Урок русского языка в 4 классе "Правописание безударных окончаний имен существительных трех склонений"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Козлова Ольга Ивановна

На уроке представлены различные виды работы по наиболее трудной теме русского языка 4 класса" Правописание падежных окончаний имен существительных".    На уроке можно наблюдать  групповую, фронтальную  работу. Упражнения подобраны таким образом, что вся работа   связана новогодней  тематикой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_4_klass.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока « Правописание безударных окончаний имен существительных трех склонений»

Цели урока:

- совершенствовать умения решать орфографические  задачи в безударных окончаниях имен существительных трех склонений

- формировать умения связной речи

            -формировать коммуникативные  умения

Ход урока. 


1. Организационный момент. Эмоциональный настрой учащихся.

2. Мотивация учащихся к учебной деятельности. Постановка проблемы урока.

На доске записаны словосочетания:

Около елк …

 На ладон…

По полянк…

На мороз…

От радост...

Для посылк...

Посмотрите внимательно на данные словосочетания, сформулируйте тему нашего урока.

 - Почему вы так решили?

( окончания существительных в данных словосочетаниях  безударные.)

Что нам для этого надо знать? Уметь?

Чистописание

Посмотрите еще раз на данные словосочетания.

Около елк …

 На ладон…

По полянк…

На мороз…

От радост...

Для посылк...

Определите буквы, которые будем писать на минутке чистописания. Они находятся в окончаниях имен существительных. (Это гласные  и е )

3. Актуализация субъектного опыта учащихся.

- Какая часть речи называется именем существительным?
- Что называют склонением?
- Какие существительные относятся к 1 склонению?
- Какие существительные относятся ко 2 склонению?
- Какие существительные относятся к 3 склонению?

Словарная работа.

Определить склонение имен существительных:

Пальто , варежка, каток,природа, билет,валенок,декабрь.

Взаимопроверка .

ОЦЕНИ СВОЮ РАБОТУ

4. Этап совершенствования ЗУН по теме и изученным орфограммам.

1) Упражнения в определении безударных окончаний  имен существительных трех  склонений.

Самостоятельная  работа

Просклонять имена существительные:( см. памятку в учебнике)

1 группа                2 группа                3 группа

Хлопушка                фонарь                ель

Комментированное упражнение                                     АЛГОРИТМ НА ДОСКЕ

Подумай :                                   Докажи :                    1. Склонение

                                                                                              2.Падеж  

Около елк …                                                                       3. Проверочное слово

 На ладон…                                                             4.Окончание 

По полянк…

На мороз…

От радост...

Для посылк...

         Индивидуальная работа с карточками (3 человека)


— Поиграем на быстроту действия нашего алгоритма.

       Буквенный диктант ( 1 уч-ся у доски)

Мы вместе вспомнили, как пишется безударное падежное окончание имен существительных. А теперь проверим сами себя, напишем небольшой буквенный диктант :   До рощи, в чаще, к березе, о ели, в тиши ,с ветки, о волке.

5.Физминутка.

 - Мы немного устали, давайте отдохнем. ( ученик проводит зарядку)

Песня «Елочка, елка» ( закройте глазки и представьте себе то, о чем поется в песне)

6. Контроль и самоконтроль. Работа в группах.( у детей конверт с заданием, в котором каждое предложение напечатано на отдельной полоске)

Работа с деформированным текстом:

Ребята долго ждали веселый праздник.

Наступил конец декабря.

В комнату внесли пушистую елку.

В доме запахло смолой и свежестью.

Стали наряжать лесную красавицу.

На ветках появились хлопушки, флажки и другие елочные игрушки.

На верхушке елки мальчики укрепили звезду.

Елочка ожила.

Как можно озаглавить этот текст?   «Лесная красавица»

7. Этап проверки знаний и умений использования алгоритма.

А сейчас давайте проведем маленькое исследование. Каждая группа получает свое задание.

1группа.

Задание.

У вас написаны высказывания, относящиеся к имени существительному. Среди них есть как верные, так и неверные утверждения. Ваша задача : прочитать высказывания и, если оно является верным, то ставьте знак +, а если неверным, то знак -.  

А сейчас докажите свой выбор. Для этого каждая группа выбирает одно высказывание и доказывает его верность.

1.

Имена существительные 1 склонения имеют в родительном падеже окончание – и, в дательном и предложном падеже окончание –е.

2.

Имена существительные 1 склонения имеют в родительном ,  дательном и предложном падеже окончание – е.

Вывод: нам надо доказать верность  утверждения № …., что (зачитайте это утверждение)

Воспользуемся для доказательства опорным словом__________________________

Р.п.___________________________________окончание ____

Д.п. ___________________________________окончание______

П.п. ___________________________________окончание_______

Следовательно утверждение, что имена существительные 1 склонения имеют в родительном падеже окончание – …., в дательном и предложном падеже окончание –…. является верным..

2 группа.

Задание.

У вас написаны высказывания, относящиеся к имени существительному. Среди них есть как верные, так и неверные утверждения. Ваша задача : прочитать высказывания и, если оно является верным, то ставьте знак +, а если неверным, то знак -.  

А сейчас докажите свой выбор. Для этого каждая группа выбирает одно высказывание и доказывает его верность или неверность.

1.

Имена существительные 2 склонения имеют в  предложном падеже окончание – е.

2.

Имена существительные 2 склонения имеют в  предложном падеже окончание – и.

Вывод: нам надо доказать верность  утверждения № …., что (зачитайте это утверждение)

Воспользуемся для доказательства опорным словом__________________________

П.п. ___________________________________окончание

Следовательно утверждение, что имена существительные 2 склонения имеют в предложном падеже окончание –…. является верным, а другое утверждение будет неверным.

3 группа.

Задание.

У вас написаны высказывания, относящиеся к имени существительному. Среди них есть как верные, так и неверные утверждения. Ваша задача : прочитать высказывания и, если оно является верным, то ставьте знак +, а если неверным, то знак -.  

А сейчас докажите свой выбор. Для этого каждая группа выбирает одно высказывание и доказывает его верность или неверность.

1.

Имена существительные 3 склонения имеют в  родительном падеже окончание – и, в дательном и предложном падеже окончание –е.

2.

Имена существительные 3  склонения имеют  в  родительном, дательном и предложном падежах окончание –и .

Вывод: нам надо доказать верность  утверждения № …., что (зачитайте это утверждение)

Воспользуемся для доказательства опорным словом__________________________

Р.п.___________________________________окончание ____

Д.п. ___________________________________окончание______

П.п. ___________________________________окончание_______

Следовательно утверждение, что имена существительные 3 склонения имеют в родительном, дательном и предложном падеже окончание –…. является верным.

Какой вывод сделала 1 группа, 2 группа, 3 группа?

На доске появляется:

                    1 скл.            2 скл.             3 скл.        

Р.п.               – И                   -                  - И

Д.п.               –Е                    -                  - И

П.п.               –Е                  -Е                 - И

Эта таблица поможет вам лучше запомнить правило и применять его .

  1. Итог урока. Рефлексия.

- Как  вы оцениваете свою работу?

- Чья работа на уроке заслуживает высокой оценки? А кому надо быть активнее?




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: "Изменение имен существительных по числам".

Необычный урок - путешествие по стране «Имя существительное» В этом путешествии мы будем изменять существительные по числам, различать род и узнаем много интересного и познавательного. Чтобы не заблуд...

Презентация к уроку русского языка Представление памятки анализа имени существительного и имени прилагательного как части речи

Презентация к уроку русского языка Представление памятки анализа имени существительного и имени прилагательного как части речи...

Конспект урока русского языка УПРАЖНЕНИЕ В РАСПОЗНАВАНИИ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ТРЕТЬЕГО СКЛОНЕНИЯ, 4 класс

Конспекты уроков: Упражение в распознавании имен существительных 3 склонения, всех типов склонения, именительный, винительный, родительный падежи.Канакина....

Презентация к уроку русского языка по теме: "Творительный падеж существительных 1 склонения" 3 класс Занков Л.В.

презентация "Творительный падеж имен существительных 1 склонения" 3 класс Занков Л.В....

Урок русского языка 3 класс "Связь имени существительного с именем прилагательным".

Предмет: русский язык.Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний.Тема: «Связь имени существительного с именем прилагательным».Класс: 3Цель: -формирование знаний о взаимосвязи имени...