Урок русского языка 4 класс «Повторение и закрепление знаний об имени существительном. Развитие умения писать слова с орфограммой буквы безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных, графически объяснять выбор написания».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Коробейникова Ольга Владимировна

Материал содержит сценарий урока по данной теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy.docx178.96 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

4 класс

Тема урока:   «Повторение и закрепление знаний об имени существительном. Развитие умения писать слова с орфограммой  буквы безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных, графически объяснять выбор написания».

(урок систематизации знаний)

Учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 504                                         Коробейникова Ольга Владимировна, высшая категория

Целевой компонент урока

Цели :

         Формирование универсальных учебных действий:

  • познавательных (общеучебных, логических, действий постановки и решения проблем);
  • коммуникативных  (планирование, постановка вопросов, управление поведением партнёра, умение с достаточной точностью выражать свои мысли);
  • регулятивных (определение темы урока);
  • личностных (нравственно – эстетического оценивания).

Задачи:

  1. Создать проблемную ситуацию для определения темы урока; 
  2. Организовать работу по осмысленному формированию системы знаний по теме имя сущ.  
  3.  Организовать рефлексивную деятельность учащихся;
  4. Создать обстановку, благоприятную для учебной и творческой деятельности.

Используемые технологии: технология критического мышления.

Метод обучения: частично-поисковый.  

Организационные формы урока: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оснащение урока: УМК «Школа 2100». Учебник «Русский язык»,                        авт.: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева.

Презентация к уроку,

карточки с заданием,

рабочие тетради,

толковые словари

Сценарий урока

1.Организационный этап

Прозвенел и смолк звонок,
Начинаем наш урок.
Все друг к другу повернитесь,                                                                                                             Мило, дружно улыбнитесь.                                                                                                            Улыбнитесь мне, гостям
И садитесь по местам. (проверка готовности к уроку)

2. Поисковый этап  

Актуализация (словарная работа)

- Пред вами словарная работа. Прочтите транскрипции, проговорите  слова про себя орфографически и запишите. (слова записаны с помощью транскрипций)

Престиж, готовить,  кровать, заботиться , гладить, цитата,  

(Взаимопроверка с использованием слайда).

- На какие группы можно разделить эти слова? ( существительные и  глаголы)

- Подумайте, к какой части речи относится высказывание известного русского писателя и филолога Льва Васильевича Успенского? Восстановите и запишите. Прочтите. Какие получились варианты? Докажите, кто прав  

 «Имя существительное – хлеб языка».  Как понимаете это выражение?  

-  Имя существительное – основа русского языка. Это самая важная и  распространенная в языке часть речи.

- А какие темы мы изучали в  разделе «Имя существительное»?

- А какая тема была для вас самая трудная?

- Как звучала последняя тема? ( Буквы б/у гласных в падежных окончаниях имен существительных.)

- Для кого была трудна последняя тема?

- Если вы уже изучили эту тему, все ли могут правильно написать букву б/у гласных в падежных окончаниях?  

- Если вы еще не уверены своем умении, что надо сделать, чтобы не допускать ошибок в этой орфограмме?

(Повторить, потренироваться в написании б/у гласных в падежных окончаниях имен существительных.)

- Может ли кто-нибудь сформулировать тему урока ?

- Повторение и закрепление знаний об имени существительном. Развитие умения писать б/у гласные в падежных окончаниях имен существительных.

- А чтобы правильно писать , что нужно повторить? (все, что мы знаем об имени существительном)

3. Аналитический этап

- Чтобы наша работа по теме была эффективной и не было хаоса в повторяемом материале, что необходимо сделать?(составить план)

- Что нужно повторить об имени существительном (предложения детей).

Для работы по теме урока актуально повторить: (на слайде)

1. Что такое имя существительное

2. постоянные признаки сущ. ( од нар, род. скл)

3. непостоянные признаки сущ.

4. Чем  являться в предложении

5. Как определить, какую гласную надо писать в б/у падежных окончаниях

- Итак, проводим мозговой штурм. (Дети разворачиваются к соседям по следующей парте. Получается 6 команд.)

- Каждой команде выдан план повторения в распечатанном варианте. В течение 2 минут внутри команды по плану повторите все, что вы знаете. Затем от каждой команды выберите представителя для выступления.

(Представители команд отвечают на один вопрос , а члены команды приводят примеры).Все команды достойно отвечали на вопросы, Молодцы.

- Для чего нужны эти теоретические знания?   (Для того, чтобы правильно, грамотно писать имена существительные в предложении.)

- Какие ошибки можно допустить в написании имен существительных?(б/у в корне, в приставке, в суффиксе и в окончании, непроизносимая согласная, парная звонкая - глухая в середине и в конце слова).

- Как будем действовать, чтобы не ошибиться в написании букв б/у гласных в падежных окончаниях имен существительных?

Пошаговый алгоритм. (Дети называют каждый шаг, на слайде появляется строка)

4. Практический этап

- Если человек знает алгоритм, это значит, что он не допустит ошибок?

- Что же делать? (Нужно упражняться)

- «Без практики теория мертва». Как понимаете это выражение?

- Давайте проверим, как вы можете применить теоретические знания.

Я приготовила для вас сюрприз. Но для того, чтобы он получился, нужно постараться правильно выполнить задание.  Небольшой диктант, который называется

                                       Жители города. 

      Жил один мудрец. Он любил стоять на вершине холма и смотреть на свой город. Он смотрел на тропинки и дорожки при свете дня. А ночью в городе включали красивое освещение. Однажды к мудрецу подошёл путник и спросил: « Я хочу стать жителем этого города. Что за люди здесь живут?»

Письмо текста. 

- Найдите в тексте и выделите ту орфограмму о которой мы сегодня говорим на уроке. (б/у гласная в падежных окончаниях имен существительных), выделите окончание укажите склонение и падеж. Самопроверка. 

- Кто считает, что хорошо знает эту тему и не допустил ошибок?  Поставьте карандашом на полях оценку за правильность написания букв б/у гласных в падежных окончаниях.

Взаимопроверка в парах. После этой проверки изменилась ли оценка, поставленная за работу? У кого оценка совпадает? А у кого ошибки нашлись?

- А теперь давайте проверим текст, используя слайд. Открывается слайд.

(ученики по очереди открывают и объясняют написание окончаний имен существительных.)

- Поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки в определении склонения. Поставьте над словом +. ), а кто допустил ошибки, поставьте  -.

 (Примерное соотношение учеников. Та же работа с падежами и окончаниями.)

- А теперь, поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки? А кто допустил?

 (примерное соотношение учеников)

- Что вы можете сказать про текст: он не завершён или нет? Как вы это поняли?

- Как бы вы закончили этот рассказ? (дети предлагают свои версии).

- А теперь сюрприз. Послушайте продолжение. (чтение продолжения на слайде)

- Что скрыто в  этом рассказе?

- В каких произведениях есть  скрытый смысл, иносказание ? (в басне)

-  Это произведение похоже на басню? (нет, нет морали.)

- Так же иносказание скрыто в притчах. (на слайде слово притча, затем определение)

- Что это такое, кто знает? Где можно посмотреть значение этого слова? ( в толковом словаре). Смотрим значение. Работа со словарями.

Какой смысл скрыт в этой притче, как вы поняли?

- К людям надо относиться с уважением, тогда и к тебе будут относиться точно так же .«Золотое правило общения».

Придумайте предложение со словом притча. Каждый запишет свое.

Затем напишите  из слово притча  в той форме, в которой оно стоит в предложении  и выполните его морфологический разбор. (один ученик работает на доске) Проверка. Поставьте плюс на полях

Что помогло вам сделать морф р-р без ошибок?(Теоретические  знания)

5. Рефлексивный этап

- Вспомните, какую тему вы определили  в начале урока?

(Повторить , что мы знаем об имени существительном, повторить правило, как писать б/у гласную в падежных окончаниях имен существительных. Развивать это умение.)

- Что был трудно? Какой нужно сделать вывод? ( больше упражняться)

- Подберите слово, которое выразило впечатление об уроке, запишите его.

- В чем вам поможет изучение этой темы? (Грамотно писать)

- Спасибо за эффективную работу.

Приложение 1

План для повторения:

1. Что такое имя существительное

2. Постоянные признаки  имени существительного                                           ( одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные)

3. Постоянные признаки имени существительного  ( род и склонение)

4. Непостоянные признаки  имени существительного

5. Чем  являться в предложении

6. Как определить, какую гласную надо писать в б/у падежных окончаниях

План для повторения:

1. Что такое имя существительное

2. Постоянные признаки  имени существительного                                           ( одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные)

3. Постоянные признаки имени существительного  ( род и склонение)

4. Непостоянные признаки  имени существительного

5. Чем  являться в предложении

6. Как определить, какую гласную надо писать в б/у падежных окончаниях

Приложение 2
         Существительное собственное — это индивидуальное название  предмета, живого существа, которое отличает его от других подобных:  

                              Россия,     Париж,     Пушкин.    


        Существительное нарицательное — это обобщённое название  однородных предметов, живых существ:  

                              страна,     город,     поэт.    


 Имена существительные бывают одушевлёнными и  
неодушевлёнными.
Одушевлённые имена существительные обозначают   людей, животных, игрушки (женщина, белка, кукла, робот), а также существ,  похожих на человека  (русалка, Баба Яга).  

       
Неодушевлённые имена существительные обозначают названия  неживых предметов (город, лес, ромашка, книга) и названия групп  живых существ (толпа, народ, армия).    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по природоведению и русскому языку на тему: «Природа и человек. Охрана лесов. Роль леса в природе и жизни человека. (Природоведение). Упражнения в правописании окончаний имён существительных множественного числа. (Русский язык)»

На уроке ведётся  разговор о разнообразии и жизни растений, пользе, которую они приносят человеку, необходимости охраны растительного мира нашей Родины, правилах поведения в лесу; совершенствоват...

Развитие стратегии правописания безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных.

Известно , что одной из « болевых точек» начальных классов является проблема формирования умения безошибочно писать безударные падежные окончания имён существительных. На это правило отводится малое к...

Проверочная работа №5. Правописание безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных.

Правописание безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных....

Технологическая карта урока.Развитие умения писать буквы безударных гласных в падежных окончаний им. существительного действуя по алгоритму.

Технологическая карта урока "Развитие  умения писать буквы безударных гласных  в падежных окончаний им. существительного действуя по алгоритму".Цель:Закрепление и коррекция изученн...