Интегрированный урок по окружающему миру во 2 классе "Грибы - особое царство природы"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме
МБОУ ООШ п. Шатурторф
Интегрированный урок по окружающему миру
и изобразительному искусству во 2 классе
Разработан учителем
начальных классов
Бычкова Е. В.
2013
Цель:
- актуализировать знания детей о грибах как растениях;
- дать новые сведения о грибах как особом виде растений;
- расширять кругозор детей;
- прививать любовь к природе;
- развивать творческие способности учащихся;
- учить поэтапному рисованию грибов;
- воспитывать бережное отношение к объектам природы.
Оборудование: аншлаги слов, макеты грибов, плакат с рисунком лесной поляны,
Ход урока:
- Организационный момент.
- Целеполагание.
- Отгадайте загадку и узнаете, о чём пойдёт речь на уроке.
Землю пробуравил, корешок оставил.
Сам на свет явился, шапочкой прикрылся.
(Это гриб. Речь пойдёт о грибах.)
- Сегодня урок будет не совсем обычный, так как он совмещает в себе не только окружающий мир, но и изобразительное искусство.
- Давайте же сформулируем цели и задачи урока.
На доске аншлаги слов: вспомнить (то, что уже известно о грибах)
узнать (новое о грибах)
научиться (рисовать грибы)
- Актуализация знаний.
- Кто из вас когда-нибудь собирал грибы?
Раз вы такие опытные грибники, скажите, какие грибы вам известны?
- Что можете сказать о грибах как об объекте? (Живая природа: рождаются, растут, питаются, размножаются, умирают.)
- К какому миру живой природы можно отнести грибы? (Растения)
- Почему? (Растут на земле)
- Какие части растений вам известны? (Стебель, корень, листья, плод с семенами)
- Есть ли они у грибов? (Нет листьев, стебля, веток)
- В таком случае, можно ли с уверенностью отнести грибы к миру растений? (Нет)
- А к миру животных? (Нет)
- Так что же такое грибы? (Наверное, это особый мир природы: ни растения, ни животные)
- Совершенно верно. Грибы – это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных.
(составление схемы)
- Рассказ учителя.
Издавна известны грибы в России. В старину их называли «губы» за выпуклые, губчатые шляпки. Аренные, варёные, солёные грибы не сходили со стола в будни и праздники, зимой и летом.
В настоящее время известно около 100 тысяч видов грибов. Грибы можно встретить в самых различных местах – в пресной морской воде, в поле и саду, на лугу и в горах. Среди них есть микроскопические виды, есть и гиганты. В 1988 году в Японии был найден, например, неимоверных размеров гриб. Он не мог уместиться ни в каком кузовке, и для доставки потребовался аж грузовик. Когда великана взвесили, удивились ещё более: он потянул на 168 кг.
Грибы, которые произрастают в лесах нашей страны, обладают весьма полезными свойствами. Грибы часто называют лесным мясом, они достаточно питательны. Не менее важно наличие в них жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей.
Плотный, крепкий, статный,
В шляпке бурой и нарядной.
Это гордость всех лесов!
Настоящий царь грибов! (Белый гриб)
(Показ фотографии гриба)
- Белый гриб – самая желанная находка грибника. Красивый, вкусный, изумительно ароматный. Название он получил из-за своей мякоти: она белая, на разрезе не меняет цвета, остаётся белой и у высушенного гриба, и у варёного. В нижней части шляпки – слой трубочек. У молодого гриба он белый, но потом становится жёлто-зелёным. А вот верхняя сторона шляпки у белых грибов бывает разной – от тёмно-коричневой до светлой, почти белой. Растёт в еловых, сосновых и берёзовых лесах.
Серенькие шапки
Рябенькие ножки
Под берёзою растут
Как их зовут?
- Подберёзовик (берёзовик) немного похож на белый гриб. Но шляпка у него более мягкая, ножка тоньше и длиннее. Цвет шляпки бывает разным: от тёмно-коричневого до белого. Это очень распространённый съедобный гриб. Его называют обабок, бабка, серый гриб, черныш. Встречается в берёзовых или смешанных с берёзой лесах. Растёт одиноко и группами.
Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек.
В шляпках разноцветных,
Издали приметных.
Собирай, не мешкай
Это …
- Сыроежки очень разнообразные по окраске шляпок грибы. Настоящая разноцветная семейка! Название все они получили, вероятно, из-за того, что некоторые из них можно есть в сыром виде, с солью. Но, хотя большинство сыроежек съедобно, среди них попадаются несъедобные, ядовитые. Сыроежки очень ломкие и поэтому не все грибники любят их собирать.
Очень дружные сестрички.
Ходим в рыженьких беретах,
Осень в лес приносим летом.
- Лисички – очень известные съедобные грибы. Ярким цветом напоминают лисий мех, за что и получили своё название. Встречается этот гриб в хвойных, лиственных и смешанных лесах. Лисички почти всегда растут семьями. Если найдёшь одну, обязательно посмотри рядом – наверняка обнаружишь ещё. Лисички замечательны тем, что не бывают червивыми.
Нет грибов дружней, чем эти.
Знают взрослые и дети.
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу.
- Опёнок осенний растёт на пнях большими группами, корнях и около стволов деревьев живых и погибших. Появляются в конце лета и осенью, нередко в таком количестве, что грибник собирают эти грибы мешками. Мякоть у него белая с приятным запахом. Нежелательно собирать старые грибы с большими расправленными шляпками.
Расту я, братцы, не один,
Из теплицы – в магазин.
Шампиньон обыкновенный – гриб белого цвета или сероватый. Мякоть белая, но на разрезе розовеет. Шампиньон можно встретить на лугу, пастбище, в саду, в парке. Кроме того, этот гриб специально выращивают и продают в магазинах. Шампиньоны – ценный съедобный гриб.
На опушках, просеках,
В ёлочках и сосенках
Словно бы после дождя,
Шляпки их всегда блестят.
- Маслёнок получил своё название из-за слизистой, словно измазанной маслом, клейкой шляпки. Они съедобны.
Этот гриб во мху под ёлкой,
Он звонче всех хрустит в засолке.
- Груздь настоящий весь белый. Отломив кусочек, увидим белую мякоть, белый сок, который быстро желтеет. На Руси этот гриб с давних пор очень ценится. Любит осиновые леса.
Среди представителей грибного царства есть группа шляпочных, которые ядовитые и смертельно ядовитые грибы. В наших лесах злодеев, к сожалению, хватает: их около 30 видов. Они обычно соседствуют со съедобными грибами, зачастую на них походят и коварство своё показывают не сразу, через несколько часов после приёма в пищу.
А это - красавец на беленькой ножке
Он в красненькой шляпке,
На шляпке горошки.
- Когда мы слышим название «мухомор», представляем себе крупный гриб с красной шляпкой, украшенной белыми пятнышками. Это самый известный из мухоморов – мухомор красный. Он растёт в лиственных и хвойных лесах. Интересно, что этот гриб хорошо знают не только в России, но и в других странах. Он растёт, например, в Южной Америке. Другие виды, например, мухомор пантерный, не такие яркие и приметные – окрашены в коричневые и серые тона.
У него невзрачный вид
Воланчик на ножке его украсит.
Ты не трогай этот гриб
Учти – он очень ядовит,
Смотри, не бери его с полянки
Его называют …
- Смертельно ядовита и бледная поганка. Этот гриб может выглядеть по- разному. Чаще всего у него зеленоватая шляпка и белая ножка. Иногда он целиком белый. Но всегда у бледной поганки белые пластинки под шляпкой, белое кольцо на ножке и белый разорванный мешочек в нижней части гриба.
Ложноопёнок
- Ядовитый гриб. Иногда по ошибке его собирают вместе с опятами. Отличается цветом шляпки, пластинок, желтоватая мякоть с неприятным запахом.
Говорушка восковатая
- Смертельно ядовитый гриб! Её можно перепутать с груздем.
Шампиньон рыжеющий
- Шампиньон рыжеющий – ядовит. Он похож на съедобные шампиньоны и растёт нередко вместе с ними. У этого гриба в центре шляпки рыжеватое пятно. Мякоть при разломе желтеет, неприятно пахнет.
Свинушки
- В последнее время не советуют собирать. Они поглощают много вредных веществ из окружающей среды и накапливают их.
- В лесах есть ещё и другие виды, очень схожие со съедобными, - так называемые ложные грибы. Они не обладают ядовитыми свойствами, но горьки невероятно. Ложными считаются:
Желчный гриб
- Ложный белый гриб. Он очень горький. Этот гриб похож на белый. Отличается такими признаками6 шляпка снизу розовая, мякоть на разрезе розовеет, на ножке сетчатый узор. Попадёт такой гриб на сковороду или в кастрюлю и испортит всё блюдо.
Сморчок и строчок
- Появляются ранней весной. Встречаются в лесах, среди кустарников, на вырубках. Растёт группами. Перед приготовлением их нужно отварить, а отвар слить, т. к. они относятся к условно-съедобным грибам. Шляпка у него колокольчатая, буровато-желтоватая, снаружи морщинистая.
Дождевик и порховка
- Они не имеют ни шляпок, ни ножек. Созревая, эти грибы превращаются в мешочки с великим множеством мельчайших, как пыль, спор. Наступишь на гриб, и он словно взрывается – споры вылетают тёмным облачком. Встречаются в лесах и на лугах. В молодом возрасте, когда мякоть их белая и споры ещё не начали созревать, съедобны.
Гриб-зонтик
- Этот гриб похож на зонт. Высотой до 35 см! С тонкой ножкой и большой шляпкой. Такой гриб заметишь издалека. Растёт в лесах, вдоль дорог, в садах и парках. В молодом возрасте, когда мякоть белая и споры ещё не начали созревать, съедобны.
Навозник
- Эти грибы растут около конюшен, в садах, огородах, на лугах и пастбищах, на свалках и даже в подвалах – там, где почва богата перегноем. Люди чаще всего называют их поганками. И мало кто знает, что молодые навозники (пока не потемнела пластина) можно есть.
- Вот как разнообразен и богат мир грибов! Но на нашей поляне почему-то пусто. Давайте украсим её грибами. А какие грибы будем рисовать, узнаем, когда разгадаем кроссворд.
Кроссворд «Угадай гриб по описанию» (приложение 1)
- Рисование гриба.
- Показ этапов выполнения работы:
- Расположение листа – вертикальное.
- Проводим вертикальную ось гриба.
- Определяем размеры шляпки и ножки.
- Прорисовываем контуры шляпки и ножки.
- Красками пишем сначала самые светлые места.
- Показ этапов выполнения работы:
- Самостоятельная работа детей.
- Выставка работ.
- Украсим поляну: выстригите грибы и приклейте. (Учитель ставит муляжи грибов)
VI. Изучение частей гриба.
- Какая часть гриба упоминалась в загадке? (шляпка)
- Все грибы, которые вы знаете, называются шляпочными. (аншлаг)
- Что вы можете сказать о внешнем строении гриба? (Одна часть находится под землёй, другая – над землёй)
- Как их можно назвать? (Наземная и подземная)
- Из чего состоит наземная часть гриба? (Из ножки и шляпки)
- Судя по названию грибов, что играет более важную роль в жизни человека? (Наверное, шляпка)
- В шляпке созревают грибные споры, которые разносятся ветром, попадают на землю и прорастают, образуя новые грибы. По ножке к шляпке продвигаются питательные вещества, которые гриб берёт из почвы. А вместе ножка и шляпка, т. е. наземная часть гриба, имеют название «плодовое тело».
- А теперь давайте посмотрим на подземную часть гриба. Из чего она состоит? На что похожа? (Состоит из нитей, похожих на паутину)
- Какое бы вы дали ей название?
А на самом деле подземная часть гриба называется «грибница».
- Посмотрите на название частей гриба и скажите: как, по-вашему, какая из них играет более важную роль в жизни гриба? Почему? (Грибница важнее, чем плодовое тело)
- Грибы растут группами, семейками, их можно собрать несколько в одном месте. Как вы думаете, почему? (Нити грибницы образуют подземную паутину, а на её сплетениях пробивается вверх плодовое тело)
Работа с учебником на стр. 136
- Многие грибы растут под конкретными деревьями, например, подберёзовик – под берёзой, подосиновик – под осиной, маслята – под хвойными деревьями.
- Почему так происходит?
Грибы получают питание от деревьев, пней, а грибница, в свою очередь, снабжает дерево влагой и минеральными веществами. Вот как важна грибница1
- Давайте запишем на карточках части гриба и запомним.
(Работа учащихся на карточках)
- Из каких частей состоит гриб мы выяснили, повторим по таблице.
Жалоба гриба
А кто из вас знает, как нужно собирать грибы?
Правила сбора грибов
(Учитель показывает правила, дети читают)
- Разнообразие грибов.
- А сейчас я покажу вам грибы, которые вы видели много раз, но никто не догадывался, что это грибы. (Хлеб, покрытый плесенью)
- Из каких частей состоит плесень? (Плодовое тело, грибница)
- Можно ли назвать её грибом? (Да)
- А чего у плесени нет? (Шляпки)
- Можно ли в таком случае назвать её шляпочным грибом? (Нет)
- А как бы вы её назвали? (Плесневые)
Из плесневых грибов изготовляют лекарства, которыми мы лечимся. Слышали такое слово – «антибиотики»? А «пенициллин»?
Это лекарство как раз изготовляют из плесневых грибов.
- Посмотрите, как оказывается, много сказать о самых, казалось бы, обыкновенных грибах. Существует даже целая наука, посвящённая их изучению. Она называется «микология». (Микос – гриб, логос – наука)
- Так какое же значение имеют грибы? А в природе? (Питают деревья, служат кормом для животных, например, лоси могут лечиться мухоморами0
- А как человек использует грибы? (В пищу)
- А все ли грибы можно использовать в пищу? Почему?
Показ блюд из грибов
- Я надеюсь, что урок для вас не прошёл даром. Чтобы стать почти настоящими микологами, выполните задание на карточках: выберите съедобные грибы.
VIII. Самостоятельная работа.
IX. Подведение итогов урока.
- Для чего был нужен урок?
Пословицы
Грибные частушки (приложение 2)
X. Домашнее задание: выполнить творческую работу – подобрать материал о любом грибе, подготовить сообщение.
Приложение 1
Кроссворд «Узнай гриб по описанию»
- Этот самый опасный гриб. Очень ядовит. Ножка высокая белая или зеленоватая с кольцом в виде юбочки.
- Эти грибы имеют разноцветные шляпки: бордовые, жёлтые, растут семейками, на вкус горькие, но если отварить и поджарить, то вкусные и хрустящие на вкус.
- Этот гриб имеет ярко-апельсиновую окраску. Шляпка похожа на воронку, растёт группами. Его название связано с лесным, рыжим зверем.
- Этот гриб растёт в роще, среди берёз.
- У этих грибов шляпки ничем не примечательные, а в сырую погоду блестят, будто смазаны маслом.
- Дружная семейка грибов, растут у пней.
- Царь грибов, ещё называют боровиком.
Приложение 2
Грибные частушки
- Ставьте ушки на макушки,
Слушайте внимательно,
Про грибы споём частушки
Очень замечательно.
- Сколько лет тебе, сморчок?
Ты по виду старичок.
Удивил грибок меня:
«Возраст мой всего два дня»
- А в лукошке-то у нас
Всё, что надо в суп грибной:
И опята, и маслята,
Есть и рыжик золотой.
- Разноцветные поганки
Так и лезут на полянки.
Нам не надо ни одной,
Обойди их стороной.
- Пучеглазый мухомор
Боком сел на косогор.
Смотрит, улыбается
Хочет всем понравиться.
- Нас не зря зовут лисички,
Мы – лукавые сестрички:
Старой, жёлтою листвой
Мы укрылись с головой.
- Есть грибы съедобные,
Есть и ядовитые.
Нам съедобные нужны –
Мы на них любители.
- Мы частушки вам пропели,
Просвещали вас часок,
А теперь – хватай лукошки,
За грибами все в лесок!
Приложение
3
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
griby.doc | 456.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ ООШ п. Шатурторф
Интегрированный урок по окружающему миру
и изобразительному искусству во 2 классе
Разработан учителем
начальных классов
Бычкова Е. В.
2013
Цель:
- актуализировать знания детей о грибах как растениях;
- дать новые сведения о грибах как особом виде растений;
- расширять кругозор детей;
- прививать любовь к природе;
- развивать творческие способности учащихся;
- учить поэтапному рисованию грибов;
- воспитывать бережное отношение к объектам природы.
Оборудование: аншлаги слов, макеты грибов, плакат с рисунком лесной поляны,
Ход урока:
- Организационный момент.
- Целеполагание.
- Отгадайте загадку и узнаете, о чём пойдёт речь на уроке.
Землю пробуравил, корешок оставил.
Сам на свет явился, шапочкой прикрылся.
(Это гриб. Речь пойдёт о грибах.)
- Сегодня урок будет не совсем обычный, так как он совмещает в себе не только окружающий мир, но и изобразительное искусство.
- Давайте же сформулируем цели и задачи урока.
На доске аншлаги слов: вспомнить (то, что уже известно о грибах)
узнать (новое о грибах)
научиться (рисовать грибы)
- Актуализация знаний.
- Кто из вас когда-нибудь собирал грибы?
Раз вы такие опытные грибники, скажите, какие грибы вам известны?
- Что можете сказать о грибах как об объекте? (Живая природа: рождаются, растут, питаются, размножаются, умирают.)
- К какому миру живой природы можно отнести грибы? (Растения)
- Почему? (Растут на земле)
- Какие части растений вам известны? (Стебель, корень, листья, плод с семенами)
- Есть ли они у грибов? (Нет листьев, стебля, веток)
- В таком случае, можно ли с уверенностью отнести грибы к миру растений? (Нет)
- А к миру животных? (Нет)
- Так что же такое грибы? (Наверное, это особый мир природы: ни растения, ни животные)
- Совершенно верно. Грибы – это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных.
(составление схемы)
- Рассказ учителя.
Издавна известны грибы в России. В старину их называли «губы» за выпуклые, губчатые шляпки. Аренные, варёные, солёные грибы не сходили со стола в будни и праздники, зимой и летом.
В настоящее время известно около 100 тысяч видов грибов. Грибы можно встретить в самых различных местах – в пресной морской воде, в поле и саду, на лугу и в горах. Среди них есть микроскопические виды, есть и гиганты. В 1988 году в Японии был найден, например, неимоверных размеров гриб. Он не мог уместиться ни в каком кузовке, и для доставки потребовался аж грузовик. Когда великана взвесили, удивились ещё более: он потянул на 168 кг.
Грибы, которые произрастают в лесах нашей страны, обладают весьма полезными свойствами. Грибы часто называют лесным мясом, они достаточно питательны. Не менее важно наличие в них жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей.
Плотный, крепкий, статный,
В шляпке бурой и нарядной.
Это гордость всех лесов!
Настоящий царь грибов! (Белый гриб)
(Показ фотографии гриба)
- Белый гриб – самая желанная находка грибника. Красивый, вкусный, изумительно ароматный. Название он получил из-за своей мякоти: она белая, на разрезе не меняет цвета, остаётся белой и у высушенного гриба, и у варёного. В нижней части шляпки – слой трубочек. У молодого гриба он белый, но потом становится жёлто-зелёным. А вот верхняя сторона шляпки у белых грибов бывает разной – от тёмно-коричневой до светлой, почти белой. Растёт в еловых, сосновых и берёзовых лесах.
Серенькие шапки
Рябенькие ножки
Под берёзою растут
Как их зовут?
- Подберёзовик (берёзовик) немного похож на белый гриб. Но шляпка у него более мягкая, ножка тоньше и длиннее. Цвет шляпки бывает разным: от тёмно-коричневого до белого. Это очень распространённый съедобный гриб. Его называют обабок, бабка, серый гриб, черныш. Встречается в берёзовых или смешанных с берёзой лесах. Растёт одиноко и группами.
Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек.
В шляпках разноцветных,
Издали приметных.
Собирай, не мешкай
Это …
- Сыроежки очень разнообразные по окраске шляпок грибы. Настоящая разноцветная семейка! Название все они получили, вероятно, из-за того, что некоторые из них можно есть в сыром виде, с солью. Но, хотя большинство сыроежек съедобно, среди них попадаются несъедобные, ядовитые. Сыроежки очень ломкие и поэтому не все грибники любят их собирать.
Очень дружные сестрички.
Ходим в рыженьких беретах,
Осень в лес приносим летом.
- Лисички – очень известные съедобные грибы. Ярким цветом напоминают лисий мех, за что и получили своё название. Встречается этот гриб в хвойных, лиственных и смешанных лесах. Лисички почти всегда растут семьями. Если найдёшь одну, обязательно посмотри рядом – наверняка обнаружишь ещё. Лисички замечательны тем, что не бывают червивыми.
Нет грибов дружней, чем эти.
Знают взрослые и дети.
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу.
- Опёнок осенний растёт на пнях большими группами, корнях и около стволов деревьев живых и погибших. Появляются в конце лета и осенью, нередко в таком количестве, что грибник собирают эти грибы мешками. Мякоть у него белая с приятным запахом. Нежелательно собирать старые грибы с большими расправленными шляпками.
Расту я, братцы, не один,
Из теплицы – в магазин.
Шампиньон обыкновенный – гриб белого цвета или сероватый. Мякоть белая, но на разрезе розовеет. Шампиньон можно встретить на лугу, пастбище, в саду, в парке. Кроме того, этот гриб специально выращивают и продают в магазинах. Шампиньоны – ценный съедобный гриб.
На опушках, просеках,
В ёлочках и сосенках
Словно бы после дождя,
Шляпки их всегда блестят.
- Маслёнок получил своё название из-за слизистой, словно измазанной маслом, клейкой шляпки. Они съедобны.
Этот гриб во мху под ёлкой,
Он звонче всех хрустит в засолке.
- Груздь настоящий весь белый. Отломив кусочек, увидим белую мякоть, белый сок, который быстро желтеет. На Руси этот гриб с давних пор очень ценится. Любит осиновые леса.
Среди представителей грибного царства есть группа шляпочных, которые ядовитые и смертельно ядовитые грибы. В наших лесах злодеев, к сожалению, хватает: их около 30 видов. Они обычно соседствуют со съедобными грибами, зачастую на них походят и коварство своё показывают не сразу, через несколько часов после приёма в пищу.
А это - красавец на беленькой ножке
Он в красненькой шляпке,
На шляпке горошки.
- Когда мы слышим название «мухомор», представляем себе крупный гриб с красной шляпкой, украшенной белыми пятнышками. Это самый известный из мухоморов – мухомор красный. Он растёт в лиственных и хвойных лесах. Интересно, что этот гриб хорошо знают не только в России, но и в других странах. Он растёт, например, в Южной Америке. Другие виды, например, мухомор пантерный, не такие яркие и приметные – окрашены в коричневые и серые тона.
У него невзрачный вид
Воланчик на ножке его украсит.
Ты не трогай этот гриб
Учти – он очень ядовит,
Смотри, не бери его с полянки
Его называют …
- Смертельно ядовита и бледная поганка. Этот гриб может выглядеть по- разному. Чаще всего у него зеленоватая шляпка и белая ножка. Иногда он целиком белый. Но всегда у бледной поганки белые пластинки под шляпкой, белое кольцо на ножке и белый разорванный мешочек в нижней части гриба.
Ложноопёнок
- Ядовитый гриб. Иногда по ошибке его собирают вместе с опятами. Отличается цветом шляпки, пластинок, желтоватая мякоть с неприятным запахом.
Говорушка восковатая
- Смертельно ядовитый гриб! Её можно перепутать с груздем.
Шампиньон рыжеющий
- Шампиньон рыжеющий – ядовит. Он похож на съедобные шампиньоны и растёт нередко вместе с ними. У этого гриба в центре шляпки рыжеватое пятно. Мякоть при разломе желтеет, неприятно пахнет.
Свинушки
- В последнее время не советуют собирать. Они поглощают много вредных веществ из окружающей среды и накапливают их.
- В лесах есть ещё и другие виды, очень схожие со съедобными, - так называемые ложные грибы. Они не обладают ядовитыми свойствами, но горьки невероятно. Ложными считаются:
Желчный гриб
- Ложный белый гриб. Он очень горький. Этот гриб похож на белый. Отличается такими признаками6 шляпка снизу розовая, мякоть на разрезе розовеет, на ножке сетчатый узор. Попадёт такой гриб на сковороду или в кастрюлю и испортит всё блюдо.
Сморчок и строчок
- Появляются ранней весной. Встречаются в лесах, среди кустарников, на вырубках. Растёт группами. Перед приготовлением их нужно отварить, а отвар слить, т. к. они относятся к условно-съедобным грибам. Шляпка у него колокольчатая, буровато-желтоватая, снаружи морщинистая.
Дождевик и порховка
- Они не имеют ни шляпок, ни ножек. Созревая, эти грибы превращаются в мешочки с великим множеством мельчайших, как пыль, спор. Наступишь на гриб, и он словно взрывается – споры вылетают тёмным облачком. Встречаются в лесах и на лугах. В молодом возрасте, когда мякоть их белая и споры ещё не начали созревать, съедобны.
Гриб-зонтик
- Этот гриб похож на зонт. Высотой до 35 см! С тонкой ножкой и большой шляпкой. Такой гриб заметишь издалека. Растёт в лесах, вдоль дорог, в садах и парках. В молодом возрасте, когда мякоть белая и споры ещё не начали созревать, съедобны.
Навозник
- Эти грибы растут около конюшен, в садах, огородах, на лугах и пастбищах, на свалках и даже в подвалах – там, где почва богата перегноем. Люди чаще всего называют их поганками. И мало кто знает, что молодые навозники (пока не потемнела пластина) можно есть.
- Вот как разнообразен и богат мир грибов! Но на нашей поляне почему-то пусто. Давайте украсим её грибами. А какие грибы будем рисовать, узнаем, когда разгадаем кроссворд.
Кроссворд «Угадай гриб по описанию» (приложение 1)
- Рисование гриба.
- Показ этапов выполнения работы:
- Расположение листа – вертикальное.
- Проводим вертикальную ось гриба.
- Определяем размеры шляпки и ножки.
- Прорисовываем контуры шляпки и ножки.
- Красками пишем сначала самые светлые места.
- Самостоятельная работа детей.
- Выставка работ.
- Украсим поляну: выстригите грибы и приклейте. (Учитель ставит муляжи грибов)
VI. Изучение частей гриба.
- Какая часть гриба упоминалась в загадке? (шляпка)
- Все грибы, которые вы знаете, называются шляпочными. (аншлаг)
- Что вы можете сказать о внешнем строении гриба? (Одна часть находится под землёй, другая – над землёй)
- Как их можно назвать? (Наземная и подземная)
- Из чего состоит наземная часть гриба? (Из ножки и шляпки)
- Судя по названию грибов, что играет более важную роль в жизни человека? (Наверное, шляпка)
- В шляпке созревают грибные споры, которые разносятся ветром, попадают на землю и прорастают, образуя новые грибы. По ножке к шляпке продвигаются питательные вещества, которые гриб берёт из почвы. А вместе ножка и шляпка, т. е. наземная часть гриба, имеют название «плодовое тело».
- А теперь давайте посмотрим на подземную часть гриба. Из чего она состоит? На что похожа? (Состоит из нитей, похожих на паутину)
- Какое бы вы дали ей название?
А на самом деле подземная часть гриба называется «грибница».
- Посмотрите на название частей гриба и скажите: как, по-вашему, какая из них играет более важную роль в жизни гриба? Почему? (Грибница важнее, чем плодовое тело)
- Грибы растут группами, семейками, их можно собрать несколько в одном месте. Как вы думаете, почему? (Нити грибницы образуют подземную паутину, а на её сплетениях пробивается вверх плодовое тело)
Работа с учебником на стр. 136
- Многие грибы растут под конкретными деревьями, например, подберёзовик – под берёзой, подосиновик – под осиной, маслята – под хвойными деревьями.
- Почему так происходит?
Грибы получают питание от деревьев, пней, а грибница, в свою очередь, снабжает дерево влагой и минеральными веществами. Вот как важна грибница1
- Давайте запишем на карточках части гриба и запомним.
(Работа учащихся на карточках)
- Из каких частей состоит гриб мы выяснили, повторим по таблице.
Жалоба гриба
А кто из вас знает, как нужно собирать грибы?
Правила сбора грибов
(Учитель показывает правила, дети читают)
- Разнообразие грибов.
- А сейчас я покажу вам грибы, которые вы видели много раз, но никто не догадывался, что это грибы. (Хлеб, покрытый плесенью)
- Из каких частей состоит плесень? (Плодовое тело, грибница)
- Можно ли назвать её грибом? (Да)
- А чего у плесени нет? (Шляпки)
- Можно ли в таком случае назвать её шляпочным грибом? (Нет)
- А как бы вы её назвали? (Плесневые)
Из плесневых грибов изготовляют лекарства, которыми мы лечимся. Слышали такое слово – «антибиотики»? А «пенициллин»?
Это лекарство как раз изготовляют из плесневых грибов.
- Посмотрите, как оказывается, много сказать о самых, казалось бы, обыкновенных грибах. Существует даже целая наука, посвящённая их изучению. Она называется «микология». (Микос – гриб, логос – наука)
- Так какое же значение имеют грибы? А в природе? (Питают деревья, служат кормом для животных, например, лоси могут лечиться мухоморами0
- А как человек использует грибы? (В пищу)
- А все ли грибы можно использовать в пищу? Почему?
Показ блюд из грибов
- Я надеюсь, что урок для вас не прошёл даром. Чтобы стать почти настоящими микологами, выполните задание на карточках: выберите съедобные грибы.
VIII. Самостоятельная работа.
IX. Подведение итогов урока.
- Для чего был нужен урок?
Пословицы
Грибные частушки (приложение 2)
X. Домашнее задание: выполнить творческую работу – подобрать материал о любом грибе, подготовить сообщение.
Приложение 1
Кроссворд «Узнай гриб по описанию»
- Этот самый опасный гриб. Очень ядовит. Ножка высокая белая или зеленоватая с кольцом в виде юбочки.
- Эти грибы имеют разноцветные шляпки: бордовые, жёлтые, растут семейками, на вкус горькие, но если отварить и поджарить, то вкусные и хрустящие на вкус.
- Этот гриб имеет ярко-апельсиновую окраску. Шляпка похожа на воронку, растёт группами. Его название связано с лесным, рыжим зверем.
- Этот гриб растёт в роще, среди берёз.
- У этих грибов шляпки ничем не примечательные, а в сырую погоду блестят, будто смазаны маслом.
- Дружная семейка грибов, растут у пней.
- Царь грибов, ещё называют боровиком.
Приложение 2
Грибные частушки
- Ставьте ушки на макушки,
Слушайте внимательно,
Про грибы споём частушки
Очень замечательно.
- Сколько лет тебе, сморчок?
Ты по виду старичок.
Удивил грибок меня:
«Возраст мой всего два дня»
- А в лукошке-то у нас
Всё, что надо в суп грибной:
И опята, и маслята,
Есть и рыжик золотой.
- Разноцветные поганки
Так и лезут на полянки.
Нам не надо ни одной,
Обойди их стороной.
- Пучеглазый мухомор
Боком сел на косогор.
Смотрит, улыбается
Хочет всем понравиться.
- Нас не зря зовут лисички,
Мы – лукавые сестрички:
Старой, жёлтою листвой
Мы укрылись с головой.
- Есть грибы съедобные,
Есть и ядовитые.
Нам съедобные нужны –
Мы на них любители.
- Мы частушки вам пропели,
Просвещали вас часок,
А теперь – хватай лукошки,
За грибами все в лесок!
Приложение
3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по окружающему миру /ФГОС/ "Весна - пробуждение природы"
Современный урок в начальной школе. Это использование индивидуальных компьютеров и интерактивной доски. Это интегрированный урок.Это урок - конференция. Работа в парах, группах. Подготовка...
Интегрированный урок по окружающему миру и труду во 2 классе.Тема: "Зима в природе"
Интегрированный урок по окружающему миру и труду во 2-в классе . Цель урока:Обобщить знания детей о характерных признаках зимы в природе....
Интегрированный урок по окружающему миру и технологии в 1 классе на тему: «Лес – кладовая природы»
Урок посвящен Международному дню леса, отмечается 21 марта....
Презентация к уроку окружающего мира по теме "Четыре царства природы" (3 класс УМК "Планета Знаний")
УМК "Планета знаний" 3 класс окружающий мир...
Интегрированный урок по окружающему миру и курсу «Я и мой мир» по теме «Будь природе другом»
Урок окружающего мира во 2-ом классе о "Красной книге"....
Интегрированный урок по окружающему миру и курсу «Основы религиозной культуры и светской этики» (модуль «Основы православной культуры») в 4 классе (УМК «Школа России») Тема: «Мир глазами эколога. Отношение христианина к природе»
Урок разработан с целью расширить представления обучающихся о взаимосвязи человека и окружающей среды, об ответственности людей за состояние природы, познакомить с истоками человечности, отношением хр...
Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе "Царства природы. Бактерии. Общее представление"
Знакомство с царствами живой природы, общее представление о бактериях...