Интегрированный урок по окружающему миру /ФГОС/ "Весна - пробуждение природы"
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме
Современный урок в начальной школе. Это использование индивидуальных компьютеров и интерактивной доски. Это интегрированный урок.
Это урок - конференция. Работа в парах, группах. Подготовка дополнительного материла в форме сообщений - докладов. Учебный материал на таких уроках запоминается легче и надолго.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Интегрированный урок по окружающему миру | 238 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Ситне- Щелкановская» СОШ
Интегрированный урок - конференция
Окружающий мир
Учитель: Воронина Раиса Васильевна
Март 2013г
Цели и задачи урока:
- Закрепить понятия – живая и неживая природа /в чем отличие/.
- Учить учащихся наблюдать и выделять характерные признаки ранней весны.
- Определять последовательность событий в природе и их взаимосвязь.
- Учить обобщать собственный опыт жизни, строить логические выводы
и обобщения.
- Продолжать развитие у учащихся навыков работы с индив. компьютером.
- Закреплять навыки работы в паре и группе.
- Развивать монологическую и диалогическую речь.
- Воспитывать культуру речевого общения.
- Развивать стремление к исследовательским работам, решению проблемных ситуаций.
- Воспитывать любовь к родной природе.
- Развивать технику составление коллажей / воображение, эстетику аккуратность/.
- Воспитывать ответственность при выполнении индивидуальных поручений / дифференцированный подход/.
Тип урока:
интегрированный: ОМ, литературное чтение, технология, ;
подача нового и систематизация изученного материала.
Технологии
КСО с использованием интерактивной доски, витагенные, инд.
ноутбуки, диск «Голоса природы».
Оборудование:
- мультимедийный проектор
- ноутбук
- слайд-шоу «Весна»
- презентация «Весна – пробуждение природы»
- динамические картинки по теме «Весна»
- раздаточный материал к теме
- таблица «Природа»
- карточки с вопросами для организации работы в группах
- веточки тополя в банках, рассада помидоров
- иллюстрации с приметами ранней весны
- таблички с номерами 1 2 3
- эмблемы «Журналист»
- сообщения, рисунки учащихся, подготовленные дома.
- Организационный момент. Слайд 1
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнем урок, друзья.
- Актуализация знаний.
Урок «Окружающий мир»
- Повторим и проверим, как вы усвоили некоторые понятия, которые понадобятся сегодня на уроке.
- Что такое природа?
- Какая бывает природа?
- А на остальные вопросы вы ответите, работая в паре. Включите ноутбуки. Найдите задание «Природа» У вас 4 задания по 4 вопроса.
Отвечать вы будете по очереди. По окончанию работы проверим ваши результаты.
Дети выполняют задания.
-У кого все ответы правильные? У кого были ошибки. Вам помог одноклассник?
- По каким признакам мы относим те или иные объекты к живой природе?
(Проверяем ваши ответы)
Слайд 2
Природа |
Живая | неживая |
растения | животные | человек | вода почва | воздух | полезные ископаемые |
- По каким признакам мы относим те или иные объекты к живой природе?
- Введение в тему урока. Создание проблемной ситуации.
- Чему были посвящены предыдущие уроки ОМ?
- Сегодня на уроке мы продолжим говорить о природе. А о чем именно вы узнаете, если отгадаете загадку. Слайд 3
Учащиеся читают про себя, а потом вслух / 2 человека/
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет –
В лесу подснежник расцветет.
Шагает красавица,
Легко земли касается.
Идет на поле, на реку, и по снежку, и по цветку.
Она раскрывает почки.
В зеленые листочки
Деревья одевает, посевы поливает.
Движения полна, зовут ее…(Весна). Слайд 4
Учитель.
Вот она весна – красна!
Будит землю ото сна.
Наполняет соком почки,
На полях растит цветочки.
Прогоняет с речек лед,
Светлым делает восход.
Всюду – в поле и в лесу
Люди встретили весну.
- Ребята, вы рады приходу весны?
- А что вы знаете о весне? Сможете рассказать?
- Но сначала посмотрите маленький фильм о жизни Весны на Земле.
- Просмотр слайд-шоу «Весна». Слайды 5- 10
Звучит музыка «Голоса природы»- пение птиц
- Запуск и проведение этапа «Опрос мнений».
- Сейчас Катя, Егор и Глеб на несколько минут превратятся в журналистов, собирающих сведения о весне. Побеседовать надо с 2 -3 учениками.
- Каждый из вас получает карточку-задание по теме опроса.
1. Назовите приметы весны в неживой природе.
2. Как меняется жизнь растений весной?
3. Как меняется жизнь
животных и птиц весной?
(Учащиеся расходятся по классу и берут интервью у других учеников).
Учитель убирает ноутбуки.
(По окончании отведенного времени учащиеся рассаживаются за столы, соответствующие номерам вопросов).
1 2 3
- Этап «Подготовка конференции».
-Ваша задача: обобщить собранные материалы, создать рассказы в картинках и подготовить докладчика от группы на заданную тему.
(На столах лежат сюжетные картинки и рисунки для создания динамического рисунка по темам 1 – 3, а также клей, тряпочки).
VII. Проведение конференции.
1) Учитель: Сначала решим общие вопросы.
- Какие весенние месяцы вы знаете?
- А теперь послушайте загадки и угадайте, о каком месяце идет речь.
Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает? (Март)
Яростно река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел? (Апрель)
Зеленеет даль полей
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят. Гром грохочет.
Угадай, Что за месяц это? (Май) Слайд 11
2) Выступления от групп.
а) С опорой на созданную динамическую картинку дети рассказывают о признаках весны в неживой природе. Обобщение Слайд 12 - 13
б) С опорой на свою динамическую картинку дети рассказывают об изменениях в жизни растений. /Обобщение/
Дополнение ответа. Сообщения учащихся, подготовленные заранее вместе с учителем и родителями.
Галантус (подснежник) Слайд 14
Светло-голубые, как небо, цветочки, маленькие, тихие, нежно пахнущие. Удивительный характер у этого цветка. Зацветает он еще в холода, а в благодатную пору лета прячется в землю. Если осторожно выкопать растение из земли, увидишь крохотную коричневую луковичку. Это его подземная кладовая, он пополняет ее за весну и лето, набирается сил, чтобы стойко перезимовать и пораньше проснуться.
Послушайте легенду об этом цветке:
Давным-давно, когда на Земле только начиналась жизнь, и все вокруг было покрыто снегом, одна снежинка рискнула превратиться в цветок, чтобы своим теплом согреть Землю. Больше некому было это сделать. Подснежник согрел Землю, и на ней появилась жизнь.
Мать-и-мачеха
Небольшое травянистое растение высотой 10—15 см. Как только растает снег, с середины апреля до середины мая на глинистых от- I косах, в оврагах, вдоль дорог, на пустырях появляются желтые соцветия на недлинных стебельках. Листья появляются позже. Из-за листьев растение получило свое название: верхняя сторона листьев гладкая и холодная, как злая мачеха в сказках, нижняя сторона — нежная и теплая, как родная мать.
Латинское название астения — туссилаго — означает выводящий кашель. Действительно, высушенные листья и соцветия применяют для лечения легочных болезней.
Размножается семенами и корневищем, на котором образуются I почки. Из почек вырастают новые растения.
Медуница
Это один из первых весенних цветов. У нее широкие листья, чтобы ловить еще не жаркие солнечные лучи. На одном стебле стоят разноцветные цветочки - розовые, голубые, синие. Если в течение нескольких дней наблюдать за медуницей, то можно заметить, что цветы меняют окраску. Цветок сначала розовый или красный, затем становится синим, потом фиолетовым. Еще одна особенность медуницы: пчелы летят к ней только на розовые или красные цветки. Эта окраска говорит: «Нектар есть!» Пройдет время и цветок изменит окраску. Пчелы к нему не полетят. Это значит — нектара нет.
Пчел интересует нектар медуницы, а человека — ее листья. Листья медуницы употребляют как лекарство от легочных заболеваний. В переводе с латинского название этого растения — «легкое».
Учитель: Очень часто ранней весной можно видеть людей, которые продают подснежники или возвращаются из леса с букетами цветов, которые находятся на грани вымирания.
- Что вы можете сделать, чтобы сохранить растения? Слайды 15 - 16
Учитель: Вспомним об исследовательской работе, которую мы провели до урока.
Исследовательская работа / до урока/
Веточки тополя в трех баночках: с водой, без воды и в разных местах класса.
Таблица заполнения изменений в тетради. Какие изменения? Почему? В чем проблема? Как ее можно будет решить?
Посадили семена помидоров в три баночки: поставили на окошко и прикрыли пленкой, поставили в уголок природы – подальше от окна, поставили на полку далеко от окна.
Талица заполнения изменений у детей на столах. Какие изменения? Почему?
В чем проблема? Как ее можно решить?
в) С опорой на созданную динамическую картинку учащиеся следующей группы рассказывают об изменениях в жизни животных и птиц с приходом весны.
Учитель: Послушайте загадки, заранее подготовленные учителем дети читают
загадки.
(Учащиеся отгадывают загадки, подготовленные учащиеся дополняют)
Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперёд по пашне вскачь.
А зовётся птица …(грач). Слайд 17
Грачи прилетают одними из первых. Они не боятся холодов. И пока поля не освободились от снега, грачи вместе с воронами ищут зерно и остатки пищи у жилья человека. Потом начинают строительство гнёзд. Грач приносит прутики, а грачиха строит гнездо. Потом они меняются, но не оставляют гнездо без присмотра, иначе его займёт другая пара.
На шесте – дворец, .
Во дворце – певец,
А зовут его …(скворец) Слайд 18
Широким и важным шагом, беспрестанно кланяясь и озираясь по сторонам, шествует скворец за плугом, выдёргивая дождевых червей. Скворец – пересмешник. С поразительной похожестью он умеет передать всё, что услышит. В его концертах можно услышать не только голоса других птиц, но и кваканье лягушки, рычание собаки, и мяуканье кошки.
Прилетел к нам, наконец,
Самый лучший наш певец.
Дни и ночи напролёт
Он поёт. (Соловей) Слайд 19
Особенно хорошо поют соловьи, когда цветёт сирень. Наиболее активно соловьи поют до появления птенцов. Потом отцу семейства будет не до пения - надо помогать самке кормить птенцов.
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины.
Спереди - шильце,
Сзади - вильце,
Сверху – черное суконце,
Снизу - белое полотенце /Ласточка/ Слайд 20
Учитель: Какую пользу приносят наши друзья – птицы?
- А как весну встречают звери? Нам расскажут ученики, которые подготовили небольшие сообщения.
Слайд 21
1 ученик С приходом весны становится всё больше корма не только для птиц, но и для зверей. Поэтому именно весной у большинства зверей появляются детёныши. Ведь, чем больше корма, тем легче животным прокормить своих детёнышей.
2 ученик Медведи просыпаются от долгого зимнего сна. Вылезают они из берлоги сильно исхудавшими. Голодные медведи могут напасть на лосей, оленей. Опасны они и для человека. Вместе с медведицей выходят и медвежата. Мать продолжает кормить их молоком. Но одновременно приучает самостоятельно отыскивать насекомых, доставать из земли корни, луковицы растений, есть прошлогодние ягоды.
3 ученик Во время весеннего половодья появляется потомство у ежей. Детёнышей бывает от 3 до 10. Новорожденные ежата слепые, беззубые, голые, малюсенькие. Через несколько часов после рождения у них вырастают мягкие иголочки, которые через двое суток превращаются в твёрдые иглы. О малышах заботится только мать. Ежи питаются мышами, змеями, ящерицами, шмелями. Но и врагов у них много. Даже колючки не могут спасти их от филинов, ястребов, лисиц.
4 ученик Задолго до полного таяния снега просыпаются после зимней спячки еноты, барсуки. Весной для них много пищи, и они быстро поправляются, питаясь лягушками, мышами, червями, сочными корешками. Барсуки, не найдя корма, питаются своими запасами. Так как, весной почти у всех животных есть детёныши, которые не умеют самостоятельно питаться, добывать себе корм, охота на зверей запрещена.
Учитель: Молодцы, ребята. Много знаете о весне.
Я хочу поблагодарить всех вас за аквтиное участие в нашей конференции, посвященной ранней весне.
Вот и закончился урок.
Мы подводим итог. Слайд 22
VIII. Показ презентации «Весна пришла».
- Посмотрите, какие красивые картинки получились. На память я дарю вам это весеннее солнышко.
Если вам понравился урок нарисуйте солнышко на ваших плакатиках, если что – то было не так, по вашему мнению, нарисуйте солнышко, выглядывающее из-за облака. Если урок не понравился, нарисуйте одно облако.
1 класс «Б»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по окружающему миру и технологии. Тема урока: «Средневековье.Рыцарские замки.» 4 класс.
В 4 классе по окружающему миру изучается тема веков. Когда мы изучали тему "Средневековье. Рыцарские замки", я вспомнила, что в учебнике Т.В.Просняковой "Технология", предлагается сделать ...
Интегрированный урок по окружающему миру и труду во 2 классе.Тема: "Зима в природе"
Интегрированный урок по окружающему миру и труду во 2-в классе . Цель урока:Обобщить знания детей о характерных признаках зимы в природе....
Интегрированный урок по окружающему миру во 2 классе "Грибы - особое царство природы"
МБОУ ООШ п. Шатурторф Интегрированный урок по окружающему мируи изобразительному искусству во 2 классе...
Интегрированный урок по окружающему миру и технологии в 1 классе на тему: «Лес – кладовая природы»
Урок посвящен Международному дню леса, отмечается 21 марта....
Интегрированный урок по окружающему миру и курсу «Я и мой мир» по теме «Будь природе другом»
Урок окружающего мира во 2-ом классе о "Красной книге"....
Интегрированный урок по окружающему миру и курсу «Основы религиозной культуры и светской этики» (модуль «Основы православной культуры») в 4 классе (УМК «Школа России») Тема: «Мир глазами эколога. Отношение христианина к природе»
Урок разработан с целью расширить представления обучающихся о взаимосвязи человека и окружающей среды, об ответственности людей за состояние природы, познакомить с истоками человечности, отношением хр...
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе "Природа в опасности! Охрана природы"
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе "Природа в опасности! Охрана природы"...