Урок русского языка 4 класс «Повторение и закрепление знаний об имени существительном. Развитие умения писать слова с орфограммой буквы безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных, графически объяснять выбор написания».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
4 класс
Тема урока: «Повторение и закрепление знаний об имени существительном. Развитие умения писать слова с орфограммой буквы безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных, графически объяснять выбор написания».
(урок систематизации знаний)
Учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 504 Коробейникова Ольга Владимировна, высшая категория
Целевой компонент урока
Цели :
Формирование универсальных учебных действий:
- познавательных (общеучебных, логических, действий постановки и решения проблем);
- коммуникативных (планирование, постановка вопросов, управление поведением партнёра, умение с достаточной точностью выражать свои мысли);
- регулятивных (определение темы урока);
- личностных (нравственно – эстетического оценивания).
Задачи:
- Создать проблемную ситуацию для определения темы урока;
- Организовать работу по осмысленному формированию системы знаний по теме имя сущ.
- Организовать рефлексивную деятельность учащихся;
- Создать обстановку, благоприятную для учебной и творческой деятельности.
Используемые технологии: технология критического мышления.
Метод обучения: частично-поисковый.
Организационные формы урока: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оснащение урока: УМК «Школа 2100». Учебник «Русский язык», авт.: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева.
Презентация к уроку,
карточки с заданием,
рабочие тетради,
толковые словари
Сценарий урока
1.Организационный этап
Прозвенел и смолк звонок,
Начинаем наш урок.
Все друг к другу повернитесь, Мило, дружно улыбнитесь. Улыбнитесь мне, гостям
И садитесь по местам. (проверка готовности к уроку)
2. Поисковый этап
Актуализация (словарная работа)
- Пред вами словарная работа. Прочтите транскрипции, проговорите слова про себя орфографически и запишите. (слова записаны с помощью транскрипций)
Престиж, готовить, кровать, заботиться , гладить, цитата,
(Взаимопроверка с использованием слайда).
- На какие группы можно разделить эти слова? ( существительные и глаголы)
- Подумайте, к какой части речи относится высказывание известного русского писателя и филолога Льва Васильевича Успенского? Восстановите и запишите. Прочтите. Какие получились варианты? Докажите, кто прав
«Имя существительное – хлеб языка». Как понимаете это выражение?
- Имя существительное – основа русского языка. Это самая важная и распространенная в языке часть речи.
- А какие темы мы изучали в разделе «Имя существительное»?
- А какая тема была для вас самая трудная?
- Как звучала последняя тема? ( Буквы б/у гласных в падежных окончаниях имен существительных.)
- Для кого была трудна последняя тема?
- Если вы уже изучили эту тему, все ли могут правильно написать букву б/у гласных в падежных окончаниях?
- Если вы еще не уверены своем умении, что надо сделать, чтобы не допускать ошибок в этой орфограмме?
(Повторить, потренироваться в написании б/у гласных в падежных окончаниях имен существительных.)
- Может ли кто-нибудь сформулировать тему урока ?
- Повторение и закрепление знаний об имени существительном. Развитие умения писать б/у гласные в падежных окончаниях имен существительных.
- А чтобы правильно писать , что нужно повторить? (все, что мы знаем об имени существительном)
3. Аналитический этап
- Чтобы наша работа по теме была эффективной и не было хаоса в повторяемом материале, что необходимо сделать?(составить план)
- Что нужно повторить об имени существительном (предложения детей).
Для работы по теме урока актуально повторить: (на слайде)
1. Что такое имя существительное
2. постоянные признаки сущ. ( од нар, род. скл)
3. непостоянные признаки сущ.
4. Чем являться в предложении
5. Как определить, какую гласную надо писать в б/у падежных окончаниях
- Итак, проводим мозговой штурм. (Дети разворачиваются к соседям по следующей парте. Получается 6 команд.)
- Каждой команде выдан план повторения в распечатанном варианте. В течение 2 минут внутри команды по плану повторите все, что вы знаете. Затем от каждой команды выберите представителя для выступления.
(Представители команд отвечают на один вопрос , а члены команды приводят примеры).Все команды достойно отвечали на вопросы, Молодцы.
- Для чего нужны эти теоретические знания? (Для того, чтобы правильно, грамотно писать имена существительные в предложении.)
- Какие ошибки можно допустить в написании имен существительных?(б/у в корне, в приставке, в суффиксе и в окончании, непроизносимая согласная, парная звонкая - глухая в середине и в конце слова).
- Как будем действовать, чтобы не ошибиться в написании букв б/у гласных в падежных окончаниях имен существительных?
Пошаговый алгоритм. (Дети называют каждый шаг, на слайде появляется строка)
4. Практический этап
- Если человек знает алгоритм, это значит, что он не допустит ошибок?
- Что же делать? (Нужно упражняться)
- «Без практики теория мертва». Как понимаете это выражение?
- Давайте проверим, как вы можете применить теоретические знания.
Я приготовила для вас сюрприз. Но для того, чтобы он получился, нужно постараться правильно выполнить задание. Небольшой диктант, который называется
Жители города.
Жил один мудрец. Он любил стоять на вершине холма и смотреть на свой город. Он смотрел на тропинки и дорожки при свете дня. А ночью в городе включали красивое освещение. Однажды к мудрецу подошёл путник и спросил: « Я хочу стать жителем этого города. Что за люди здесь живут?»
Письмо текста.
- Найдите в тексте и выделите ту орфограмму о которой мы сегодня говорим на уроке. (б/у гласная в падежных окончаниях имен существительных), выделите окончание укажите склонение и падеж. Самопроверка.
- Кто считает, что хорошо знает эту тему и не допустил ошибок? Поставьте карандашом на полях оценку за правильность написания букв б/у гласных в падежных окончаниях.
Взаимопроверка в парах. После этой проверки изменилась ли оценка, поставленная за работу? У кого оценка совпадает? А у кого ошибки нашлись?
- А теперь давайте проверим текст, используя слайд. Открывается слайд.
(ученики по очереди открывают и объясняют написание окончаний имен существительных.)
- Поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки в определении склонения. Поставьте над словом +. ), а кто допустил ошибки, поставьте -.
(Примерное соотношение учеников. Та же работа с падежами и окончаниями.)
- А теперь, поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки? А кто допустил?
(примерное соотношение учеников)
- Что вы можете сказать про текст: он не завершён или нет? Как вы это поняли?
- Как бы вы закончили этот рассказ? (дети предлагают свои версии).
- А теперь сюрприз. Послушайте продолжение. (чтение продолжения на слайде)
- Что скрыто в этом рассказе?
- В каких произведениях есть скрытый смысл, иносказание ? (в басне)
- Это произведение похоже на басню? (нет, нет морали.)
- Так же иносказание скрыто в притчах. (на слайде слово притча, затем определение)
- Что это такое, кто знает? Где можно посмотреть значение этого слова? ( в толковом словаре). Смотрим значение. Работа со словарями.
Какой смысл скрыт в этой притче, как вы поняли?
- К людям надо относиться с уважением, тогда и к тебе будут относиться точно так же .«Золотое правило общения».
Придумайте предложение со словом притча. Каждый запишет свое.
Затем напишите из слово притча в той форме, в которой оно стоит в предложении и выполните его морфологический разбор. (один ученик работает на доске) Проверка. Поставьте плюс на полях
Что помогло вам сделать морф р-р без ошибок?(Теоретические знания)
5. Рефлексивный этап
- Вспомните, какую тему вы определили в начале урока?
(Повторить , что мы знаем об имени существительном, повторить правило, как писать б/у гласную в падежных окончаниях имен существительных. Развивать это умение.)
- Что был трудно? Какой нужно сделать вывод? ( больше упражняться)
- Подберите слово, которое выразило впечатление об уроке, запишите его.
- В чем вам поможет изучение этой темы? (Грамотно писать)
- Спасибо за эффективную работу.
Приложение 1
План для повторения:
1. Что такое имя существительное
2. Постоянные признаки имени существительного ( одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные)
3. Постоянные признаки имени существительного ( род и склонение)
4. Непостоянные признаки имени существительного
5. Чем являться в предложении
6. Как определить, какую гласную надо писать в б/у падежных окончаниях
План для повторения:
1. Что такое имя существительное
2. Постоянные признаки имени существительного ( одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные)
3. Постоянные признаки имени существительного ( род и склонение)
4. Непостоянные признаки имени существительного
5. Чем являться в предложении
6. Как определить, какую гласную надо писать в б/у падежных окончаниях
Приложение 2
Существительное собственное — это индивидуальное название предмета, живого существа, которое отличает его от других подобных:
Россия, Париж, Пушкин.
Существительное нарицательное — это обобщённое название однородных предметов, живых существ:
страна, город, поэт.
Имена существительные бывают одушевлёнными и
неодушевлёнными. Одушевлённые имена существительные обозначают людей, животных, игрушки (женщина, белка, кукла, робот), а также существ, похожих на человека (русалка, Баба Яга).
Неодушевлённые имена существительные обозначают названия неживых предметов (город, лес, ромашка, книга) и названия групп живых существ (толпа, народ, армия).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по природоведению и русскому языку на тему: «Природа и человек. Охрана лесов. Роль леса в природе и жизни человека. (Природоведение). Упражнения в правописании окончаний имён существительных множественного числа. (Русский язык)»
На уроке ведётся разговор о разнообразии и жизни растений, пользе, которую они приносят человеку, необходимости охраны растительного мира нашей Родины, правилах поведения в лесу; совершенствоват...
Развитие стратегии правописания безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных.
Известно , что одной из « болевых точек» начальных классов является проблема формирования умения безошибочно писать безударные падежные окончания имён существительных. На это правило отводится малое к...
Интегрированный урок по окружающему миру и русскому языку « Растения весной. Первоцветы. Закрепление знаний об имени существительном как части речи».
интегрированный урок окружающего мира и русского языка...
Правописание безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных.
Проверочная работа по русскому языку. 4 класс....
Проверочная работа №5. Правописание безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных.
Правописание безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных....
Технологическая карта урока.Развитие умения писать буквы безударных гласных в падежных окончаний им. существительного действуя по алгоритму.
Технологическая карта урока "Развитие умения писать буквы безударных гласных в падежных окончаний им. существительного действуя по алгоритму".Цель:Закрепление и коррекция изученн...