II.Актуализация знаний и мотивация Словесный беседа
работа над орфограммами
фронтальный опрос
Словесный беседа | 7 мин. | - Откройте тетради, запишите число, классная работа. Ребята, посмотрите на экран. На экране представлены слова с пропущенными буквами, ваша задача списать, вставляя пропущенные буквы: (изученные словарные слова) - Не забудьте подчеркнуть орфограммы. - А сейчас возьмите в руки карандаш, посмотрите на экран, сравните, верно ли вы вставили букву. - Если слово написано верно, поставьте рядом с ним плюс, если допущена ошибка – минус. - Над какой большой темой мы работаем? - Послушайте стихотворение. Проснулся, прищурился, сел, улыбнулся. Отдёрнул, зажмурился, встал, потянулся. Взглянул, причесался, намылил, умылся. Зевнул, улыбнулся, почистил, побрился. - Чем интересно это стихотворение? -В каком времени употреблены глаголы? Докажите свое мнение. |
Записывают слова
Осуществляют взаимопроверку.
- Мы работаем над темой глагол
- Оно состоит только из глаголов. - В прошедшем, так как они отвечают на вопрос что сделал? | К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
П (общеуч): осознание и произвольное построение речевого высказывания
П (общеуч): решение рабочих задач
П(лог):построение логической цепочки |
III. Постановка учебной задачи Словесный: беседа
| 3 мин. | - Соберём уже известную информацию о глаголе. Дополните фразу…….. - глагол это ... - которая обозначает ... - отвечает на вопросы ... - назовите суффиксы глаголов неопределённой формы - в настоящем времени глагол отвечает на вопрос - в будущем времени отвечает на вопрос
- в прошедшем времени глагол отвечают на вопросы - На этом уроке мы сможем пронаблюдать за изменением глаголов прошедшего времени. - Какие цели поставим на урок? - Сегодня мы будем говорить о правописании таких глаголов. - Отлично.
|
/самостоятельная часть речи/ /действия предметов/ /что делать? что сделать?/ -ть-, -ти-, - что делаю ?,..ем,…ет,…ете, …ю - что сделаю, что сделаешь, что буду делать? что делал ,.. ла,.. ло, ..ли и т.д.
Тема урока: «Правописание глаголов прошедшего времени». Цель: закрепить навык правильного написания глаголов прошедшего времени. | Р: целеполагание |
IV. Включение в систему знаний
Словесный беседа
Практический работа над упражнением
Практический работа над упражнением
Практический самостоятельная работа | 30 мин. | Прочитайте. Со..нце ещё обл..ков (не)(за)дело, Трава (на)лугу ещё росы пила, А плотн..к проснулся и взялся (за)дело. Слыш..тся, как (за)звенела пила. Объясните, какими частями речи являются слова, которые произносятся одинаково. Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. - Объясните орфограммы. Укажите над глаголами в прошедшем времени их род, выделите окончания. - Давайте проверим.
- В слове « слышится» мы можем определить род? Почему ?
- Давайте сделаем вывод , как можно определить род глагола ? - Как можно отличить существительное от глагола ( Солнце не задело, плотник взялся за дело ) ( Трава пила, зазвенела пила) ? - Ребята, Дениска написал своему другу вот такое письмо. Вчера после школы я делать уроки. Потом я гулять с друзьями и играть в компьютер. – Правильно ли написал Дениска? – Давайте поможем ему исправить текст. – В какое время вы поставили глаголы? ДЕЛАТЬ_ – делал_ – Выделим корень и суффикс ГУЛЯТЬ_ – гулял _ ИГРАТЬ_ – играл_ – С помощью чего образуется форма прошедшего времени ? ДЕЛАТЬ_ – делал_ – Выделим основу. ГУЛЯТЬ_ – гулял _ ИГРАТЬ_ – играл - Вам надо заполнить таблицу и сделать вывод, какие изменения происходят с глаголом в прошедшем времени. Работать вы будете в парах. - Давайте повторим правила работы в парах. ( Слушаем друг друга. Не перебиваем. Говорим тихо.) Начальная форма | Мужской род ед.число | Женский род ед.число | Средний род ед. число | Множественное число | Видеть |
|
|
|
| Стоять |
|
|
|
| Работать |
|
|
|
|
- Кто сделал - жест работа выполнена. - Сверьте свои ответы с ответами на доске. Начальная форма | Мужской род ед.число | Женский род ед.число | Средний род ед. число | Множественное число | Видеть | Видел | Видела | Видело | Видели | Стоять | Стоял | Стояла | Стояло | Стояли | Работать | Работал | Работала | Работало | Работали |
Оцените свою работу . У кого нет ошибок « 5», одна или две «4», у кого больше.. «3». - Что интересного вы заметили, когда заполняли таблицу ? Что происходило с глаголом ? Как он изменялся ? А с глаголом во множественном числе произошли изменения? - Какой вывод можно сделать ? | Читают текст.
Солнце еще облаков не задело, Трава на лугу еще росы пила, А плотник проснулся и взялся за дело. Слышится, как зазвенела пила.
- глагол
Солнце ещё облаков не задело, ( что сделало ? ) не задело – это глагол, не с глаголами пишется раздельно. Задело – за - это приставка, пишем слитно. Трава на лугу ещё росы пила, На лугу – луг – это сущ. , а сущ . с предлогом пишутся раздельно. А плотник проснулся и взялся за дело. Плотник – пишем букву « И» потому , что Проснулся – ( что сделал ?) – это глагол , плотник ( он ) – м.р. проснулся – м.р. За дело – ( что ? ) дело – сущ. Сущ. С предлогом пишется раздельно. Слышится, как зазвенела пила. Слышится – пишем букву «И». Неопред. Форма ( что делать ?) – слышать. Но это глагол исключение , который относиться ко 2-му спряжению. Поэтому пишем «И». Солнце (оно) – сред. род , задело ( сред. род) Гл. пила – трава пила , трава ( она ) – ж. р , пила – ж.р. - нет - что делает « сдышится» - это настоящее время, глагол в настоящем времени по родам не изменяется. Зазвенела ( что сделала?) – это глагол , глагол с приставками пишем слитно. Зазвенела пила – пила ( она ) – ж.р. зазвенела ( ж.р ) - роду имени существительного, с которым оно связано по смыслу. - по смыслу и по вопросу
- нет
Прошедшее
Форма прошедшего времени образуется при помощи суффикса «Л»
- Ученик выделяет основу
Выполняют работу самостоятельно
Выполняют взаимопроверку
- Глагол прошедшего времени в единственном числе изменяется по родам –м.р., ж.р., ср. р. ) ( И ПО ЧИСЛАМ! - нет - Во множественном числе глаголы по родам не изменяются. | П (общеуч): осознание и произвольное построение речевого высказывания П: поиск и выделение необходимой информации
К: умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникаци П(лог): анализ объектов
|
V. Рефлексия деятельности Словесный беседа | 3 мин. | Скажите, пожалуйста, как тему мы проходили сегодня? - Отлично. Какие цели мы ставили на уроках?
- Реализовали ли мы их? - Молодцы. Сейчас мы с вами закончим предложение: «На уроке мне ...» - Используем такие варианты ответа как: Было трудно ... Было интересно ... Было не понятно ... Было легко … - Молодцы. Мне урок тоже понравился, Вы были активными, с удовольствием выполняли все задания и получали новые знания. |
Тема урока: «Правописание глаголов прошедшего времени». Цель: закрепить навык правильного написания глаголов прошедшего времени.
Анализируют свою работу на уроке.
| Р: анализировать собственную работу. |