Поднимите руки, кто поставил себе «5» и приклеил картинку веселого попугая? Кто другую оценку и картинку задумчивого попугая? Какие трудности испытывали при выполнении заданий?

7.  Итог

«Кубик Блума».Выбирают слово, а я задаю задание.  

1.- Назови существительные  ж.р.,( м.р., ср. р.  )                          

2. - Почему одни сущ. отвечают на вопрос что?, а другие на вопрос кто?. Как они называются? (одуш. и неодуш.)

3. - Объясни правописание имен собственных. (Пишутся с заглавной буквы).

4. - Предложи способ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СКЛОНЕНИЯ У ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ, В КОСВЕННЫХ ПАДЕЖАХ, НЕ В И.П.

 (Поставить в начальную форму).

5.- Приведи примеры имен существительные 3 склонения.

  Рожь, дочь, печь, рожь, речь, течь, вещь, молодежь, мышь, брошь  

6. – Поделись знаниями о об имени существительном.  

8.  Обобщение-работа по составлению снеговика, на частях которого записаны грамматические признаки имени существительного.

 - Кто же быстрее?

 9. Рефлексия.

-Что для тебя было сложным  при изучении данной темы, раздела?

- Удовлетворены ли вы своей работой на этом уроке. Все ли получалось легко или в каких-то заданиях все-таки испытывали затруднения? Как вы думаете, что вам может помочь ликвидировать пробелы? (Повторить раздел по учебнику, обратиться к учителю или однокласснику, который понял тему и может помочь).

9.Оценка работы учащихся учителем.

10. Д.з.- повторить порядок морфологического разбора имени существительного.

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

 Остановки

Я сделаю

Я

справлюсь

(+)

Я

затрудняюсь

(-)

  Оценки

1.Разминайка

Определю   грамматические признаки имени существительного

2.Вспоминайка

Вспомню, как определить падеж имени существительного

3.Соображалка

 Исправить то, что неверно в стихотворении

1. Как-то рано поутру

С другом сели мы в метру.

4.Сегодня на уроке я…

Условные обозначения для эмоциональной оценки работы

   «отлично работал » (веселый попугай)

«хорошо   работал,    но   ещё   имеются   небольшие   проблемы»         (задумчивый попугай).

Выпишите пословицу со словом «сказка» в И.п. Объясните смысл пословиц.
Быль за сказкой (______) не угонится.
Сказывали мы и сказки (_______). Сказка (______) мудростью богата.
 

 Выпишите пословицу со словом «сказка» в И.п. Объясните смысл пословиц.

Быль за сказкой (______) не угонится.
Сказывали мы и сказки (_______).   Сказка (______) мудростью богата.
 

Выпишите пословицу со словом «сказка» в И.п. Объясните смысл пословиц.

Быль за сказкой (______) не угонится.
Сказывали мы и сказки (_______).   Сказка (______) мудростью богата.
 

Выпишите пословицу со словом «сказка» в И.п. Объясните смысл пословиц.

Быль за сказкой (______) не угонится.
Сказывали мы и сказки (_______).   Сказка (______) мудростью богата.
 

СЛОВАРЬ

Радость

Чувства: восторг, восхищение, лёгкость, очарование, удовольствие, беззаботность.

Настроение и состояние: хорошее, весёлое, праздничное, приподнятое, бодрое, игривое, задорное, лёгкое, шутливое, шаловливое, счастливое, оптимистичное, чудное, мажорное, замечательное, восторженное, миролюбивое.

Таинственность

Чувства: загадочность, завороженность, призрачность, скрытность, фантастичность.

Настроение и состояние: необъяснимое, оживлённое, приподнятое, странное

Спокойствие

Чувства: добродушие, безмятежность, наивность, непринужденность, доброжелательность, покорность, равнодушие, раскованность.

Настроение и состояние: спокойное, умиротворённое, мечтательное, созерцательное, поэтическое, просветлённое.

Грусть

Чувства: печаль, тоска, хандра, уныние, жалость, страдание, горечь, сожаление

Настроение и состояние: плохое, грустное, болезненное, горестное, слезливое, тягостное, сокрушённое, безысходное, трагическое.

Страх

Чувства: испуг, боязнь, тревога, беспокойство, волнение, робость, смятение, стыдливость, малодушие, растерянность.

Настроение и состояние: испуганное, боязливое, робкое, смятённое, тревожное.

Злость

Чувства: гнев, злоба, недовольство, досада, раздражение, жестокость, угроза, беспощадность, свирепость, негодование, возмущение, неукротимость.

Настроение и состояние: тяжёлое, надменное, злобное, ужасное, сердитое, грозное.

Удивление

Чувства: изумление, недоумение.

Настроение и состояние: чудесное, необыкновенное, небывалое, редкое, чудное, изумительное, исключительное


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс по теме:"Обобщение знаний об имени существительном"

Урок русского языка во 2 классе по теме: "Обобщение знаний об имени существительном" по учебнику Зеленина Л.М.+ презентация...

Урок русского языка 2 класс по теме: "Обобщение знаний об имени прилагательном"

Использовала различные методы и приемы работы. Работа по карточкам, выборочным письмом, тестированием, коллективной работой, творчекими заданиями. На уроке прослеживалась связь между двумя предметами:...

Урок русского языка 2 класс Тема: «Род, число и падеж имен существительных».

Цель: -формировать умение распознавать склонения имен существительных по совокупности признаков ( род, окончание в именительном падеже единственного числа)...

Презентация урока русского языка. 4 класс. УМК "Гармония" "Правописание безударных окончаний имен существительных и имен прилагательных"

Комбинированный урок русского языка и литературного чтения, построенный на  на материале басен, по теме "Правописание безударных окончаний имен существительных и прилагательных"....

Конспект урока РУССКОГО ЯЗЫКА (3 класс) по теме: "Обобщение знаний о составе слова".

Данный  урок  разработан  в  виде  ЭСТАФЕТЫ  ЗНАНИЙ. В  нём  много  игровых  моментов.,  интересных  заданий,  например  КОНКУРС ...

презентация к уроку русского языка 4 класс(школа 2100) алгоритм определения падежа имени существительного

данная презентация разработана к учебнику под редакцией Р.Н.Бунеева и др.,дети сами составляют алгоритм определения падежа имени существительного...