Конспект урока по русскому языку на тему «Правописание глаголов прошедшего времени. Проверочная работа». 4 класс, УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Бондарь Александра Евгеньевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_23_04.docx32.73 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 23.04.19

ФИО учителя: Прилипухова Наталья Александровна

Школа: МБОУ СОШ № 115

ФИ студента: Бондарь Александра

Класс: 4 в

ФИО методиста: Галлиулина Н. К.

Кабинет: 214

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема: «Правописание глаголов прошедшего времени. Проверочная работа».

Цели деятельности учителя: закрепление представления учащихся о прошедшем времени глагола; навыка различать временные формы глагола и правильно их употреблять;

Планируемые результаты

Предметные:

- знать: значение выражения «глаголы прошедшего времени»;

- уметь: обосновывать своё мнение; отличать глаголы будущего времени, уметь образовывать и изменять их.

Личностные:

- проявлять интерес к новым знаниям и их закреплению;

- осознавать важность изучения русского языка;

- учиться адекватно реагировать на трудности и не делать ошибку;

- учиться адекватно оценивать свою работу и работу своих одноклассников.

Тип урока: рефлексия

Оборудование: учебник Канакина В.П. «Русский язык» 4 класс, 2 часть (УМК «Школа России»); учебная презентация; раздаточный материал. 

Этап урока, методы и приемы

Хро

нометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

1 мин.

-Здравствуйте, ребята! Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Присаживайтесь.

-Улыбнитесь мне, улыбнитесь соседу по парте. Пожелайте друг другу удачи на уроке.

- Прочитайте девиз нашего урока: «Русский язык неисчерпаемо богат и всё обогащается с быстротой поражающей».

- Как вы понимаете эти слова?

- Да наш язык богат и всё время пополняется новыми словами. Для этого нам нужно не забывать пополнять и свою речь новыми словами

Готовят рабочее место

- Читают.

- Строят предположения.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II.Актуализация знаний и мотивация

Словесный

беседа

работа над орфограммами

фронтальный опрос

Словесный

беседа

7 мин.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Ребята, посмотрите на экран. На экране представлены слова с пропущенными буквами, ваша задача списать, вставляя пропущенные буквы:

(изученные словарные слова)

- Не забудьте подчеркнуть орфограммы.

- А сейчас возьмите в руки карандаш, посмотрите на экран, сравните, верно ли вы вставили букву.

- Если слово написано верно, поставьте рядом с ним плюс, если допущена ошибка – минус.

- Над какой большой темой мы работаем?

- Послушайте стихотворение.

Проснулся, прищурился, сел, улыбнулся.

Отдёрнул, зажмурился, встал, потянулся.

Взглянул, причесался, намылил, умылся.

Зевнул, улыбнулся, почистил, побрился.

- Чем интересно это стихотворение?

-В каком времени употреблены глаголы? Докажите свое мнение.

Записывают слова

Осуществляют взаимопроверку.

- Мы работаем над темой глагол

- Оно состоит только из глаголов.

- В прошедшем, так как они отвечают на вопрос что сделал?

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П (общеуч): осознание и произвольное построение речевого высказывания

П (общеуч): решение рабочих задач

П(лог):построение логической цепочки

III. Постановка учебной задачи

Словесный:

беседа

3 мин.

-  Соберём уже известную информацию о глаголе. Дополните фразу……..

- глагол это ...

- которая обозначает ...

- отвечает на вопросы ...

- назовите суффиксы глаголов неопределённой формы

- в настоящем времени глагол отвечает на вопрос

- в будущем времени отвечает на вопрос

- в прошедшем времени глагол отвечают на вопросы

- На этом уроке мы сможем пронаблюдать за изменением глаголов прошедшего времени.

- Какие цели поставим на урок?

- Сегодня мы будем говорить о правописании таких глаголов.

- Отлично.

/самостоятельная часть речи/

/действия предметов/

/что делать? что сделать?/

-ть-, -ти-,

- что делаю ?,..ем,…ет,…ете, …ю

- что сделаю, что сделаешь, что буду делать?

что делал ,.. ла,.. ло, ..ли и т.д.

Тема урока: «Правописание глаголов прошедшего времени».

Цель: закрепить навык правильного написания глаголов прошедшего времени.

Р: целеполагание

Динамическая пауза

Практический

1 мин

- Ребята давайте разомнём наши пальцы перед тем как начнём писать.

На двери висит замок.

Кто его открыть бы смог?

Потянули!

Покрутили!

Постучали!

И – открыли!

- Сейчас я буду называть стороны право или лево ваша задача смотреть в стороны поворачиваю голову.

- А теперь одними глазами.

- Молодцы.

Повторяют движения за учителем.

Р: саморегуляция как способность к  мобилизации  силы и энергии.

IV. Включение в систему знаний

Словесный

беседа

Практический

работа над упражнением

Практический

работа над упражнением

Практический

самостоятельная работа

30 мин.

Прочитайте.

Со..нце ещё обл..ков (не)(за)дело,

Трава (на)лугу ещё росы пила,

А плотн..к проснулся и взялся (за)дело.

Слыш..тся, как (за)звенела пила.

Объясните, какими частями речи являются слова, которые произносятся одинаково.

Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.

- Объясните орфограммы.

Укажите над глаголами в прошедшем времени их род, выделите окончания.

- Давайте проверим.

- В слове « слышится» мы можем определить род?

Почему ?

- Давайте сделаем вывод , как можно определить род глагола ?

- Как можно отличить существительное от глагола

( Солнце не задело, плотник взялся за дело ) ( Трава пила, зазвенела пила) ?

- Ребята, Дениска написал своему другу вот такое письмо.

Вчера после школы я делать уроки.

Потом я гулять с друзьями и играть в компьютер.

– Правильно ли написал Дениска?

– Давайте поможем ему исправить текст.

– В какое время вы поставили глаголы?

 ДЕЛАТЬ_ – делал_ – Выделим корень и суффикс

ГУЛЯТЬ_ – гулял _

ИГРАТЬ_ – играл_

– С помощью чего образуется форма прошедшего времени ?

ДЕЛАТЬ_ – делал_ – Выделим основу.

ГУЛЯТЬ_ – гулял _

ИГРАТЬ_ – играл

- Вам надо заполнить таблицу и сделать вывод, какие изменения происходят с глаголом в прошедшем времени. Работать вы будете в парах.

- Давайте повторим правила работы в парах. ( Слушаем друг друга. Не перебиваем. Говорим тихо.)

Начальная форма

Мужской род ед.число

Женский род ед.число

Средний род ед. число

Множественное число

Видеть

Стоять

Работать

- Кто сделал - жест работа выполнена.

- Сверьте свои ответы с ответами на доске.

Начальная форма

Мужской род ед.число

Женский род ед.число

Средний род ед. число

Множественное число

Видеть

Видел

Видела

Видело

Видели

Стоять

Стоял

Стояла

Стояло

Стояли

Работать

Работал

Работала

Работало

Работали

Оцените свою работу . У кого нет ошибок « 5», одна или две «4», у кого больше.. «3».

- Что интересного вы заметили, когда заполняли таблицу ? Что происходило с глаголом ? Как он изменялся ?

А с глаголом во множественном числе произошли изменения? 

- Какой вывод можно сделать ?

Читают текст.

Солнце еще облаков не задело,

Трава на лугу еще росы пила,

А плотник проснулся и взялся за дело.

Слышится, как зазвенела пила.

- глагол

Солнце ещё облаков не задело,

( что сделало ? ) не задело – это глагол, не с глаголами пишется раздельно.

Задело – за - это приставка, пишем слитно.

Трава на лугу ещё росы пила,

На лугу – луг – это сущ. , а сущ . с предлогом пишутся раздельно.

А плотник проснулся и взялся за дело.

Плотник – пишем букву « И» потому , что

Проснулся – ( что сделал ?) – это глагол , плотник ( он ) – м.р. проснулся – м.р.

За дело – ( что ? ) дело – сущ. Сущ. С предлогом пишется раздельно.

Слышится, как зазвенела пила.

Слышится – пишем букву «И». Неопред. Форма ( что делать ?) – слышать. Но это глагол исключение , который относиться ко 2-му спряжению. Поэтому пишем «И».

Солнце (оно) – сред. род , задело ( сред. род)

Гл. пила – трава пила , трава ( она ) – ж. р , пила – ж.р.

- нет

- что делает « сдышится» - это настоящее время, глагол в настоящем времени по родам не изменяется.

Зазвенела ( что сделала?) – это глагол , глагол с приставками пишем слитно.

Зазвенела пила – пила ( она ) – ж.р. зазвенела ( ж.р )

 -  роду имени существительного, с которым оно связано по смыслу.

- по смыслу и по вопросу

- нет

Прошедшее

Форма прошедшего времени образуется при помощи суффикса «Л»

- Ученик выделяет основу

Выполняют работу самостоятельно

Выполняют взаимопроверку

- Глагол прошедшего времени в единственном числе изменяется по родам –м.р., ж.р., ср. р. ) ( И ПО ЧИСЛАМ!

- нет

- Во множественном числе глаголы по родам не изменяются.

П (общеуч): осознание и произвольное построение речевого высказывания

П: поиск и выделение необходимой информации

К: умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникаци

П(лог): анализ объектов

V. Рефлексия деятельности

Словесный

беседа

3 мин.

Скажите, пожалуйста, как тему мы проходили сегодня?

- Отлично. Какие цели мы ставили на уроках?

- Реализовали ли мы их?

- Молодцы. Сейчас мы с вами закончим предложение: «На уроке мне ...»

- Используем такие варианты ответа как:

Было трудно ...                              

Было интересно ...

Было не понятно ...                      

Было легко …

- Молодцы. Мне урок тоже понравился,  Вы были активными, с удовольствием выполняли все задания и получали новые знания.

Тема урока: «Правописание глаголов прошедшего времени».

Цель: закрепить навык правильного написания глаголов прошедшего времени.

Анализируют свою работу на уроке.

Р: анализировать собственную работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку по теме "Изменение глаголов прошедшего времени"

Вашему вниманию предлагается разработка конспекта урока по русскому языку по теме "Изменение глаголов прошедшего времени"...

Конспект урока по русскому языку на тему "Изменение глаголов по временам и числам" (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: закрепление умения изменять глаголы по временам и числам.Планируемые результатыПредметные:- знать: как изменяются глаголы по временам и числа;- уметь: изменять глаголы по вр...

Конспект урока по русскому языку на тему "Изменение глаголов по временам" (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование умения изменять глаголы по временам; развитие орфографического навыка.Планируемые результатыПредметные:- знать: как изменяются глаголы по временам; особенности ...

Конспект урока по русскому языку на тему «Правописание глаголов в прошедшем времени», 4 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: закрепление и систематизация знаний обучающихся о глаголах в прошедшем времени; развитие умения правильного написания родовых окончаний глаголов в прошедшем времени.Планируе...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание глаголов прошедшего времени", 4 кл., УМК "Школа России"

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: создание условий для совершенствования умения образовывать глаголы прошедшего времени, грамотно писать окончания глаголов прошедшего врем...