Главные вкладки

    Интегрированный урок по окружающему миру и русскому языку « Растения весной. Первоцветы. Закрепление знаний об имени существительном как части речи».
    план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

    Абдулаева Галина Арслановна

    интегрированный урок окружающего мира и русского языка

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл интегрированный урок26.01 КБ

    Предварительный просмотр:

    Интегрированный урок по окружающему миру и русскому языку

    « Растения весной. Первоцветы. Закрепление знаний об имени существительном как части речи».

    Цели урока:

    - Формировать  знания детей о весенних цветах – первоцветах.

    - Развивать умения точно употреблять имена существительные  в устной и письменной речи;

    - Расширять знания детей об окружающей действительности, воспитывать любовь к природе, чуткое отношение к слову; развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщения.

    Оборудование:

    мультимедиапроектор, экран, презентация, фонограмма  «Вальс цветов» из балета «Шелкунчик» П.И.Чайковского.

    Ход урока

    I. Организационный момент( звучит фонограмма ).

    -  Ребята,  я  рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки, думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Желаю вам хорошего настроения и успешного рабочего дня.

    II. Вступительное слово учителя.

                                                                      Полна природа удивленья,

                                                                      Полна покоя и добра.
                                                                     Нет у природы утомленья,
                                                                     Она всегда, всегда добра.

    -  О чем это стихотворение  (Высказывание детей)

    - Молодцы! Много прекрасного дарит человеку природа. Птицы, звери,травы,  цветы – многие  чудеса нас окружают повседневно. Она так  удивительна и неповторима своим многообразием, своей красотой, своей волшебной силой.Сегодня на уроке мы поговорим об изменениях в природе с приходом весны, о разнообразии весенних цветов, о необходимости их охранять и беречь. Одновременно будем повторять все изученные на русском языке   раннее орфограммы, обобщим знания об имени существительном – как части речи. (слайд 1)

    III. Объяснение нового материала.

     1. Беседа

    Учитель: -Ребята, послушайте  загадку. О чем она? (слайд 2)

    Тает снежок. Ожил лужок.

    День прибывает. Когда это бывает?

    Дети: - Весной.

    Учитель: - Какие изменения в природе происходят весной ?

    Дети: - Тает снег, бегут ручьи, прилетают птицы, распускаются листья, начинают цвести цветы.

    Учитель: - Правильно, весна, замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Недаром поэты называют весну "утром года".(Слайд 3)

    Учитель: Ребята, а вы знаете стихотворения  о весне?  Кто хочет нам прочитать?

    - Отшумела злая вьюга,

      Стала ночь короче дня.

     Тёплый ветер дует с юга,

     Капли падают, звеня:

     Улеглись в полях метели

     В свои белые постели,

     И весна идёт повсюду,

     Гонит зиму со двора.

    - Если речка голубая пробудилась ото сна

      И бежит в полях, сверкая, - значит, к нам пришла весна!

    - Если снег везде растаял, и трава в лесу видна

      И поёт пичужек стая, - значит, к нам пришла весна!

     - Если солнце разрумянит наши щёки докрасна

       Нам ещё приятней станет, – значит, к нам пришла весна!

    Учитель: - Весна приходит к нам не одна, а со своими друзьями. Угадайте, кто они? (слайд 4)

    - По тонкой нитке ручейка

      Сбежал с пригорка снег.

      И на пригорке вдруг цветок

      Раскрылся раньше всех. (подснежник )

    Учитель: - Правильно, это подснежник - первый весенний цветок.

    А это что за цветок?

    - А я цветочек жёлтенький

      С зелёным стебельком.

      Раскроюсь утром ранним

      Закроюсь вечерком.  ( слайд 5)

    - Да,  ребята, это тоже один из первых весенних цветов.

     - А вы   любите цветы?

    - Да.

    2. Работа в тетрадях. Минутка чистописания. (слайд 6)

    - Учитель: - Откройте, пожалуйста, свои тетради, положите их правильно. Подготовим руку к письму. Нарисуем безотрывно цветы.

    Теперь прочитайте предложение, которое записано у вас в тетрадях.

    Подснежник – первый весенний цветок.

    Запишем это предложение.

    Учитель: о чем это предложение?

    Дети: о подснежнике.

    Учитель: на какой вопрос отвечает слово подснежник?

    Дети: на вопрос что?

    Учитель:  какая это часть речи?

    Дети: Это – имя существительное.

    Учитель: А теперь давайте вспомним:

     - что такое имя существительное.

    3.Разбор по составу. (слайд 7)

     Учитель: - А теперь разберем слово подснежник по составу. Из какого слова образовано слово.

    Дети: - От слова снег.

    Учитель: -  Найдите в слове корень?

    Дети: - корень снеж

    Учитель: -  Теперь укажите другие части слова.

    Дети: - Приставка -под-, суффикс -ник-.

    Учитель: - Для чего служат приставка и суффикс?

    Дети: - Они служат для образования новых слов.

    4. Определение  букв и звуков в слове.  (слайд 7)

    Учитель:- Ребята, какие весенние месяцы вы знаете?  Назовите их.

    Дети: - Март, апрель, май.

    Учитель: - А теперь определите  сколько букв и звуков в слове апрель?

    Дети: В слове апрель 6 букв, 5 звуков.

    Учитель: - Апрель - месяц последнего снега и первых цветов.

    - Ребята, вы видели  цветы весной?

    - А  какие цветы вы видели?

     - А как они называются?

     - Почему их так называют?

     - Какие условия нужны для роста этих цветов?

    Учитель: В это время на деревьях и кустарниках пока не распустились листья и в лесу много света. Почва насыщена влагой. Именно  такие  условия – обилие света и влаги – необходимы раннецветущим растениям.

    5.Знакомство  с первоцветами. (слайды  8-9)

    Посмотрите , какие  красивые  цветы украшают нашу поляну.

    Давайте  по картине составим предложение и запишем его в тетрадь. ( слайд 10)        

    На поляне растут  красивые цветы.

    -А теперь  посмотрите на экран. Прочитайте слова.(слайд 11)

    Скворцы, грачи, ландыши, одуванчики, фиалки, жаворонки.

    - На какие группы можно разделить эти слова?

    Дети: - Это группы "Птицы" и "Весенние цветы".

    Учитель: - А теперь  объедините слова в группы.

    Учитель: Прочитайте еще раз 1 группу слов. На какой вопрос они отвечают?

    Дети: На вопрос кто?

    Учитель: - Как называются эти существительные?

    Дети:- Одушевленные имена существительнве.

    Учитель:- А теперь прочитайте 2 группу слов. На какие вопросы они отвечают?

    Дети: - На вопрос что?

    Учитель:-Как они называются?

    Дети: - Неодушевленные имена существительные.

    4.Физминутка.

    5.Игра « Найди и покажи».

    Учитель: - Сегодня мы говорим о первых весенних цветах – первоцветах.

            А теперь я хочу проверить, насколько вы внимательны на уроке. Поиграем в игру. Она называется «Найди и покажи». ( Дети читают и отгадывают загадки)

    Учитель: - А  хотите послушать сказку о подснежнике.(слайд 12)

    - Пригрело ласковое солнышко, растопило потемневший снег. Появились лужицы, а на поляне, под деревом, снег не растаял, а только в одном месте проклюнулся. Из этой луночки через день цветок вырос. Синий-синий и очень тонкий. Родился цветок под снегом, вот его и назвали "подснежник.

    А теперь об этом красивом цветке  составим  из данных слов  предложение, затем из предложений небольшой текст.

    6. Составление предложений и текста.  (слайд13)

    Наступила  долгожданная  весна. Белыми подснежниками покрываются  поляны. Радостно человеку смотреть на чудесные цветы. Поля, луга, леса чаруют сочной зеленью.

    (Дети составляют предложения, затем текст).

    Задание: Найдите  в тексте имена существительные. Укажите число.

    7. Работа по таблице « Имя существительное». ( слайд 14)

    Учитель:- А сейчас обобщим наши знания. Посмотрите на таблицу.

    8. Продолжение беседы о цветах.(слайд 15)

    Учитель: - Очень трудно представить себе нашу жизнь без цветов. С весны и до поздней осени в лесах, на полях и парках  цветут разнообразные растения. Но из года в год всё меньше цветов распускают свои пышные головки. Многие первоцветы стали сегодня редкими. Они занесены в Красную книгу. Стоит ли губить растения из-за нескольких дней красоты?

    Дети: - Нет.

    Учитель: - Правильно. Ведь недаром говорится: ( слайд 16)

    " Поймала я бабочку - она погибла,

    сорвала я цветок - он увял, и тогда

     стало понятно - к красоте можно

    прикоснуться лишь сердцем.

    Прикасаясь руками, мы губим красоту, природу

    - Ребята! Давайте пообещаем не срывать ни полевые, ни луговые, ни лесные цветы. Пусть они цветут и радуют  своим запахом и ярким нарядом.

     Запомните правило: " Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком". (слайд 17)

    Посмотрите, на экран ребята . Прочитайте стихотворение.(слайд 18)

    - Я должен над цветами наклониться

     не для того, чтоб рвать или срезать;

      А, чтоб, увидеть добрые их лица

     и доброе лицо им показать!

    - О чём говорится в этом стихотворении?

                    ( ответы детей)

    - Если мы будем по-настоящему серьёзно заботиться о природе, мы станем добрее.

    - Чтобы каждый человек не на словах, а на деле  должен  показать  свою доброту, заботу, любовь к цветам.

    IV. Итог урока. (слайд 19)

    -Учитель: - Дорогие ребята, берегите и охраняйте природу, ведь она так красива и беззащитна. Только природа может сделать человека добрее, красивее.В завершении урока я хочу прочитать вам стихотворение.

    Ты идешь по зеленому лугу,

    Высыхает на листьях роса,

    Ветер травы качает упруго,

    И я слышу цветов голоса.

    Они шепчут: не рви нас, не надо!

    Наши гибкие стебли не мни!

    Мы для глаз и для сердца - отрада,

    Украшенье родимой земли.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированный урок по окружающему миру и русскому языку

    Урок на тему: " Экосистема леса. Сложные слова" По учебно-методическому комплекту " Школа 2100" для учащихся 3 класса....

    Интегрированный урок по окружающему миру и русскому языку "Все работы хороши". Повторение по теме "Профессии людей", "Имя прилагательное" 2 класс. ФГОС.УМК "Планета знаний"

    Интегрированный урок по окружающему миру и русскому языку по темам :  "Профессии людей. Имя прилагательное" для учащихся 2 класса. УМК "Планета знаний"....

    Конспект открытого урока по русскому языку"Обобщение знаний об имени существительном как части речи", 2 класс

    Конспект открытого урока по русскому языку"Обобщение знаний об имени существительном как части речи", 2 класс...

    Конспект урока русского языка во 2 классе. Тема урока: Обобщение знаний об имени существительном как части речи.

    На данном уроке каждый ученик получит возможность совершенствовать и развивать:личностные действия навыки сотрудничества с учителем и сверстникамимотивация к творческому труду, к работе на результат....

    Конспект урока русского языка во 2 классе. Тема урока: Обобщение знаний об имени существительном как части речи.

    Конспект урока русского языка во 2 классе.Тема урока: Обобщение знаний об имени существительном  как части речи....