Урок по русскому языку 4 класс Тема: Правописание безударных окончаний имен существительных единственного числа в предложном падеже.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

БУКРЕЕВА СВЕТЛАНА ГЕОРГИЕВНА

Урок по русскому языку 4 класс Тема: Правописание безударных  окончаний имен существительных единственного числа в предложном падеже. Урок по УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_4_klasse.docx18.39 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Правописание безударных  окончаний имен существительных единственного числа в предложном падеже.

ЦЕЛИ:

1. Учебные:

  • Познакомить учащихся с особенностями правописания безударных окончаний имен существительных единственного числа в предложном падеже.
  • Формировать умение проверять безударные окончания имен существительных единственного числа в предложном падеже.

2. Развивающие:

  • Развивать навык грамотного письма учащихся.
  • Развивать мышление, память, речь учащихся.
  • Обогащать лексический запас учащихся.

3. Воспитательные:

  • Пробудить интерес к профессии почтальона.
  • Воспитывать уважение к людям этой профессии.

Оборудование: презентация,

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Запись в рабочей тетради: число, классная работа.

II. Основная часть.

- Ребята! Начнем мы наш урок с грамматической разминки, которая поможет вам повторить изученный ранее материал об имени существительном.

Прочитайте хором правильно слова:

Слайд

ПИСЬМО, ГАЗЕТЫ, АДРЕС, ОТКРЫТКУ, ГОЛУБЬ.

- Что вы заметили общего в этих словах? (имена существительные, обозначают предметы).

- В какую группу можно объединить все эти слова? (Слова по теме "Почта").

- Какие слова могут быть лишними?

Голубь

, т.к. это одушевленный предмет, а другие - неодушевленные предметы;

ПИСЬМО, ГАЗЕТА, АДРЕС,  ОТКРЫТКА, ГОЛУБЬ.

- Ребята! На какие 2 группы можно разделить все эти слова?

(1.Слова, в которых количество звуков равно количеству букв - газета, адрес, открытка;

2. Слова, в которых количество звуков меньше, чем количество букв - письмо, голубь).

- Ребята! Выберите из предложенных слов только имена существительные мужского рода.

(Адрес, голубь).

- Ребята! Выберите из предложенных слов только имена существительные женского рода.

(Газета,  открытка).

- Ребята! Выберите из предложенных слов только имена существительные среднего рода. (Письмо).

Учитель: - Ребята, вы молодцы, смогли быстро вспомнить все признаки имен существительных .Ведь род, склонение, падеж помогут вам в определении безударного окончания имен существительных единственного числа.

- А теперь прочитайте эти слова еще раз и постарайтесь запомнить их написание, чтобы без ошибок и красиво записать их по памяти в рабочую тетрадь.

Дети самостоятельно записывают слова в тетрадь. (Слова на слайде  сначала закрыты, а затем для проверки открываются).

- А теперь сверьте слова, записанные в тетрадях со словами на слайде

- Ребята! Объясните, почему слово голубь можно отнести к теме: "Почта"?

Слайд

(В древности люди использовали почтовых голубей для передачи вестей.)

Это предложение запишите в свою тетрадь, выделяя изученные раннее орфограммы.

В древности люди использовали почтовых голубей для передачи вестей.

Охарактеризуйте это предложение. (Повествовательное, не восклицательное, простое, распространенное).

- Ребята! В каком слове вы затруднялись и не смогли точно объяснить орфограмму?

(В древности - безударное окончание имени существительного единственного числа в предложном падеже).

Почему возникла проблема? (Не знаем написание безударных окончаний имен существительных единственного числа, стоящих в предложном падеже).

Слайд

Тема нашего урока: "Правописание безударных окончаний имен существительных единственного числа в предложном падеже".

Назовите признаки имени существительного предложного падежа. (Отвечает на вопросы

о ком? о чем? и пишется с предлогами: о (об), в, на, при).

Один из почтовых голубей сегодня в наш класс доставил конверт, а в нем весточка, которая и поможет вам решить проблемную ситуацию, т.е.узнать, как же пишутся безударные окончания имен существительных единственного числа в предложном падеже.

Слайд

  • Книга поможет в труде, выручит в беде.
  • Хочешь, есть калачи, не лежи на печи.

- Устно объясните смысл этих пословиц.

Задания:

1. Выбрать и записать в тетрадь имена существительные только предложного падежа(вместе с предлогами).

2. Поставить ударение в этих словах, выделить окончание и определить склонение.

- Объясните, как рассуждали при выполнении заданий.

(В труде (2 скл.), в беде (1 скл.), на печи (3 скл.)). Слайд

- Что заметили общего?

(Все эти имена существительные предложного падежа единственного числа имеют ударное окончание ).

- В чем отличие?

(Существительные 1 и 2 скл. имеют окончание - Е, а 3скл. - И )

-Почему же у существительных единственного числа в предложном падеже разные окончания?

От чего это зависит? (От склонения существительного).

- Ребята! А теперь вспомните правило, которое мы изучали на предыдущем уроке. (Существительные одного и того же склонения имеют одинаковые ударные и безударные падежные окончания).

А теперь постарайтесь сами сформулировать правило, какие же безударные окончания надо писать в именах существительных 1, 2, 3склонения в предложном падеже. (П.п. - 1скл. (Е), 2скл. (Е), 3 (И)). Слайд

Сверим наш вывод с правилом в учебнике стр.111 (Учебник "Русский язык 4 класс. Автор Т.Г.Рамзаева)

- Ребята! Теперь вернемся к написанному раннее предложению и точно определим окончание в слове в древности. ( П.п. , 3 скл.- И).

- Ребята! А кто же в наше время доставляет письма адресатам? (Почтальоны). Слайд

- Сейчас нам с вами тоже предстоит поработать почтальонами.

Выполним физ. минутку

, а потом разнесем письма по домам.

- Ребята! Сейчас нам предстоит не только разнести письма в дома, но и поупражняться в написание безударных окончаний имен существительных единственного числа в предложном падеже.

Слайд

Перед вами три дома (Первый, второй, третий). У меня три письма. Вместо адресов на конвертах записаны крылатые выражения. Определив в крылатых выражениях у существительных предложного падежа верное написание безударных окончаний, вы легко узнаете не только порядковый номер дома, но и характер человека, который в этом доме живет.

Итак, первое письмо адресовано человеку, у которого "кошки скребут на сердце".

- О каком человеке образно можно так сказать?

Запишем в тетрадь словосочетание скребут на сердце и объясним орфограммы:

Сверим работу. Слайд

Скребут на сердце (П.п., 2скл. -Е)

2 склонение указывает на второй дом.

Итак, второе письмо для человека, которому все"видно, как на ладони".

- О каком человеке образно можно так сказать?

Запишем в тетрадь словосочетание видно на ладони и объясним орфограммы.

Сверим работу. Слайд

Видно на ладони (П.п., 3скл. -И).

3 склонение указывает на третий дом.

Итак, третье письмо адресовано человеку, который " родился в рубашке".

- О каком человеке образно можно так сказать?

Запишем в тетрадь словосочетание и объясним орфограмму:

Сверим работу. Слайд

Родился в рубашке (П.п., 1скл. -Е).

1 склонение указывает на первый дом.

- Ребята! Вы легко справились с этим заданием и хорошо усвоили правило о правописании безударных окончаний имен существительных единственного числа в предложном падеже.

Ребята! Помните как важно точно и разборчиво писать адрес на конверте.

- Ребята! Наш урок подошел к концу. Назовите еще раз тему нашего урока.

Что же надо четко знать, чтобы не ошибаться в написании безударных окончаний имен существительных, стоящих в предложном падеже?

Какое новое правило вы сами смогли сегодня сформулировать на уроке по изучаемой теме?

(П.п. - 1скл. (Е), 2скл. (Е), 3 (И)). Слайд

Рефлексия

- Ребята возьмите у себя на столе смайлики и оцените каждый свою работу на уроке.

Домашнее задание:

1. Выучить правило правописания безударных окончаний имен существительных единственного числа, стоящих в предложном падеже.

2. Составить 10 словосочетаний (глагол+существительное предложного падежа единственного числа с предлогом).Существительные выбрать из словарных слов.Указать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Правописание безударных окончаний имен существительных единственного числа в предложном падеже.»

Правописание безударных  окончаний имен существительных единственного числа в предложном падеже....

Конспект урока по русскому языку на тему «Начальная форма имени существительного. Косвенные падежи»

Конспект урока по русскому языку на тему «Начальная форма имени существительного. Косвенные падежи»...

Урок русского языка на тему: "Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже".

Самоопределение к деятельности.снежинки   снег  сугроб  старушка  сосулька   Слайд 1-Прочитайте слова.-Найдите лишнее слово . Почему так считаете?-Какие зимние слова...

презентация к уроку русского языка на тему: "Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже".

Презентация "Зимняя сказка" позволяет провести урок русского языка по теме" Правописание имен существительных в предложном падеже" более увлекательнее. Способствует мотивации учащи...