Интегрированный урок по познанию мира и русскому языку в 4 классе.Тема: "Как создаётся книга". "Сложное предложение. Закрепление".
план-конспект урока (4 класс) по теме

План-конспект интегрированного урока по познанию мира и русскому языку в 4 классе с использованием интерактивной технологии и презентация к уроку (слайды).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Казахстан

ГУ средняя школа № 11 г. Кокшетау

Открытый интегрированный урок

по познанию мира  и русскому языку

на  декаде начальных классов.

Тема: «Как создаётся книга»

«Сложное предложение. Закрепление».

                                        Подготовила и провела: Неруш Е.Ю.

                                                       учитель начальных классов

г. Кокшетау

2010 г.

Интегрированный урок по познанию мира и русскому языку

в 4 классе.

Тема: «Как создавалась книга».

«Сложное предложение. Закрепление».

Цели и задачи: знакомство с историей развития письменности, книгоиздания, создания бумаги, развитие познавательной активности, воспитание любви и бережного отношения к книге.

           Закрепление знаний о сложном предложении, умения отличать сложное предложение от простого, развитие орфографической зоркости, воспитание внимательности, аккуратности.

Тип урока: урок- закрепление пройденного.

Вид урока:  интегрированный урок .

Технология обучения: элементы интерактивной и информационно- коммуникативной технологий, развивающее обучение, межпредметная интеграция.

Оборудование: интерактивная доска, наличие приложения «Microsoft  Power Point», иллюстрированное слайд-шоу по теме урока, индивидуальный раздаточный материал ( тексты с использованием какографии для корректировки, тесты), заготовленные рисунки книги на альбомных листах.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и целей урока.(слайд №1)

-Сегодня на уроке мы повторим понятие сложного предложения, его отличие от простого предложения. А главным героем нашего урока будет предмет, название которого зашифровано в ребусе ( слайд №2 –ребус и загадка о книге).

-Для чего нужны книги?

(ученица читает стихотворение о книге)

  1. Работа в тетрадях. Орфографическая зарядка.

                                                    1

Об интересной книг., сочу.ствовать г.рою, зам.ч.тельный ра.ска., к извес.ному п.сателю.

Задания:

1.Найти лишнее словосочетание.

2.Назвать сущ. из 3-х слогов.

3.Назвать сущ. в Д.п.

4.Приставку в слове «рассказ».

4. Рассказ учителя об истории письменности.

-Книги не всегда были в таком виде, как мы их знаем. Древние люди передавали сообщения с помощью рисунков, надписей на камнях. Чтобы писать, человеку приходилось тогда быть каменотёсом. (слайды 3-5).

Памятник Кюльтегину- это эпос о героических делах полководца. Копия выставлена в Евразийском университете в г. Астане.

Тоньюкук – сам создатель эпоса, своё произведение высек на камне.

 Люди, жившие много тысяч лет назад в Месопотамии, применяли для письма  глину. Такое письмо называлось клинописью. Глиняные книги   были тяжелы и не очень удобны. (слайды 6-7).

(слайд №8) – На этом рельефе – иероглифы египтян. Здесь каждый знак обозначает слово.

Американские индейцы покрывали изображениями шкуру бизона. Также передавали  сообщения «узелковым письмом».

-Папирус (слайд №9) – в Древнем Египте  изготовляли из похожего на камыш болотного растения.

Некоторые народы использовали пергамент.( слайд №10)- обработанную шкуру телёнка.

Работа с текстом. Запись с комментированием. (слайд № 11)

-Вставьте союзы.

-Найдите сложное предложение, выделите грамматические основы. Составьте схему.

                                                    2

                                                              В д.лёкие вр.мена бумаги не было. Первые рук.п.си по.вились на глиняных т.бличках. Потом люди п.сали на м.та.л.. ..  на в.стоке бумагу зам.няла сл.новая кость. Для п.сьма ч.сто использовали пергамент и б.ресту.

-Что ещё нового о письменности узнали из данного текста?

Физминутка.

Рассказ учителя об изобретении бумаги.

- В 105 г. н.э. в Китае была изобретена бумага (слайд №12). Её делали из измельчённых тряпок, сушили на специальных сетках.

Первые книги были рукописными, в единственном экземпляре, очень дороги, ценны. Обложки делали из дощечек, обтянутых кожей.( слайды 13-16) Отсюда пошло довольно древнее  выражение: «Прочитать книгу от доски до доски». (слайд №17)

-Как вы объясните это выражение?

 -Люди нуждались в возможности размножить книги и в 11 в. в Китае Би Шэном, а в 15 в. в Германии Иоганном Гуттенбергом были изобретены печатные станки. В России печатный станок был изобретён позже, в 16 в. русским книгопечатником Иваном Фёдоровым. (слайды №18-21)

- В современном издательстве занято много людей различных профессий: писатель, художник, редактор, корректор, переплётчик и др. На современных станках книги выпускают в несколько тысяч экземпляров. (слайды 22-28)

Словарная работа: запишите и запомните правописание и лексическое значение  слов:                                редактор

корректор

типография

печать

-А сейчас, ребята, вы поработаете корректорами. Исправьте принесённый в редакцию текст:

                                                             3

В мире милионы кник. Самая балшая книга находица в гирмании, и весит ана двести петдесят килограмм.

-Найдите сложное предложение, назовите грамматические основы. Проверьте работы друг у друга, пользуясь подсказкой (слайд «Проверь себя!»)

Что интересного узнали из текста?

- Дополните пословицы  о книге:

Книга- твой друг, без неё…(как без рук)

Книга в счастье украшает, а в несчастье…(утешает)

Золото добывают из земли, а знания…(из книги)

Книги читаю – мир…(открываю)

Хлеб питает тело, а книги питают…( разум)

Кто много читает, тот много…(знает)

-Назовите сложное предложение, грамматические основы.

Беседа о бережном отношении к книге.

-Вы так много сегодня узнали о книге. Скажите, чего не любит книга?

(ответы детей).

Составление кластеров к рисунку книги на альбомном листе, к понятию сложного предложения (слайды 34-35)

Работа с тестом по познанию мира. (слайд №36)

1.На чём писали древние люди?

А) на картоне

Б) на бумаге

В) на камнях

2.Где была изобретена бумага?

А) в Китае

Б) в Германии

В) в Египте

3. Как называется материал из кожи животного?

                                                    4

А) папирус

Б) пергамент

В) табличка

4.Где изобрели первые печатные станки?

А) в Казахстане

Б) в Германии

В) в Китае

4.Чтобы напечатать книгу, рукопись несут…

А) в издательство

Б) в типографию

В) в печатный цех

5.Издательство, выпускающее учебники  в Казахстане?

А) «Атамұра»

Б) «Жазушы»

В) «Аруна»

Рефлексия.

-Вам понравился урок? Ответьте на вопрос, выбрав один из вариантов к сложному предложению:

Мне понравился урок, потому что…(открывается запись на доске)

…я много узнал.

…я активно работал.

…я люблю узнавать новое.

…я посмотрел интересные слайды.

…(свой вариант ответа)

В качестве вывода к нашему уроку послушайте стихотворение:

Книга – учитель,

Книга – наставница,

Книга – близкий товарищ и друг.

                                                    Ум, как ручей,

                                                             5

Вытекает и старится

Если ты выпустишь книгу из рук!

(читает ученик)

Д/з

На слайде открывается надпись: «Молодцы! Спасибо за урок!»

6



Предварительный просмотр:

Обоснование и практическая реализация совершенствования работы по обучению учащихся в начальной школе.

Самым важным для меня, как для учителя, всегда считался вопрос «как»?

- Как повысить мотивацию к учению?

-Как вызвать интерес к учёбе?

-Как добиться активности на уроке и одновременно обеспечить усвоение материала?

-Как обеспечить успешность каждого ученика в обучении?

-Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?

-Как эффективно использовать в работе новые методы и технологии?

          То есть учитель должен находиться в постоянном поиске путей совершенствования технологий и содержания обучения. При этом, выбирая широкий спектр методов, средств, технологий обучения, он должен опираться на требования качественного современного образования. А оно, в свою очередь, определяется образовательными достижениями учащихся, под которыми понимается следующее:

-освоение предметных знаний;

-умение применять эти знания на практике (в контексте учебной дисциплины и в реальной жизненной ситуации), учиться и самосовершенствоваться, решать проблемы и др.;

-овладение междисциплинарными и надпредметными умениями;

-освоение коммуникативных умений, в т.ч. умения сотрудничать и работать в группах;

-приобретение умений работать с информацией, представленной в различной форме, знакомство с информационными технологиями и их использование при решении различных задач.

           Использовать для решения этих задач только методы традиционного обучения недостаточно - нужны современные образовательные технологии.

                                                                 1

Что это даёт? Прежде всего – переход учащихся из пассивной позиции в учебно-воспитательном процессе в активную, т.е. переход из объекта учебной деятельности в субъект.

           Формирование познавательной активности, самостоятельности, инициативы учащихся – для меня это основная задача, которая заставляет искать средства активизации и управления учебно-познавательной деятельностью. В современном мире растущему человеку нужны не столько основы наук, сколько мировидение через математическое, экономическое, экологическое, эстетическое и др. мышление. Стремлюсь воспитывать в детях умение учиться как потребность в развитии и самосовершенствовании. Добиваться нужного результата помогает развивающее обучение.

           Занятия, специфически направленные на развитие базовых психических функций детей и  интеллектуальных качеств,  приобретают особую значимость  в учебном процессе начальной школы. Т.к. именно у детей 6 – 9 летнего возраста наиболее интенсивно протекает физиологическое созревание всех мозговых структур, именно на этом этапе возможно наиболее эффективное воздействие на интеллектуальную и личностную сферы ребёнка, способное, в частности, компенсировать в известной степени задержки психического развития, имеющего неорганическую природу ( вызванные зачастую недостаточным вниманием к воспитанию и развитию детей со стороны родителей). Эти причины побуждают активно внедрять в традиционный учебный процесс разнообразные развивающие упражнения, направленные на развитие личностно – мотивационной и аналитико-синтетической сфер ребёнка, памяти, внимания, пространственного воображения и других важных психических функций.

          Значимость развивающих упражнений  в учебно-воспитательном процессе  обусловлена ещё и тем обстоятельством, что учебная деятельность,

направленная на усвоение школьной программы, не сопряжённая с

                                                             2

творческой деятельностью, способна привести к торможению интеллектуального развития детей. Привыкая к выполнению стандартных заданий, направленных на закрепление базовых навыков, дети практически не имеют возможности действовать самостоятельно, эффективно использовать и развивать собственный интеллектуальный потенциал. Решение одних лишь типовых задач обедняет личность ребёнка, т.к. самооценка учащихся и оценка их учителем не будет зависеть от таких индивидуальных качеств, как способность к творчеству, логике, анализу, синтезу. Таким образом, одним из основных мотивов использования развивающих упражнений является повышение творческо-поисковой активности, важное в равной степени как для учащихся, развитие которых соответствует возрастной норме или опережает её ( для этих детей рамки школьной программы просто тесны), так и для школьников, требующих специальной коррекционной работы, поскольку их отставание в развитии и, как следствие, пониженная успеваемость, в большинстве случаев оказываются связанными именно с недостаточным развитием базовых психических функций.

      Создание потенциала устойчивого развития ребёнка облегчается обучением на интегративной основе. Интегрированные уроки в начальных классах помогают создать у школьников  целостное представление об окружающем мире (цель обучения), находить общее в сближении предметных знаний (средство обучения), развивать учащихся –как результат.

    К.Д. Ушинский утверждал, что «основной закон детской природы состоит в том, что ребёнок требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а её однообразием и односторонностью. Неосознанно ребёнок тянется к той деятельности, которая сулит ему возможности развития». Критическое мышление характеризуется как высшая ступень в развитии духовной, теоретической деятельности человека. Мыслить критически можно в любом возрасте, даже малыши способны мыслить

                                                           3

 критически и вполне самостоятельно. Разумеется, мыслительные способности совершенствуются при обучении. Данная технология направлена на развитие навыков работы с информацией (текстом), умения анализировать и применять данную информацию, связывая новое с уже

 имеющимися навыками и представлениями, она подразумевает такой тип

мышления, который отличают взвешенность и целенаправленность. Особенностью критического мышления является то, что оно стимулирует развитие познавательных интересов. С 1 класса стараюсь работать с детьми над выработкой умения выделить из потока информации главное, осмыслить его и проявить желание глубже проникнуть в его суть. Обучение навыкам ясного мышления  поможет обдумать правильным образом каждую задачу или принимаемое решение. Люди, мыслящие критически, менее чувствительны к манипуляциям, более защищены в своей системе убеждений. Технология критического мышления помогает ученикам самостоятельно определять направление  в изучении темы и самостоятельно решать проблемы, т.е. мыслить «по-настоящему». Стратегии и приёмы  критического мышления развивают умение аргументировать, обосновывать свои прогнозы. Излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение, оно требует от ученика вдумчивости и богатого понятийного запаса. Этому учат приёмы критического мышления. Эта технология делает учение интересным и увлекательным, приносит осязаемую радость от познания нового. Задача учителя – создать для учащихся установку думать, размышлять критически. Ученик должен быть настроен, расположен к тому, чтобы узнать больше, проявить заинтересованность, критически проанализировать, осмыслить новую информацию. Практикой доказано, что учащиеся, у которых выработана такая установка, легко преодолевают трудности в сфере усвоения информации, стараются узнать больше, пытаются выявить причинно –

следственные связи. Актуальность выбранной технологии в том, что

                                                         4

критическое мышление позволяет учителю создать на уроке атмосферу партнёрства, совместного поиска и творческого решения проблем.

Описание применяемых технологий

           Развивающее обучение – особый вид нетрадиционного обучения, характеризующийся специфическим подходом к определению и реализации

целей, его содержания, технологии и взаимодействия участников учебного процесса.

      Л.С. Выготский, И.С. Якиманская и др. занимались в своё время проблемой развития личности в процессе обучения. Развивающее обучение

предполагает слияние образовательных задач в триединую, обеспечивающую

органическое слияние обучения и развития, при котором обучение выступает не самоцелью, а условием развития школьника. Сущность взаимосвязи обучения и развития в целом раскрыта Выготским. Обучение, которое в качестве ведущих целей обеспечивает развитие высших психических функций личности, является развивающим и приобретает целенаправленный характер. Развивающее обучение предполагает развитие как содержательной стороны психики (представления, понятия, суждения), так и способов психической деятельности: умственной, практической, эмоционально-волевой.

             Обучение по развивающей системе, предполагающей высокий уровень трудности, быстрый темп изучения программы, разработал академик Л.В. Занков. Введение в ситуацию и определение учебной задачи –основные компоненты развивающей    системы Д, Эльконина – В. Давыдова. Система Н. Истоминой формирует все мыслительные операции, творческие способности учащихся, обеспечивает самостоятельность мышления детей.

            Критическое мышление – « это творческое, аналитическое и конструктивное мышление». (С.Г. Денисова, педагог). В 1977 г. на базе СВГПУ им. Некрасова была разработана программа проекта, направленная на развитие у учеников критического мышления, поскольку оно способствует

                                                             5

не только восприятию информации, но и самостоятельному оцениванию её идей, умению действовать в соответствии с представлением о том, что в данной информации может быть полезно, а также умению рассматривать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности информации, применять информацию на стадии рефлексии.

Критическое мышление – это прежде всего система стратегий, которая позволяет формировать мыслительные умения. Основой технологии являются вопросы. Рассматриваются 6 видов вопросов: простые, уточняющие (формируют способность выражать свои мысли), вопросы – интерпретации (учат навыкам осознания причин  тех или иных поступков), оценочные (вовлекают эмоциональную сторону мышления), творческие, практические ( требуют действий, изменений). Используются также рисунки, схемы, условные знаки.

         Интеграция – процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами дифференциации, представляет собой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени  обучения.

Интеграция может быть внутрипредметной, межпредметной, межсистемной. Различают также горизонтальное (способ объединения сходного содержания ряда предметов) и вертикальное (объединение материала, который повторяется в разные годы, объединение на разном уровне сложности, по определённой теме).

          Концепция УДЕ рассматривалась ещё в середине 20 в. В.Ф. Шаталовым и С.Н, Лысенковой. При переходе к укрупнённым темам, в сознании школьника возникают качественно новые знания, благодаря УДЕ постигается информация связи, перехода от одного элемента к другому, доступная постижению лишь в пределах крупной единицы усвоения в противовес рассогласованности, дробности и элементаризму знаний традиционной практики обучения.

                         Практическое применение приёмов, технологий.

                                                            6

С 1 класса в целях развития основных видов мыслительных операций на уроках чтения, письма, познания мира, математики ввожу упражнения на классификацию:

Подчеркни лишнее слово:1) река, озеро, море, мост, пруд   2)Алия, Витя, Петров, Катя, Ербол. Постепенно задания усложняются:Назвать предметы, сочетающие 2 признака:яркий и жёлтый, сладкий и лёгкий.

Упражнения на аналогию: Огород – морковь. Сад – забор, грибы, яблоки, колодец, скамья.

Нахождение закономерностей: по рисункам или числовому ряду – 1,4,7,?

Упражнения на обобщение: Окунь, карась, ёрш – (записать общее слово)

Назвать общие признаки предметов: шкаф и телевизор.

Нахождение ассоциации: слаг. +слаг.= сумма, зарядка+правильное питание+режим=? Задание повышенной сложности (3-4 кл.) на установку ситуативных связей: Составить вопросы, соединяя 2 предмета: ножницы, дорога.

Учимся устанавливать причинно-следственные связи между событиями: интенсивность солнечных лучей – особенность  растительности пустыни. Учимся представлять последствия событий: большое количество осадков зимой – ранняя тёплая весна - ?

Работа по развитию учеников предполагает исследовательскую деятельность, обучение умению строить гипотезы, предположения. Очень интересно детям посмотреть на объект с разных точек зрения. Для этого выполняем следующие упражнения: продолжи неоконченный рассказ; составь рассказ от имени другого персонажа (дневник, камень на дороге); найти как можно больше вариантов использования предмета (н-р, газеты); что на что похоже; назвать как можно больше признаков предмета.

        Большой простор для исследований на уроках познания мира. Н-р, при изучении темы «Что из чего?» прошу детей самостоятельно выбрать предмет и описать весь путь его изготовления. Практически по каждой теме на уроках

                                                              7

познания мира и литературного чтения дети получают задания творческого, исследовательского характера: определить загрязнённость воздуха, воды; описать «своё» малое предприятие; подготовить сообщение о стране, куда бы хотелось отправиться в путешествие (к уроку литературного чтения, здесь и межпредметная связь); написать сочинение – эссе «Моё отношение к герою» и т. д.

       Развитию творческого мышления помогают стратегии критического мышления, 3 этапа работы: стадия вызова, осмысление содержания, рефлексивный анализ – когда дети сами анализируют свою работу на уроке. В своей работе я использую следующие приёмы: инсерт ( условные значки), таблица ЗХУ (Знаю. Хочу узнать. Узнал.),таблица «Тонкие (требующие однозначного ответа) и толстые (требующие размышления) вопросы»,  мозговая атака, синквейн (стихотворение из 5 строк) – учит синтезировать информацию в лаконичной форме, кластеры (рисунки с ассоциациями).

         Уже в 1 классе при изучении темы «Какие бывают животные» расширяю представления детей о группах животных, применяя технологию УДЕ; дети уже вполне могут  выделить существенные признаки каждой группы, составляем опорные схемы, используем межпредметные «связи» .

Работа по развитию учащихся зависит и от беглости  чтения. Чтение - важнейшее условие формирования мыслительных способностей. На уроках обучения грамоте, чтения ввожу тренировочные упражнения. 1 этап.  Дыхательная гимнастика и подготовка голоса (скороговорки; прочитать на одном дыхании крндцш  кнрчншс – что изменилось?). Артикуляционная гимнастика(аоуэ, чистоговорки). Упражнения на отработку дикции. 2 этап. Работа с таблицами Шульте (на расширение поля зрения). 3 этап. Упражнения на развитие скорости чтения  Чтение «буксиром», «стрела», многократное чтение. 4 этап. Работа со словами. «Перевёртыши»– заказ, дед. «3 в одном» - мешоколад, «найди спрятанное слово»- ро бо во ро бей  то,

                                                             8

«превращение»- ко, коза, стрекоза. Вводя систему упражнений по  отработке навыков беглого чтения, добилась того, что 87% учеников на конец 4 кл. читают по норме и выше (55%), все дети владеют навыками  осознанного чтения.

          Считаю, что применение описанных технологий, разнообразных приёмов и методов, направленных на всестороннее развитие учеников и активизацию их познавательной деятельности, позволяет иметь стабильную успеваемость и качество в классе  на протяжении всех 4 лет обучения, что подтверждается и по результатам   преемственности при переходе в 5 класс. Также  есть и достижения в олимпиадах на школьном (Сапаргалиев Арлан- 1 место) и городском уровне (Филипьев Алексей- 1 место) по математике.

         

                                                             9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по окружающему миру и русскому языку

Урок на тему: " Экосистема леса. Сложные слова" По учебно-методическому комплекту " Школа 2100" для учащихся 3 класса....

Интегрированный урок по окружающему миру и русскому языку "Все работы хороши". Повторение по теме "Профессии людей", "Имя прилагательное" 2 класс. ФГОС.УМК "Планета знаний"

Интегрированный урок по окружающему миру и русскому языку по темам :  "Профессии людей. Имя прилагательное" для учащихся 2 класса. УМК "Планета знаний"....

Интегрированный урок по окружающему миру и русскому языку. 2 класс. Тема: «На лугу. Решаем орфографические задачи»

Цели урока: ·      Систематизировать изученный материал в рамках раздела “Учимся решать орфографические задачи ”; ·...

Интегрированный урок по живому миру и русскому языку

Открытый интегрированный урок в 3 классе....