Конспект урока по русскому языку на тему «Окончания глаголов в форме единственного числа прошедшего времени» 4 класс, УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Бондарь Александра Евгеньевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_24_04.docx35.6 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 24.04.19

ФИО учителя: Прилипухова Наталья Александровна

Школа: МБОУ СОШ № 115

ФИ студента: Бондарь Александра

Класс: 4 в

ФИО методиста: Галлиулина Н. К.

Кабинет: 214

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема: «Окончания глаголов в форме единственного числа прошедшего времени»

Цели деятельности учителя: закрепление навыка правописания окончаний глаголов прошедшего времени; навыка различать временные формы глагола и правильно их употреблять;

Планируемые результаты

Предметные:

- знать: значение выражения «глаголы прошедшего времени»;

- уметь: обосновывать своё мнение; отличать глаголы будущего времени, уметь образовывать и изменять их;

- уметь: правильно писать окончания глаголов в форме единственного числа прошедшего времени.

Личностные:

- проявлять интерес к новым знаниям и их закреплению;

- осознавать важность изучения русского языка;

- учиться адекватно реагировать на трудности и не делать ошибку;

- учиться адекватно оценивать свою работу и работу своих одноклассников.

Тип урока: закрепление

Оборудование: Оборудование:  учебник  Канакина В.П.  «Русский язык» 4 класс, 2 часть (УМК «Школа России»); учебная презентация; раздаточный материал. 

Этап урока, методы и приемы

Хро

нометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

1 мин.

-Здравствуйте, ребята!Присаживайтесь.

-Улыбнитесь мне, улыбнитесь соседу по парте. Ведь добрая улыбка укрепляет здоровье и поднимает настроение, располагает к плодотворному общению. Пожелайте друг другу удачи на уроке.

Готовят рабочее место

приветствие учителя и учащихся

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II.Актуализация знаний и мотивация

Словесный

беседа

работа над орфограммами

фронтальный опрос

Словесный

беседа

7 мин.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

- Ребята давайте разомнём наши пальцы перед тем как начнём писать.

На двери висит замок.

Кто его открыть бы смог?

Потянули!

Покрутили!

Постучали!

И – открыли!

- Сейчас я буду называть стороны право или лево ваша задача смотреть в стороны поворачиваю голову.

- А теперь одними глазами.

- Молодцы.

Минутка чистописания


Буква Е и е.

Егор, Енисей, еда,  Елена, енот, Евгений Ева.

- На какие три группы можно разделить эти слова и почему?

-    А что общего между словами Егор,Елена, Евгений Ева и Енисей?

Запишите под диктовку словосочетания. Подчеркните орфограммы.

Родились весной, отняли у неё, маленького зайчонка, переложили к кошке, охотно кормила, очень подружились, научила драться, яростно царапает, летит клочьями, боятся кошки.

- Не забудьте подчеркнуть орфограммы.

- Если слово написано верно, поставьте рядом с ним плюс, если допущена ошибка – минус.

- Над какой большой темой мы работаем?

- Послушайте стихотворение.

Проснулся, прищурился, сел, улыбнулся.

Отдёрнул, зажмурился, встал, потянулся.

Взглянул, причесался, намылил, умылся.

Зевнул, улыбнулся, почистил, побрился.

- Чем интересно это стихотворение?

-В каком времени употреблены глаголы? Докажите свое мнение.

Посмотрите на слова. Придумайте задание. Что можно определить у этих глаголов?

Бегал, прыгала, сияло,

мешали, скакал, плавала,

мечтал,  вставала, переживал,  

намылил, отдыхал,

припекало, завтракали,

качал, рисовала, утопало.

-О чем это говорит?

Но что конкретно заметили?

Повторяют движения за учителем.

Прописывают буквы и слова

- 1 группа: Егор, Елена, Евгений, Ева( имена людей).

-2 группа: Енисей( река);

-3 группа: слова с маленькой буквы.

- это имена собственные

Записывают слова

Осуществляют взаимопроверку.

- Мы работаем над темой глагол

- Оно состоит только из глаголов.

- В прошедшем, так как они отвечают на вопрос что сделал?

-можно определить время( прошедшее,так как отвечают на вопрос ЧТО СДЕЛАЛ?

-разные окончания;

-ед. и мн. Числа

-разный род, мужской,женский и средний.

- во всех глаголах присутствует суффикс  - л - .

-говорит о том,что глаголы прошедшего времени могут меняться по родам и числам.

-они  все только в ед.ч.

Р: саморегуляция как способность к  мобилизации  силы и энергии.

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П (общеуч): осознание и произвольное построение речевого высказывания

П (общеуч): решение рабочих задач

П(лог):построение логической цепочки

III. Постановка учебной задачи

Словесный:

беседа

3 мин.

-   По каким признакам можно распознать глаголы прошедшего времени ?

- Входит ли суффикс -л- в основу слова или нет ?

- Как изменяются глаголы прошедшего времени ?

- На этом уроке мы сможем пронаблюдать за изменением глаголов прошедшего времени.

- Как вы считаете какой будет наша тема сегодня?

- Какие цели поставим на урок?

- Сегодня мы будем говорить о правописании таких глаголов.

- Отлично.

-Давайте заглянем в учебник и посмотрим, а правильно ли мы с вами предпологали? Стр. 110. Посмотрите в таблицу.

-Верно. Глаголы прошедшего времени действительно изменяются по родам.

1. Отвечают на вопрос : что делал?, что сделал?, что делала? и т.д

2. Образуются при помощи суффикса л

1. По числам. ( подсказка – делал – делали )

2.В единственном числе по родам.

Тема урока: «Окончания глаголов в форме единственного числа прошедшего времени».

Цель: научиться правильному написанию окончаний глаголов прошедшего времени;

- уметь изменять глаголы прошедшего времени в ед.ч. по родам ; по числам»

- смотрят в таблицу

-анализируют свои предположения

Р: целеполагание

Динамическая пауза

Практический

1 мин

Физминутку проводит один из учащихся класса.

Повторяют движения за одноклассником.

Р: саморегуляция как способность к  мобилизации  силы и энергии.

IV.Открытие нового знания

Словесный

беседа

Практический

работа над упражнением

Практический

работа над упражнением

Практический

V. Первичное закрепление

V. Cамостоятельная работа

30 мин.

  1. Прочитайте предложения и определите время глаголов.

Лесорубы пилят деревья. Водители вывозят деревья на лесовозах.

- Образуйте глаголы прошедшего времени в этих предложениях.

- Для этого что мы должны знать? Какие?

2. Найдите глаголы пр. вр.. Докажите.

На фабрике бумажную массу раскатали и свернули в рулоны.

- Вы быстро определяете глаголы прошедшего времени с помощью вопросов.

Игра  «Кто  самый  внимательный?» 

      - Вам нужно выписать в тетрадь как можно больше глаголов.

Лежало  на  пути  бревно,        

И  то  бревно  перешагнул.
Мешало  путникам  оно.        

 А  третий  путник  промолчал.

Один  сказал:- Нехорошо!                     

 Он  с  виду  был  и  хил  и  мал.
Сказал  и  знай  себе  пошёл.

Он  молча  скинул  полушубок

Второй  взглянул, потом  вздохнул            

 И  в  сторону  бревно  убрал.

Сколько глаголов вы выписали ?

Работа по группам

Работать надо дружно, активно

Каждый имеет право высказать свое мнение

Нельзя перебивать одноклассников

Помни! Помогая другим, учишься сам.

1 группа: найти глаголы прошедшего времени и поставить к ним вопросы

-  Почему у глаголов прошедшего времени разные окончания?

2 группа:

Определить что общего во всех глаголах прошедшего времени?

3 группа: найти глаголы прошедшего времени и определить число глаголов

- Что общего у глаголов, которые имеют окончание –И?

Вывод: глаголы прошедшего времени отвечают на вопросы что делал?, что сделал?, изменяются по числам и родам в единственном числе.

– Образовать форму глаголов прошедшего времени единственного числа м. р. ж. р. ср.р., выделить окончание

- Сейчас я раздам вам карточки, вам нужно образовать форму глаголов прошедшего времени единственного числа м. р. ж. р. ср.р., выделить суффикс –л- и подчеркнуть гласную перед ним и выделить основу.

- Кто готов – жест работа выполнена.

наступать

затопить

посадить

шуметь

плавать

Проверим, что у вас получилось. - Поменяйтесь тетрадями (взаимооценка на полях)

наступать

наступал (-а-, -о-), наступала,

наступало

затопить

затопил (-а-, -о-), затопила,

затопило

посадить

посадил (-а-, -о-), посадила,

посадило

шуметь

шумел (-а-, -о-),шумела,шумело

плавать

плавал (-а-, -о-),плавала,

плавало

Оцените свою работу . У кого нет ошибок « 5», одна или две «4», у кого больше.. «3».

Вопросы прош. Времени ( что делал?, что сделал?)

 с вопросом

11 или 12 глагол «сказал» повторяется 2 раза

Пришла, придумал, срубили, отвезли, распилили, сварили, раскатали, свернули

- разный род

- Глаголы совершенного вида … берет, идет, отправляют

- суффикс -Л

- глаголы прошедшего времени изменяются по числам: ед. ч. или мн. ч.

Пришла, придумал.

Срубили, отвезли, распилили, сварили, раскатали, свернули

Выполняют работу самостоятельно

Выполняют взаимопроверку

П (общеуч): осознание и произвольное построение речевого высказывания

П: поиск и выделение необходимой информации

К: умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникаци

П(лог): анализ объектов

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный

беседа

3 мин.

Скажите, пожалуйста, как тему мы проходили сегодня?

- Отлично. Какие цели мы ставили на уроках?

- Реализовали ли мы их?

- Молодцы. Сейчас мы с вами закончим предложение: «На уроке мне ...»

- Используем такие варианты ответа как:

Было трудно ...                              

Было интересно ...

Было не понятно ...                      

Было легко …

- Молодцы. Мне урок тоже понравился,  Вы были активными, с удовольствием выполняли все задания и получали новые знания.

Тема урока: «Правописание глаголов прошедшего времени».

Цель: закрепить навык правильного написания глаголов прошедшего времени.

Анализируют свою работу на уроке.

Р: анализировать собственную работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Правописание падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе"

Урок русского языка проводится в 4 классе по теме "Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе"Цель данного урока: упражняться в правильном напи...

Конспект урока по русскому языку на тему "Род глаголов в прошедшем времени" 3 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся об особенностях глаголов в прошедшем времени, суффиксом -л-, об изменении глаголов прошедшего времени единственного числа по родам.Планир...

Конспект урока по русскому языку «Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени»(УМК«Школа России», 4 класс )

Цели деятельности учителя: формирование умений определять род в глаголах прошедшего времени;ознакомление учащихся с умением определять род в глаголах прошедшего времени.Планируемые результатыПредметны...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «Окончания глаголов в форме единственного числа прошедшего времени»

Дата: 01.05.2020ФИО учителя: Контробаева А.,В.Школа: МБОУ «Еткульская СОШ»       ФИ студента: Печеркина А.И.Класс: 4 вФИО методиста: Галлиулина Н. ...