Интегрированный урок по окружающему миру /ФГОС/ "Весна - пробуждение природы"
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Воронина Раиса Васильевна.

Современный урок в начальной школе. Это использование индивидуальных компьютеров и интерактивной доски.  Это интегрированный урок.

Это урок - конференция.  Работа в парах, группах. Подготовка дополнительного материла в форме сообщений - докладов. Учебный материал на таких уроках запоминается  легче и надолго.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                          МБОУ «Ситне- Щелкановская» СОШ

           

                                Интегрированный урок - конференция    

         Окружающий мир

Учитель: Воронина Раиса Васильевна

                                             Март 2013г

Цели и задачи урока:

  1. Закрепить понятия – живая и неживая природа /в чем отличие/.
  2. Учить учащихся наблюдать и выделять характерные признаки  ранней весны.
  3. Определять последовательность событий в природе и их взаимосвязь.
  4. Учить обобщать собственный опыт жизни, строить логические выводы

и обобщения.

  1. Продолжать развитие  у учащихся навыков работы с индив. компьютером.
  2. Закреплять навыки работы в паре и группе.
  3. Развивать монологическую  и диалогическую речь.
  4. Воспитывать культуру речевого общения.
  5. Развивать стремление к исследовательским работам, решению проблемных ситуаций.
  6. Воспитывать любовь к родной природе.
  7.  Развивать технику составление коллажей / воображение, эстетику аккуратность/.
  8. Воспитывать ответственность при выполнении индивидуальных поручений / дифференцированный подход/.

Тип урока: 

                    интегрированный: ОМ, литературное чтение, технология, ;

                      подача нового и систематизация изученного материала.

Технологии

                  КСО с использованием  интерактивной доски, витагенные, инд.

                  ноутбуки,  диск «Голоса природы».

Оборудование:

  1. мультимедийный проектор
  2. ноутбук
  3. слайд-шоу «Весна»
  4. презентация «Весна – пробуждение природы»
  5. динамические картинки по теме «Весна»
  6. раздаточный материал к теме
  7. таблица «Природа»
  8. карточки с вопросами для организации работы в группах
  9. веточки тополя в банках, рассада помидоров
  10.  иллюстрации с приметами ранней  весны
  11. таблички с номерами 1 2 3
  12. эмблемы «Журналист»
  13.  сообщения, рисунки  учащихся, подготовленные дома.

  1. Организационный момент.  Слайд 1

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнем урок, друзья.

  1. Актуализация знаний.

Урок  «Окружающий мир»

       - Повторим и проверим, как вы усвоили некоторые понятия, которые понадобятся сегодня на уроке.

       - Что такое природа?

- Какая бывает природа?

-  А на остальные вопросы вы ответите, работая в паре. Включите ноутбуки. Найдите задание «Природа» У вас 4 задания по 4 вопроса.

Отвечать вы будете по очереди.  По окончанию работы проверим ваши результаты.

   Дети выполняют задания.

-У кого все ответы правильные? У кого были ошибки. Вам помог одноклассник?

- По каким признакам мы относим те или иные объекты к живой природе?

(Проверяем ваши ответы)

Слайд 2

     Природа

Живая

неживая

растения

животные

человек

вода почва

воздух

полезные ископаемые

 - По каким признакам мы относим те или иные объекты к живой природе?

  1. Введение в тему урока. Создание проблемной ситуации.

- Чему были посвящены предыдущие уроки ОМ?

- Сегодня  на уроке мы продолжим говорить о природе. А о чем именно вы                                 узнаете, если отгадаете загадку.    Слайд 3

   Учащиеся читают про себя, а потом вслух / 2 человека/

 

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет –

В лесу подснежник расцветет.

Шагает красавица,

Легко земли касается.

Идет на поле, на реку, и по снежку, и по цветку.

Она раскрывает почки.

 В зеленые листочки

Деревья одевает, посевы поливает.

Движения полна, зовут ее…(Весна). Слайд 4

Учитель.

              Вот она весна – красна!

             Будит  землю ото сна.

             Наполняет соком почки,

             На полях растит цветочки.

             Прогоняет с речек лед,

             Светлым делает восход.

             Всюду – в поле и в лесу

             Люди встретили  весну.

           

- Ребята, вы рады  приходу весны?

- А что вы знаете о весне? Сможете  рассказать?

- Но сначала посмотрите маленький фильм о  жизни Весны на Земле.

  1. Просмотр слайд-шоу «Весна».   Слайды 5- 10

Звучит музыка «Голоса природы»- пение птиц

  1. Запуск и проведение этапа «Опрос мнений».   

 

- Сейчас  Катя, Егор и Глеб  на несколько минут превратятся в журналистов, собирающих сведения о весне. Побеседовать надо с 2 -3 учениками.

- Каждый из вас получает карточку-задание по теме опроса.

1. Назовите приметы весны в неживой природе.

2. Как меняется жизнь    растений весной?

3. Как меняется жизнь

    животных  и птиц весной?

(Учащиеся расходятся по классу и берут интервью у других учеников).

  Учитель убирает ноутбуки.

(По окончании отведенного времени учащиеся рассаживаются за столы, соответствующие номерам вопросов).

       1      2       3  

  1. Этап «Подготовка конференции».

-Ваша задача: обобщить собранные материалы, создать рассказы в картинках и подготовить докладчика от группы на заданную тему.

(На столах лежат сюжетные картинки и рисунки для создания динамического рисунка по темам 1 – 3, а также клей, тряпочки).

 

VII. Проведение конференции.

1) Учитель:  Сначала решим общие вопросы.

              - Какие весенние месяцы вы знаете?    

             - А теперь послушайте загадки и угадайте, о каком месяце идет речь.

 

  Дует теплый южный ветер,

  Солнышко все ярче светит,

  Снег худеет, мякнет, тает,

  Грач горластый прилетает.

  Что за месяц? Кто узнает? (Март)

  Яростно река ревет

  И разламывает лед.

  В домик свой скворец вернулся,

  А в лесу медведь проснулся.

  В небе жаворонка трель.

  Кто же к нам пришел? (Апрель)

  Зеленеет даль полей

  Запевает соловей.

  В белый цвет оделся сад,

  Пчелы первые летят. Гром грохочет.

  Угадай, Что за месяц это? (Май)    Слайд 11

2) Выступления от групп.

     

       а) С опорой на созданную динамическую картинку дети рассказывают о признаках весны в неживой природе.   Обобщение     Слайд 12 - 13

   

       б) С опорой на свою динамическую картинку дети рассказывают об изменениях в жизни растений.   /Обобщение/

   Дополнение ответа. Сообщения учащихся, подготовленные заранее вместе с учителем и родителями.

 Галантус (подснежник) Слайд 14

Светло-голубые, как небо, цветочки, маленькие, тихие, нежно пахнущие. Удивительный характер у этого цветка. Зацветает он еще в холода, а в благодатную пору лета прячется в землю. Если осторожно выкопать растение из земли, увидишь крохотную коричневую луковичку. Это его подземная кладовая, он пополняет ее за весну и лето, набирается сил, чтобы стойко перезимовать и пораньше проснуться.

Послушайте легенду об этом цветке:

Давным-давно, когда на Земле только начиналась жизнь, и все вокруг было покрыто снегом, одна снежинка рискнула превратиться в цветок, чтобы своим теплом согреть Землю. Больше некому было это сделать. Подснежник согрел Землю, и на ней появилась жизнь.

Мать-и-мачеха

Небольшое травянистое растение высотой 10—15 см. Как только  растает снег, с середины апреля до середины мая на глинистых от- I косах, в оврагах, вдоль дорог, на пустырях появляются желтые соцветия на недлинных стебельках. Листья появляются позже. Из-за  листьев растение получило свое название: верхняя сторона листьев  гладкая и холодная, как злая мачеха в сказках, нижняя сторона — нежная и теплая, как родная мать.

Латинское название астения — туссилаго — означает выводящий  кашель. Действительно, высушенные листья и соцветия применяют  для лечения легочных болезней.

Размножается семенами и корневищем, на котором образуются I почки. Из почек вырастают новые растения.

Медуница

Это один из первых весенних цветов. У нее широкие листья, чтобы ловить еще не жаркие солнечные лучи. На одном стебле стоят разноцветные цветочки - розовые, голубые, синие. Если в течение нескольких дней наблюдать за медуницей, то можно заметить, что цветы меняют окраску. Цветок сначала розовый или красный, затем становится синим, потом фиолетовым. Еще одна особенность медуницы: пчелы летят к ней только на розовые или красные цветки. Эта окраска говорит: «Нектар есть!» Пройдет время и цветок изменит окраску. Пчелы к нему не полетят. Это значит — нектара нет.

Пчел интересует нектар медуницы, а человека — ее листья. Листья медуницы употребляют как лекарство от легочных заболеваний. В переводе с латинского название этого растения — «легкое».

Учитель:  Очень часто ранней весной можно видеть людей, которые продают подснежники или возвращаются из леса с букетами цветов, которые находятся на грани вымирания.  

- Что вы можете сделать, чтобы сохранить растения? Слайды 15 - 16

Учитель: Вспомним об исследовательской работе, которую мы провели до урока.

Исследовательская работа / до урока/

 Веточки тополя в трех баночках: с водой, без воды и в разных местах класса.

 Таблица заполнения изменений в тетради.  Какие изменения? Почему? В чем проблема? Как ее можно будет решить?

 Посадили семена помидоров в три баночки: поставили на окошко и прикрыли пленкой, поставили  в уголок природы – подальше от окна, поставили на полку далеко от окна.

   Талица заполнения изменений у детей на столах.   Какие  изменения? Почему?

 В чем проблема? Как ее можно решить?

 в) С опорой на созданную динамическую картинку учащиеся следующей группы рассказывают об изменениях в жизни животных и птиц  с приходом весны.

Учитель: Послушайте загадки, заранее подготовленные учителем дети читают

                 загадки.

(Учащиеся отгадывают загадки, подготовленные учащиеся дополняют)

   Всех перелётных птиц черней,
 
Чистит пашню от червей.
  Взад-вперёд по пашне вскачь.
 А зовётся птица
…(грач).            Слайд  17

Грачи прилетают одними из первых. Они не боятся холодов. И пока поля не освободились от снега, грачи вместе с воронами ищут зерно и остатки пищи у жилья человека. Потом начинают строительство гнёзд. Грач приносит прутики, а грачиха строит гнездо. Потом они меняются, но не оставляют гнездо без присмотра, иначе его займёт другая пара.

   На шесте – дворец,         .

   Во дворце – певец,         

  А зовут его …(скворец)   Слайд 18

Широким и важным шагом, беспрестанно кланяясь и озираясь по сторонам, шествует скворец за плугом, выдёргивая дождевых червей. Скворец – пересмешник. С поразительной похожестью он умеет передать всё, что услышит. В его концертах можно услышать не только голоса других птиц, но и кваканье лягушки, рычание собаки, и мяуканье кошки.

                 

                        Прилетел к нам, наконец,         

    Самый лучший наш певец.         

    Дни и ночи напролёт         

   Он поёт. (Соловей)                 Слайд 19

Особенно хорошо поют соловьи, когда цветёт сирень. Наиболее активно соловьи поют до появления птенцов. Потом отцу семейства будет не до пения - надо помогать самке кормить птенцов.

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины.

Спереди - шильце,

Сзади - вильце,

Сверху – черное суконце,

Снизу - белое полотенце    /Ласточка/ Слайд 20

Учитель:  Какую пользу приносят наши друзья – птицы?

            - А как весну встречают звери? Нам расскажут ученики, которые подготовили небольшие сообщения.

 Слайд 21

1 ученик  С приходом весны становится всё больше корма не только для птиц, но и для зверей. Поэтому именно весной у большинства зверей появляются детёныши. Ведь, чем больше корма, тем легче животным прокормить своих детёнышей.

 2 ученик Медведи просыпаются от долгого зимнего сна. Вылезают они из берлоги сильно исхудавшими. Голодные медведи могут напасть на лосей, оленей. Опасны они и для человека. Вместе с медведицей выходят и медвежата. Мать продолжает кормить их молоком. Но одновременно приучает самостоятельно отыскивать насекомых, доставать из земли корни, луковицы растений, есть прошлогодние ягоды.

 3 ученик Во время весеннего половодья появляется потомство у ежей. Детёнышей бывает от 3 до 10. Новорожденные ежата слепые, беззубые, голые, малюсенькие. Через несколько часов после рождения у них вырастают мягкие иголочки, которые через двое суток превращаются в твёрдые иглы. О малышах заботится только мать. Ежи питаются мышами, змеями, ящерицами, шмелями. Но и врагов у них много. Даже колючки не могут спасти их от филинов, ястребов, лисиц.

 4 ученик Задолго до полного таяния снега просыпаются после зимней спячки еноты, барсуки. Весной для них много пищи, и они быстро поправляются, питаясь лягушками, мышами, червями, сочными корешками. Барсуки, не найдя корма, питаются своими запасами. Так как, весной почти у всех животных есть детёныши, которые не умеют самостоятельно питаться, добывать себе корм, охота на зверей запрещена.

Учитель: Молодцы, ребята. Много знаете о весне.

 Я хочу поблагодарить всех вас за аквтиное участие в нашей конференции, посвященной ранней весне.

              Вот и закончился урок.

              Мы  подводим итог.  Слайд 22

VIII. Показ презентации «Весна пришла».

- Посмотрите, какие красивые картинки получились. На память я дарю вам это весеннее солнышко.

 Если вам понравился урок нарисуйте солнышко на ваших  плакатиках, если  что – то было не так, по вашему мнению, нарисуйте солнышко, выглядывающее из-за облака. Если урок не понравился, нарисуйте  одно облако.

                                               

1 класс «Б»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по окружающему миру и технологии. Тема урока: «Средневековье.Рыцарские замки.» 4 класс.

В 4 классе  по окружающему миру изучается тема веков. Когда мы изучали  тему "Средневековье. Рыцарские замки", я вспомнила, что в учебнике Т.В.Просняковой "Технология", предлагается сделать ...

Интегрированный урок по окружающему миру и труду во 2 классе.Тема: "Зима в природе"

Интегрированный урок по окружающему миру и труду   во 2-в классе . Цель урока:Обобщить знания детей о характерных признаках зимы в природе....

Интегрированный урок по окружающему миру во 2 классе "Грибы - особое царство природы"

МБОУ ООШ п. Шатурторф           Интегрированный урок по окружающему мируи изобразительному искусству во 2 классе...

Интегрированный урок по окружающему миру и курсу «Основы религиозной культуры и светской этики» (модуль «Основы православной культуры») в 4 классе (УМК «Школа России») Тема: «Мир глазами эколога. Отношение христианина к природе»

Урок разработан с целью расширить представления обучающихся о взаимосвязи человека и окружающей среды, об ответственности людей за состояние природы, познакомить с истоками человечности, отношением хр...

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе "Природа в опасности! Охрана природы"

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе "Природа в опасности! Охрана природы"...