Интегрированный урок по окружающему миру и русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Ирина Борисовна Петрова

Урок на тему: " Экосистема леса. Сложные слова" По учебно-методическому комплекту " Школа 2100" для учащихся 3 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok.odt26.38 КБ

Предварительный просмотр:

И. Б. Петрова,

учитель начальных классов

высшей категории

гимназии г. Щёлкова

Московской области

Модель урока: исследовательская.

Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру в 3 классе.

Тема. Экосистема леса. Понятие «сложные слова».

Цели:

  1. познакомить учащихся с животными и растениями леса, их «профессиями» в экосистеме, взаимной приспособленностью друг к другу;
  2. познакомить с понятием «сложные слова»;
  3. развивать орфографическую зоркость;
  4. работать над умениями сравнивать и описывать предметы, учить работать с научным и художественным текстом;
  5. описывать окружающую среду конкретным живым объектом, выделять некоторые признаки их приспособленности к среде;
  6. оценивать результаты своей работы и работы других учащихся при работе в паре и группе.

Оборудование:

набор картин «Животные средней полосы»,

                        «Птицы средней полосы»,

иллюстрации обитателей леса.

Литература: А. А. Вахрушев. Окружающий мир «Обитатели земли». 3 класс.

                      Р. Н. Бунеев, Е. В. Бенеева. Русский язык. 3 класс.

Ход урока.

  1. Мотивация к учебной деятельности.

- Сегодня на уроке мы продолжим «открывать» для себя новые знания в области русского языка и окружающего мира. Мы увидим, что родной язык и мир, в котором мы живём, неразрывно связаны.

  1. Актуализация знаний.

1) Фронтальная работа.

- На прошлых уроках мы изучали экологические системы природы. Что такое экосистема? (единство живой и неживой природы) Какие экологические системы вы знаете? (экосистема озера, болота, луга) Что может произойти с этими экосистемами и почему?

Вывод. Круговорот веществ в этих экосистемах незамкнутый.

Назовите главных кормильцев леса. (деревья)

2) Опрос учащихся.

Составьте рассказ о главных производителях леса по опорным словам: КРОНА, ДРЕВЕСИНА, КОРА, КОРНИ. Что обозначают эти слова? (части дерева)

Дополнительные вопросы.

- Какое преимущество имеют высокие деревья перед травами?

- Какие вещества двигаются по сосудам деревьев? (вода и минеральные вещества вверх, соки с органическими веществами вниз)

3) Работа в тетради по русскому языку.

Посмотрите на доску. Что вы заметили?

На доске написаны слова: ЛИСНИЧИЙ, ВОРАБЕЙ, ВОРОНЕ (перо), МУХОЛОФКА.

Письмо с комментированием.

( лесничий - безударная гласная Е в корне лес- и т. д.)

(мухоловка - парная согласная в корне лов-, проверочное слово ловить)

  1. Проблемная ситуация.

- Какой возникает вопрос? (Сколько корней в слове?)

- Подберите однокоренные слова. (муха, ловить)

Подберите однокоренные слова к слову ЛЕСНИЧИЙ. (лес, лесной, лесник, подлесок)

А с двумя корнями? (лесоруб, лесопосадка, лесопилка, лесоповал, лесовоз)

Какова тема урока русского языка?

Почему слова назвали сложными? (сложили два корня)

Могут ли деревья жить без других обитателей леса?

  1. «Открытие» детьми нового для себя знания.

а) Постройте цепь питания.

На доске картинки: ЕЛЬ, ДУБ, БЕЛКА, МЫШЬ, КУНИЦА.

                 ЕЛЬ

                                       БЕЛКА                                                                       КУНИЦА

                                       МЫШЬ

                ДУБ              

            б) Работа по учебнику. с.49, № 5

             - Какая здесь построена цепь питания?

                   ЕЛЬ          ЖУК-УСАЧ          ДЯТЕЛ           ЯСТРЕБ            - Кого не хватает в этих пищевых цепях? (разрушителей)

            Вывод. Без потребителей не будут существовать пищевые цепи.

                         Без потребителей и разрушителей не будет идти круговорот веществ.

  1. Первичное закрепление.

- Давайте поиграем в игру «Кто кого ест».

Условия игры. Каждый игрок вешает себе на шею на верёвочке картинку с названием какого-либо животного или растения. Игроки выстраиваются в круг. Одному из них даётся клубок ниток. По команде ведущего он бросает тому «животному» или «растению», которое он «ест» или которое «ест» его. Игроки могут подсказывать друг другу.

  1. Вывод. Чем больше группы животных и растений, тем разнообразнее и богаче пищевые связи, а чем меньше, тем беднее, грозящие скорой гибелью какому-либо животному в случае исчезновения потребляемой им пищи (засуха или эпидемия).

  1.                                                                  ЛИСА

                              СЕМЕНА                                         ДЯТЕЛ

                                           ВОЛК                                              МЫШЬ

                                            ОРЁЛ                                               ЗАЯЦ

                                                                           ТЕТЕРЕВ

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой.

а) Работа в парах.

  1.      Учебник «Обитатели земли». Выполнение задания № 7, 8, с. 50.

Проверка: сравнение с образцом.

Вывод. Животные не только участвуют в круговороте веществ, но и регулируют его.  

б) - Какие сложные слова встретились в тексте?   (жук-короед, круговорот, экосистема, черноголовка, сухостой, малочисленные (насекомые)                    

  1. Введение новых знаний в систему ранее полученных знаний и повторение.

- Чем отличается экосистема леса от других экосистем? (круговорот веществ в лесу замкнут)

СВЕТ

ОПАВШИЙ ЛИСТ       ДОЖДЕВОЙ ЧЕРВЬ      СКВОРЕЦ     СОКОЛ          органические вещества

минеральные веществами

ЧЕРВЬ, ГРИБЫ, МИКРОБЫ                  МЁРТВЫЕ ОРГАНИЗМЫ- Мы говорили о том, что птицы регулируют круговорот веществ. Давайте поговорим об одной красивой птичке.

Учебник «Русский язык». Упр. 122.

- Читаем задание. Читаем текст. Почему так называется птичка? Как озаглавим текст?

Упр. 123

Читаем задание. Читаем стихотворение. Почему птичка получила такое название? С чем автор сравнивает хвост птицы?

-Запишите слово ГОРИХВОСТКА.

Подберите однокоренные слова. Выделите корень. (горит, горящий, хвост, хвостатый)

- Сравните эти два текста.

Вывод. Учёный — лингвист Ирина Голуб точно описала птицу словами. Поэт Евгений Ильин нарисовал словами картину, использовав сравнение (с горящей спичкой).

  1.  Рефлексия.

- Что узнали об экосистеме леса? (Все обитатели экосистемы леса прекрасно приспособлены друг к другу. Круговорот веществ в лесу замкнут. Поэтому лес устойчив и может существовать долго без нарушения условий.)

- Что такое «сложные слова»?

Незнайка на этот вопрос ответил так: «Все непонятные слова называются сложными».

Буратино сказал, что все длинные слова — это сложные слова.

Афанасий (герой учебника) ответил иначе: «Слова, в которых два корня, называются сложными».

-Кто из них прав? Проверьте себя по учебнику, с. 89, правило.

  1. Итог урока.

- Что нового узнали?

- Зачем нам нужны эти знания7

- Давайте дадим общую оценку нашей работе на уроке. Предоставим слово главному эксперту (выбирают ученика в начале урока).

Оценивание индивидуальных ответов.