II.Актуализация знаний и мотивация Словесный беседа
работа над орфограммами
фронтальный опрос
Словесный беседа | 7 мин. | - Откройте тетради, запишите число, классная работа. - Ребята давайте разомнём наши пальцы перед тем как начнём писать. На двери висит замок. Кто его открыть бы смог? Потянули! Покрутили! Постучали! И – открыли! - Сейчас я буду называть стороны право или лево ваша задача смотреть в стороны поворачиваю голову. - А теперь одними глазами. - Молодцы. Минутка чистописания Буква Е и е.
Егор, Енисей, еда, Елена, енот, Евгений Ева.
- На какие три группы можно разделить эти слова и почему?
- А что общего между словами Егор,Елена, Евгений Ева и Енисей?
Запишите под диктовку словосочетания. Подчеркните орфограммы. Родились весной, отняли у неё, маленького зайчонка, переложили к кошке, охотно кормила, очень подружились, научила драться, яростно царапает, летит клочьями, боятся кошки. - Не забудьте подчеркнуть орфограммы. - Если слово написано верно, поставьте рядом с ним плюс, если допущена ошибка – минус. - Над какой большой темой мы работаем? - Послушайте стихотворение. Проснулся, прищурился, сел, улыбнулся. Отдёрнул, зажмурился, встал, потянулся. Взглянул, причесался, намылил, умылся. Зевнул, улыбнулся, почистил, побрился. - Чем интересно это стихотворение? -В каком времени употреблены глаголы? Докажите свое мнение.
Посмотрите на слова. Придумайте задание. Что можно определить у этих глаголов? Бегал, прыгала, сияло, мешали, скакал, плавала, мечтал, вставала, переживал, намылил, отдыхал, припекало, завтракали, качал, рисовала, утопало.
-О чем это говорит?
Но что конкретно заметили?
| Повторяют движения за учителем.
Прописывают буквы и слова
- 1 группа: Егор, Елена, Евгений, Ева( имена людей). -2 группа: Енисей( река); -3 группа: слова с маленькой буквы. - это имена собственные
Записывают слова
Осуществляют взаимопроверку.
- Мы работаем над темой глагол
- Оно состоит только из глаголов. - В прошедшем, так как они отвечают на вопрос что сделал?
-можно определить время( прошедшее,так как отвечают на вопрос ЧТО СДЕЛАЛ? -разные окончания; -ед. и мн. Числа -разный род, мужской,женский и средний. - во всех глаголах присутствует суффикс - л - . -говорит о том,что глаголы прошедшего времени могут меняться по родам и числам. -они все только в ед.ч. | Р: саморегуляция как способность к мобилизации силы и энергии.
К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
П (общеуч): осознание и произвольное построение речевого высказывания
П (общеуч): решение рабочих задач
П(лог):построение логической цепочки |
III. Постановка учебной задачи Словесный: беседа
| 3 мин. | - По каким признакам можно распознать глаголы прошедшего времени ? - Входит ли суффикс -л- в основу слова или нет ? - Как изменяются глаголы прошедшего времени ? - На этом уроке мы сможем пронаблюдать за изменением глаголов прошедшего времени. - Как вы считаете какой будет наша тема сегодня?
- Какие цели поставим на урок? - Сегодня мы будем говорить о правописании таких глаголов. - Отлично.
-Давайте заглянем в учебник и посмотрим, а правильно ли мы с вами предпологали? Стр. 110. Посмотрите в таблицу. -Верно. Глаголы прошедшего времени действительно изменяются по родам.
| 1. Отвечают на вопрос : что делал?, что сделал?, что делала? и т.д 2. Образуются при помощи суффикса л 1. По числам. ( подсказка – делал – делали ) 2.В единственном числе по родам. Тема урока: «Окончания глаголов в форме единственного числа прошедшего времени». Цель: научиться правильному написанию окончаний глаголов прошедшего времени; - уметь изменять глаголы прошедшего времени в ед.ч. по родам ; по числам» - смотрят в таблицу -анализируют свои предположения
| Р: целеполагание |
IV.Открытие нового знания
Словесный беседа
Практический работа над упражнением
Практический работа над упражнением
Практический
V. Первичное закрепление
V. Cамостоятельная работа | 30 мин. | - Прочитайте предложения и определите время глаголов.
Лесорубы пилят деревья. Водители вывозят деревья на лесовозах. - Образуйте глаголы прошедшего времени в этих предложениях. - Для этого что мы должны знать? Какие? 2. Найдите глаголы пр. вр.. Докажите. На фабрике бумажную массу раскатали и свернули в рулоны. - Вы быстро определяете глаголы прошедшего времени с помощью вопросов. Игра «Кто самый внимательный?» - Вам нужно выписать в тетрадь как можно больше глаголов. Лежало на пути бревно, И то бревно перешагнул. Мешало путникам оно. А третий путник промолчал. Один сказал:- Нехорошо! Он с виду был и хил и мал. Сказал и знай себе пошёл. Он молча скинул полушубок Второй взглянул, потом вздохнул И в сторону бревно убрал. Сколько глаголов вы выписали ?
Работа по группам Работать надо дружно, активно Каждый имеет право высказать свое мнение Нельзя перебивать одноклассников Помни! Помогая другим, учишься сам. 1 группа: найти глаголы прошедшего времени и поставить к ним вопросы - Почему у глаголов прошедшего времени разные окончания? 2 группа: Определить что общего во всех глаголах прошедшего времени? 3 группа: найти глаголы прошедшего времени и определить число глаголов - Что общего у глаголов, которые имеют окончание –И? Вывод: глаголы прошедшего времени отвечают на вопросы что делал?, что сделал?, изменяются по числам и родам в единственном числе.
– Образовать форму глаголов прошедшего времени единственного числа м. р. ж. р. ср.р., выделить окончание - Сейчас я раздам вам карточки, вам нужно образовать форму глаголов прошедшего времени единственного числа м. р. ж. р. ср.р., выделить суффикс –л- и подчеркнуть гласную перед ним и выделить основу. - Кто готов – жест работа выполнена. наступать
|
| затопить
|
| посадить
|
| шуметь
|
| плавать
|
|
- Проверим, что у вас получилось. - Поменяйтесь тетрадями (взаимооценка на полях)
наступать
| наступал (-а-, -о-), наступала, наступало | затопить
| затопил (-а-, -о-), затопила, затопило | посадить
| посадил (-а-, -о-), посадила, посадило | шуметь
| шумел (-а-, -о-),шумела,шумело | плавать
| плавал (-а-, -о-),плавала, плавало |
Оцените свою работу . У кого нет ошибок « 5», одна или две «4», у кого больше.. «3». |
Вопросы прош. Времени ( что делал?, что сделал?)
с вопросом
11 или 12 глагол «сказал» повторяется 2 раза
Пришла, придумал, срубили, отвезли, распилили, сварили, раскатали, свернули - разный род - Глаголы совершенного вида … берет, идет, отправляют - суффикс -Л - глаголы прошедшего времени изменяются по числам: ед. ч. или мн. ч. Пришла, придумал. Срубили, отвезли, распилили, сварили, раскатали, свернули
Выполняют работу самостоятельно
Выполняют взаимопроверку
| П (общеуч): осознание и произвольное построение речевого высказывания П: поиск и выделение необходимой информации
К: умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникаци П(лог): анализ объектов
|
VIII. Рефлексия деятельности Словесный беседа | 3 мин. | Скажите, пожалуйста, как тему мы проходили сегодня? - Отлично. Какие цели мы ставили на уроках?
- Реализовали ли мы их? - Молодцы. Сейчас мы с вами закончим предложение: «На уроке мне ...» - Используем такие варианты ответа как: Было трудно ... Было интересно ... Было не понятно ... Было легко … - Молодцы. Мне урок тоже понравился, Вы были активными, с удовольствием выполняли все задания и получали новые знания. |
Тема урока: «Правописание глаголов прошедшего времени». Цель: закрепить навык правильного написания глаголов прошедшего времени.
Анализируют свою работу на уроке.
| Р: анализировать собственную работу. |