Интегрированный урок по окружающему миру "Первые русские князья" 4 класс.
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему

Интегрированный урок по окружающему миру "Первые русские князья" 4 класс. Место проведения: Исторический парк города Тюмени.

Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применение знаний и умений в знакомой и новой учебных ситуациях, проверка уровня усвоения материала средствами проблемной технологии, способствовать формированию представлений о роли первых русских князей во внутренней и внешней политике Древней Руси, способствовать обучению школьников умению характеризовать объекты и явления применительно к теме урока, аргументировать свои предположения; развивать умения внимательно, вдумчиво воспринимать текст, формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся, формировать чувства патриотизма и гордости за свою Родину. уважения к наследию прошлого; способствовать

                      

       

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_okruzhayushchego_mira_v_4_klasse.docx24.95 КБ

Предварительный просмотр:

                       

                       Интегрированный урок

                  по окружающему  миру

                                  4 класс

      по теме: «Первые русские князья»

       Место проведения: Исторический парк

  Проводила урок:     Вахрушева О.М.

                           

г. Тюмень

Конспект урока окружающего мира в 4 классе

 "Первые русские князья"

Интегрированный урок окружающего мира в 4 классе по теме «Первые русские князья»

               в музее « Исторический  парк» г. Тюмени

Цели урока:

  • дидактическая - создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применение знаний и умений в знакомой и новой учебных ситуациях, проверка уровня усвоения материала средствами проблемной технологии;
  • образовательная - способствовать формированию представлений о роли первых русских князей во внутренней и внешней политике Древней Руси;

  • развивающая - способствовать обучению школьников умению характеризовать объекты и явления применительно к теме урока, аргументировать свои предположения; развивать умения внимательно, вдумчиво воспринимать текст.
  • воспитательная - формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся, формировать чувства патриотизма и гордости за свою Родину. уважения к наследию прошлого; способствовать

Тип урока - изучение нового материала и первичное закрепление знаний.

Основные методы - частично-поисковый и проблемный.

Формы организации познавательной деятельности - индивидуальная и групповая.

Средства обучения - тексты исторических документов, учебник, информационные экраны, информационные киоски

Структура и содержание урока.

1. Организационный момент.

Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность рабочего места, настраивает детей на активную деятельность.

2. Мотивация и целеполагание.

Учитель:

-Мы с Вами находимся в начале экспозиции, которая называется «Рюриковичи».

Урок окружающего мира 4 класс.

-Сегодня на уроке мы совершим путешествие в Древнюю Русь.

- Глядя на эти экспозиции, скажите, с кем мы с Вами должны встретиться?

                     ( с первыми русскими князьями)

-Значит, какова тема урока?

                  (Первые русские князья)

-Определим задачи урока:

1. Знакомство с первыми русскими князьями;

2. Роль первых русских князей во внутренней и внешней политике Древней Руси.

-Откуда, из какого источника  мы узнали о жизни первых русских князьях?

   (Из летописи «Повесть временных лет», составленная в 12 веке монахом Киево-Печерского монастыря Нестором)

-Сегодня на уроке мы соберем основные сведения из жизни первых русских князей и составим краткий справочник первых русских князей.

-Работать будем в группах. Каждая группа будет заниматься только своей страницей. Она будет посвящена одному из князей.

3.Изучение нового материала.

Рассказ учителя.

- Славянские племена постоянно боялись, что на них нападут враги, разорят поселения, заберут всё, что накоплено трудом людей. Страх заставлял славян объединяться, чтобы вместе защищать свои земли. Во главе такого объединения стоял старейшина, вождь (называли его князем). Но князья никак не могли жить дружно, в мире: не хотели делить богатство и власть. Эти раздоры продолжались долго. И тогда славянский народ решил: «Поищем себе князя, который бы навёл порядок на нашей земле, был бы справедливым и умным». Так рассказывает летопись.

Обратились славяне за помощью к варягам (жили варяги в северной стране Скандинавии). Славились варяги своим умом, терпением и воинской доблестью. Первым русским князем стал Рюрик. Он привёл своё войско (дружину) в Новгород и стал там княжить.

С этого времени Русью начали называть земли, на которых правил Рюрик и после него.

 (О Рюрике нам расскажет 1 группа)

 Но в одном из походов в чужие земли Рюрик погиб. Вместо него стал княжить его родственник – умный и храбрый князь Олег, пока подрастал сын Рюрика Игорь.

(Об Олеге нам расскажет 2 группа)

После Олега стал княжить сын Рюрика Игорь. Отличался князь Игорь своей жадностью.

( Об  Игоре нам расскажет 3 группа)

После смерти Игоря править славянами стала его жена Ольга. Она была женщиной умной и решительной.

( Об Ольге расскажет нам 4 группа)

Сына своего Святослав Ольга учила, что жадность до добра не доводит. Святослав стал править славянами после смерти княгини Ольги. Был он прирожденный воин - «рыцарь без страха и упрека»

(О Святославе нам расскажет 5 группа)

Работа в группах с информационными стендами, информационными киосками.

_____________________________________________________________________________________

( Каждая группа выполняет работу по своему маршрутному листу)

                                                 Маршрутный лист

  1. Портрет князя.
  2. Годы правления.
  3. Интересные факты из жизни князя.
  4. Великие заслуги князя.

4. Работа в группах.

5. Рассказ каждой группы о своем князе.

(Обсуждение в группе, вопросы)

6.  Первичное закрепление.

-Подведем итоги проделанной работы и закрепим полученные знания.

-Выполним тест: Приложение № 3

-Определите, о ком идет речь, и впишите имя князя.

                                                        Тест: Приложение № 3

                                                                    *

В год (955). Отправилась _________ в Греческую землю и пришла к Царьграду. И царствовал тогда цесарь Константин, сын Льва, и пришла к нему _______, и увидел царь, что она очень красива лицом и разумна, подивился царь ее разуму, беседуя с нею, и сказал ей: “Достойна ты царствовать с нами в столице нашей”. Она же уразумев смысл этого обращения, ответила цесарю “Я язычница; если хочешь крестить меня, то крести меня сам – иначе не крещусь”.

                                                                     *

Умер _____________, передав княженье свое Олегу, своему родичу, которому отдал на руки и сына Игоря, ибо тот был еще совсем мал.

                                                                       *

«Сказал _________ матери ________ своей и боярам: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу я жить в Переяславце на Дунае. Там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли золото, паволоки. Вина, различные плоды из Чехии, из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мед и рабы».

                                                                      *

Когда-то спрашивал он волхвов и кудесников: «От чего я умру?» И сказал ему один кудесник: «Князь! Конь твой любимый, на котором ты ездишь, - от него тебе умереть». ____________ же взял это в ум и сказал: «Никогда не сяду на него и не увижу его более».

                                                                      *

Отпустил_________________ дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства. Древляне же, узнав, что идет________________________ снова, держали ответ свой перед князем.

______________________________________________________________________________________

7. Вторичное закрепление.

Работа с информационным столом.

-Выполните тест.  

(Каждая группа выполняет тест, набирая определенное количество баллов)

8. Заключение.

-Итак, назовите тему уроку.

-Назовите 5 первых русских князей.

-Какую роль сыграли первые русские князья в формировании древнерусского государства?

(Расширяли и укрепляли границы, воевали с недругами, обкладывали данью соседние племена…)

9. Рефлексия.       «Я»,  «Мы», « Дело».

«Я»: как работал? Допускал ли ошибки?

«Мы»: насколько мне помогли одноклассники?

«Дело»: понял ли материал? Узнал ли больше?

  

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка интегрированного урока математика-окружающий мир в 3 классе по УМК "Гармония"

Разработка интегрированного урока математика-окружающий мир в 3 классе по УМК "Гармония" по теме: "Птицы Пермского края в математических задачах (закрепление таблицы умножения)"...

Перезентация к интегрированному уроку математика-окружающий мир в 3 классе по теме: «Птицы Пермского края в математических задачах"

Перезентация к интегрированному уроку математика-окружающий мир в 3 классе по теме «Птицы Пермского края в математических задачах» (закрепление таблицы умножения) ...

Интегрированный урок по окружающему миру во 2 классе "Грибы - особое царство природы"

МБОУ ООШ п. Шатурторф           Интегрированный урок по окружающему мируи изобразительному искусству во 2 классе...

Разработка интегрированного урока математики-окружающего мира в 4 классе

Тема:      Величины. Закрепление (итоговый урок).Цель:    закрепление знаний по теме «Величины», формирование вычислительных навыков, развитие экологического мышлени...

«Большое путешествие Маши по сказочному лесу» (интегрированный урок по окружающему миру, русскому языку и математике)

Цели и задачи урока:закрепить умения детей работать с деформированным предложением, выделять грамматическую основу предложения;отрабатывать изученные приемы устных вычислений, умение решать текстовые ...

Интегрированный урок (математика + окружающий мир). 4-й класс

Урок-путешествие в Древний Египет. Сложение и вычитание смешанных чисел....

Интегрированный урок (математика + окружающий мир) в 4 классе "Деление многозначного числа на однозначное"

Бинарный урок в рамках ШМО по теме: "Обеспечение преемственности как обязательное условие адаптации при переходе "Школа первой ступени - школа второй ступени"". Учитель начальных к...