Главные вкладки

    Презентация урока русского языка. 4 класс. УМК "Гармония" "Правописание безударных окончаний имен существительных и имен прилагательных"
    презентация к уроку по русскому языку (4 класс) на тему

    Исаева Галина Леонидовна

     Комбинированный урок русского языка и литературного чтения, построенный на  на материале басен, по теме "Правописание безударных окончаний имен существительных и прилагательных".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Office presentation icon prezentatsiya_otkrytogo_uroka.ppt468 КБ
    Microsoft Office document icon Конспект урока58 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:



    Предварительный просмотр:

    Урок русского язык(4 класс).

    Тема: «Правописание безударных окончаний имен существительных и прилагательных».

    Цель урока: совершенствование навыка правописания безударных окончаний имен существительных и прилагательных.

    Задачи урока:

    -совершенствование умений определять склонение и падеж имен существительных и падеж имен прилагательных, применять алгоритм выбора букв при написании безударных окончаний, устанавливать связь слов в предложении;

     

    -совершенствование умений выделять ключевые слова, главную мысль,  формулировать высказывания, строить краткое предложение, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами    коммуникации;

    -закрепление понятий: басня, мораль, «крылатое» выражение;

    -развитие речи и расширение словарного запаса, познавательной активности;

    -воспитание коммуникативных качеств и формирование нравственных основ личности учащихся через содержательный потенциал басен.

    Оборудование:

    - презентация с заданиями и справочным материалом;

    -карточки с деформированным текстом;

    - памятки с правилами совместной работы;

    -личные тетради учащихся с приготовленным материалом по прочитанным басням;

    -«карта пути» урока (приложения №1 и №2);

    -выставка книг с баснями и иллюстрациями.

    Ход урока:

    1. Организационный момент. Минутка чистописания. «Зацепка».

    На доске появляется слайд №1.

    -Мы всю четверть учились писать грамотно безударные окончания имен существительных и имен прилагательных.

    -Чтобы узнать, чем мы будем сегодня заниматься на уроке, запишите заглавные буквы:

    а) 3-я буква алфавита   (В)

    б) какая буква в ней спряталась, запишите ее в зеркальном отражении   (Е)

    в) парная по звонкости  букве З   (С)

    г) следующая за ней по алфавиту   (Т)

    д) ударная гласная в фамилиях великих баснописцев   (О)  (Эзоп, Крылов, Михалков)

    -Расположите эти буквы так, чтобы получилось слово.   (СОВЕТ)

    -Что же означает это слово?

     Показ слайда №2 «Словарь Ушакова». 

    -Вот как толкуется оно в словаре Ушакова: «Наставление, указание, как поступить в том или ином случае».

     вот, что советовал нам И. А. Крылов: « Не презирай совета ничьего. Не послушался я умного совету».

    Показ слайда №3.

    -Мы с вами знаем, что басни написаны более 150 лет назад, зачем же вам детям 21 века, в век мобильной связи изучать творчество Крылова?

    - Да, потому что и сейчас встречаются человеческие пороки и его басни помогут совершенствовать себя, предложат посмотреть на себя со стороны и избавиться от недостатков. (Чтобы жить в мире, согласии и счастье.) Именно этому и учат басни.

    - Сегодня на уроке постараемся  составить набор советов для проверки слабой позиции в окончаниях имен существительных и имен прилагательных, так же и  для того, чтобы жить по совести. Помогут в этом ваша дружная работа и прочитанные басни Крылова и Михалкова, а точнее, тот великий смысл, что кроется в них.

             

    -Перед вами листочки с рекомендациями, как вы должны работать сообща (приложение №1 напечатано на зеленой бумаге).

    2. «Орфографическая разминка».

    -Спишите 2-ое высказывание И. А. Крылова и обозначьте все орфограммы.

    «Не послушался я умного совету».

    Проверка.

    - Не показалось ли вам непривычной грамматическая форма одного из слов?      (совету)

    - Как написали бы вы и почему? Ваш первый совет по правилам написания окончаний существительных.                  

                                                                                                                                                       (определяем  склонение, подбираем слово-помощник того же склонения и в той же форме с ударным окончанием, задаем вопрос от слова-командира, пишем тоже окончание, что и в проверочном слове)

    На доске появляется схематичное изображение алгоритма проверки безударных окончаний имен существительных.

    -Запишите в скобках слово-подсказку.                  ( коня, слона, плеча)

    -Кстати, у Крылова в 1-ом выражении именно такое окончание, как и у вас.

           

    «Не презирай совета ничьего».

    -Это исторически обусловленная форма окончания, в те времена  было два варианта его написания в родительном падеже.

    1. Упражнения в написании окончаний имен существительных.

     

    Показ слайда №4.

    На доске по очереди появляются строки из басен.

    - Про кого эти строки из басен. Можете уточнить автора и название.

     «От завист…    даже расхворался».

    -С. Михалков «Заячье горе» (про Зайца).

    « Прилег он на полянк…  и попросил Зайца разбудить».

    -С. Михалков «Услужливый» (про Лося).

    « Жил-был в своем  логов…  один  …» (Волк).

    -С. Михалков «Просчитался».

    « Из кож…   лезут вон»!

    - И. А. Крылов « Лебедь, Щука и Рак».

    - Выпишите из предложений словосочетания с зависимым словом, выраженным именем существительным, у которого орфограмма - безударная гласная в окончании. В скобках докажите выбор буквы.

    1. Физкультминутка.

    - Я буду читать половину названия басен. Если вы знаете полное название басни, встаете и поднимаете руки вверх. Если нет, то приседаете. Другой вариант: попрыгать на коврике - если знаете, походить спокойно - если нет.

    -Муравей и …(Стрекоза);

    -Моська и …(Слон);

    -Кукушка и …(Петух);

    -Обезьяна и …(зеркало);

    -Повар и …(кот);

    -Рак…(Лебедь, Щука);

    -Виноград и …(Лисица);

    -Ягненок и …(Волк);

    -Щука и …(Кот);

    -Кроны и …(корни).

    1. Работа с деформированным текстом (Приложение № 2).

    -Сейчас вы предстоит работать в парах.

    - Читая басни, вы запомнили многие строки из них. Восстановите порядок предложений. Обозначьте его цифрами.

    Бр…сая  (по)долин… тень,

    (В)пр…красн…й  летн…й  день,

    Л…сты  (на)дер…в…  с  зефирами  ш…птались.

    И  (с)лучш…ми  п…вцами  ряд…м  ставят

    Я  слышу, что  тебя  вез?де  (за)пес?н…    славят

    С…ловушка,  мой свет!

    Проверка.

    - Спишите, получившиеся строки из басен, решая орфографические задачи. Обозначьте падежи имен существительных и имен прилагательных.                -1 вариант: отрывок, обозначенный на карточке цифрой 1, а 2 вариант: отрывок с цифрой 2.  

    Взаимопроверка в парах.

    -Кто допустил ошибку в орфограммах или в определении падежей? Можете ли, объяснить их? (товарищ может помочь)

    -Сделайте вывод о правиле проверки безударной гласной в окончании имени прилагательного (надо определить, к какому имени существительному оно относится, задать от него вопрос, посмотреть на окончание вопроса и написать такое же у имени прилагательного, учитывая вариант показания мягкости).

    На доске постепенно появляется модель – алгоритм.

    -Это второй совет.

    5. Игра.

    Показ слайда №5.

    - Каждому герою басни присущи определенные качества: кто сильный, кто жадный, кто беззаботный. Подберите, как можно больше имен прилагательных к именам существительным.

    Лиса                                                                          Стрекоза

    Дети записывают их на доске по командам (1 вариант - команда «Лиса», 2 вариант- команда «Стрекоза»).                                                                          

    1. Самостоятельная работа.

    -Выберите одно понравившееся словосочетание и  употребите его в Р.п. ед.ч. и Д.п. ед.ч.(1 вариант), в Тв.п. ед.ч. и Пр.п. ед.ч.(2 вариант).

    Взаимопроверка.

    8.  Творческая работа: составление советов (работа в группах).

     -В начале урока мы поставили цель составить совет, используя мораль из прочитанных произведений.

    -Вы плодотворно трудились, в течение нескольких недель читали басни И. А. Крылова, находили в них крылатые выражения, мораль. Мы с вами учились составлять советы.

    -Давайте вспомним, как надо действовать при формулировании и записи кратких выражений.

    Показ слайда №6 « Мартышка и очки» (сначала появляется текст, затем название).

    - Прочитаем хором.

    К несчастью, тож бывает у людей;

    Как ни полезна вещь,- цены не зная ей,

     Невежда про нее свой толк все к худу клонит,

    А ежели невежда познатней,

    Так он ее еще и гонит.

    Чтение.

    - Узнали басню?

    -Назовем последовательно этапы работы.

    Показ слайда «Этапы работы»:

    -Вспомним, как мы выполняем такую работу:

    -чтение;

    -выделение главных слов;

    -формулирование главной мысли;

    -составление совета;

    -редактирование до краткой фразы

    -Составите в группе один или два совета и грамотно его запишите. Вся команда должна проверить и согласиться с формулировкой. Затем мы выслушаем и оценим составленные вами советы.

    -Кто и в какой группе работает, оговорили заранее. За работу.

    Проверка и оценка.

    -Понравилось ли вместе трудиться? Что вызывало сложности? Как вы оцениваете работу других групп?

    9.  Итог урока. Рефлексия.

    -Что повторили? Что полезного было?

    10.  Домашнее задание.

    -По желанию составить свой совет, какую книгу вы рекомендуете прочитать, и записать его. Используйте для убедительности слово «потому что». Либо выписать из этой книги 3- 5 предложений, чтобы в них встречались прилагательные в разных падежных формах.  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка в 4 классе "Правописание безударных окончаний имен существительных трех склонений"

    На уроке представлены различные виды работы по наиболее трудной теме русского языка 4 класса" Правописание падежных окончаний имен существительных".    На уроке можно наблюдать  гр...

    Урок по русскому языку 4 класс Тема: Правописание безударных окончаний имен существительных единственного числа в предложном падеже.

    Урок по русскому языку 4 класс Тема: Правописание безударных  окончаний имен существительных единственного числа в предложном падеже. Урок по УМК "Школа России"...

    Урок русского языка в 4 классе "Правописание безударных окончаний имен прилагательных. Закрепление."

    На уроке использован материал на весеннюю тему. Подобраны тексты о бережном отношении к природе с исрользованием НРК....

    презентация урока русского языка в 4 классе "Правописание безударных падежных окончаний существительных"

    презентация урока по ФГОС. с постановкой проблемных вопросов и с интересными заданиями...

    Урок русского языка 3 класс ПНШ "Правописание безударных окончаний имен существительных 1 и 2 склоннений"

    Данный конспект урока может использоваться в учебном процессе по программе ПНШ в 3 классе...