Главные вкладки

    Урок русского языка 4 класс «Повторение и закрепление знаний об имени существительном. Развитие умения писать слова с орфограммой буквы безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных, графически объяснять выбор написания».
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

    Коробейникова Ольга Владимировна

    Материал содержит сценарий урока по данной теме

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл stsenariy.docx178.96 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок русского языка

    4 класс

    Тема урока:   «Повторение и закрепление знаний об имени существительном. Развитие умения писать слова с орфограммой  буквы безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных, графически объяснять выбор написания».

    (урок систематизации знаний)

    Учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 504                                         Коробейникова Ольга Владимировна, высшая категория

    Целевой компонент урока

    Цели :

             Формирование универсальных учебных действий:

    • познавательных (общеучебных, логических, действий постановки и решения проблем);
    • коммуникативных  (планирование, постановка вопросов, управление поведением партнёра, умение с достаточной точностью выражать свои мысли);
    • регулятивных (определение темы урока);
    • личностных (нравственно – эстетического оценивания).

    Задачи:

    1. Создать проблемную ситуацию для определения темы урока; 
    2. Организовать работу по осмысленному формированию системы знаний по теме имя сущ.  
    3.  Организовать рефлексивную деятельность учащихся;
    4. Создать обстановку, благоприятную для учебной и творческой деятельности.

    Используемые технологии: технология критического мышления.

    Метод обучения: частично-поисковый.  

    Организационные формы урока: фронтальная, групповая, индивидуальная.

    Оснащение урока: УМК «Школа 2100». Учебник «Русский язык»,                        авт.: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева.

    Презентация к уроку,

    карточки с заданием,

    рабочие тетради,

    толковые словари

    Сценарий урока

    1.Организационный этап

    Прозвенел и смолк звонок,
    Начинаем наш урок.
    Все друг к другу повернитесь,                                                                                                             Мило, дружно улыбнитесь.                                                                                                            Улыбнитесь мне, гостям
    И садитесь по местам. (проверка готовности к уроку)

    2. Поисковый этап  

    Актуализация (словарная работа)

    - Пред вами словарная работа. Прочтите транскрипции, проговорите  слова про себя орфографически и запишите. (слова записаны с помощью транскрипций)

    Престиж, готовить,  кровать, заботиться , гладить, цитата,  

    (Взаимопроверка с использованием слайда).

    - На какие группы можно разделить эти слова? ( существительные и  глаголы)

    - Подумайте, к какой части речи относится высказывание известного русского писателя и филолога Льва Васильевича Успенского? Восстановите и запишите. Прочтите. Какие получились варианты? Докажите, кто прав  

     «Имя существительное – хлеб языка».  Как понимаете это выражение?  

    -  Имя существительное – основа русского языка. Это самая важная и  распространенная в языке часть речи.

    - А какие темы мы изучали в  разделе «Имя существительное»?

    - А какая тема была для вас самая трудная?

    - Как звучала последняя тема? ( Буквы б/у гласных в падежных окончаниях имен существительных.)

    - Для кого была трудна последняя тема?

    - Если вы уже изучили эту тему, все ли могут правильно написать букву б/у гласных в падежных окончаниях?  

    - Если вы еще не уверены своем умении, что надо сделать, чтобы не допускать ошибок в этой орфограмме?

    (Повторить, потренироваться в написании б/у гласных в падежных окончаниях имен существительных.)

    - Может ли кто-нибудь сформулировать тему урока ?

    - Повторение и закрепление знаний об имени существительном. Развитие умения писать б/у гласные в падежных окончаниях имен существительных.

    - А чтобы правильно писать , что нужно повторить? (все, что мы знаем об имени существительном)

    3. Аналитический этап

    - Чтобы наша работа по теме была эффективной и не было хаоса в повторяемом материале, что необходимо сделать?(составить план)

    - Что нужно повторить об имени существительном (предложения детей).

    Для работы по теме урока актуально повторить: (на слайде)

    1. Что такое имя существительное

    2. постоянные признаки сущ. ( од нар, род. скл)

    3. непостоянные признаки сущ.

    4. Чем  являться в предложении

    5. Как определить, какую гласную надо писать в б/у падежных окончаниях

    - Итак, проводим мозговой штурм. (Дети разворачиваются к соседям по следующей парте. Получается 6 команд.)

    - Каждой команде выдан план повторения в распечатанном варианте. В течение 2 минут внутри команды по плану повторите все, что вы знаете. Затем от каждой команды выберите представителя для выступления.

    (Представители команд отвечают на один вопрос , а члены команды приводят примеры).Все команды достойно отвечали на вопросы, Молодцы.

    - Для чего нужны эти теоретические знания?   (Для того, чтобы правильно, грамотно писать имена существительные в предложении.)

    - Какие ошибки можно допустить в написании имен существительных?(б/у в корне, в приставке, в суффиксе и в окончании, непроизносимая согласная, парная звонкая - глухая в середине и в конце слова).

    - Как будем действовать, чтобы не ошибиться в написании букв б/у гласных в падежных окончаниях имен существительных?

    Пошаговый алгоритм. (Дети называют каждый шаг, на слайде появляется строка)

    4. Практический этап

    - Если человек знает алгоритм, это значит, что он не допустит ошибок?

    - Что же делать? (Нужно упражняться)

    - «Без практики теория мертва». Как понимаете это выражение?

    - Давайте проверим, как вы можете применить теоретические знания.

    Я приготовила для вас сюрприз. Но для того, чтобы он получился, нужно постараться правильно выполнить задание.  Небольшой диктант, который называется

                                           Жители города. 

          Жил один мудрец. Он любил стоять на вершине холма и смотреть на свой город. Он смотрел на тропинки и дорожки при свете дня. А ночью в городе включали красивое освещение. Однажды к мудрецу подошёл путник и спросил: « Я хочу стать жителем этого города. Что за люди здесь живут?»

    Письмо текста. 

    - Найдите в тексте и выделите ту орфограмму о которой мы сегодня говорим на уроке. (б/у гласная в падежных окончаниях имен существительных), выделите окончание укажите склонение и падеж. Самопроверка. 

    - Кто считает, что хорошо знает эту тему и не допустил ошибок?  Поставьте карандашом на полях оценку за правильность написания букв б/у гласных в падежных окончаниях.

    Взаимопроверка в парах. После этой проверки изменилась ли оценка, поставленная за работу? У кого оценка совпадает? А у кого ошибки нашлись?

    - А теперь давайте проверим текст, используя слайд. Открывается слайд.

    (ученики по очереди открывают и объясняют написание окончаний имен существительных.)

    - Поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки в определении склонения. Поставьте над словом +. ), а кто допустил ошибки, поставьте  -.

     (Примерное соотношение учеников. Та же работа с падежами и окончаниями.)

    - А теперь, поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки? А кто допустил?

     (примерное соотношение учеников)

    - Что вы можете сказать про текст: он не завершён или нет? Как вы это поняли?

    - Как бы вы закончили этот рассказ? (дети предлагают свои версии).

    - А теперь сюрприз. Послушайте продолжение. (чтение продолжения на слайде)

    - Что скрыто в  этом рассказе?

    - В каких произведениях есть  скрытый смысл, иносказание ? (в басне)

    -  Это произведение похоже на басню? (нет, нет морали.)

    - Так же иносказание скрыто в притчах. (на слайде слово притча, затем определение)

    - Что это такое, кто знает? Где можно посмотреть значение этого слова? ( в толковом словаре). Смотрим значение. Работа со словарями.

    Какой смысл скрыт в этой притче, как вы поняли?

    - К людям надо относиться с уважением, тогда и к тебе будут относиться точно так же .«Золотое правило общения».

    Придумайте предложение со словом притча. Каждый запишет свое.

    Затем напишите  из слово притча  в той форме, в которой оно стоит в предложении  и выполните его морфологический разбор. (один ученик работает на доске) Проверка. Поставьте плюс на полях

    Что помогло вам сделать морф р-р без ошибок?(Теоретические  знания)

    5. Рефлексивный этап

    - Вспомните, какую тему вы определили  в начале урока?

    (Повторить , что мы знаем об имени существительном, повторить правило, как писать б/у гласную в падежных окончаниях имен существительных. Развивать это умение.)

    - Что был трудно? Какой нужно сделать вывод? ( больше упражняться)

    - Подберите слово, которое выразило впечатление об уроке, запишите его.

    - В чем вам поможет изучение этой темы? (Грамотно писать)

    - Спасибо за эффективную работу.

    Приложение 1

    План для повторения:

    1. Что такое имя существительное

    2. Постоянные признаки  имени существительного                                           ( одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные)

    3. Постоянные признаки имени существительного  ( род и склонение)

    4. Непостоянные признаки  имени существительного

    5. Чем  являться в предложении

    6. Как определить, какую гласную надо писать в б/у падежных окончаниях

    План для повторения:

    1. Что такое имя существительное

    2. Постоянные признаки  имени существительного                                           ( одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные)

    3. Постоянные признаки имени существительного  ( род и склонение)

    4. Непостоянные признаки  имени существительного

    5. Чем  являться в предложении

    6. Как определить, какую гласную надо писать в б/у падежных окончаниях

    Приложение 2
             Существительное собственное — это индивидуальное название  предмета, живого существа, которое отличает его от других подобных:  

                                  Россия,     Париж,     Пушкин.    


            Существительное нарицательное — это обобщённое название  однородных предметов, живых существ:  

                                  страна,     город,     поэт.    


     Имена существительные бывают одушевлёнными и  
    неодушевлёнными.
    Одушевлённые имена существительные обозначают   людей, животных, игрушки (женщина, белка, кукла, робот), а также существ,  похожих на человека  (русалка, Баба Яга).  

           
    Неодушевлённые имена существительные обозначают названия  неживых предметов (город, лес, ромашка, книга) и названия групп  живых существ (толпа, народ, армия).    


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие стратегии правописания безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных.

    Известно , что одной из « болевых точек» начальных классов является проблема формирования умения безошибочно писать безударные падежные окончания имён существительных. На это правило отводится малое к...

    Проверочная работа №5. Правописание безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных.

    Правописание безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных....

    Проверочная работа №6. Правописание безударных гласных в падежных окончаниях имён прилагательных.

    Правописание безударных гласных в падежных окончаниях имён прилагательных....

    Технологическая карта урока.Развитие умения писать буквы безударных гласных в падежных окончаний им. существительного действуя по алгоритму.

    Технологическая карта урока "Развитие  умения писать буквы безударных гласных  в падежных окончаний им. существительного действуя по алгоритму".Цель:Закрепление и коррекция изученн...