Конспект урока по русскому языку на тему «Правописание глаголов прошедшего времени» 4 класс, УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Бондарь Александра Евгеньевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_22_04.docx79.72 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 22.04.2019 г.                                                                                      ФИО учителя: Прилипухова Наталья Александровна

Школа: МБОУ СОШ № 115                                                                                  ФИ студента: Бондарь Александра

Класс: 4 в                                                                                                                       ФИО методиста: Галлиулина Н. К.              

Кабинет: 214                                                                

Конспект урока по русскому языку

Тема урока: «Правописание глаголов прошедшего времени»

Цели деятельности учителя: расширение представления учащихся о прошедшем времени глагола; развитие навыка различать временные формы глагола и правильно их употреблять;

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знать значение выражения «глаголы прошедшего времени»;
  • Уметь обосновывать своё мнение; отличать глаголы будущего времени, уметь образовывать и изменять их.

Личностные:

  • способствовать развитию интереса к письму, формированию мотивационной основы учебной деятельности;
  • проводить самооценку своих действий;
  • развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Оборудование: учебник  Канакина В.П. «Русский язык» 4 класс, 2 часть (УМК «Школа России»); учебная презентация; раздаточный материал.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя.

13:20 – 13:22

- Здравствуйте, ребята!

- Давайте встанем ровно, выпрямим спинки, улыбнемся друг другу.

- Садитесь.

- Посмотрите на слайд. Кто прочитает нам цитату?

- Как вы понимаете это высказывание?

- Отлично, молодцы.

Приветствовать учителя.

- «Язык всем знаниям и всей природе ключ» Г. Р. Державин.

- Без языка человек не сможет назвать окружающие его предметы и компоненты мира, природы, общества. И лишь дав каждому из них описание, определив его свойства при помощи языка, мы сможем познать и изменить мир.

Р.: выработать  учебную  мотивацию, устанавливать  связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

II.Актуализация знаний и мотивация

Словесный: диалог.

Практический: работа в тетради.

13:22 – 13:27

- Откройте свои тетради, запишите число и «Классная работа».

- Ребята, посмотрите на экран. На экране представлены слова с пропущенными буквами, ваша задача списать, вставляя пропущенные буквы:

- Не забудьте подчеркнуть орфограммы.

- А сейчас возьмите в руки карандаш, посмотрите на экран, сравните, верно ли вы вставили букву.

- Если слово написано верно, поставьте рядом с ним плюс, если допущена ошибка – минус.

 - Ребята, скажите, с какими трудностями вы столкнулись при написании этих слов?

- Это словарные слова, их написание нельзя проверить, поэтому их нужно запомнить.

 - Отгадайте загадку. О какой части речи в ней говорится?

«Что без меня предметы?

Лишь названья.

Но я приду – всё

В действие придёт:

Летит ракета,

Люди строят зданья,

 И рожь в колосьях расцветёт».

- Как догадались?

- Что такое глагол?

- Как изменяется глагол?

 

-.Валенки, капитан, морковь, картина, октябрь, солома, столица, топор, север, фонтан

- Со словами, у которых нет проверочных слов, поэтому было трудно определить, кукую букву нужно писать.

- глагол

- Самостоятельная часть речи, отвечающая на вопросы что делать? Что сделать?, обозначающая действие или состояние предмета.

- Глаголы изменяются по временам, числам и лицам.

Р.: выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

П.: структурирование знаний.

III.Постановка учебной задачи

Словесный: диалог.

13:27 – 13:29

- Перед вами глаголы (Пить, рисует, посмотрел, смеётся)

какой глагол здесь лишний?

почему?

Как вы думаете, вопрос «что сделал?» это вопрос какого времени?

Какова же тема нашего урока?

Поставим цели на урок.

-посмотрел

отвечает на вопрос «что сделал?»

- прошедшег

- Тема нашего урока: «Правописание глаголов прошедшего времени».

- Цели: узнать, как пишутся глаголы прошедшего времени.

П.: рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.

Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

IV.Открытие нового знания

Практический: работа с книгой.

Словесный: диалог.

Практический: работа в карточках.

13:29 – 13:33

Сколько времён у глагола? Назовите.

- Как определяем время у глаголов?

Прочитайте слова, чем они похожи?

Красил красила красило красили

Читал читала читало читали

Играл играла играло играли

- Докажите

Какую одинаковую часть слова имеют глаголы в прошедшем времени?

Выделите суффиксы в этих словах.

-Как отличить глагол в прошедшем времени от глагола в настоящем и будущем времени?

 Вернемся к глаголам

Красил красила красило красили

Читал читала читало читали

Играл играла играло играли

- Почему эти глаголы записаны в разные столбики? Чем они отличаются?

-Сравним наш вывод с выводом в книге.

С.110. Рассмотрите таблицу.

Правильно ли вы назвали окончания глаголов прошедшего времени?  

Поставьте вопросы к глаголам.

Сравните окончания глаголов и вопросов.

Какой вывод можно сделать?

Запишите по 2 глагола прошедшего времени по родам.

- Предлагаю работу по учебнику (в паре)  стр. 110, упр.231

-с чего начнём работу?

-прочитайте задание

-что нужно сделать?

Прочитать таблицу.

Поставить вопрос к каждому глаголу.

Сравнить окончания в вопросах и глаголах.

-Работаем по заданию

-Проверяем.

-Почему глаголы изменили свои окончания?

-Какие родовые окончания имеют глаголы прошедшего времени?

-В каком числе глаголы прошедшего времени изменяются по родам?

- Работаем по учебнику   упр.232

-Прочитайте задание

-рассмотрите образец.

- теперь образуйте формы прошедшего времени самостоятельно.

Обобщение.

Проверка по образцу.

- Чему вы учились, выполняя  это задание?                

-Как образуются глаголы прошедшего времени?

-Прочитайте информацию  «Обратите внимание!»

-Что интересного узнали?

рассказывают правила

глаголы --- глаголы в прош. Времени

 отвечают на вопросы. и обозначают действия, которые уже произошли

- суффикс л

- Суффиксом прошедшего времени и смыслом

В первом столбике у глаголов нулевое окончание- оно указывает на мужской род глаголов прош времени.

Во втором столбике окончание –а указывает на глаголы женского рода

-В третьем столбике окончание у глаголов- о указывает на глаголы -среднего рода

В четвертом столбике у глаголов окончание -и глаголы отвечают на вопросы что делали? – они стоят во множественном числе . У глаголов во множественном числе род не определяется

Определяют задание

Задают специальные вопросы

 - в прошедшем времени глаголы изменяются по родам в единственном числе

- глаголы в каждом роде имеют свои окончания

глаголов нулевое окончание- оно указывает на мужской род глаголов прош времени.

окончание –а указывает на глаголы женского рода

окончание у глаголов- о указывает на глаголы -среднего рода

- от глагола неопределённой формы)  ть-л

- суффикс «л» образует форму прошедшего времени глагола, но в основу слова не входит

Р.: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.

П.: поиск и выделение необходимой информации.

V.Первичное закрепление во внешней речи

Практический: работа с книгой.

Словесный: диалог.

13:33 – 13:43

- Прочитайте предложения на доске.

Наступила весна. Заголубело небо. Весеннее солнце светит ярко. Подул легкий ветерок. На проталинах зазеленела нежная травка. На пашне раздался шум тракторов. Весело шумит лесной ручей. Совсем скоро прилетят перелётные птицы.

-Из предложений выпишите в тетрадь глаголы в прошедшем времени.

Выделить суффикс – л.

Взаимопроверка. Поменяйтесь тетрадями , проверим. Кто не ошибся?

-Какие глаголы остались, не выписаны? Почему?

Прочитайте следующее задание.

Вода с гор потекла - весну принесла.

Двери отворили, а нас не пустили. .

Нашёл, да не объявил-всё равно что утаил.

Как понимаете?

Спишите, выделите у глаголов прошедшего времени приставки, окончания, надпишите род.

- У каких глаголов не определить род? Почему?

Выписывают слова в тетрадь.

Выделяют суффикс прошедшего времени

Светит , шумит, прилетят.

- в прошедшем времени глаголы изменяются по родам в единственном числе

- глаголы в каждом роде имеют свои окончания

глаголов нулевое окончание- оно указывает на мужской род глаголов прош времени.

окончание –а указывает на глаголы женского рода

окончание у глаголов- о указывает на глаголы -среднего рода

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Р.: выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества.

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный: слово учителя.

Практический: работа с карточками.

13:43 – 13:49

Запишите глаголы в три столбика  по временам.

Играл, бегает, погладишь, взойдет, отремонтировал, вышиваем, снимал, поднялось, скиснет, наберут, снимете, улыбнется.

прошедшее время

Настоящее время

Будущее время

играл

бегает

взойдёт

отремонтировал

погладишь

скиснет

снимал

вышиваем

наберут

поднялось

снимете

улыбнется

- Молодцы. Сейчас обменяйтесь со своим соседом. Мы с вами проверим ваши работы.

Сверьте со слайдом и поставьте либо «+», либо «-».

- Проверим второе задание. По порядку будет зачитывать и ставить плюсы или минусы.

- Молодцы. Сейчас передайте работы на первую парту.

Слушают задание.

Выполняют задание

Осуществляют проверку

Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

П.: структурирование знаний.

VII.Включение в систему знаний

Словесный: беседа.

Практический: работа с книгой.

Словесный: беседа.

13:49 – 13:58

- теперь выполним задания по группам.

- Прочитайте.

Шуршала, выглянуло, лежал, пришла, пробежал, заблестело, налетела, росла, стояло, сидела, сверкало, выглянул, расцвели, стоял, подняла, упало, уснул, спрятало, подул.

Задание 1 группе -подчеркнуть глаголы в прошедшем времени женского рода,

2 группе - подчеркнуть глаголы в прошедшем времени мужского рода,

3 группе - глаголы в прошедшем времени среднего рода.

4 группе - глаголы в прошедшем времени женского рода,

- Вопрос все ли слова были выбраны?

Почему оно лишнее?

Составьте с ним предложение, связанное с весной.

- А теперь из этих слов составьте предложение.

Расцвели, в, желтые, у, палисаднике, бабушки, крокусы

- Кто знает, что такое крокусы?

Запись и полный разбор предложения.

- По каким признакам можно распознать глаголы прошедшего времени?

Какой суффикс имеют глаголы в форме прошедшего времени?

 

Выполняют задание

Нет

Расцвели

этот глагол стоит во мн. Числе

Работа над деформированным предложением.

В палисаднике у бабушки расцвели жёлтые крокусы

1 ученик у доски

- суффикс «л» образует форму прошедшего времени глагола, но в основу слова не входит

Р.: контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

П.: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

VIII.Рефлексия деятельности

Словесный: беседа.

13:58 – 14:00

- Скажите, пожалуйста, как тему мы проходили сегодня?

- Отлично. Какие цели мы ставили на уроках?

- Реализовали ли мы их?

- Молодцы. Сейчас мы с вами закончим предложение: «На уроке мне ...»

- Используем такие варианты ответа как:

Было трудно ...                              

Было интересно ...

Было не понятно ...                      

Было легко …

- Молодцы. Мне урок тоже понравился,  Вы были активными, с удовольствием выполняли все задания и получали новые знания.

- Запишите, пожалуйста, домашнее задание. Проспрягайте глаголы: говорить, плавать и учить по числам и лицам.

- Тема нашего урока: «Правописание глаголов прошедшего времени».

- Цели: узнать, как пишутся глаголы прошедшего времени.

- Все цели мы реализовали.

Анализировать свою работу на уроке.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

П.: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку по теме "Изменение глаголов прошедшего времени"

Вашему вниманию предлагается разработка конспекта урока по русскому языку по теме "Изменение глаголов прошедшего времени"...

Конспект урока по русскому языку на тему "Изменение глаголов по временам и числам" (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: закрепление умения изменять глаголы по временам и числам.Планируемые результатыПредметные:- знать: как изменяются глаголы по временам и числа;- уметь: изменять глаголы по вр...

Конспект урока по русскому языку на тему "Изменение глаголов по временам" (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование умения изменять глаголы по временам; развитие орфографического навыка.Планируемые результатыПредметные:- знать: как изменяются глаголы по временам; особенности ...

Конспект урока по русскому языку на тему «Правописание глаголов в прошедшем времени», 4 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: закрепление и систематизация знаний обучающихся о глаголах в прошедшем времени; развитие умения правильного написания родовых окончаний глаголов в прошедшем времени.Планируе...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание глаголов прошедшего времени", 4 кл., УМК "Школа России"

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: создание условий для совершенствования умения образовывать глаголы прошедшего времени, грамотно писать окончания глаголов прошедшего врем...